Эффективная учеба

электронный учебно-методический комплекс

Тема 8. Методы работы с книгой,
журналом, газетой


1. Поиск и подбор нужных книг

2. Первая встреча с книгой

3. Подбор нужного из книг

4. Работа с журналом

5. Работа с газетой

6. Рабочий каталог

Практическое занятие

Темы рефератов

Вопросы для самоконтроля

Тест: "Как вы читаете?"

Литература


Повышение скорости чтения - это не единственный путь увеличения производительности умственного труда. Решить нелегкую проблему увеличения производительности чтения можно и путем элементарной технизации умственного труда. Вы убедитесь, что этот путь доступен каждому. Кроме того, с какой бы скоростью читатель ни усваивал содержание книги, все же без умелого применения техники фиксации прочитанного и планирования процесса чтения он далеко не продвинется, не сможет справиться с большим объемом литературы. Итак, давайте рассмотрим технические приемы работы над книгой, журналом, газетой, позволяющие повысить производительность работы с литературой.

1. Поиск и подбор нужных книг.

Здесь, прежде всего, необходимо знать основные источники отбора литературы:

2. Первая встреча с книгой

Предварительный просмотр книги.

Работу над книгой советуют начинать с ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА с ней. Что это значит? Предварительный просмотр книги - это по существу первоначальное знакомство с ее содержанием. Этот этап важен хотя бы потому, что иногда чтение и ограничивается первоначальным ознакомлением. На этом этапе вы и расстанетесь с книгой до новых встреч с ней.

Предварительный просмотр книги может быть разным: ознакомление с аннотацией, введением (предисловием), оглавлением, с отдельными выводами, иногда чтение "первых попавшихся" абзацев книги, иногда некоторых разделов. Но сначала читается титульный лист книги. На нем напечатаны название книги, которое дает представление о ее содержании, фамилия автора. Нередко на титульном листе указывается классификационная характеристика книги (учебник, учебное пособие, справочное пособие, словарь-справочник, роман, повесть), позволяющая определить ее назначение. Обратите внимание и на год издания книги. Так, если вы будете читать научно-популярную брошюру, выпущенную в 80-х годах, то надо иметь в виду, что приведенные в ней сведения могут устареть, поэтому требуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вас вопросу. На титульном листе, указывается также наименование издательства и место издания книги. Но на этом не заканчивается предварительное знакомство с книгой. Следует просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Ознакомиться с книгой помогает и аннотация, которая помещена на обороте титульного листа или в конце книги. В ней кратко рассказывается о содержании книги, говорится о ее назначении, даются сведения об авторе.

Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомендуется прочитать их. В предисловии рассказывается история написания книги, передается ее краткое содержание, характеризуются основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, кратко формулирует или повторяет главные положения работы.

При первом ознакомлении с книгой и ее перелистывании ваше внимание привлекут ее некоторые места, которые впоследствии будут вами изучены подробно. Но нельзя доверять памяти такие находки. Всегда стараются как-то заприметить нужное, даже случайно вдруг найденное. Пожалуй, особенно настойчиво надо отмечать именно такие места: ведь однажды обнаруженное не так легко может быть найдено вновь, когда появится необходимость.

Умелая организация первой встречи с книгой - дело серьезное. Поэтому можно посоветовать, чтобы в процессе знакомства на книгу была заполнена библиографическая карточка с такими читательскими пометками на ней: 1) о чем говорится в книге (с точки зрения ваших к ней требований и запросов); 2) оценка книги в смысле возможности ее использования в дальнейшем. Тут особую, неоценимую роль может сыграть правильное использование ряда приемов работы с вашим рабочим каталогом, о котором мы расскажем несколько позже.

Предварительный просмотр позволяет, кроме ознакомления с фактическим материалом, понять принцип и особенности построения книги. Многие из книг имеют справочный и другой подсобный материал, который раскрывает содержание, позволяет ориентироваться в книге не только в процессе чтения, но еще и до него. Этот подсобный аппарат, в частности, дает иной раз возможность быстро понять, о чем идет речь в книге, чтобы вовремя отказаться от ее чтения или запланировать чтение книги в будущем.

Вряд ли стоит говорить здесь о роли и пользе оглавления, скажем только, что оно не только формально перечисляет содержание, но и подчас активно помогает читателю работать с книгой. Оно ориентирует читателя в материале книги.

Крайне полезны для плодотворной работы с книгой УКАЗАТЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ, особенно к многотомным изданиям. Облегчают читателю поиск нужного материала и алфавитно-предметные указатели, которые могут не только "называть", перечислять предметы, термины, но и характеризовать их. Некоторые книги снабжаются не одним, а несколькими алфавитными указателями. Они должны помочь вам найти нужное выражение. Например, если требуется найти выражение "Слова и иллюзии гибнут, факты остаются", следует найти в указателе одно из слов, входящих в его состав, - "иллюзии", "факты", "гибнут"; в указателе обозначено, под какой буквой и под каким номером данное выражение помещено в книге. Так же отыскивается выражение "Египетская тьма", помещенное в книге под буквой "Е", но часто встречающееся в форме "Тьма египетская". Кроме того, книги снабжаются алфавитным указателем имен.

Словарь-указатель включает в себя далеко не все слова, упомянутые в книге. Он составлен из слов, которые обычно вызывают сомнения, а также слов, которые могут служить ориентирами для ответа на теоретический вопрос, связанный с согласованием и управлением. Кроме того, в словарь-указатель включены некоторые понятия, объединяющие ту или иную группу слов. Такой указатель в книге делает ее ценным пособием, настольной книгой. Указатель как бы предугадывает возможные вопросы читателя и отсылает к той странице книги, где можно получить ответ. Листая книгу, опытный читатель не оставит без внимания и список опечаток, помещенный в книге, - он тотчас же перенесет исправления на ее страницы.

Таким образом, всегда надо "обнаруживать" в книгах поисковый и информационный аппарат и активно использовать его.

Итак, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом. Он позволяет определить, какие из них больше всего подходят для разрабатываемой темы, и какие из них следует изучить более детально. Обратите внимание на мудрое утверждение известного английского философа Ф. Бэкона: "Одни книги можно лишь попробовать, другие - проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить".

3. Подбор нужного из книг

Как мы уже отмечали, работая с книгой, следует, прежде всего, определенным образом настроить себя, дать себе соответствующую установку.

  • Какой может быть установка во время чтения Самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении; критически проанализировать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наиболее яркие факты, примеры, интересные положения и т. д. Подобные установки помогают более целенаправленно работать с книгой и, прежде всего, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбинированное чтение - это сплошное чтение одних частей и выборочное других.
  • Писать ли на книгах? "Если в... книге ты найдешь верную мысль, подчеркни ее. Если же найдешь неверную - подчеркни дважды" (Р. Гамзатов). Итак, вы раскрыли книгу, рука по привычке потянулась к карандашу. Читая, вы делаете в книгах пометки, отчеркиваете, подчеркиваете, выносите на поля номерные пункты и вехи. Всем этим вы выражаете свое отношение к тексту. Возвратившись позднее к книге, по своим пометкам вы восстановите в памяти прочитанное, возьмете необходимую информацию. Не делая пометок в книге, вы работали бы с нею менее производительно. Поэтому не удивительно, что многие из нас, имея возможность взять книгу в библиотеке, приобретают ее все-таки в личное пользование, чтобы активно поработать над ней. Делая отметки в книгах, надо стараться не нанести вреда личной книге - работать таким карандашом и так, чтобы при необходимости можно было мягкой резинкой, не оставив следа, стереть помеченное.

    Учитывая, что текст на книжной странице имеет двусторонние поля - внешние и внутренние, - нужно взять за правило делать пометки при первоначальном ознакомлении только с одной стороны (например, с внешней). Тогда внутренние поля, оставшиеся чистыми, используются при последующей работе. Этот прием дает возможность избежать применения "цветных" пометок. Желательно завести некую систему условных значков, которые сокращали бы текст самих пометок. При этом можно использовать условные значки, принятые вами для записей.

    Но делать пометки можно лишь в собственных книгах, да и то не всегда: вряд ли кто станет подчеркивать и помечать что-либо в ценных изданиях, скажем, в томах из собраний сочинений. В частности, поэтому приходится прибегать к выпискам, о которых мы поговорим позднее.

  • Учет сделанного. Во время проработки книги опытный читатель отмечает в ней те места, которые ему предельно ясны, и возвращаться к которым, быть может, вовсе не стоит. Такой читатель осознает, что полезно четко разделить материал на освоенный и неосвоенный, на знакомый и незнакомый. Надо уметь, так сказать, "уходить от сделанного". Надо твердо усвоить, что нужен учет пройденного и намеченного к проработке. Решаете ли вы школьные задачи по математике или проводите научную работу, учет необходим всегда: в большинстве случаев книгу читаете не подряд, делаете остановки, неоднократно возвращаетесь к ней вновь.

