Казакова Н.Т. Философия науки

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 2. Философские проблемы конкретных научных дисциплин
Тема 2.3. Техника как объект философии науки

2.3.3. Философские проблемы информатики

Информатика занимается построением информационных систем (в технической области информационно-технических систем), исследованием объектов и уровней этих систем, проектированием и реализацией алгоритмов, программ, а также процессами трансформации и трансляции информации. В учебном пособии «Философия математики и технических наук» выделяется целый комплекс философских проблем информатики. Во-первых, выявление ключевых свойств и характеристик информации. Во-вторых, определение этапов развития теории информации. В-третьих, выявление преимущества понимания информации как процесса. В-четвертых, исследование проблемы ценности информации. И, наконец, анализ методологических оснований современного подхода к исследованию информационных взаимодействий18. Поскольку ядром философских проблем информатики является теория информации, постольку нас прежде всего интересует понятие информации, то есть ее отличительные свойства и характеристики. В рамках математической теории информатика возникает как реализация строгого способа измерения количества информации, который был разработан американским ученым Клодом Шенноном. Технические проблемы передачи и трансформации информации потребовали создания математической теории связи19. Оставляя математический аппарат теории информации специалистам, обратимся к понятию информации и природе этого феномена, которые являются ключевыми в философском анализе проблем этой технической теории.

Понятие информации является основополагающим почти для всех сфер человеческой деятельности, его используют ученые разных специальностей, в их числе философы, поэтому так необходим содержательный анализ данного феномена.

Интерпретация понятия «информация» прошла существенную эволюцию. Первоначальное (донаучное) представление об информации сложилось в сфере обыденного языка на основе повседневно-бытовой социально-коммуникативной практики. Согласно данному пониманию, информация – это сообщения или сведения, которыми люди обмениваются между собой. К середине ХХ века сложилась ситуация, когда информация становится сугубо научным понятием. Поэтому теория информации – одна из наиболее бурно развивающихся отраслей современного научного знания, проникающая во многие науки о неживой и живой природе, обществе, познании.

Представления о природе и сущности информации весьма противоречивы, поскольку существуют различия между физическими трактовками информации и математическими методами измерения количества информации. История теории информации началась в 1948 году, когда ученые К. Шеннон, и Н. Винер, независимо друг от друга предложили статистическое определение информации. Их работы содержали важнейшие идеи, принципы и теоремы для постулирования вероятностно-статистической теории информации. Последнюю они рассматривали как составную часть теории вероятности. Основные методологические подходы, сложившиеся к определению сущности информации, включают в себя математические (количественные), программно-алгоритмические (атрибутивные), отражающие качественные характеристики информации20.

В физике понятие «информация» появилось при обосновании статистической механики в первой половине ХХ века. В то время Сциллард предпринял попытки связать данное понятие с повышением уровня организации определенной термодинамической системы. Параллельно происходит становление теории информации как теории каналов коммуникации и связи (К. Шеннон). Согласно К. Шеннону, информация может оцениваться как степень упорядоченности или организованности систем, как отрицательная энтропия или негэнтропия. Информация есть параметр, характеризующий динамику системного бытия любого фрагмента материального мира.

Простота математического аппарата, опирающегося на теорию вероятности, во многом определила успех формирования классической теории информации21.

Новый этап теоретического расширения понятия информации связан с кибернетикой. Кибернетика как наука об управлении системами формулирует принцип единства процессов управления и переработки информации в сложных самоуправляющихся, самоорганизующихся биологических и социальных системах.

Н. Винер полагал, что информация – это «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших органов чувств»22. Концепция Н. Винера предполагает, что процесс управления в сложноорганизованных системах является процессом переработки (преобразования) информации некоторым центральным устройством. Последний получает информацию от сенсорных рецепторов и передает ее в те участки системы, где она воспринимается ее элементами как приказ для выполнения действия. По совершении самого действия сенсорные рецепторы готовы к передаче информации об изменившейся ситуации для выполнения нового цикла управления. Таким образом, организуются циклы, алгоритм (последовательность действий) управления и циркуляции информации в системе.

Кибернетика вскрыла информационную природу управления сложноорганизованными системами. Однако практика управления потребовала выработки новых критериев информации, таких как осмысленность, ценность и др. Постепенно понятие информации вышло за рамки математики и кибернетики. Новый этап развития научного понятия «информация» связан с исследованием сущности социальной информации.

По мнению некоторых исследователей, социальная информация является наиболее сложной и совершенной формой информации. Учитывая две формы организации социальной реальности, имеет смысл выделять и две формы существования социальной информации – материальную и идеальную. Эти формы диалектически взаимосвязаны и имеют свойство взаимно перетекать друг в друга. В процессе духовно-практического освоения человеком мира материальная информация трансформируется в идеальную и наоборот – идеальная информация объективируется (опредмечивается) в процессе материально-производственной и духовно-практической деятельности общества. Само получение информации о социальной действительности, ее оценка, передача и хранение приводят к специфическому духовному явлению – созданию информационной картины мира.

Обращение к качественной стороне информации вызвало целый ряд подходов к ее определению. Иногда, исследуя сущность информации, предлагается понимать ее как актуализацию одной возможности для исключения остальных. Естественно, информация тем больше и ценнее, чем надежнее при ее получении элиминируются возможности ее неясного понимания. Понять информацию, выраженную в процессе коммуникации, – значит знать, какие возможности были бы исключены ее правдивостью. Чтобы информация наличествовала, должно быть огромное количество определенных возможностей, любая из которых может случиться. На основе этой идеи указывается, что количество информации пропорционально числу выборов и представляет собой меру неопределенности выбора из конечного числа возможностей.

Предлагается также определять информацию как меру упорядоченности, организованности, структурности материальных процессов и систем и меру упорядоченности, организованности, структурности при различных воздействиях одной системы на другую.

С вступлением общества в информационную стадию развития стали появляться публикации, придающие феномену информации всеобъемлющий характер. Ее адепты полагают, что информация находится везде и всюду, она является первоосновой мира, всеобщим свойством Вселенной23. В соответствии с этой позицией информация субстанциальна, поскольку все, что существует в мире, имеет фундаментальную информационную основу.

Анализ природы информации приводит к необходимости обозначить наиболее существенные признаки данного феномена, что позволит вскрыть философско-фундаментальное основание информационного мировоззрения в целом. Характеризуя информацию с точки зрения универсального аспекта, можно выявить субстанциональную содержательность реальности, обладающую системно-структурной организацией.

Еще один, аксиологический, подход связывает понятие информации с ценностью и практической значимостью. В самом деле, информация в зависимости от изучаемой области природы может быть физической, биологической, психологической, социальной и т.д. И каждая такая линия должна содержать аксиологический аспект и свои критерии значимости и ценности. Ценной является та информация, которая помогает достижению цели. Ценность информации зависит от цели, которую ставит перед собой ее потребитель. Однако необходимо оговориться, что целеполагание характерно только для человеческого мира. По отношению к неживой и органической природе мы вряд ли можем применять данный термин и говорить, что там присутствует информация как ценность, при условии, что мы исключаем полезность такой информации для науки.

Аксиологический подход, подчеркивая ценностный компонент информации, по сути, утверждает, что информация является феноменом, присущим лишь человеческому обществу. Содержательный же ее аспект так и остается неясным, в то время как смысловая сторона информации является определяющей в ее структуре. С точки зрения семантики информация выступает как бы в двух измерениях: в виде определенного содержания и формы, в которую это содержание заключено.

Для научного познания значение имеет, прежде всего, когнитивная концепция информации. В рамках данной концепции информация представляется как отчужденное и закрепленное на материальном носителе знание24. Это дает возможность рассматривать информацию как особый мир – мир знания (качественно разнообразной информации), противопоставляя ему реальный физический мир. Понятие об информации как о мире возможного и идеального имеет гносеологический смысл. Информация, хранящаяся на вторичных материальных системах, является отражением познаваемого мира, «превращенной формой предметов реального мира», которую индивид приобретает в результате социально-исторического развития, познавательной и творческой активности. Такой вид информации получил название «когнитивной», а важнейшим средством переноса такой информации с одного ее субстрата на другой (из мозга во вторичные материальные системы и обратно) является техника. Когнитивная информация кодируется и располагается на материальных носителях, образуя тем самым систему «техническая реальность – информационная реальность».

Исследование понятия информации с использованием качественных критериев является перспективным направлением, намечающим путь к объяснению сущности данного феномена. Однако и качественные критерии также оказались ограничеными, так как все они, в той или иной степени объясняя информационные процессы в социальной сфере, не могут быть применены к объяснению информационных явлений в функциональных системах досоциального уровня. В частности, была установлена связь информации с «разнообразием», что существенно расширило представления о содержании понятия «информация». Это создало повод для установления связи понятия «количество информации» и категории различия (разнообразия), что позволило использовать понятие информации применительно к объектам неживой природы.

Считается, что информация существует там, где есть различие, разнообразие. А.Д. Урсул достаточно убедительно проводит мысль, что информация является всеобщим свойством материи, мерой разнообразия материальных систем. Он положил в основу общего определения информации два, по его мнению, важнейших ее признака: во-первых, информация связана с разнообразием различия, во-вторых, с отражением. Характерными признаками отражения являются:

  1. первичность отображаемого объекта по отношению к отображенному образу;
  2. наличие реального взаимодействия;
  3. сохранение в измененной или переработанной форме структуры отражаемого в структуре отражающего.

Отражение имеет место лишь тогда, когда взаимодействуют как минимум два объекта (или же две части одного объекта). В соответствии с этим информация определяется как отраженное разнообразие. Такого рода разнообразие, передающееся от предмета к предмету в процессе отражения, рассматривается как сущность информационного движения всех форм материи25.

Говоря о сущности информации, не следует исходить только из понятия отражения, поскольку информация в строгом онтологическом смысле не является исключительно семантическим преобразованием отраженной реальности. Примечательно, что рассмотрение понятия «информация» в связи с понятием «отражение» представляет новый качественный этап в изучении феномена информации. Этот этап сопровождается многолетними дискуссиями к пониманию феномена информации.

В связи с этим были предприняты попытки дать удовлетворительную материалистическую интерпретацию понятия «информация» с позиций теории отражения. Исходя из диалектико-материалистической теории познания, отражение является таким же всеобщим свойством материи, как, например, движение. Так, информация стала рассматриваться как философская категория наряду с такими понятиями, как пространство, время, материя.

Мнения по поводу того, что считать отражением, разделились. Одни авторы утверждали, что отражение объективно существует даже в неорганической природе, другие считали, что отражение должно рассматриваться как нечто «потенциальное», и связывали информацию лишь с уровнем кибернетических систем. Достаточно широкое распространение получила точка зрения, что «концепция возникновения информации на уровне жизни оказывается методологически неплодотворной для естествознания и поэтому ограниченной, неспособной объяснить всë расширяющееся применение методов теории информации в физике, химии, геологии и т.д.»25.

Нетрудно заметить, что методологические трудности определения сущности информации связаны с многомерностью данного феномена. Разнообразие интерпретаций объясняется тем, что различные походы отражают различные аспекты этого явления. Думается, что почвой для синтеза различных направлений может быть введение понятия «реальность» в теорию информации. Понятие «информационная реальность», по сути, было порождено многочисленными дискуссиями о природе и сущности информации, в ходе которых, в частности, были выявлены такие понятия, как «метаинформация», «коинформация», «движение информации», «паттерн информации» и др., что и создало предпосылки для появления наиболее общего понятия – «информационная реальность». Информационная реальность характеризуется такими свойствами как разнообразие, организованность, упорядоченность, сложность, системность. Информация предстает как явление отражения этого разнообразия упорядоченности, сложности, системности, как особое состояние информационной реальности26.

Всë сказанное позволяет говорить об информации как фундаментальном свойстве, в той или иной форме обнаруживающем себя на разных уровнях организации мира. Кроме того, можно проследить прямую зависимость уровней организации информации от уровней организации материи: чем сложнее форма организации материи, тем она содержит больше информации и наоборот.

Отсюда вытекают семиотические проблемы. Знак в теории информации замещает обозначаемый объект не в физическом, энергетическом, вещественном, а информационном отношении. Другими словами, функционирование знака связано с совершенно новым свойством материи – свойством отражения и неразрывно связанной с ним информации. Содержанием отражения является информация хотя мы не можем сказать, что информация исчерпывает все содержание отражения. Знак, который поставлен в соответствие отражению и объекту отражения, не несет информации о содержании, структуре и свойствах обозначаемого предмета. Такую информацию о предмете содержит лишь его образ. Отсюда вытекает вывод: знак потенциально содержит в закодированном виде некоторое количество информации об объекте, указывая на то, что данный объект существует (в реальности или мнимо). Какое количество информации несет тот или иной знак, зависит от конкретной ситуации, от системы отсчета. Так, если знак помогает нам выбрать предмет из многих других, то он может нести большое количество информации, даже никак не воспроизводя содержание обозначаемого объекта. Посредством знака кодируется некоторое определенное количество информации, общее как для объекта, так и его образа, то есть некоторый информационный инвариант.

Информационная «емкость» знака определяется упомянутым информационным инвариантом, общим для образа и предмета. Содержание, или значение, и есть та информация, в соответствии с которой поставлен данный знак. Из всей информации, заключенной в предмете, при его отображении выделяется лишь часть, и именно она кодируется знаком. Значение имеет лишь та часть информации, которая адекватно соответствует объекту. В знаке фиксируется не только информация, присущая образу и отображаемому предмету, но и данные о кодирующей системе.

Особое место в экспликации понятия информация занимает проблема выделения субъекта и объекта информационного процесса и корреляционной связи между ними. Например, В.З. Коган обращается к признаку активности. Стремление к производству информации может быть реализовано даже в отсутствие потребителя. Информация поступает в инфофонд и ждет своего востребования. На основании этого делается вывод, что наиболее определяющая сторона в информационном взаимодействии – производитель. И действительно, при любой степени инициативы того, кто испытывает потребность в информации, эта потребность не будет удовлетворена, если нет источника информации. Поэтому производитель рассматривается В.З. Коганом как субъект процесса, а потребитель – как объект27. Субъект – это не просто индивид, производящий информацию, он активный преобразователь природы и социального мира. Характер деятельности субъекта постоянно соотносится со спецификой объекта. Момент взаимодействия заключается в том, что субъект передавая информацию объекту, одновременно выявляет и получает сведения (обратную информацию) относительно объекта и его изменений в результате взаимодействия. Обратная связь изменяет, уточняет представления субъекта и, следовательно, он вносит коррективы в методы и способы производства и передачи информации.

Эти важные проблемы информации были исследованы Ж.Н. Шмелевой в рамках кандидатской диссертации28. Особенно интересным и научно продуктивным в ее работе является анализ взаимодействия информации и коммуникации. Ж.Н. Шмелева проанализировала несколько подходов. Первый подход отводит главную роль информации, поскольку именно она служит формой репрезентации действительности, объективной реальности, где развертывается жизнедеятельность социума. Информация замещает мир вещей, таким образом сама, приобретая некую вещественность, «становится сущностью». Ценность этой сущности возрастает по мере того, как она «позволяет» когнитивно испытать, освоить действительность, а затем реорганизовать опыт. В данной концепции коммуникации отводится роль процесса оформления, «ратификации» репрезентаций в информационном процессе, обеспечивающего ее (информации) передачу, а также инструмента «наклейки ярлычков» на объекты окружающей действительности, дающего возможность доступа к информации и осуществления права владеть и распоряжаться ею. Информация наделяется способностью когнитивно запечатлевать объективную реальность и в связи с этим получает приоритет по отношению к коммуникации.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения