Глава 11. Инструкции по автоматизации бизнеса

Содержание

11.1. Пельменные проблемы
11.2. Источники информации о бизнесе
11.3. Этапы автоматизации бизнеса
11.4. Информационное обследование
11.5. Обзор прикладных программ
11.6. Выбор прикладных программ и платформы

В главе использована работа [MIND03].

 

Я с охотою взялся бы выкупить ваши долги, но срок оным векселям, по словам вашим, два года, а следующие вам 24800 рублей обязан я выплатить в течение 4 лет. Я никак не в состоянии, по причине дурных оборотов, заплатить вдруг 25 тыс. Все, что могу за ваши 25 тысяч, вексель выдать, 20 с вычетом 10 проц. за год - т.е. 18 тысяч рублей…

 
 --А.С. Пушкин. Из письма В.С. Огонь-Догановскому

11.1. Пельменные проблемы

«Пельмень» - небольшая торговая компания, специализирующаяся на поставках оборудования для производства пельменей, которые благодаря разнообразию начинок можно производить в течение всего года, что обеспечивает широкий ассортимент и относительно стабильный спрос на продукцию.

- Опять! - сказал директор, повесив телефонную трубку. Бухгалтер взглянула на него, оторвавшись от бумаг:

- В чем дело?

- Еще один клиент жалуется, что не получил своего заказа. Если так будет продолжаться и дальше, мы вылетим из дела.

- Мы просто слишком быстро растем, - ответила бухгалтер. - Давай поговорим со специалистом по информационным технологиям, может быть, мы сумеем создать систему, которая поможет нам управиться со всем этим.

Директор набрал телефонный номер знакомого программиста:

- Привет, у нас тут проблема, мы столкнулись с серьезным риском потерять клиентов. Совершенно очевидно, что требуется информационная система по обработке заказов.

- Установить ту или иную программу не проблема. Однако это часто не дает нужного эффекта: бизнес не только не поднимается, но и еще более опускается в долговую яму, - быстро ответил компьютерщик.

- Постой, как это понимать?

- Понимаешь, система автоматизации - не панацея, она не способна решать проблемы на уровне вашего пельменного бизнеса.

- Ты хочешь сказать, что проблему надо решать средствами бизнеса? Тогда, может, создать новое направление, ну, например, перспективных рынков? - спросил директор.

- Конечно, можно пойти по этому пути. Но часто такие организационные меры лишь замедляют негативные тенденции.

- Что делать? И программы не то, и новый отдел не то. Что же делать? - горячился директор.

- Вспомни университетские лекции: «Каждое предприятие представляет собой совокупность бизнес-процессов, образующих сложную бизнес-систему, опирающуюся на определенную организационно-управленчеcкую структуру, которая функционирует во имя достижения определенных целей и может иметь различные направления деятельности».

- У нас такого не было!

- Это одна структура - организационно-управленчеcкая. Есть и другая структура. Деятельность предприятия, притом любого, это сложные внутренние и внешние взаимосвязи, порождающие соответствующие информационные потоки…

- И что! - перебил директор.

- …И для управления этими потоками необходима еще одна структура, также являющаяся опорой предприятия - совокупность технических средств и информационных технологий, с помощью которых осуществляется автоматизация.

- Не понял.

- Эти две структуры тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Их взаимосвязь можно сравнить с живым организмом. Если занедужит одна его часть, снизится общая работоспособность.

- То есть надо менять все?! - изумился директор.

- Те, кто не понимает смысла взаимосвязей и пытается несогласованно по времени и целям решать вопросы реорганизации бизнеса и автоматизации, терпят крах.

- Пока я понял, что сначала надо подумать.

- И притом широко: и по программам, и по бизнесу.

- Комплексно, ты хочешь сказать.

- Да. И еще, специалисты по автоматизации считают, что мы не должны отвечать за успешное ведение бизнеса. Риск все равно остается на менеджерах.

- Тогда зачем все это надо?

- Зачем? Можно сказать, что информационная система предприятия представляет собой подобие той части нервной системы человека, которая отвечает за управление отдельными органами и частями тела на рефлекторном, бессознательном уровне.

- Тогда я кто? Голова предприятия?

- Конечно, ты голова. А современное предприятие - большой, сложный организм, у которого очень много частей и они взаимодействуют по каким-то правилам. Правила существуют в любом случае - сформулированы они в явном виде или нет. Задача при разработке информационной системы - правильно запрограммировать эти правила.

- А если эти правила программист не понял или они вообще неполны, непонятны?

- Тогда автоматизация ничего не даст.

- Короче. Подъезжай к нам. Составим договор как первый шаг. Иначе так мы будем говорить долго.

- Ладненько. И почитай книжки по менеджменту, а то, наверное, после универа и не открывал их.