    У номера решенной задачи учащийся ставит крестик, но как провести более серьезный учет разнообразной своей работы? Как выделять пройденное, отмечать особо важное, наконец, планировать дальнейшую работу, ее тактику? Во всем этом вам большую помощь окажет ваш рабочий каталог. О нем мы поговорим специально, но несколько позднее.

  • Осмысление прочитанного. Суть осмысления прочитанного состоит в том, чтобы соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать материал, делать необходимые выводы.

Верный признак понимания прочитанного - умение передать его содержание своими словами. Пересказ прочитанного - своеобразная тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуется мастерство, способности анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы.

Процесс соотнесения содержания текста с собственными знаниями можно представить следующим образом.
Содержание текстаСобственные знания

  • Включение ранее неизвестного в систему собственных знаний.
  • Уточнение своих взглядов, представлений в соответствии прочитанным.
  • Пересмотр собственных позиций.
  • Дополнительная работа с другими источниками.
  • Критика, аргументированное опровержение тех или иных суждений текста.

Выделяются следующие этапы усвоения текста и изложения его своими словами:

  • Читатель знает, о чем говорится в тексте, но рассказать об этом не может - содержание текста не усвоено.
  • Читатель в целом понял материал, но, излагая смысл прочитанного, допускает ошибки и испытывает необходимость дополнительно продумать то, что ему казалось понятным - содержание прочитанного усвоено не достаточно.
  • Читатель в состоянии пересказать понятое им, но в формулировках автора текста. Материал усвоен не достаточно.
  • Читатель уже не скован словесной формулировкой, не боится отступить от подлинника, изменить формулировку, последовательность изложения, передать содержание текста более развернуто. Материал полностью усвоен.

4. Работа с журналом

Был такой случай: физики одной лаборатории работали над темой "Воздействие радиоактивного излучения на полупроводниковые материалы" и, естественно, читали радиотехнические и физические журналы, полагая, что только в них они найдут нужное. Но вот каталог библиотеки неожиданно отправил специалистов к журналу "Керамика", где, казалось бы, не должно быть публикаций, полезных для исследователей данной темы. Таким образом, для пополнения знаний в определенной, интересующей вас области, конечно, необходимо просматривать журналы и журнальные статьи, указываемые в библиотечных каталогах. Но нельзя надеяться только на каталог библиотек, на перечни публикаций в "Летописи журнальных статен" и в любых других указателях литературы. Дело в том, что библиотечные каталоги и библиографические издания описывают статьи не всех журналов и, более того, не включают мелких и некоторых специальных публикаций. То же самое можно сказать и о годовых списках помещенного материала, публикуемых в последнем номере журнала за год.

Вывод ясен: надо просматривать самим интересующие вас журналы. Но как? Быть может, упростить задачу - читать лишь перечень содержания. Нет! В нем подчас не отмечаются мелкие публикации. А ведь именно среди "мелочей" часто может оказаться материал, особенно ценный. С другой стороны, всегда ли по заглавию статьи можно определить, какая конкретно информация содержится в ней? Так, например, всякий ли поймет по заглавию статьи "Путешествие по климатрону" о чем идет в ней речь?

На примерах можно было бы доказать, что в некоторых случаях не только перечень содержания и библиографические указатели, но даже рефераты, а также аннотации и тезисы статей не могут исчерпывающе раскрыть содержание той или иной журнальной публикации.

Вот поэтому естественно знакомиться с содержанием журналов, так же как и книг, не только по их оглавлениям, но и листая эти издания.

Надо взять за правило проводить периодический и обязательный просмотр - перелистывание интересующих вас журналов. Но такому просмотру не вмиг научишься. Тут в каждом отдельном случае своя тактика. Попробуйте потренироваться, и вы убедитесь, достаточно хотя бы бегло просмотреть иную статью, как станет ясно, о чем в ней говорится. Иногда помогают подзаголовки статьи, иногда нужно заглянуть в конец статьи, чтобы понять ее содержание.

Постепенно читатель разовьет у себя важный навык схватывать содержание журнала при его просмотре и всегда сможет без особых затруднений решить, в каком объеме знакомиться с материалом и надо ли вообще читать ту или иную публикацию.

  • Запаситесь карточками

Особенно интересные для вас журналы, а также те, что содержат нужные оперативные материалы, надо прочитывать (хотя бы проглядывать, перелистывая) немедленно после выхода их в свет.

Часть журналов с "несрочным" для вас содержанием можно просматривать редко, но регулярно, хотя бы даже один раз в год (в январе весь комплект номеров за прошедший год). Кроме экономии времени, есть и другие преимущества такого просмотра: вы находите интересующие вас материалы в полном годовом комплекте журнала, где серии статей и статьи "с продолжением" уже собраны воедино.

И в оперативном чтении журналов и в организации планирования такого чтения существенную помощь окажет маленькая библиографическая карточка. На карточках, хранящихся в вашем рабочем каталоге, вы отметите сроки и очередность прочтения отдельных номеров журналов и статей. И будете брать в библиотеку нужные карточки, ведя в них учет чтения.

Иногда просмотр журналов может быть специально поисковым: вы ищите определенные материалы только под углом зрения интересующей вас темы. Просматриваете, например, для выявления материалов по вопросу о предмете социологии годовую подборку журнала "Социологические исследования". Можно ли в таком случае считать, что этот журнал просмотрен, и возвращаться к нему больше не надо? Отнюдь нет! В журнале много других интересных и полезных публикаций, которые совсем не обязательно тотчас же читать, но пройти мимо них, не оставив следа в своем каталоге, было бы ошибкой.

Вот тут-то и важен продуманный учет того, что прочитано, просмотрено и намечено к проработке. Организовать его просто: заведите отдельную карточку. На ней можно зарегистрировать просмотр журнала за пять лет. При этом важно всегда точно указать, с какой целью просматривается журнал. Проработку номеров отмечают значками.
''Социс''
Общий просмотр "У". Стратификация "О"
ГодЯнвФев.МартАпр.МайИюньИюльАвг. Сен. Окт.Ноя.Дек.
2000УОУОООООУ УУОУУОУО
2001 УО
2002ООО У
2003 У
2004

Приведенная на рисунке карточка, в частности, показывает, что вами за 2001 г. журнал "Социс" вообще не просмотрен. Из-за отсутствия номеров журнала в домашней библиотеке вам не удалось, скажем, просмотреть за 2002 г. номера 4-11. (А это своего рода напоминание: просмотреть). Если появилось намерение повторно вернуться к тому или иному номеру журнала, можно для памяти нужный номер подчеркнуть на карточке.

Не всегда целесообразно заводить отдельную карточку на журнал для нового его чтения. Можно воспользоваться и старой карточкой, например общего просмотра, но отмечать при новом обращении к журналу ею просмотр значками другого цвета или вида: галочками, крестиками и т. д.

Такие карточки своего рабочего каталога удобны, в частности, и тем, что вместо многословных заданий самому себе: "Прочесть то-то и то-то в таких-то журналах" - вы просто заводите карточки к журналу и на них планируете и регистрируете работу по теме поиска. Весь учет автоматически проводится с помощью простой символики в графах.

Начиная такую поисковую проработку комплектов журнала, можно идти от настоящего к прошлому, т. е., проглядывая свежие номера журнала за текущий год, переходить к просмотру журналов прошлых лет. Карточка зафиксирует этот процесс, и вы будете уверенно продвигаться к цели информационного поиска.

На карточках или листках (бланках) указывают авторов, название и объем статей, а если требуется, то и коротко раскрывают содержание публикаций, с которыми читатель планирует ознакомиться спустя некоторое время.

5. Работа с газетой

Если книгу читают в большинстве случаев страницу за страницей, подряд, то газету читают обычно выборочно.

Работу с газетой умелые читатели планируют: например, намечают порядок чтения тех статей, которые печатаются с продолжением (иной раз их следует читать подряд лишь после того, как напечатана последняя, завершающая публикацию статья), ряд статей, отмеченных как интересные, просматривая, откладывают, чтобы проработать их в другое время.

Правильно пользоваться газетами умеют далеко не все. Читатели, владеющие этим искусством, просматривая газеты, сразу же отмечают заинтересовавшие их необходимые или просто полезные материалы особыми значками (заметим, что иногда газета в семье может быть выброшена только при наличии разрешающего значка-"крестика"). Такая "размеченная" газета еще не раз будет прочитана, часть статей читатель сохранит на годы, а с большей частью расстанется навсегда.

Но как сохранить тот газетный материал, который привлек внимание читателя? Чтобы не расстаться с жемчужинами газетной информации, надо завести копилку фактов и умело ею пользоваться. В. Даль когда-то сказал, что как из копеек складываются рубли, так из крупиц, взятых из печатных изданий, складываются знания. Но их надо уметь складывать.

  • Заголовки и рубрики газеты

В газетах надо научиться распознавать материал по заголовкам. Даже сокращенное перечисление названий рубрик (без учета временных) поражает своим количеством и разнообразием: в популярном еженедельнике около ста рубрик. Чем же могут быть полезны рубрики? Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, читатель в большинстве случаев еще до чтения правильно схватывает тему публикации. Следовательно, рубрики облегчают распознавание и поиск нужных материалов.

Определению характера и содержания публикаций помогают и подзаголовки ("Фельетон", "На тему морали"), а также звание автора или указание на его должностное положение (автор - академик - публикация на научную тему, автор - политический обозреватель - на политическую).

  • Вырезки

Подборка газетных вырезок на определенную тему, а также вырезки из журналов и брошюр - это книги, "изданные" в одном экземпляре. С детских лет нас учат бережно относиться к книге. Не подчеркивать в ней, не вырезать рисунков, не вырывать страниц. Но традиции бережного отношения к книгам вряд ли могут быть всецело перенесены на газету, да еще такую "рабочую", имеющую бездну нужных сведений, как профессиональная. Профессиональная газета должна служить читателю рационально, и поэтому на ее страницах в местах вырезок зияют дыры, в тексте краснеют безжалостные карандашные пометки, материалы, явно не интересующие читателя, чтобы потом они не отвлекали его внимания, - просто зачеркнуты. В отличие от книги, в газете всегда можно и нужно подчеркивать, отчеркивать, писать на полях, делать вырезки. На газетах легко тренировать свое умение отбирать главное, расчленять текст вехами на отдельные смысловые части.

Повседневные упражнения в "схватывании" газетного материала помогут выработать уменье мгновенно видеть то, что нужно, быстро отбирать интересное, легко различать полезное в общем потоке газетной информации. Проверьте себя: если при попытке выделить карандашом главное в статье оказываются подчеркнутыми чуть ли не все строки: статья не понята.

Стопки газет с отмеченными в них статьями громоздки, материал в них трудно поддается классификации и распределению по темам. Иное дело вырезки. Они компактны, занимают мало места, их легко сортировать и классифицировать. Это те же "выписки", но в любом объеме они не требуют времени на выписывание. Вырезки - ваши друзья не только в часы досуга. Как знать, не понадобятся ли они для работы, не окажут ли со временем неоценимую услугу?

Но мыслимо ли найти в тысячах кусочков из разных газет то, что тебе может потребоваться через много лет? Чтобы облегчить поиск "мелких" вырезок, их помещают в конверты или коробки, размеры которых таковы, что не нарушается заведенный номерной порядок расположения вырезок. Вырезки с особо нужными или часто используемыми газетными публикациями наклеивают на листки плотной бумаги. Полезно наклеивать и маленькие по размерам вырезки, которые всегда легко теряются в массе других. Подборки газетных вырезок вкладывают в обложки. Вырезки иногда вклеивают в книги, дополняя тем самым их содержание новыми, свежими данными. В отдельных случаях альбомы вырезок остаются на какой-то срок основным и единственным источником определенных сведений.

С другой стороны, некоторые оперативные газетные материалы именно благодаря своей злободневности быстро стареют. Поэтому газетные вырезки полезно время от времени просматривать, чтобы изымать устаревшие. Причем номера изъятых, устаревших материалов нельзя использовать вновь, присваивая их вырезкам на другие темы. Такие номера полезно зачеркнуть в таблице, и тогда при анализе газетных материалов не возникает досадного чувства потери информации.

6. Рабочий каталог

Рабочий каталог облегчает поиск, регистрацию и систематизацию литературы, учет пройденного и намеченного к проработке. Он призван организовать умственный труд, внести в него плановость.

Всем известна небольшая библиотечная каталожная карточка. Умело используемая в личной работе, она может стать носителем разносторонней информации. На ней можно разместить много полезной для работы сведений, а особая подвижность ее (в отличие от тетрадной формы записи) дает карточке и ряд других преимуществ.

Напомним, что на карточку, предназначенную для описания книги, прежде всего, заносят фамилию и инициалы автора, название произведения, порядковый номер издания, место и год издания, наконец, объем - число страниц в книге. При описании журнальной или газетной статьи, кроме фамилии автора и названия статьи, должно быть указано и наименование журнала (газеты), год издания и номер журнала или число и месяц (для газеты). Указание начальной страницы ускоряет поиск статьи в издании; указание последней страницы статьи дает возможность, не обращаясь к источнику, легко представить ее объем.

Наверное, вы заметили, что эти сведения обычно приводятся и на любой библиографической карточке в каждой библиотеке. В чем же отличие и специфика ваших карточек для индивидуальной работы? В вашем рабочем каталоге карточки содержат много дополнительных данных: он преследует куда более широкие цели, нежели каталог библиотек. Кроме библиографического описания книги или статьи на карточке могут быть сведения о степени пригодности источника для вашей работы, о предполагаемых путях его использования. Здесь же отражаются и этапы чтения произведения, в частности, фиксируется проработанное, что крайне полезно, если произведение по тем или иным причинам прорабатывается не полностью, и к нему возвращаются иногда через несколько лет. На карточках записывают и своеобразные "служебные" отзывы о содержании источника. Это уже элементы аннотации. Если книга имеется в домашней библиотеке, на карточке делаются пометки о месте ее хранения (шкаф, полка, чердак). Если в работе используются библиотечные книги, то нелишне на карточках проставлять библиотечные шифры, при этом название библиотек для сокращения обозначается условно. Иногда на карточках пишут полные имя и отчество автора, даже его адрес и телефон: читатель бывает заинтересован во встречах и переписке с автором.

Если число источников велико и работа долго длится, не представляется возможным запомнить все источники и степень их пригодности для работы. Поэтому кроме "нужных" источников в каталог включают и те из них, которые при первоначальном ознакомлении были признаны непригодными. Однако на карточках подобных источников должно быть отмечено мнение работающего о них, - в какой мере их можно использовать в дальнейшей работе. Например, "Слабо. Более не читать!", "Плохое повторение книги такой-то" "Проработать позднее, после уяснения вопроса". Но в оценке литературы не нужно проявлять поспешности случается, что даже опытным читателем - специалистом в той или иной области сразу может быть что-то не совсем правильно понято. Здесь полезно помнить, что непонятное на первый раз при первом чтении будет понятно при повторном чтении, или когда вы подойдете к вопросу впоследствии с несколько иной стороны. Такая система работы позволит всегда обойти несущественный материал, а если необходимо, то и вновь возвратится к той или иной книге для дополнительного просмотра ее или аннотационных целей. Читатель всегда будет знать, что и в какой степени им уже пройдено.

  • Два отдела каталога.

Каталог должен иметь два основных отдела - алфавитный и тематический.

АЛФАВИТНЫЙ ОТДЕЛ. Карточки в этом отделе располагают в строго алфавитном порядке без разграничения на смысловые рубрики. Алфавитный распорядок расстановки всех карточек позволяет быстро найти любой источник. Карточки из этого отдела, если и вынимают для работы, то немедленно возвращают. Они всегда должны быть строго на своих местах. На карточках этого отдела иногда делают пометки, указывающие, в каких рубриках следует искать тот или иной источник.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ. Этот отдел каталога должен быть расчленен "рубриками" (названиями, объединяющими группы карточек по какому-то общему для них признаку). Если вы, например, изучаете жизненный и творческий путь писателя и делаете выписки из книг о нем, то картотеку удобнее составлять по датам его жизни. Когда же предметом ваших занятий становится тема более обширная, скажем, история социологической мысли, следует подчинить картотеку разделам этой большой темы (например, история социологической мысли в России, в Западной Европе, возникновение в этих странах в том или ином веке отдельных направлений научной мысли, отраслей социологии и т. д.). Внутри каждой рубрики расположение карточек подчиняется определенному принципу, например алфавитному.

Карточки тематического отдела рабочего каталога подвижны: их вынимают для работы и перегруппировок, на них отражают ход работы над данным источником, оценку его пригодности и пути использования. Здесь же уточняется и местонахождение материала - проставляются страницы, на которых читатель нашел что-то интересное. В карточке полезно указать, для какой цели и какие разделы (главы, параграфы, страницы и даже части их) надо будет проработать и когда.

Иногда карточки тематического отдела каталога в процессе первоначальных этапов работы (просмотр литературы - подбор источников и предварительное изучение их) "кочуют" из одной рубрики в другую. Это происходит потому, что по одному названию книги, статьи не всегда можно точно представить их содержание. Более того, иногда одну и ту же карточку приходится по этой же причине размножать в соответствии с главами или темами самой книги или статьи. Получившиеся таким образом дублетные карточки (кстати, они могут быть и не копиями основных, а лишь упрощенными - "ссылочными") займут место в соответствующих темам рубриках.

Когда в процессе работы будут сформированы постоянные тематические рубрики каталога, их полезно пронумеровать. Номера рубрик проставляют и на карточках. Такие карточки имеют "обратные адреса", их всегда после работы легко возвратить в "родную" рубрику.

  • Тематические рубрики

Часто в процессе каталогизации литературных источников и систематизации материалов вырисовывается план будущей работы или, наоборот, изменяется уже было намеченная последовательность изучения темы. Известны случаи, когда рубрики рабочего каталога помогали исследователю наметить основные главы и параграфы его будущей книги. Ведь если источники стоят в определенном разделе, то и изучение их надо вести под углом зрения данной темы, сформулированной рубрикой. В этом - значение, но и ответственность рубрик. Поэтому нельзя процесс организации рубрик выпускать из-под контроля.

Конечно, вначале, не зная еще глубоко материала и объема работы над темой, трудно провести наиболее логичное и отвечающее интересам читателя членение. К наиболее разумной рубрикации приходят, как правило, в результате длительной работы, и рубрики в этом случае будут необходимым и естественным членением общей темы.

Иногда в начале работы читатель намечает лишь несколько основных рубрик, не прибегая к дробному членению, и только в процессе длительной работы над темой, когда материал уже будет усвоен и назреет необходимость в рубрицировании, он делает более детальную разбивку. В это время рубрики обычно легко формулируются, и "сами просят" к себе "свои" карточки. Как бы то ни было, но на всех этапах работы надо постоянно стремиться сблизить тематическую разбивку каталога (рубрикацию) с главными направлениями работы над темой, постепенно добиваясь наиболее точных и отражающих существо вопроса формулировок.

  • Вспомогательные рубрики (или: рубрики - организаторы служебные, подсобные).

Рубрики каталога можно разделить на основные и подсобные. К основным относятся рубрики тематического отдела; к подсобным - рубрики, играющие полезную, подчас неоценимую, но все же вспомогательную, техническую роль. Эти служебные рубрики могут быть, например, такими:

  1. Периодические и продолжающиеся издания (журналы, "Труды", "Ученые записки");
  2. Заказано в библиотеке;
  3. Заказать вновь;
  4. Желательно прочесть;
  5. Библиографические источники;
  6. По местам!
  7. Обработать;
  8. Проработано.

Рубрики, конечно, могут быть и другими. Можно, не преувеличивая, сказать, что само составление хорошего каталога без помощи вспомогательных рубрик было бы затруднительным и затяжным делом.

В дни работы в библиотеке большую пользу приносят рубрики: "Заказано в библиотеке" и "Заказать вновь" (при работе в библиотеке эти рубрики или часть их карточек можно взять с собой). Карточки источников, заказанных в библиотеке, помещают в рубрике "Заказано в библиотеке". По мере выполнения заказов карточки переставляют в другие рубрики своего каталога. Независимо от принадлежности карточки к той или иной предметной рубрике часть карточек ставят в рубрики "Желательно прочесть", "Обязательно прочесть".

Особую роль в начальный, "поисковый" период работы над литературой может сыграть рубрика "Библиографические источники". Следует отметить, что среди подобной литературы могут быть как специально библиографические указатели, так и любой источник, имеющий список литературы, а также рецензии, аннотации. По мере учета литературы, зафиксированной в этих источниках, на карточках делают нужные пометки; карточки источников, временно попавшие сюда из других рубрик, после обработки возвращают на свои места.

Расстановка каталожных карточек является техническим, не творческим актом, на который подчас неразумно тратить время. Рубрика "По местам!" как раз и заводится для того, чтобы помещать туда карточки, в быстрой расстановке которых нет особой необходимости. Обращаются к этой рубрике в минуты усталости, когда более серьезной работой заниматься нерационально.

К подобному типу рубрик относится и рубрика "Обработать". Карточки, попавшие сюда, требуют разной дополнительной обработки, например переписывания, исправления неточностей, выяснения вопросов. Иногда целесообразно оформить специальную рубрику, например "Выяснить".

Рубрика "Проработанное" будет полезна читателю, если он на время расстается с литературой, работу над которой считает законченной, или если необходимо учесть объем пройденного.

Потребности определяют и характер других рубрик, причем некоторые из них могут быть временными, нужными лишь на короткий период.

Расставляя карточки в каталоге, необходимо использовать некоторые технические приемы. В каталоге полезно сделать алфавитные разделители, которые разобьют карточки по первым буквам фамилий авторов (или названий, если в книге не указан автор). Когда в таких алфавитных группах накапливается много карточек, то и внутри групп карточки расставляют по алфавиту. Это в значительной мере облегчает поиск. Если в пределах рубрики карточки расставлены в алфавитном порядке, то перед ними ставят одну чистую карточку, резко отличающуюся по цвету от основных.

Практическое занятие

  1. Подготовьте информационную речь на следующие темы:
    • "Культура чтения и рациональная работа с книгой"
    • "Техника быстрого чтения"
    • "Методика библиографического поиска"
    • "Как подготовить библиографию?"
  2. Выполнение теста "Как вы читаете"
  3. Обсуждение рефератов.

Темы рефератов

  • Теория и практика быстрого чтения.
  • Культура чтения.
  • Читающая Россия: мифы и реальность.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как подготовить библиографическую карточку на источник?
  2. Опишите процесс создания личного рабочего каталога литературных источников. Раскройте технику работы с таким каталогом.
  3. Какие вы знаете указатели содержания произведения?
  4. Как составить предметный указатель к содержанию текста?
  5. Какие основные группы литературных источников информации вам известны по социально-гуманитарным дисциплинам?

Тест "Как вы читаете"

Предлагаем вам ответить на 10 вопросов, позволяющие оценить особенности и тип вашего чтения.


  1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?
    Всегда начиная чтение, я имею очень четкую цель, и чтение мотивировано
    Цель чтения приблизительная, чтение не всегда мотивировано
    Иногда
    Лишь изредка
    Никогда

  2. Меняете ли вы скорость на протяжении чтения одной статьи?
    Постоянно меняю
    Иногда
    Скорость определяю перед началом чтения
    Всегда читаю со средней скоростью
    Всегда читаю очень медленно

  3. Удается ли вам целиком сосредоточиться на тексте?
    Всегда удается
    В основном удается
    Лишь в случае, если материал очень интересный
    В редких случаях
    Никогда не удается

  4. Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?
    Всегда
    В основном мне удается понять, какие разделы текста наиболее важные
    Только после прочтения небольшой части текста
    Представляю структуру текста только после того, как прочитаю весь текст
    На структуру текста не обращаю внимания

  5. Можете ли вы сразу понять смысл целого предложения или хотя бы его части?
    Всегда могу
    Могу, если текст легкий
    Иногда
    Изредка
    Не могу

  6. Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту?
    Никогда
    Если есть незнакомые места, то возвращаюсь
    Изредка возвращаюсь из-за непонимания слов
    Иногда, если не понимаю смысл текста
    Возвращаюсь часто по различным поводам

  7. Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом, или следите за текстом движением головы?
    Мои голова и руки всегда без движения
    Иногда двигаю головой
    Вожу пальцем по тексту
    Часто
    Всегда так делаю

  8. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?
    Всегда читаю молча
    Не могу ответить точно
    Произношу отдельные слова
    Проговариваю читаемый текст
    Всегда читаю с артикуляцией

  9. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?
    Всегда
    Иногда
    Затрудняюсь ответить
    Очень редко
    Никогда

  10. Как двигаются ваши глаза при чтении?
    Вертикально, плавно и быстро
    Зигзагообразно, от строчки к строчке
    По диагонали
    С остановками на каждой строчке
    С остановкой на каждом слове





Литература

  1. Берков П.Н. Библиографическая эвристика (К теории и практике библиографических изысканий). М., Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1960.
  2. Гилан Н.В. Как правильно читать книги, журналы. М., 1992.
  3. Долбаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М., Книга, 1970.
  4. Поварнин С.И. Как читать книги. 3-е изд. М.: Книга, 1978. - 53 с
  5. Примаковский А.П. О культуре чтения. Методы самостоятельной работы с книгой в свете научной организации умственного труда. М., Книга, 1969. - 158 с.
  6. Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. М.: Книга, 1984. - 88 с.
  7. Учусь читать, размышлять, выступать/Абрашнев М., Барулин В.С. и др. М.: Молодая гвардия, 1980. - 208 с.
  8. Читающая Россия: мифы и реальность: По материалам российской научно-практической конференции. М., дек., 1996. - М.: "Либерия", 1997. - 208 с.
  9. Чихольд Ян. Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении (Пер. с нем). - М.: Книга, 1980. - 239 с.
  10. Чтение в меняющемся мире. Сборник научных трудов. М., 1974. - 283 с.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения