Казакова Н.Т. Философия науки

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 2. Философские проблемы конкретных научных дисциплин
Тема 2.3. Техника как объект философии науки

2.3.4. Технические науки

В философии техники, как и в любой отрасли научного знания, большое значение для понимания ее сущности имеет история возникновения и развития предметного и проблемного пространства. Анализируя историю развития науки, мы видели, что ее зачатки находятся в античной философии. Что касается технических наук, то в античной культуре мы не найдем даже зачатков теоретического развития того, что относилось к технике.

В Средние века появляется ряд изменений, которые обусловливают зарождение технической теории. По сравнению с античным миром, естественным по своей «природе», средневековый мир был миром «сотворенным». Понятно, что существовала разница между Богом-Творцом и человеком-творцом, но все-таки предпосылки (онтологические) зарождения философии техники начали складываться именно в Средневековье. В монастырях появляется задача кодификации навыков различной технической деятельности, что закреплялось в различных уставах. Например, устав винодельческого труда. Это были прообразы теории техники и технологии. Монастыри сыграли очень большую роль в накоплении таких знаний. В обычной жизни того времени знания передавались от отца к сыну и далее по наследственной цепочке. В монастырях формируется иной тип передачи технического опыта – письменный. Все науки и процесс обучения им в Средневековье были иерархизированы и субординированы аналогично цеховой культуре.

Первые контакты между технической теорией и технической практикой происходят в эпоху Ренессанса, все титаны мысли которой были и инженерами, и философами, и художниками, и поэтами. Леонардо да Винчи – ярчайший пример сказанному. В это время появляются работы, инспирировавшие многие инженерные задачи. Например, компас был изобретен давно, но принцип его работы был непонятен. Это стимулировало познавательный интерес, и при изучении работы компаса появились идеи, ставшие впоследствии основой теории магнетизма. Или другой пример. Николо Тарталья, отталкиваясь от изучения траектории полета ядра, строит теорию баллистики и называет ее «новая наука». В это время появляются труды по многим прикладным ремеслам, которые легли в основу технической теории.

История показывает, что первые технические теории появились как приложение естественнонаучных теорий к каким-то областям инженерной практики. Поэтому в нашей литературе сложилось достаточно устойчивое представление о тождественности технических наук и прикладного естествознания. С одной стороны, технические науки представляют собой класс научно-организованного знания по многим параметрам, отличающегося от естественнонаучного знания, а с другой – они (технические науки) возникли и сформировались на основе естествознания. Из естествознания, как правило, из физики заимствовались обобщенные теоретические схемы, из математики – функциональные схемы. Затем производилась модификация этих схем за счет конструктивного введения каких-либо технических объектов. Например, развитие электродинамики шло в двух направлениях – обобщения и систематизации физической теории и совершенствования структурных схем эксперимента, что привело к появлению радиотехники.

Развитие технической теории, как и развитие науки в целом, осуществляется как эволюционным путем, так и революционным. В первом случае происходит выделение каких-то направлений и областей исследования в рамках одной и той же фундаментальной теоретической схемы. Во второй происходит смена одной фундаментальной теоретической схемы другой. Примером революционного изменения той же радиотехники может служить научно-технический прогресс, когда электродинамическая теория заменяется на системно-кибернетическую теорию. Теоретический уровень научно-технического знания включает три слоя теоретических схем: функциональные, поточные и структурные. Первый фиксирует общее представление о техническом объекте и является результатом идеализации данного объекта на основе принципов определенной технической теории. Второй описывает процессы (электрические, механические, гидравлические), протекающие в «естественной» технической системе. Третий фиксирует те узловые точки, на которые замыкаются потоки (процессы функционирования).

Как правило, функционирование технической теории осуществляется «челночным» путем. Сначала формулируется инженерная задача создания какой-то технической системы. Затем она представляется в виде идеальной конструктивной схемы, которая преобразуется в схему естественного процесса (поточную схему), отражающую функционирование технической системы.

В настоящее время технический аспект выделяется даже в тех науках, которые никогда не имели технического приложения, – истории, социологии, антропологии, биологии. Однако нас прежде всего интересуют философские вопросы техники, связанные с техническими и технологическими науками.

А.А. Воронин спрашивает: «… можно ли понять технику из понимания специфики технического знания? Или по-другому – насколько сводима (нет, выводима ли) техника как целостный социокультурный феномен к одному (из одного) из многих типов знания, обнаруживающих себя в культуре? Да есть ли оно, недвусмысленное понимание своеобразия технического знания, судя по литературным дискуссиям?»29. Действительно, вопрос не так уж прост, как кажется на первый взгляд.

Технические науки как самостоятельные научные дисциплины оформились значительно позже, чем естественные науки. Технические науки формируются на новом виде знания, отличном от естественнонаучного. Предметом и объектом первых являются искусственные формы, а предметом и объектом естественных наук – естественные, природные структуры. Несмотря на то, что В.С. Степин предложил общую модель знания30, техническое знание имеет собственную специфику, вытекающую из диалектики искусственного и естественного.

История развития техники показывает, что в процессе ее усложнения происходит дифференциация технических и технологических знаний. Иногда такое позиционирование рассматривается как неоправданное усложнение единого процесса знания. Скажем, процесс создания компьютерной техники (технология изготовления той или иной матрицы элементов данной технической системы) и функционирование компьютера (техники) связаны неразрывно. И все же деление на техническое и технологическое знание оправдано. Не случайно в начале этой главы речь шла и о технике, и о технологии. Однако философию науки интересует прежде всего то, что их объединяет. Для любой технической или технологической науки такой основой является онтологическая составляющая знания. Правда, последняя одновременно и разграничивает технические науки. С одной стороны, единым онтологическим фундаментом для этих наук является техносфера. С другой – скажем, для такой технической дисциплины как «Сопротивление металлов», верно онтологическое допущение о том, что любой материал представляет собой изотропную среду. Напротив, такая дисциплина как «Материаловедение», исходит из неоднородности структуры любого материала.

Особым видом технико-технологического знания является модельно-проективное знание. Оно выступает как проектная деятельность (чертежи, эскизы, рисунки, техническая документация, технологические инструкции) по созданию моделей технических устройств, машин, механизмов и т.п. Особое место в таком виде знания занимают компьютерные технологии. Некоторые исследователи включают в пространство технико-технологического знания другие виды научного знания, в том числе социально-гуманитарное. Так, А.А. Воронин вписывает технику и техническое знание в «общенческое», коммуницирующее пространство. «Поэтому моя задача, – говорит автор интересной работы, – попытаться проанализировать технику как необходимое условие, средство и результат взаимодействия человека с человеком, как средство общения, включающее в себя все артефакты культуры. И поскольку для меня «рамочной», как сейчас выражаются, а попросту говоря, исходной является концепция обращения, развиваемая в трудах Ф.Т. Михайлова, я могу практически без обоснований выставить и следующий тезис – как и любое средство общения, техника есть также и сфера «развития сущностных сил человека», ибо обращение «к другому» есть принципиально не что иное, как реальное бытие культуры в целом»29.

В технических науках, так же как и в естественных, достаточно большое место занимает прикладной аспект. Это место настолько большое, что иногда технические науки относят исключительно к прикладным. Обозначая техническую науку в качестве прикладной, исходят обычно из того, что целью чистой науки провозглашается познание, т.е. объяснение природных законов, а прикладная наука служит руководством к действию, используя готовые результаты чистой науки для практических целей. Хотя все чаще приходится слышать мнения о некорректности противопоставления теоретических и прикладных наук.

Из истории развития естественнонаучного и технического знания известно, что первой технической специальностью была профессия инженера. Сначала это был инженер-универсал, затем инженер-механик, инженер-технолог, инженер-конструктор. Как видим, изменения претерпевают не только количественные показатели технических объектов, но и качественные связи в самой структуре объекта и в их взаимодействии. Постоянный прирост когнитивного потенциала технических наук ведет не только к дифференциации и специализации технико-технологического знания, но и к технизации всего рационально-теоретического отношения человека к миру. Технизация оказывается процессом, отражающимся в теоретическом уровне научного знания. Она представляет собой процесс превращения смыслообразования в метод, который можно передавать, не затрагивая его первоначального смысла. Тем самым технические науки из инструмента, средства превращаются в способ отношения человека к миру31.

Фундаментальные исследования в технических науках часто отождествляются с теоретическими исследованиями в технике, которые находятся между математическими, естественнонаучными теориями, с одной стороны, и инженерной практикой – с другой, и даже включают в себя элементы дедуктивно-аксиоматических теорий. Действительно, большинство технических наук имеет свои теории, а инженер должен описывать сложную техническую реальность также и теоретически. В технической науке теория представляет собой не только ориентир для дальнейшего исследования, но и основу предписаний для осуществления оптимального технического действия.

Во второй половине ХХ века в области технических наук произошли существенные изменения, связанные со сменой типа рациональности. Неклассическая рациональность определила комплексный характер технических теорий. Сами научные и инженерные задачи становятся комплексными, а при их решении требуется учитывать разнообразные аспекты, выходящие за пределы технического знания. Подробнее об этом можно прочитать в работе В.С. Степина, В.Г. Горохова «Философия науки и техники»30. Именно тогда широкое распространение получают междисциплинарные, системные исследования в науке и технике, которые формируют «новое лицо» технических наук.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения