Глава 27. Лабораторная работа «Автоматизация взаимоотношений с клиентами в среде Quick Sales»

Содержание

27.1. До внедрения CRM
27.2. Основные понятия
27.3. Основные понятия Quick Sales
27.4. Установка
27.5. Карточка клиента
27.6. Поиск карточек клиентов
27.7. Новая сделка
27.8. Детальное планирование сделки
27.9. Календарь
27.10. Отметка о выполнении
27.11. Переход на новый этап
27.12. Включение в сделку товаров
27.13. Регистрация оплаты
27.14. Завершение сделки
27.15. Анализ эффективности мероприятий
27.16. Контроль деятельности сотрудников
27.17. После внедрения CRM
 


Все кончено: меж нами связи нет.
В последний раз обняв твои колени,
Произносил я горестные пени.
Всё кончено - я слышу твой ответ.

 
 --А.С. Пушкин.

27.1. До внедрения CRM

- Теперь, расскажи, как «Пельмень» работает с клиентами, - попросил программист директора [http://www.crmonline.ru]

- Наши менеджеры по продажам ведут записи о клиентах индивидуально, например, записывая их в записной книжке, иногда в файле. Переписка с клиентами по электронной почте хранится только в почтовом ящике менеджера н а мэйл ру, - ответил директор.

- Кстати, раз письма хранятся на бесплатном сервере мэйл ру, то они могут пропасть или быть стерты. В результате невозможно восстановить историю работы с клиентом, нет контроля за менеджером. Кстати, что бывает, когда менеджер увольняется? - спросил программист.

- Конечно, информацию о клиенте и самого клиента менеджеры считают своей собственностью, стараются утаить ее. И еще бывает, что при увольнении они уводят клиентов с собой, не оставляя подробной информации о клиенте и его особенностях.

- Что со служебной дисциплиной?

- Менеджеры нередко забывают перезвонить клиенту или отослать необходимую информацию. Им лень бороться за каждую сделку, а выбирают те сделки, которые принесут большую выгоду именно им, а не компании.

- Получается, что компания зависит от личности менеджеров. И сложно строить прогнозы о будущих продажах, нет информации о причинах подъема и падения уровня продаж, - заключил программист. - А взятки берут?

- Уровень скидок устанавливается каждым менеджером произвольно, что может уменьшать возможную прибыль фирмы. Не могу исключить и использование служебного положения для получения взяток за снижение цены, - сказал директор.

- А если менеджер заболел?

- При отсутствии менеджера на рабочем месте получить информацию о клиенте и сделках с ним практически невозможно. Бывает, что и сделки срываются.

- Специализация у менеджеров есть?

- Все менеджеры от практикантки до меня тратят много времени на рутинные операции дозвона до клиента, составления отчетов, выполнения рассылок писем, электронных сообщений, факсов, - ответил, мрачнея, директор.

- Общий архив в компании есть?

- Пока у нас отсутствует общая база знаний о продаваемом товаре, его особенностях и преимуществах. Каждый менеджер заново создает и обновляет свою собственную базу данных по товарам и их характеристикам, на что тратится много времени. Любой новый менеджер вынужден создавать базу заново.

- Как насчет секретных папок о клиентах?

- А зачем они? - удивился директор.

- Значит, нет. Получается, что иерархия отношений в руководстве клиента, порядок прохождения решений нигде не фиксируется и не хранится, что затрудняет повторные продажи тому же клиенту. Любимчики у тебя, наверное есть? - спросил ИТ-специалист.

- Не знаю. Я как-то не думал.

- Вот-вот. Так как невозможно установить единые правила оплаты и поощрения работы менеджеров, поэтому в компании появляются любимчики, невыгодные клиенты отдаются молодым менеджерам, которые не могут в этой ситуации выполнить план и увольняются.

- Что-то невесело, - вздохнул директор.

- То ли еще будет. Когда в отделе продаж господствует принцип «каждый за себя», в коллективе складывается нездоровая моральная атмосфера, что не способствует взаимовыручке и разделению знаний. Сбыт компании становится более неустойчивым, и объем продаж растет медленными темпами. Лояльность клиентов достигается снижением маржи и откатами, что приводит к уменьшению нормы прибыли. Желание снизить издержки сокращением уровня оплаты приводит к текучке кадров и снижению их профессионального уровня. Все это, вместе взятое, ведет к потере конкурентоспособности бизнеса, - подвел разговор программист.