ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО

электронный учебно-методический комплекс

Тема 2.2. Аппараты палат российского парламента

2.2.1. Структура аппаратов палат российского парламента

2.2.2. Подразделения аппаратов палат российского парламента

Контрольные вопросы

Практические задания (семинары)

Задачи

Тест для самоконтроля

Рекомендуемая литература



2.2.1. Структура аппаратов палат российского парламента

В соответствии с регламентом Совета Федерации, положение об Аппарате утверждается Советом палаты по представлению Председателя Совета Федерации, а структура – Председателем палаты.

В структуре аппарата Совета Федерации можно выделить:

  • Руководителя Аппарата;
  • первого заместителя, заместителя Руководителя Аппарата – начальника Управления делами;
  • секретариаты Председателя Совета Федерации и его заместителей;
  • секретариаты Руководителя Аппарата Совета Федерации и его заместителей;
  • аппарата комитетов и постоянных комиссий;
  • Управление пресс-службы;
  • Управление международных связей;
  • Управление кадров и государственной службы;
  • Правовое управление;
  • Аналитическое управление;
  • Управление информационных технологий;
  • Организационное управление;
  • Управление делопроизводства;
  • Финансовое управление;
  • Управление делами.

Руководитель Аппарата Совета Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем этой палаты по согласованию с Советом палаты и оформляются распоряжениями Председателя Совета Федерации. Руководитель Аппарата Совета Федерации несет персональную ответственность за выполнение задач возложенных на Аппарат.

Руководитель аппарата комитета, постоянной комиссии Совета Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем палаты по согласованному представлению председателя соответствующего комитета или постоянной комиссии и Руководителя Аппарата Совета Федерации.

Руководители управлений и иных структурных подразделений Аппарата Совета Федерации и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Совета Федерации по представлению Руководителя Аппарата Совета Федерации.

Руководители аппаратов комитетов Совета Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем палаты по представлению Руководителя Аппарата Совета Федерации и председателя соответствующего комитета Совета Федерации.

Иные работники Аппарата назначаются на должность и освобождаются от должности приказом Руководителя Аппарата Совета Федерации по представлению руководителей соответствующих структурных подразделений Аппарата Совета Федерации, согласованному с Управлением кадров и государственной службы Аппарата Совета Федерации.

Структура Аппарата Государственной Думы. Положение об Аппарате Государственной Думы утверждается распоряжением Председателя этой палаты Федерального Собрания с согласия Совета Государственной Думы.

Перестройка Аппарата Государственной Думы происходит после парламентских выборов и связана с тем, что изменяется количество депутатских фракций и групп, численность входящих в них депутатов, изменяется также число и состав комитетов и комиссий Государственной Думы.

Аппарат Государственной Думы состоит из следующих структурных подразделений:

  • секретариаты Председателя Государственной Думы и его заместителей;
  • секретариат Руководителя Аппарата;
  • аппараты депутатских объединений в Государственной Думе (отделы);
  • Аналитическое управление;
  • Организационное управление;
  • Парламентская библиотека (управление);
  • Правовое управление;
  • Пресс-служба (управление);
  • Управление делами;
  • Управление документационного обеспечения;
  • Управление информационно-технологического обеспечения;
  • Управление кадров и государственной службы;
  • Управление межпарламентских связей;
  • Отдел по защите государственной тайны;
  • Приемная Государственной Думы (отдел).

Контроль за деятельностью Аппарата Думы осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Руководитель Аппарата Государственной Думы назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Председателя Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Руководитель аппарата имеет первого заместителя – управляющего делами Государственной Думы и заместителей. Первый заместитель Руководителя Аппарата Государственной Думы назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Председателя Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы. Заместители Руководителя Аппарата Государственной Думы назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Председателя палаты по представлению Руководителя Аппарата.

Начальники управлений и самостоятельных отделов Аппарата, руководители Пресс-службы и Секретариата и Руководителя Аппарата, директор Парламентской библиотеки, начальник Приемной Государственной Думы назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Председателя Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы.

Работники управлений, самостоятельных отделов, иных структурных подразделений Аппарата, назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению руководителей соответствующих подразделений.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей и работников аппаратов депутатских объединений в Государственной Думе, аппаратов комитетов и комиссий Государственной Думы осуществляются распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению руководителей соответствующих депутатских объединений в Государственной Думе, председателей соответствующих комитетов и комиссий.

Как видно, аппараты палат Федерального Собрания по их внутренней структуре сходны. Главным, принципиальным отличием структуры Аппарата Совета Федерации от структуры Аппарата Государственной Думы является отсутствие в структуре Аппарата Совета Федерации аппаратов фракций и депутатских групп, что связано с отсутствием в Совете Федерации каких-либо формализованных объединений членов данной палаты, аналогичных депутатских объединений в Государственной Думе.

2.2.2. Подразделения аппаратов палат российского парламента

Подразделения аппаратов палат Федерального Собрания включают в себя следующие органы:

1. Аналитические управления. Они призваны обеспечивать членов Совета федерации и депутатов Государственной Думы аналитическими материалами по проблемам развития общества, требующим законодательного регулирования, а также эффективности законодательного процесса, готовить тематические бюллетени и вестники, обобщать зарубежный и отечественный парламентский опыт, разрабатывать для парламентариев практические рекомендации по совершенствованию работы палат Федерального Собрания.

2. Правовые управления палат. Осуществляют правовую и лингвистическую экспертизы законопроектов, проектов постановлений соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, производят правовое сопровождение заседаний палат, оказывают правовое содействие членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, а также в Государственной Думе – депутатским объединениям, комитетам и комиссиям палат, занимаются учетом и систематизацией законодательства Российской Федерации.

3. Управления делами. Осуществляют финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности палат, а в Государственной Думе Управление делами осуществляет также финансирование деятельности депутатов в регионах.

4. Управление делопроизводства в Совете Федерации и Управление документационного обеспечения в Государственной Думе соответственно организуют ведение единой системы делопроизводства, документационно-техническое обслуживание заседаний, прием, учет, доставку и отправку служебных документов, машинописные, стенографические и копировально-множительные работы, техническую запись, расшифровку и редакторскую обработку стенограмм заседаний палат, прием и хранение дел в архивах этих палат Федерального Собрания.

5. Пресс-службы осуществляют оперативное распространение официальной информации о деятельности Совета Федерации и Государственной Думы, важнейших мероприятиях палат, ведут организационную работу с парламентскими журналистами, производят их аккредитацию, организуют пресс-конференции, брифинги членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

6. Управление информационных технологий в Совете Федерации и Управление информационно-технологического обеспечения в Государственной Думе осуществляют информационно-технологическое и телекоммуникационное обеспечение работы парламентариев и структурных подразделений аппаратов палат.

7. Управления кадров и государственной службы ведут кадровую работу с парламентариями, их помощниками и работниками аппаратов, консультируют их по вопросам государственной службы, осуществляют комплекс специальных работ в палатах Федерального Собрания, оформляют и выдают удостоверения, участвуют в организации пропускного и внутриобъектного режима в зданиях палат, готовят документы для командирования.

8. Управление международных связей в Совете Федерации и Управление межпарламентских связей в Государственной Думе обеспечивают работу официальных делегаций палат, парламентариев и работников аппаратов, участвуют в разработке и реализации программ межпарламентских связей2, осуществляют паспортно-визовое обеспечение командировок, парламентариев и работников аппарата за границу.

9. Организационные управления обеспечивают подготовку работ палат (в том числе и законопроектных), а также контроль за их реализацией, проведение заседаний палат, согласительных процедур, парламентских слушаний и других мероприятий, взаимодействие по этим вопросам с субъектами права законодательной инициативы и иными государственными органами, координируют деятельность структурных подразделений аппаратов по работе в регионах.

10. Отделы по защите государственной тайны осуществляют защиту сведений, составляющих государственную тайну, и в соответствии с законодательством, обеспечивают парламентариев и работников структурных подразделений аппаратов необходимой информацией.

11. Парламентская библиотека осуществляет библиотечно-информационное обеспечение законотворческой деятельности, создает библиотечный фонд по вопросам права и парламентаризма, национальную коллекцию официальных документов, готовит библиографические указатели и другие материалы. Парламентская библиотека обслуживает обе палаты Федерального Собрания.

12. Приемная Государственной Думы осуществляет регистрацию и прием обращений граждан, организует прием посетителей, рассматривает обращения граждан и направляет их в соответствующие структурные подразделения Аппарата, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, анализирует характер и содержание обращений граждан, готовит соответствующие информационно-аналитические материалы.

13. Специализированные государственные учреждения и предприятия, обеспечивающие работу парламента. Следует отметить, что наряду с аппаратами палат информационное, правовое, экспертное, организационное и иное обеспечение деятельности Совета Федерации и Государственной Думы может осуществляться также государственными учреждениями и предприятиями, созданными для обеспечения работы обеих палат Федерального Собрания.

Создание и ликвидация учреждений и предприятий системы обеспечения осуществляются путем принятия Государственной Думой и Советом Федерации соответствующих постановлений.

Руководители учреждений и предприятий системы обеспечения назначаются на должность и освобождаются от должности постановлениями Государственной Думы и Совета Федерации.

Структура и штаты учреждений и предприятий системы обеспечения определяются их руководителями по согласованию с Государственной Думой и Советом Федерации.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и предприятий системы обеспечения, размер оплаты труда и условия материально-бытового обеспечения их сотрудников, а также иные расходы на их содержание определяются в соответствии с действующим законодательством.

В своей деятельности, учреждения и предприятия системы обеспечения руководствуются Конституцией РФ, законодательством РФ, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации, а также своими учредительными документами.

Одной из государственных организаций, обеспечивающих работу Федерального Собрания, являлся Парламентский центр. Он был создан 16 сентября 1991 года решением Президиума Верховного Совета РСФСР. В конце 1993 года, Парламентский центр перешел в ведение Правительства РФ, а 6 июля 1994 года, распоряжением Президента РФ был передан в совместное ведение палат Федерального Собрания. Правда 14 сентября 1994 года, Парламентский центр, как самостоятельная организация была упразднена совместным распоряжением председателей палат Федерального Собрания.

Внепарламентское содействие деятельности Федерального Собрания осуществляют внештатные эксперты, научно-консультативные и экспертные советы, научные учреждения, общественные объединения.

Контрольные вопросы

  1. Структура Аппарата Совета Федерации РФ.
  2. Назначение и освобождение от должности руководителя Аппарата Совета Федерации РФ.
  3. Руководители аппарата, комитета, постоянной комиссии, управлений Аппарата Совета Федерации РФ.
  4. Структуры Аппарата Государственной Думы РФ.
  5. Назначение и освобождение от должности руководителя Аппарата Государственной Думы РФ.
  6. Назначение и освобождение от должности руководителей иных структурных подразделений Государственной Думы РФ.
  7. Виды управлений аппаратов палат Федерального Собрания РФ.

Практические задания (семинары)

Вопросы:

  1. Структура Аппарата Совета Федерации РФ.
  2. Порядок назначения и освобождения от должности руководителей, руководителей иных структурных подразделений Аппарата Совета Федерации РФ.
  3. Структура Аппаратов Государственной Думы РФ.
  4. Порядок назначения и освобождения от должности руководителей, руководителей иных структурных подразделений Аппарата Государственной Думы РФ.
  5. Органы подразделений палат российского парламента.

Задачи

Задача № 1

Сравните структуру аппаратов палат российского парламента.

Вопросы к задаче:

  1. Какие имеются сходные черты в структуре аппаратов палат российского парламента?
  2. Какие существуют отличительные черты в структуре аппаратов палат российского парламента?
  3. Возможны ли изменения в структуре аппаратов палат российского парламента?

Задача № 2

Дайте характеристику подразделениям аппаратов палат российского парламента.

Вопросы к задаче:

  1. Какие органы управления выделяются в структуре аппаратов палат российского парламента?
  2. Какими функциями наделены данные органы управления?
  3. Какую роль играют данные органы управления в работе аппаратов палат российского парламента?

Задача № 3

Охарактеризуйте депутатские группы и депутатские фракции Государственной Думы РФ.

Вопросы к задаче:

  1. Чем отличаются депутатские группы от депутатских фракций?
  2. С приходом какой избирательной системы одна из вышеуказанных форм депутатских объединений потеряла свое значение?

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
  2. О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22. 01. 1998 г. (в ред. от 17. 01. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
  3. О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30. 01. 2002 (в ред. от 6. 12. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
  4. Положение об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания РФ: Распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20. 02. 1997 г. // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
  5. Положение об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания РФ: Распоряжение Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13. 03. 1998 г. // Информационно- поисковая система Консультант плюс.

Специальная литература:

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебник. В 2 т. / С.А. Авакьян. 2 изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  2. Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации / О.Н. Булаков. М., 2004.
  3. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика. / О.Н. Булаков, Ю.Ю. Бойко, Е.В. Коврякова. М., 2005.
  4. Колюшин Е.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ /Е. И. Колюшин// Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4. С. 7-10.
  5. Содовникова Г.Д. Парламентские процедуры: роль и значение в обеспечении представительской функции парламента /Г.Д. Содовникова// Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12. С 2-5.
  6. Мальцан А.Л. Современный парламентаризм: кризис или обновление идеи? / А.Л. Мальцан // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9. С. 43-45.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения