Эффективная учеба

электронный учебно-методический комплекс

Тема 9. Формы и методы
извлечения записей

1. Карточный способ накопления, регистрации и обработки записей

2. Выписки -это наиболее простой вид записи

3. Планы

4. Тезисы

5. Конспекты, что это такое?

Практическое занятие


Нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Помните, что говорил Д.И.Менделеев по этому поводу? "Найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад".

1. Карточный способ накопления,
регистрации и обработки записей

Каждый хорошо знаком с таким видом умственной работы как записи, однако далеко не все делают их правильно. Так, нередко записи ведутся в тетрадях, используется та и другая сторона листов. Конечно, использовать при записи обе стороны листа экономно, но пользоваться такими записями неудобно. Представьте себе, что на одной стороне листа у вас цитата, которую следует использовать в начале доклада, а то, что написано на обратной стороне, цитируется в середине доклада. Как в данном случае поступить? Придется одну из цитат переписать, т.е. проделать дополнительную работу. Или вы хотите прокомментировать написанное, записать какие-то свои мысли. Где это сделать, если обе стороны листа исписаны? Так что следует согласиться с тем, что записки надо делать только на одной стороне. Это, во-первых. Во-вторых, записки из одной книги или журнальной статьи часто требуют новой группировки, добавления материалов, замены. Это тем более касается записей, сделанных из нескольких книг, журналов, газет на заданную тему. Такие записки уже по своему назначению должны быть особо подвижными, емкими, "тасующимися". Поэтому записки нужно стараться составлять в такой гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо принципу. И, конечно же, способы изменения и пополнения содержания массива записок следует использовать наиболее рациональные, т.е. такие, которые не приведут к ломке текста или к частым его переписываниям.

Здесь можно рекомендовать несколько способов: занося в тетрадь запись, следует отступать от предыдущей или, оставляя широкие поля (графы), записывать на них дополнительно полученные сведения. Однако расширить и углубить сведения, взятые из одного источника, обильными данными, почерпнутыми из других книг, в тетради трудно. Можно, правда, записать дополнения из ряда источников на любые свободные страницы и связать родственные записи с помощью ссылочных номеров. Можно завести листок с названиями тем и номерами страниц, на которых находятся нужные тексты. На таком листке могут быть и номера самих записок. Но куда рациональнее карточки: тогда для каждой записки используют свой отдельный листок-карточку. Наиболее всеобъемлющим и рациональным является именно этот, так называемый карточный способ накопления, регистрации и обработки записей. Целый ряд приемов и способов работы с книгой, как легко догадаться, основан на использовании для записей карточек.

Под карточками для выписок подразумеваются листки бумаги форматом приблизительно 150×200 мм - половина обычного машинописного листа. Емкость карточек можно увеличить, удваивая, утраивая их по высоте и складывая "гармошкой" (чтобы получить указанный выше формат). Правда, чаще для продолжения записи используют последовательно несколько карточек, нумеруя их по порядку, изредка скрепляя между собой.

Каково же при большом объеме работы преимущество использования записи-карточки? Будучи удобной в работе, она дает возможность:

  1. Легко работать над многими источниками (ознакомительное чтение, выборки, сопоставление ряда источников, реферирование, рецензирование.)
  2. Брать выдержки из источников (сделанные от руки, прямым фотографированием, ксерокопированием).
  3. Ускорить работу над темой при любых новых обращениях к источнику (для ссылок и уточнений).
  4. Сделать классификацию и сортировку накопленных выписок менее трудоемкими операциями.
  5. Фиксировать этапы работы над источниками.

Для того чтобы карточками было удобно пользоваться, надо правильно их оформлять. Желательно, чтобы они были одинакового размера. На каждой карточке делают не более одной записи. В верхней части карточки следует указать тему, к которой относится запись, а в нижней - подробно и в определенной последовательности записывать "выходные данные" источника, т.е. фамилию и инициалы автора, название книги, место и год издания, страницы. На это следует обратить особое внимание. Нередко не считают обязательным указывать, откуда выписан данный материал, кто автор выписанного текста. Такие записи трудно, а порой невозможно использовать в дальнейшей работе: забывается источник материала и в случае необходимости нельзя уточнить текст, в таком виде невозможно классифицировать собранный материал. Так, некоторые по неопытности, начиная работать, забывают отмечать, откуда, из какого источника добыто сведение. Пока дело касается мелочей, противоречия не чувствуются. Но как только дело доходит до характеристики происходящего, оценки событий, весь собранный таким образом материал встает дыбом. Получается пять-шесть оценок одного и того же события, пять взаимоисключающих друг друга сообщений о данном событии, документе, историческом лице и т.п. Материалы разные и авторы тоже неодинаковые, с различными позициями и точками зрения. Здесь требуется чрезвычайная осторожность в обращении с фактами. Этой осторожности как раз часто и не хватает у начинающих исследователей. В результате набирается материал очень разноречивый, которому уже нельзя верить. Поэтому всегда полезно давать ссылки на источники (например, на страницу книги, абзац и даже строку). Не менее важно записывать порядковый номер издания и названия издательства. Эти данные потребуются для уточнения и проверки подлинного смысла и значения цитат и их звучания в контексте. Они могут оказаться полезными и в случае продолжения ранее начатой работы над темой. Невнимание к точным ссылкам на источники может привести к срыву всей работы.

Рассматривать записки, оценивая в совокупности их содержание, если они занимают не всю площадь карточек, например всего одну - две строки, трудно. И начинает читатель упрекать себя: почему он не делал записи подряд в тетради. Между тем выход из положения прост. Достаточно наложить карточки одну на другую, закрыв, таким образом, пустоты. Расположив в нужном порядке карточки, читатель сможет закрепить их, если потребуется, на длинном куске картона сбоку канцелярскими скрепками. Если взятые для работы выписки читатель не планирует вновь разбросать по местам (например, по авторам, по записям из отдельных книг), то вместо скрепок применяют клей.

  • Как быстро фиксировать материал впрок?
(Записывание без записывания)

Некоторые студенты, изучая литературу, записывают подряд все, что покажется интересным. Они тратят на это много времени, а в результате записанный материал остается почти неиспользованным, так как не имеет непосредственного отношения к теме. Поэтому записками не стоит увлекаться.

Если вы полностью не уверены в надобности какого-либо материала, то лучше не записывать все подряд, а прибегнуть к способу записывания интересного материала без его записывания.

Этот способ можно применять довольно часто, особенно в тех случаях, когда материал фиксируют впрок, полагая, что он может быть использован в дальнейшем. А когда уверенности в такой надобности нет? Скажем, журналист-международник нашел в газете одной страны интересные сведения о другой. В командировке у него не было времени, чтобы выписать или отксерокопировать случайно найденный материал. Да и потребуются ли эти сведения когда-нибудь? В подобных случаях заводят карточку, на которой упоминают содержание материала и указывают страницу и выходные данные литературного источника, например, газеты. На чистой карточке сверху записывают формулировку темы выписки - ее заголовок. В центре листка оставляют место для текстовой выписки, которую можно будет сделать позже, спустя некоторое время, при появлении необходимости. Придет время, материал может понадобиться. Зная его точные координаты, вы без труда найдете его и выпишите.

  • Систематизация, накопление и хранение карточек с записями.

Если вы работаете не один год, выписок может накопиться великое множество. И тогда специально заниматься организацией собранного безо всякой системы материала труднее, чем правильно организовать записи с самого начала.

Их надо систематизировать по какому-либо принципу (например, по авторам, по записям из отдельных книг или по тематическому признаку) и хранить в соответствующих папках, конвертах или коробках.

Записи бывают следующих видов - выписки; планы; тезисы; конспекты.

2. Выписки -это наиболее простой вид записи

Умение делать выписки - основа работы над любой книгой - учебной, научной, справочной, художественной, ценнейшее орудие умственного труда. Выписки помогают собрать огромный материал, объять факты, проанализировать мнения, выявить противоречия. Толковый словарь объясняет понятие выписок так: "Выписать, значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки" . (Заметьте: "выборка" от слова "выбрать".) Сложность выписывания как раз и состоит в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких источников. Из книг и журналов выписывают отдельные мысли, положения, факты, цифровой и другой фактический или иллюстративный материал.

Метод выписок из литературы был известен уже в глубочайшей древности. Трудно назвать и современного ученого, писателя, который в своей деятельности не использовал бы выписок. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными лишь впоследствии.

  • Виды выписок.

Выписки бывают, пожалуй, двух родов. К первым относятся выписки из "чужих" книг и статей. Ко вторым - ваши собственные материалы (дневники, записные книжки, публикации, данные эксперимента).

Выписки могут быть дословными (цитаты) или свободными - мысли автора читатель излагает самостоятельно. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места из классических произведений лучше всегда приводить дословно.

Записывая цитаты, нужно заключать их в кавычки, оберегать текст от искажений. Но если, например, в тетради сделаны выписки из одного и того же произведения, то кавычки подле каждой цитаты можно и не ставить. Правда, в этом случае все свои мысли надо излагать лишь на полях тетради, строго отделяя от цитируемого текста.

Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой первоначальный смысл, нередко приобретая новый. Поэтому, записывая текст цитаты, старайтесь не обрывать мыслей автора.

  • Выписывать лишь после того, как книга прочитана целиком.

При работе с книгой делать выписки полезно лишь после того, как она целиком прочитана, так как легче увидеть произведение в целом и сделать выбор нужного, уточнить, какие места текста следует выписать.

Во время повторного чтения текст читают бегло, выборочно, сосредоточивая внимание преимущественно на разделах текста, отмеченных с помощью разных приемов еще при первом ознакомлении. При этом надобность в выписывании некоторых мест может отпасть. Остальные при повторном вдумчивом чтении текста получат новое освещение, более четкую и компактную формулировку. Кроме того, легче будет объединять выписки, прорабатывая сразу несколько книг или статей при изучении общей темы.

Однако пришедшие в голову удачные формулировки и выбранные цитаты, отражающие существо излагаемого вопроса, было бы непростительно "держать" в памяти до окончания чтения. Поэтому записывайте их тотчас же.

  • Всегда ли целесообразны записи в форме выписки?

Выписки порой не претендуют на сколько-нибудь полное отражение содержания всей книги, и этим они отличаются от конспектов, тезисов и подробных планов. Вспомните, как при прочтении книги, вы делали из нее всего одну - две выдержки. Конечно, по таким записям не получишь представления о книге в целом. Но от выписок часто этого и не требуется. В отличие от конспектов, тезисов, выписки могут носит отрывочный, не систематический характер. Поэтому организовать творческую работу, проанализировать и освоить источники помогут и другие, более сложные типы записей - планы, конспекты и тезисы.

3. Планы

  • Что такое план, его виды.

План - это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. По образному выражению, - это "скелет произведения". Примером плана, правда, очень общего, отмечающего лишь разделы, является обычное оглавление книги. Проглядывая его, не читая самой книги, можно получить представление о ее содержании и схеме построения. План как форма записи, обычно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги.

  • Достоинства записи в виде плана.

Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда. Она способствует развитию навыков четкого формулирования мыслей и умения вести другие виды записей. Удачно составленный план прочитанной книги, говорит в конечном итоге об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания. Вот ряд достоинств, которые выдвигают план, наряду с конспектами и тезисами, во вполне независимую, самостоятельную форму записи:

  • План - это самая короткая запись.

    Именно благодаря этому, план легко переделывать, совершенствовать как по существу, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета.

  • План отражает последовательность изложения и обобщает.

    Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой и легко обозримой форме отразить последовательность содержания материала. Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения. В этой записи есть уже элементы обобщения, которые могут быть наиболее развиты в тезисах и конспектах.

  • Восстанавливает в памяти содержание источника.

    План, составляемый в процессе чтения, помогает легче уяснить содержание прочитанного, способствует ускоренной проработке материала. Он позволяет воспроизвести в памяти когда-то прочитанные источники, при этом он напоминает лишь самое главное и существенное.

  • Заменяет конспекты и тезисы.

    Иногда подробно составленный план может заменить такие виды записей, как конспекты и тезисы. При хорошем владении материалом бывает, что в работе можно и нужно ограничиться одним лишь планом. Он поможет обобщить знакомый материал, систематизировать его.

  • Помогает составлению записей.

    Руководствуясь пунктами и обратившись к подлиннику, можно составить и другие, уже более подробные и обстоятельные записи - конспекты и тезисы. На основе и с помощью плана они составляются без особых усилий. Причем, совершенно не обязательно составлять более сложные виды записей одновременно с планом. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет созданию конспекта или тезисов.

  • Улучшает сделанную запись.

    Путем составления, например, подробного плана к конспекту можно легко и быстро выявить повторения и непоследовательность в изложении текста, улучшить запись, сделав ее логически четкой и последовательной.

  • Ускоряет проработку книг.

    План в черновом виде, составляемый попутно с чтением, может быть рекомендован для ускоренной проработки материала.

  • Помогает при длительной работе над источником.

    План, составляемый к крупным произведениям, которые прорабатывают продолжительное время, позволяет рационально, без большой потери времени перед возобновлением работы воспроизвести в памяти прочитанное ранее.

  • Организует самоконтроль.

    С помощью плана читатель сам контролирует степень усвоения текста (при самоконтроле подробные ответы на вопросы плана говорят о хорошем усвоении).

  • Сосредоточивает внимание и стимулирует занятия.

    План настолько помогает сосредоточиваться даже при сильно рассеянном внимании и умственном утомлении, что его можно рекомендовать как стимулирующий внимание фактор. В этом случае обычно нет надобности, составлять план ко всему материалу. Достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста, как работа, которая ранее не ладилась и шла вяло, начинает продвигаться быстро. Процесс попутного с чтением составления плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникать в работу, в смысл читаемого, отображать его в виде заголовков содержания. А если читающий все же отвлекся, можно бегло прочитать пункты составленного ранее плана и мысленно раскрыть их содержание. Потерянная было связь быстро восстановится. А при новом сплошном чтении книжного текста не только теряется время, но и повышается утомляемость.

  • План простой и сложный.

    По форме членения и записывания планы могут быть подразделены на простые и сложные. Сложный план в отличие от простого имеет к части или ко всем основным пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют их содержание.

  • План может быть записан в виде схемы, отражающей взаимосвязь положений. Это ПЛАН-СХЕМА.
  • Когда приступать?

План помогает активно читать источник, и нет смысла откладывать его составление до повторного чтения, как иногда советуют. Это ухудшило бы первоначальное восприятие материала и необоснованно отодвинуло бы во времени составление записи. Поэтому в отличие от конспектов и тезисов, которые действительно есть смысл делать только после полного прочтения материала и хорошего с ним ознакомления, пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения.

По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе план может исправляться и уточняться. Если в формулировке какого-нибудь пункта и будет допущена неточность, ее легко устранить, так как формулировка пункта предельно кратка. При этом само исправление уточнит первоначальное восприятие. Иногда полезно составить не один, а несколько вариантов плана или отдельных его частей.

  • Как составляется план.

Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т. е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас же и отмечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана. Затем снова просматривают прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен момент смены мыслей, и уточнить, если необходимо, формулировки. При этом нужно стремиться, чтобы заголовки - пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляют к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника.

Правильная работа над книгой окажет тут большую помощь. Чтобы облегчить составление плана, самые важные места в книге отмечают, используя для этого легко стирающийся карандаш. Подчеркивания и надписи, выносимые на поля в книге или на листках, станут своеобразными пунктами составляемого плана. Порой эти надписи или подчеркнутые фразы книга и будут записаны как пункты плана.

Подзаголовки книги и оправданное содержанием деление текста на абзацы облегчают создание плана. Однако часто, составляя план книги (особенно когда он предназначен для последующей разработки тезисов), не обращают внимания на подзаголовки, членящие текст, а тем более на абзацы. В этом случае стараются оценить высказывания автора книги по существу и отобразить их в плане, причем последовательность его пунктов не обязательно должна совпадать с порядком изложения содержания в оригинале, поэтому, в частности, полезно рядом с пунктами плана писать номера страниц относящегося к ним текста.

Формулирование пунктов плана - трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова.

Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным. Но порой это становится ясно не сразу, лишь в процессе его написания. Неразумно стараться всегда сложный план составлять в один прием, без разработки в черновике.

Составляя сложный план, объединяют часть пунктов под одним заглавием или, наоборот, детализируют некоторые пункты, разбивая их на более мелкие. Другими словами, возможно два способа работы.

  1. Составляют подробнейший простой план. Затем, группируя части пунктов под общими для них заголовками - основными пунктами сложного плана, преобразуют его в сложный.
  2. Составляют краткий простой план и далее, вновь читая текст, пишут сложный, подыскивая детализирующие пункты. Этот путь, требующий больших затрат времени, приемлем лишь при продолжительной, заранее запланированной работе над фундаментальным произведением.

В общем же случае, как мы уже отметили, целесообразно составлять подробный, детальный план к тексту книги при первом же ее чтении. Такой план объединяет и выбрасывает мелкие пункты. Его куда легче превратить в сложный, чем вновь обращаться к тексту книги, фактически вторично работая с ним. Да и сам процесс обработки детального простого плана помогает лучше разобраться в содержании: ведь объединяя, обобщают, а, выбрасывая, выделяют главное, фильтруют его в своем сознании.

  • Оформление пунктов плана.

Все пункты плана не обязательно записывать только в вопросительной или утвердительной форме. Приемлема как та, так и другая форма. Как правило, пункты плана формулируют по-своему. Но они частично или полностью могут текстуально совпадать с отдельными фразами источника. От этого план лишь выигрывает. В таком плане хорошо отражается содержание источника и состоит он из строк самого произведения. Это сделает план выразительным и легко запоминающимся.

Запись любых планов желательно делать так, чтобы ее легко можно было увидеть в целом. Для этого пункты записывают на одном большом листе бумаги (всегда лишь с одной его стороны) или на нескольких листах, но опять-таки лишь с одной стороны, не используя оборота. Тогда, если нужно, вы сразу можете увидеть все пункты плана, скользя взглядом по всей записи (листки для этого раскладывают один под другим). Большого объема сложный план полезно записывать в двух вариантах: отдельно выписать основные разделы и полное оглавление.

Планы накапливают и хранят в отдельных тетрадях, конвертах, в самом источнике (в этом случае они могут быть записаны на полях или приложены на вкладных листках к книге).

  • Недостатки плана как записи.

План говорит лишь, о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т.е. не передает фактического содержания, а лишь скупо упоминает о нем, о схеме его расположения. Отсюда вывод: планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся текст, вскоре после составления плана. Лишь в этих случаях не потребуется вновь обращаться к источнику. Когда же план как форма записи не может выполнить этих задач, на помощь приходят другие виды записей: выписки, а также тезисы и конспекты.

4. Тезисы

Тезис в записи - это положение, вбирающее в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится убедить читателя, вывод, к которому он подводит читателя. Тезис - это доказываемое положение или утверждение. В отличие от выписок, могущих содержать только иллюстрированный или фактический материал, тезисы должны всегда иметь доказательства рассуждением; другими словами, идеи тезисов могут быть защищены.

  • Ряд ценных качеств и значение тезисов.

Какие же качества ставят тезисы на особое место среди других видов записей?

  1. Тезисы, как никакая другая форма записи, позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение. Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковывая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть содержание книги, активно разобраться в нем, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные его положения.
  2. Процесс тематического тезирования позволяет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его, объяв с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей.
  3. Ни одна запись так хорошо не помогает составить доклад, дать основное содержание материала для просмотра оппоненту.
  4. Тезисы ценны, а часто совершенно необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада. Суть вопроса ими особенно акцентируется, заостряется. Тезисы крайне облегчают возможность противопоставить свои мысли мыслям других или же мысли и убеждения ряда исследуемых авторов. Цель исследователя - выявить ошибочные суждения и сделать нужные выводы хотя бы они явно и не были сформулированы автором.
  5. Умение правильно тезировать материал характеризует уровень подготовленности читателя, степень понимания им темы и овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой.

Из этого ясно, что, хотя тезисы и представляют довольно сложный вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из простых, а тем более текстуальных выписок. Вопрос о выборе типа записей, в частности тезисов, разрешается в каждом отдельном случае и каждым читателем самостоятельно, с учетом его конкретных возможностей (наличие навыка, времени и т.д.) и особенностей материала.

Виды тезисов: основные, простые, сложные

Основные тезисы - это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер главных выводов. Из основных тезисов составляют отдельную самостоятельную запись, отображающую содержание всего материала, иногда, правда, под тем или иным углом зрения (тематическая запись). Интересно, что основные тезисы, носящие характер "главных выводов", взятые из любой части произведения могут так или иначе определять дальнейшее содержание повествования, могут, таким образом, связывать его части. Заключительные основные тезисы должны обобщать содержание предыдущих, а не быть оторванными от них.

Простые тезисы - это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов. Поясним эти понятия в их сравнении. Простых тезисов содержится много в любом произведении, в любой его части, тогда как основных можно насчитать лишь несколько и, более того, не из каждой части произведения их удается выделить. Допустим, что там будут обоснования, примеры и доказательства, постепенно подводящие читателя к главному выводу, который автором может быть дан лишь в самом конце книги, иногда только в выводах к ней. Простые тезисы удается выделить из всех частей произведения вне зависимости от его общей направленности, причем даже при первоначальном ознакомлении с ним. В противоположность этому основные тезисы можно успешно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом. Когда советуют записи делать только после ознакомления со всем произведением, этот совет особенно относится именно к такому виду записи.

К каждому основному тезису может быть составлено несколько, а иногда много, простых, разъясняющих и раскрывающих основные тезисы. Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам такого плана могут соответствовать "основные" тезисы, подпунктам - простые.

Так мы подошли к определению третьего типа тезисов. Запись, включающая два вида тезисов (простые и основные), называется сложными тезисами. Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые, раскрывая, поясняя их содержание. Это очень полезный и достаточно совершенный вид фиксации прочитанного. Хорошо написанные сложные тезисы в сочетании с планом и выписками могут составить прекрасный конспект.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСОВ должна быть четкой и краткой. В самих тезисах не приводят обосновывающих фактов, примеров. Но тезисы всегда должны быть обоснованы и доказаны. Если, имея тезисы (например, используя не вами составленные тезисы или же читая при работе над книгой одни выводы), вы не знаете их обоснований, доказательств, наконец, не имеете хотя бы примеров к ним, то одних выводов окажется недостаточно для подлинного знания. Доказательства остаются в тезируемой книге или статье, к обоснованиям и доказательствам полезно отсылать в записи.

Все сказанное верно, но с одной оговоркой. Вдумайтесь, например, в известное высказывание академика И. П. Павлова: "Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши "теории" - пустые потуги". Тут упоминание птицы и воздуха... Спрашивается, можно ли эту "образность" использовать в тезисах? Думается, что да. Ведь выразительность языка, его образность помогают запомнить это высказывание. Согласитесь, если вы запишете тезис: "Изучайте, накопляйте факты. Без фактов нет теории", то поблекнет не только форма, но и само содержание. Все равно придется вновь обращаться к первоисточнику, если нужно будет пересказать существо мысли академика Павлова. Таким образом, самобытная форма высказывания, оригинальность авторитетного суждения могут быть сохранены в тезисах, иначе они потеряют свою документальность, снизится острота восприятия материала.

ТЕЗИСЫ-ЦИТАТЫ

Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при написании рецензий и аннотаций, для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах. Но тезисы-цитаты иной раз могут быть очень длинными. Поэтому полезно составлять к ним пункты плана. Они как вехи. Для ускорения "записи" тезисов-цитат иногда удобно пользоваться вкладными листками. Тезисы, зафиксированные в виде шифров или отчеркнутые с помощью вкладных листков, не потребуют переписывания из источников. Такие тезисы-цитаты могут быть привлечены для сравнения положений, взятых из ряда источников: нетрудно будет открыть нужные места, например, в двух книгах и читать, сравнивая положения, "отобранные" с помощью вкладных листков.

  • Как составлять тезисы?

В противоположность простым тезисам, которые в большинстве случаев могут быть составлены из цитат, основные тезисы чаще всего формулируют самостоятельно. Тезисы отставляются так. После предварительного ознакомления книжный текст читают вторично. При этом разбивают текст (с помощью плана или без него - отчеркиванием и подчеркиванием) на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте книги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы. Как мы уже знаем, их можно выписать или "взять" с помощью вкладных листков.

Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Один из тезисов (первый, открывающий запись, или завершающий ее, последний) наиболее общий и в той или иной мере определяет содержание остальных или подытоживает все предыдущие. Не исключено, что ряд положений потребуется объединить не в порядке их следования в книге, а в их логической связи, важной для записывающего.

  • Черновик и план

Предварительно составленный план оказывает существенную помощь в написании тезисов, в частности в совершенствовании формулировок. Он выступает в роли черновика при написании тезисов. Его делают не очень подробным. Если подробный план уже есть, его предельно сокращают, объединяя мелкие, но важные пункты и выбрасывая второстепенные. Легко догадаться, что при работе над тезисами такими второстепенными пунктами подробного плана будут пункты, отражающие отдельные факты, примеры и т.д.

Для написания тезисов целесообразно использовать сложный план. При этом главное внимание обращают, конечно, на основные его пункты. Подпункты сложного плана помогут, если понадобится, расшифровать главные пункты плана и тем самым избежать пропуска ценных мыслей.

Но не следует думать, что план - лишь вспомогательное орудие при работе над тезисами. Его полезно прилагать к тезисам (хотя бы в черновом виде). Такой план оказывается нужным пособием в дальнейшей работе над тезисами и с помощью тезисов. Его используют для раскрытия тезисов. Те самые "вспомогательные" пункты плана, которые при составлении тезисов не были приняты во внимание, теперь помогут обосновать тезисы, проиллюстрировать их. А это важно, скажем, в случае выступления по тезисам на занятиях, а также тогда, когда на основе тезисов читатель составляет конспект.

Основные тезисы могут создаваться с помощью простых, путем обобщения и переделки их, при этом многие из простых тезисов вовсе опускаются, не учитываются как второстепенные и не определяющие сути всего изложения, дальнейшего его развития.

Тезисы, составленные вчерне нелишне тщательно сверить с содержанием источника и лишь после этого переписать начисто. Сверять тезисы с источником помогает подробный его план. При этом важно, чтобы план был связан с текстом источника ссылочными страницами, вкладными листками.

В окончательном, чистовом виде тезисы нумеруют по порядку. Порядок следования тезисов заранее тщательно разрабатывается. Рациональная последовательность позволяет сделать тезисы наиболее краткими, избежать повторений, крайне нежелательных в них. Все это, как правило, ведет к коренной переработке всей записи, к ее совершенствованию, другими словами, к улучшению восприятия материала, к его более глубокому познанию, анализу.

5. Конспекты, что это такое?

Попросите тех, кто пишет конспекты, дать определение этой формы записи. Мало кто сформулирует верно. Между тем сделать это нетрудно.

Систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи, вот что такое конспект. Следовательно, одновременно конспект должен содержать или тезисы, выписки и планы; или тезисы и выписки; или тезисы и планы; или выписки и планы.

Одно из основных требований, предъявляемых к конспекту быть систематической, логически связной записью. Так, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В силу такой особенности ему в меньшей степени, чем другим видам записей, свойственна индивидуальность. Другими словами, конспектом, написанным одним читателем, могут пользоваться другие - он более универсален, чем иные виды записей. Тут меньше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при работе с "чужими" записями других типов (с выписками, планами и даже тезисами, не говоря уже о набросках "для себя"). По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько (или много) лет после их написания. Конечно же, конспекты при этом дополняют новыми материалами, совершенствуют, уточняют, изменяя в соответствии с требованиями и запросами сегодняшнего дня.

Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения. Составляя конспект, нельзя путать связность логическую и связность стилистическую. Нередко случается, что, стремясь к "связности", строгую, краткую, наглядную форму изложения, связующую текст лишь логически, заменяют неяркой, пространной формой, со всеми словесными связками. Стремиться к форме связного пересказа нужно, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта - ясности и краткости.

В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Действительно, то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается. Поэтому при составлении конспекта записывают не одни лишь основные положения. Даже не всегда нужно избегать повторений, если повторение хоть немного по-иному подводит к вопросу или по-другому, метко и более выразительно, освещает его. Это тот "аромат стиля", который помогает глубже разобраться в материале и лучше его запомнить.

На страницах конспекта может быть отражено отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, чтобы после, при использовании своей записи, можно было легко разобраться, где авторское, а где личное, понимание вопроса.

  • Виды конспектов.

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

  1. плановые;
  2. текстуальные;
  3. свободные;
  4. тематические.

Тут важно понять суть каждого из них и их специфику.

Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект - один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Если книгу читали с помощью вкладных листков, то их можно взять за костяк будущего конспекта.

При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним, если пройдет много времени с момента его написания, трудно, так как по нему не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источников. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные при ее чтении. По этой причине вкладные листки, на основе которых создается конспект, сохраняют.

Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т.е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.

Текстуальный конспект - это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника - цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом, и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект - прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу - свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев - пособие, используемое длительное время. Иногда, правда, такой конспект составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудно составимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не активизирует резко внимание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения). Этот недостаток особенно может проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше. Бывает так, что учащийся написал конспект, а материал глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Ему помешало автоматическое переписывание цитат, которым он занимался в процессе первоначального чтения материала. Читателю могли "помешать" и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в помощь себе ссылочные страницы и вкладные листки. Иногда текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе создания "переходит" в свободный конспект.

Своеобразие СВОБОДНОГО КОНСПЕКТА в том, что он представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса составления конспекта. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала. Здесь читатель на деле демонстрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна - понять, осмыслить, записать четко, логично.

Над свободным конспектом приходится много работать - его не так-то легко составить.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать содержания каждого из используемых произведений в целом.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили когда-то то или иное нужное вам в этот момент положение. Так постепенно вы приучаете себя мобилизовать свои знания. Ваш рабочий каталог, картотеки, наконец, ваши же конспекты и другие записи должны помочь этому.

Надо отметить возможность использования так называемого обзорного тематического конспекта. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как говорит само название, основное, чему подчинена вся запись, это установление хронологической последовательности событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему, хронологический конспект значительно более краткий.

Тематические конспекты обзорного характера особенно нужны при работе над теми источниками, полностью конспектировать которые при данной задаче представляется лишним.

  • С чего начать записи - конспекта, выписок, тезисов или планов?

Не нужно думать, что составление конспектов - этих синтетических записей - возможно только при овладении методикой составления их частей: выписок, планов и тезисов. Конечно же, начинать тренироваться лучше с выписок, затем овладевать умением составлять планы, тезисы и уже потом переходить к конспектам.

Но жизнь дает и особые установки: студенты, скажем, на первом курсе неплохо овладевают конспектами, не проходя последовательно всей цепочки. И тут есть своя логика. Если читатель, не имея навыка, составляет плохой план или плохие тезисы, а затем пытается ими заменить серьезную книгу - это кончается, как правило, конфузом. Но если к такой книге сразу же составляется конспект, то в большинстве случаев по этой записи можно будет восстановить содержание источника. И тут нет никакой мистики. План, как известно, дает некий ключ к раскрытию содержания выписок. Тезисы с цитатами, поясняющими их положения, уже доказательны. Наконец, даже хорошо тренированный читатель не всегда сразу правильно выбирает для работы с конкретным источником именно ту запись, которая окажется полезнее других. Выбрав же конспект, он поневоле применит в работе в нужном объеме те записи, которые окажутся наиболее плодотворными, подходящими для данного случая не только для конкретного источника, но и для данной временной ситуации.

Практическое занятие

Приготовиться к обсуждению следующих вопросов:

  1. Какие вам известны приемы сбора, регистрации, обработки и оформления записей.
  2. Раскройте основные приемы выделения и разграничения текста, известные вам.
  3. Какие вам известны способы накопления записей.
  4. Как составить план?
  5. Каковы достоинства и недостатки записи в виде плана?
  6. Как сформулировать тезисы?
  7. Какие типы и способы составления конспектов вы знаете? Раскройте их существенные различия.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения