Эффективная учеба

электронный учебно-методический комплекс

Тема 10. Формы и методы
подготовки реферата

Особое значение в высшей школе придается организации самостоятельной учебно-исследовательской работе студентов (УИРС). В рамках этой работы по каждой социально-гуманитарной дисциплине студенты должны подготовить реферат. Не имея соответствующих навыков и умений трудно справиться с этой задачей. Надо иметь в виду, что социально-гуманитарные науки тесно взаимосвязаны. Они имеют один общий объект познания - общество. И хотя оно рассматривается каждой из них со своих позиций, в определенном ракурсе и своими специфическими методами, между ними немало общего. Многие вопросы, изучаемые этими науками, носят синтетический характер. Поэтому в вузах сложилась практика сквозной гуманитарной подготовки будущих специалистов, когда имеет место преемственность в преподавании гуманитарных дисциплин. Такая преемственность может быть обеспечена и в УИРС. Необходимо организовать ее таким образом, чтобы в процессе усвоения одной науки и перехода к изучению другой, в ней сохранялась взаимосвязь ее различных этапов. Для этого следует сразу определить наиболее интересную сквозную социально-гуманитарную проблему, изучением которой вы будете заниматься в течение всей учебы в вузе. При этом написание рефератов по различным дисциплинам надо рассматривать как взаимосвязанные промежуточные ступени изучения одной выбранной про6лемы. Это позволит рассмотреть ее с позиций разных наук, во всех ее взаимосвязях и отношениях, т. е. наиболее полно, глубоко и всесторонне. Кроме того, появляется возможность работать над одной проблемой и заниматься ее реферированием не полгода - год, а 4-5 лет. Это достаточный срок, который позволит превратить этот процесс в серьезный научно-исследовательский труд.

При такой постановке дела, когда материал копиться годами и работа ведется много лет, есть смысл подумать о более рациональных приемах и методах ее осуществления. Данные рекомендации как раз и предназначены для тех студентов, которые серьезно задумались о необходимости рационализации своей УИР.

Прежде всего, следует сразу предостеречь от одной ошибки, когда студент, не усвоив специфику того или иного изучаемого предмета, сдает реферат не по той дисциплине, затратив при этом немало усилий на его подготовку. Например, часто по социологии сдаются рефераты по социальной психологии или социальной философии. Нередко имеют место такие случаи, когда, подготовив научно-исследовательскую работу на первом курсе, например по истории Отечества, студент умышленно пытается сдать ее и на следующих курсах по другим дисциплинам, без какой бы то ни было дополнительной проработки. Такие работы, конечно, не могут быть зачтены. Безусловно, материал, собранный на первом курсе, может быть использован и на втором при подготовке научного обзора литературы, скажем, по вопросам социальной философии, а также и через три-четыре года - для написания реферата, например, по политологии. Но при этом его дополняют новыми материалами, совершенствуют, уточняют, изменяют в соответствии с запросами требованиями и спецификой предмета новой изучаемой дисциплины.

Чтобы избежать отмеченных ошибок, следует строить свою УИР в тесном контакте с преподавателем - руководителем учебно-исследовательской деятельности. В этих целях на кафедрах организуются консультации, которые проводятся преподавателями по всем дисциплинам в течение всего семестра по специально утвержденному графику. С ним можно ознакомиться либо на кафедре, либо непосредственно у преподавателя. В соответствии с этим графиком можно получить консультацию у руководителя по всем промежуточным этапам своей работы, закрепить тему исследования, утвердить план работы и перечень отобранной для изучения научной литературы, обсудить содержание основных теоретических положений, полученные результаты исследования, представить на проверку окончательный вариант работы и подготовиться к ее защите. Окончательный вариант реферата должен быть представлен преподавателю на проверку не позднее, чем за две-три недели до экзамена.

При необходимости студент обязан подготовиться к устному изложению и обсуждению результатов своего научного исследования на семинарском занятии. При этом от студента требуются умения ясно и четко выражать свои мысли, аргументировано защищать собственные взгляды и выводы, укладываться в отведенное время (не более 10-12 минут), пользоваться наглядными пособиями.

СТУДЕНЧКСКИЙ РЕФЕРАТ по социально-гуманитарным дисциплинам - это краткое письменное и устное изложение проделанной исследовательской работы по определенной теме, включающее обзор соответствующих источников информации.

Он может носить как чисто учебный, так и научно исследовательский характер с элементами научного творчества. Поэтому выделяют два типа студенческого реферата - учебно-исследовательский и научно-исследовательский.

Подготовка реферата учебного типа предполагает краткое систематизированное изложение содержания изучаемых источников, раскрывающих определенную тему.

Одним из видов такого реферата является дайджест - адаптированное изложение (упрощение текста для мало подготовленных читателей) каких-либо избранных произведений или отрывков из них, передача в сокращенном виде или в виде обзора материалов из определенных источников. Близкими к такой форме являются рефераты хрестоматийного типа, подготовленные в виде сборников каких-нибудь избранных произведений или выдержек, отрывков из них, подобранных по определенному тематическому принципу. В условиях нехватки учебной и научной литературы, необходимости более полного и глубокого знакомства с достижениями мировой науки подобные типы рефератов могут использоваться в качестве учебных пособий для студентов последующих наборов. Такая практика имеет место, например, в КрасГАУ на кафедре истории, социологии, политологии. УИРС ведется здесь в форме разработки учебно-исследовательских тем и организована таким образом, что лучшие реферативные работы используются затем в качестве учебных пособий.

Подготовка реферата научно-исследовательского типа осуществляется на основе изучения литературных источников в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию научного труда. Здесь обязательно обосновывается актуальность изучаемой темы, определяются степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе, теоретические и методологические основания исследования, его научная новизна и практическая значимость. Такие работы отличаются стремлением студентов к генерации смелых идей, которые, как правило, являются, пусть небольшим, но действительным шагом в неизвестное. Однако здесь важно помнить, что чем оригинальнее идея, тем больше усилий нужно для ее аргументации и обоснования.

Особое место среди таких рефератов занимают работы, близкие к будущей профессиональной деятельности студента. Как правило, их подготовка побуждает учащегося выходить далеко за рамки программ учебного курса, привлекать обширную дополнительную литературу, использовать опытные данные. В последствии подобные исследования выносятся на вузовский или, в зависимости от качества работы, городской, краевой и республиканские конкурсы студенческих научных работ по социально-гуманитарным наукам.

Написание хорошего реферата - дело трудное, требующее больших усилий и длительного времени. Поэтому целесообразно, приступая к изучению того или иного предмета, сразу же ознакомиться с тематикой научно-исследовательской работы, выбрать тему и вовремя подготовиться.

Работу по написанию реферата следует осуществлять поэтапно.

1. Выбор темы

2. Поиск и выбор необходимой литературы

3. Изучение подобранной литературы

4. Создание и оформление текста

Вопросы для самоконтроля


1. Выбор темы

Это первый важный шаг в этом деле. Темы рефератов заранее определены рабочей программой курса. По каждой из дисциплин на кафедрах имеются тематики УИРС. Так, на кафедре истории, социологии и политологии в методическом кабинете вам предложат тематику учебно-исследовательской работы по истории, социологии и политологии для самостоятельного выбора темы реферата. Однако по согласованию с преподавателем можно выбрать тему, выходящую за рамки предложенного перечня.

Выбирая тему, необходимо выяснить наличие и доступность специальной литературы по той или иной проблеме, четко представлять специфику изучаемого предмета и свои научные интересы. Для этого нужно изучить материал соответствующего раздела учебника, прочитать конспект прослушанной по данной теме лекции, просмотреть библиографические указатели литературы, получить консультацию у преподавателя.

В методическом кабинете кафедры истории, социологии и политологии имеются перечни литературы по всем дисциплинам. Здесь же находятся каталоги учебной и научной литературы по истории Отечества, земельным отношениям, социологии и политологии, которой располагает кафедра и научная библиотека КрасГАУ, а также картотека новых поступлений. Имеется также каталог литературы по истории, находящейся в краевой и городской библиотеках. Надо учитывать, что окончательный выбор темы зависит от интересов не только студента, но и руководителя, кафедры университета. Поэтому выбранная тема обязательно должна быть согласована с ведущим преподавателем, и пройти процедуру утверждения. Это может быть сделано во время консультации, в ходе которой за студентом закрепляется тема, и определяются дальнейшие звенья работы.

2. Поиск и выбор необходимой литературы

Следующий этап подготовки реферата - поиск и выбор необходимой литературы, ее учет и регистрация, составление библиографии.

Пути поиска источников весьма разнообразны. Тут и рекомендации преподавателя. И библиографические справочники, каталоги библиотек и отдельные списки литературы, приводимые в статьях и книгах. Но, прежде всего, следует знать, что по социально-гуманитарному блоку дисциплин существует несколько основных категорий литературных источников.

Первая такая группа - это документы Российского государства, например, Конституция РФ, Указы президента РФ, законопроекты Российского парламента и т.п., международные документы, например, "Декларация прав человека", документы иностранных государств, международных организаций и движений.

Вторая группа источников информации по социально-гуманитарной проблематике - официальная статистика, публикуемая в журналах, бюллетенях, докладах. Сегодня во многих странах мира ведется постоянное наблюдение за поведением населения статистическими способами с целью получения информации, например, о его составе, рождаемости, смертности, количестве разводов, самоубийств, преступлений, участии в выборах и многом другом. Такая информация имеет большую ценность и, конечно, должна быть использована при написании рефератов.

К третьей категории литературных источников относятся периодические издания - статьи из журналов и газет. Статьи по социально-гуманитарной проблематике публикуются в таких журналах, как "Вопросы философии", "Общественные науки", "Вопросы истории", "Высшее образование России", "СОЦИС (социологические исследования)", "ПОЛИС (политические исследования)", "Власть" и многих других.

Четвертая группа - монографии (книга, научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), сборники научных статей, справочные энциклопедические издания, словари.

Пятая - архивные материалы.

В отдельный класс источников могут быть выделены издания на иностранном языке, хотя чаще их выделяют внутри указанных групп источников.

3. Изучение подобранной литературы

Теперь, когда материал собран и тщательно отобран, наступает следующий этап подготовки реферата - изучение подобранной литературы. Здесь следует основательно законспектировать ее, сделать выписки цитат, зафиксировать собственные рассуждения.

4. Создание и оформление текста

Наконец, когда вся предварительная работа проделана, - собран и глубоко изучен, законспектирован и осмыслен необходимый материал, наступает следующий, заключительный этап работы - cоздание и оформление текста реферата.

Прежде всего, необходимо составить набросок ПЛАНА-СХЕМЫ реферата, продумать его структуру, "скелет", взаимосвязь составных частей и сформулировать основные мысли-заголовки.

Формулирование пунктов плана - трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Однако на основе и с помощью вашего тематического каталога такой план составляется без особых усилий. При этом нужно стремиться, чтобы его заголовки наиболее полно и всесторонне раскрывали суть и содержание темы. Каждый такой заголовок должен раскрывать одну из сторон темы. А весь план должен охватить тему в целом.

Как мы уже отмечали, целесообразно вначале составить простой, подробный, детальный план работы. Впоследствии, объединяя пункты, выделяя главное и выбрасывая второстепенное, его легко превратить в сложный. Все его пункты необязательно записывать только в вопросительной или утвердительной форме. Приемлема как та, так и другая форма его записи. Сложный план большого объема полезно записывать в двух вариантах: отдельно выписать основные разделы и полное оглавление.

Когда план реферата составлен, руководствуясь его пунктами, следует распределить собранный материал по разделам, расположив карточки с записями в нужном порядке. И, если необходимо, провести дополнительную работу по сбору материала. Если взятые для работы записи вы не планируете использовать вновь для другой работы, то для их расположения в нужном порядке можно применить ножницы и клей. Если же вы предполагаете еще не раз использовать эти записи, то их следует отксерокопировать.

Теперь, когда весь материал изложен в логической последовательности, следует еще раз посмотреть его целиком, окончательно сформулировать главный тезис и основные положения, систему их доказательств, а также выводы по всей работе. И, если потребуется, заново написать план в виде схемы, отражающей взаимосвязь основных положений и последовательность изложения материала, вновь и вновь продумывая содержание темы. При этом нужно помнить, что важными составными частями реферата являются введение и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются основная цель и задачи исследования, его новизна и практическая значимость. В заключении подводятся итоги исследования. Теперь, когда собранный материал распределен по разделам, готов план, введение и заключение, можно приступить к изготовлению окончательного варианта текста.

Особое внимание следует уделить вопросам оформления реферата. Он должен быть написан грамотно, разборчивым почерком, при наличии возможности, отпечатан, и оформлен в соответствии с определенными правилами. Его объем должен составлять не менее 15-20 страниц машинописного текста, набранного через 1-1,5 интервала, шрифтом 14-16 пунктов. Все страницы должны быть пронумерованы. Номера проставляют сверху, посередине или сбоку страниц.

Важнейшими элементами оформления реферата являются титульный лист, поля, колонтитулы, ссылки, сноски, список использованной литературы.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ - это заглавный лист, его пишут на отдельной странице (здесь не должно быть строк текста). На нем отмечают полное название учебного заведения, кафедры и дисциплины, по которой подготовлен реферат, его тему, сведения об исполнителе и научном руководителе, место и год написания.

ПОЛЯ - это ценный и необходимый рабочий элемент оформления реферата. Их оставляют не только сбоку, но и снизу и сверху страницы. Их назначение, а, следовательно, и ширина могут быть различными. Верхние и нижние поля придают реферату опрятный вид, а также используются для подстрочных примечаний, ссылок и колонтитулов. Колонтитул - указатель содержания страницы - это может быть название главы, параграфа или хотя бы их номера, дата, фамилия и инициалы автора, номер страницы и т.п. они помогают легко и быстро ориентироваться в тексте. Боковые поля используются для пометок рецензента, замечаний проверяющего преподавателя и других заметок, а также для переплета. Как правило, верхние и нижние поля составляют по 20 мл., правое боковое поле - 10-15 мл., левое боковое поле - 25-30 мл.

Выдержки из текста и цитаты должны оформляться соответствующими ссылками и сносками. СНОСКА - это структурный элемент текста, примечание к какому-либо термину или положению основного текста, которое можно поместить либо в нижней части текущей страницы, либо в конце его. Сноски отличаются от ссылок тем, что это может быть не только указание источника, но и также какое-либо примечание, дополнительный текст, помещаемый внизу страницы, отдельно от основного. Каждая сноска помечается либо порядковым номером, либо пометкой по вашему выбору, например, звездочкой *.

Ссылка - это указание источника, из которого приведена цитата, то или иное ключевое положение. Выдержки из текста, на которые оформляется сноска, нумеруются. Затем под этими номерами внизу страницы даются сноски. В них указывается имя автора, название произведения (статьи, и журнала, в котором она помещена), место и год издания, страницы. Нумерация сносок и ссылок на каждой странице начинается заново. Все сноски данной страницы в отличие от колонтитула, располагаются в пределах места, отведенного основному тексту страницы. Поэтому, чем больше сносок вы набрали на данной странице, тем меньше места останется для основного текста.

В конце работы приводится СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, в котором дается перечень монографий и журнальных статей с указанием фамилий и инициалов автора, названия работы, года и места издания, а также ее объема. Для его составления следует расположить в алфавитном порядке подготовленные вами ранее библиографические карточки и перенести содержащиеся в них данные на книги, статьи, документы на отдельный лист.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как составить библиографическую карточку на литературный источник?
  2. Как создать личный рабочий каталог литературных источников? Опишите процесс подготовки рабочего каталога и технику работы с ним.
  3. Раскройте технику сбора и поиска необходимого материала для написания реферата.
  4. Какие вы знаете указатели содержания произведения?
  5. Как составить предметный указатель содержания текста?
  6. Какие основные источники информации по социально-гуманитарным дисциплинам вам известны?
  7. Какие вам известны виды записи?
  8. Какие вы знаете достоинства и недостатки записи в виде плана?
  9. Как составляются тезисы?
  10. Какие типы конспектов вы знаете? Раскройте их существенные различия.
  11. Как составлять записи? Какие существуют основные правила составления и оформления текста записей?
  12. Какие приемы выделения и разграничения текста вам известны?
  13. Что такое колонтитул? Приведите примеры колонтитулов в журналах и ваших учебниках.
  14. Где могут размещаться сноски? Как отмечаются сноски в основном тексте страницы?
  15. Почему с помощью компьютера удобнее готовить текст, чем с помощью пишущей машинки?

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения