Казакова Н.Т. Философия науки

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 2. Философские проблемы конкретных научных дисциплин
Тема 2.3. Техника как объект философии науки

Источники и примечания

  1. Более точно «техне» в древнегреческой культуре рассматривалось как искусство «демиурга», то есть как некая способность строителя создавать то, чего лишена природа. Следовательно, с одной стороны, техника как некая «вторая природа» противостоит естественной «первой природе», а с другой – техника выступает некоторой компенсацией «недостатков» природы для человека. Правда, следует отметить интересный факт: многие технические устройства копируют «первую природу».
  2. Как справедливо отмечал Аристотель, врач, обладающий «техне», знает, что цыпленок хорош для слабого желудка. Другими словами «техне» предполагает знание «как» и «почему».
  3. Машина – «механе» – это то, что позволяет произвести удобное, но не совсем присущее природе решение проблемы. Техника в целом, как искусство, мастерство создавать новое, и машина, «механизм», которые осуществляют какую-либо функцию, не были предметом интереса античных мыслителей, поскольку для античной философии «техне» не подпадала под теоретическую деятельность. Техника была ремесленническим видом деятельности и осуществлялась посредством физического труда. Исключением является Архимед, но он был скорее всего не философом, а механиком.
  4. Бурный расцвет прикладного направления технической теории связан с социально-экономическими причинами. Первое, на что следует обратить внимание, это появление светской интеллигенции (людей, занимающихся интеллектуальным трудом). В отличие от церковной интеллигенции, она должна была искать новые пути для реализации своих интеллектуальных достижений, так как светская интеллигенция не была институционально организована. По большому счету это были одиночки, и чтобы было на что жить, надо было давать практические результаты, т.е. изобретения, которые нужно было продать. Например, Г. Галилей изобрел телескоп, который (кстати, технические условия для его создания существовали уже пятьсот лет тому назад) первоначально использовался как игрушка для богатых людей. Галилей за свою жизнь продал 20 таких телескопов. Однако по прямому назначению (если не принимать во внимание самого создателя) астрономами телескоп стал использоваться только полтора столетия спустя.
  5. Койре, А.А. Историко-философские очерки развития науки / А.А. Койре. – М., 1996.
  6. Цит. по: Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М., 1995. – С. 38.
  7. Розин, В.М. Философия техники / В.М. Розин. – М., 2001.
  8. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе / К. Ясперс. – М., 1986.
  9. Философия математики и технических наук. – М., 2006. – С. 557.
  10. Ортега-и-Гассет, Х. Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2001. – С. 172.
  11. Юнгер, Ф. Совершенство техники. Машина и собственность / Ф. Юнгер. – СПб., 2002. – С. 244.
  12. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее / Ф. Фукуяма. – М., 2004. – С. 290-291, 293.
  13. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В. Миронова. – М., 2006. – С. 379.
  14. Поликарпов, В.С. История науки и техники / В.С. Поликарпов. – Ростов н/Д., 1999. – С. 327-341.
  15. Шаповалов, В.Ф. Философия науки и техники / В.Ф. Шаповалов. – М., 2004.
  16. Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х. Ленк. – М., 1996. – С. 112.
  17. Лем, С. Сумма технологии / С. Лем – М., 1999.
  18. Философия математики и технических наук / под ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.
  19. Шеннон, К. Математическая теория связи // Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон. – М., 1963.
  20. По мнению В.Ю. Колмакова, принцип фундаментального осмысления феномена информации проявляется в любой методологической среде философского мышления как требование проведения логической операции, направленной на выявление общего смыслового основания, на котором происходит дальнейшее построение конкретизированных следствий. Информация предстает как аспект, свойство, качество материальной реальности и результат материального взаимодействия, поскольку она (информация) является результатом взаимосвязи и взаимодействия объектов материальной реальности. Поэтому он выделяет различные виды информации: онтоинформацию (понятие, отражающее фундаментально-атрибутивные аспекты взаимосвязи реальности); биоинформацию (ее специфика проявляется в соответствующих процессах передачи наследственной информации, при воспроизводстве живых организмов); техноинформацию (способ использования, записи, обработки, сохранения и преобразования в определенной системе технических устройств) и гносеоинформацию (которая отражает специфику информационных процессов, связанных с познанием реальности человеком). См.: Колмаков, В.Ю. Информация, информационность, виртуальность / В.Ю. Колмаков. – Красноярск, 2004.
  21. При этом следует отметить, что, с одной стороны, в классической теории отсутствует само определение понятия «информация»; с другой стороны – теоретики используют термин «количество информации» в качестве синонима статистических характеристик букв, составляющих сообщение (имеющих значение для адекватного понимания теории коммуникации). Передаваемые по каналам связи буквы (сигналы) не несут той информации, для обмена которой существуют сигналы связи, то есть формула измерения количества информации не учитывает осмысленность сочетания букв (сигналов) передаваемой информации. Иными словами, классическая теория информации, раскрывая количественный аспект феномена информации, не раскрывает ее сущностной характеристики.
  22. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. – М., 1958. – С. 31.
  23. Юзвишин, И.И. К обоснованию фундаментальных основ информациологии / / Проблемы информациологии / И.И. Юзвишин. – М., 1992. – С. 19.
  24. Шрейдер, Ю.А. Информация и знание / Системная концепция информационных процессов: Сб. тр. Вып. 3. / Ю.А. Шрейдер. – М., 1998.
  25. А.Д. Урсул поясняет критикам его понимания информации, что информация не тождественна отображению, а является лишь той инвариантной частью, которая поддается опредмечиванию, объективированию, передаче, поскольку отражение не всегда можно перекодировать и переносить с одного материального объекта на другой. Информация перекодируется и передается, создавая образы, в которых инвариантом является сама. См.: Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки / А.Д. Урсул. – М., 1975. – С. 296.
  26. Дискуссия о природе и сущности информации, в ходе которой был рассмотрен широкий комплекс категорий и принципов, послужила основой для разработки общей теории информации, которая, получила название информологии (70-е годы XX века). В современной литературе информология рассматривается как наука об информации, о законах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.
  27. Коган, В.З. Теория информационного воздействия / В.З. Коган. – Новосибирск, 1991. – С. 75.
  28. Шмелëва Ж.Н. Социально-философский анализ эволюции проблемы языка: (информационно-коммуникативный аспект): дис. … канд. филос. Наук / Ж.Н. Шмелëва. – Красноярск, 2007.
  29. Воронин, А.А. Миф техники / А.А. Воронин. – М., 2006. – С. 73.
  30. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов. – М., 1995.
  31. Хайдеггер, М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер. – Время и бытие: статьи и выступления. – М., 1993.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения