Чат Форум

Лекция 5

 

Учебное пособие для студентов 3 курса экономического факультета

 

СРЕДНЯЯ ЕВРОПА. ЭТАПЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ.


Средняя Европа

Впервые понятие Средней Европы (СЕ) возникло в X веке, когда после смерти Карла Великого (742-814 гг.) образовалось Восточно-Франконское государство, и Оттон 1-й (912-973гг.) после победы над мадьярами и славянами образовал в 962 г. Священную Римскую Империю германской нации на восточных границах бывшей Римской Империи.

В 14-х и 15-х веках феодальная Европа характеризовалась крайней раздробленностью. Уже тогда появилось различие в восточной и западной частях СЕ. Западная часть СЕ больше ориентировалась на развитие промышленности, а в ее восточной части преобладала аграрная структура.

Однако сближение народов, населявших СЕ, началось еще в 15 веке. В результате сближения народов СЕ в этот период возникли объединения, и заключались соглашения между Богемией, Австрией, Венгрией и Польшей.

Тенденция к объединению в СЕ проявилась особенно при династии Габсбургов в Австрии. В указанном объединении большое значение имело стремление защититься от агрессии Турции. При этом использовались браки между владельцами различных близлежащих территорий. Габсбургская монархия представляла собой федерацию государств, или конференцию, внутри которой сохраняли свою относительную самостоятельность Богемия, Моравия, Венгрия, земли Нижняя Австрия и другие Австрийские земли.

Окончательное крушение Священной Римской империи произошло в 1806 году и было связано с именем Наполеона.

После поражения Наполеона на Венском конгрессе в 1815 году было принято решение о новом политическом порядке в СЕ.

В этом регулировании принимали участие Англия, Франция, Россия, Пруссия и Австрия (концерт пяти сил).

Однако "Священный альянс" между Россией, Австрией и Пруссией на определенное время стал определять политику в СЕ, направленную против демократического развития европейских народов. Конфликт разгорелся из-за дележа Польши. Концерт пяти сил высказался против образования СЕ, но за создание "Германского союза".

К новому союзу принадлежали:

- Восточная и Западная Пруссия;

- Позен;

- Австрийская Галиция;

- Королевство Венгрии;

- Королевство Хорватии, Словения, Долматия, а также

- итальянская область Габсбургской монархии.

Германский союз в СЕ на полстолетия определил хотя и мирное, но реакционное развитие. В 1842 году было предложено создание Среднеевропейского экономического пространства до Черного моря под немецкой гегемонией.

С образованием 2-го немецкого рейха гегемония Германии в СЕ стала бесспорной. В 1904 году в Берлине была создана организация под названием Среднеевропейское экономическое единство, смысл которой заключался в сотрудничестве Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, Бельгии и Голландии.

К началу 1-й мировой войны в этом объединении оказалась также Румыния. Экономика СЕ сочетала в себе промышленно развитое немецкое хозяйство и восточную часть СЕ с преимущественным развитием сельского хозяйства.

Индустриализирующая Германия втягивала в себя Венгрию, Польшу, Румынию и южнославянские области Европы.

Накануне 1-й мировой войны историки Австрии выступил за таможенный союз между Германией и Австро-Венгрией, и было предложено образовать крупный свободный рынок "Средней Европы".

В начале 1-й мировой войны (1915 г.) вышла книга Фридриха Наумана под названием "Средняя Европа", получившая мировой резонанс.

В ней СЕ простиралась географически от Италии до Балтийского и Северного морей, от Адриатики до Черного моря.

В политическом плане была представлена военная концепция, опиравшаяся на немецкую силу, что на практике подтвердилось захватом Германией и Австро-Венгрией Польши (которая принадлежала России), оккупацией Румынии, Сербии, Монтенегро (Черногория). Однако с поражением Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Османской империи, осенью 1918 года СЕ как политико-экономическое образование и понятие прекратила свое существование. Одновременно это было и крушением Второго германского рейха.

По Версальскому договору в 1919-1920 гг. Западные союзники создают "санитарный кордон" между Советской Россией и Германией, отобрав у Габсбургской монархии ряд территорий и передав их Чехословакии.

В целом речь шла о территории, на которой проживали более 50-и миллионов человек. Таким образом, по Версальскому договору в Европе образовалась многонациональная политическая структура, не имевшая прочной и объективно обусловленной экономической взаимосвязи. Известный экономист Джон Мейнер Кейнс подверг суровой критике образовавшуюся экономическую системy в Европе.

Узко понимаемый национальный суверенитет вел к разобщенности и обособлению национальных экономик. Национальные государства стали отгораживаться друг от друга таможенными станами, и лишь экономический подъем 20-х годов несколько скрывал внутренние противоречия.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к катастрофическому положению СЕ в экономическом, социальном и политическом отношениях.

Дефицит платежных балансов в СЕ удавалось покрывать в начале с помощью притока американского, английского и французского капиталов. Это вело к огромной задолженности, протекционизму и в конечном итоге к прекращению внешнеторговых операций.

Во время мирового экономического кризиса начали возникать различные модели новой организации среднеевропейского региона.

Так, в марте 1931 г. стал известен проект немецко-австрийского таможенного союза, который многим напомнил союз мая 1918 г. Против союза сразу же выступили Франция, Чехословакия, Югославия и Румыния. Затем появился английский проект, который предусматривал создание таможенного союза шести стран в восточной части СЕ.

Чехословацкий президент Э. Бенеш предложил союз трех стран, а французский премьер-министр Тердвю в феврале 1932 г. выдвинул проект пяти дунайских государств: Чехословакии, Австрии, Венгрии, Югославии и Румынии. Этот союз представлял бы собой пентагоналию, внутри которой товарооборот не превышал и одной трети.

Милан Годза, Чехословацкий премьер-министр, выдвинул в 30-е годы план СЕ, а позднее предложил проект Центральной Европы.

Германию он уже не рассматривал как составную часть СЕ, а относил её к Западной Европе. Понятие же СЕ он распространил на пространство между Германией и Россией. Годза заявил, что растет новая Центральная Европа с её собственной историей.

С приходом к власти в Германии Гитлера возникает идея 3-го германского рейха. Гитлер не пожелал принять концепцию Наумана о СЕ, а сразу же распространил ее на территорию дунайских государств, имея ввиду создание экономической федерации под немецким руководством. Эту концепцию он представил в мае 1933 года, подписав соответствующий меморандум, в котором в частности говорилось, что Германия призвана создать такое экономическое пространство, в котором она должна быть господствующим фактором, благодаря как духу своего предпринимательства, так и способности к организации.

Уже в 1939 году страны, расположенные вдоль Дуная, попали в полную экономическую зависимость от великогерманского рейха.

В 1939 г. СЕ состояла уже из 8-ми стран: Германии, Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Австрии, Швейцарии.

После победы над Францией в 1940 г., министерство экономики Германии поставило задачу распространить свое могущество на всю Европу. Объяснялось это тем, что Германия стремилась превзойти капитализм Запада и предотвратить марксизм на востоке. Для этого нужна была новая система.

С окончанием 2-ой мировой войны дискуссия о СЕ политическом и экономическом смысле на многие десятилетия сошла со сцены.

После окончания 2-ой мировой войны Европа оказалась разделенной в экономическом и социально-политическом смысле на две части: Западную и Восточную Европу. Это деление прошло по территории Германии, на базе которой были образованы два государства: ФРГ и ГДР. СЕ как понятие, да и как действительность сошла сцены. Она оказалась разделенной в политическом, идеологическом, экономическом и военном отношениях. Этому способствовала и холодная война.

Восстановление полного суверенитета Австрии в 1955г. возродило настроения и концепции, которые можно считать признаком нового движения к СЕ. С разрядкой международной напряженности в 70-е годы стало размываться строгое деление Европы на Восток и Запад. С наступлением новой фазы разрядки во второй половине 80-х годов и, особенно после мирных революций конца 1989 года, стала создаваться новая обстановка. В Европе возникли новые условия, при которых вновь заговорили о СЕ.

Этому также способствовало:

  1. Осознание странами и народами мира невозможности ядерной войны.
  2. Объединение в 1990 году Германии.
  3. Подписание в 1975 году Хельсинского заключительного Акта о мирном существовании государств с различным общественно-политическим строем.
  4. Осуществление ряда инициатив Советского Союз по сокращению вооружений и смягчению международной напряженности.

Изменившийся характер современной эпохи позволил по иному взглянуть на идеи СЕ. Если новая мировая война становится немыслимой и невозможной, если опора на силу, что было характерно для 3-х германских рейхов, также не может быть реализована в нынешних условиях, то Хельсинский процесс и идея Общеевропейского дома, делают возможным в порядке промежуточного этапа существование различных форм интеграционного и иного характера организаций в различных регионах Европы, включая и СЕ.

В этой связи особое внимание привлекает к себе образованная в 1990 г. "пентогоналия", включающая:

  1. Австрию (входит в ЕАСТ)
  2. Венгрию (нейтральное государство)
  3. Италию (член НАТО, ЕС)
  4. Чехословакию (неприсоединившееся государство, бывший член Варшавского договора)
  5. Югославию (неприсоединившееся государство, бывший член Варшавского договора)

Именно эти пять государств, географически являющиеся соседями, весной 1990 года встали на неординарный путь развития. Эта группа весьма неординарна по своему составу, в нее входят страны, входящие в различные блоки и интеграционные объединения:

- одно нейтральное государство;

- два неприсоединившиеся;

- два натовских;

- одно входит в состав ЕС;

- одно входит в ЕАСТ;

- два члена бывшего СЭВа и Варшавского Договора.

Такой "плюрализм" сам по себе уже вызов традиционному блоковому мышлению. Первая встреча пентагоналии проходила в 1990 году на уровне министров иностранных дел, где был определен круг вопросов сотрудничества, который охватывает прежде всего глобальные проблемы:

- защиту окружающей среды;

- энергетику и особенно использование атомной энергии только в мирных целях;

- сотрудничество в области культуры и НТП;

- рациональную организацию транспортных перевозок;

- положение национальных меньшинств и др.

Следующая встреча "пятерки" состоялась на уровне заместителей глав правительств, где были созданы рабочие группы:

Австрия - возглавила группу по проблемам энергетики и защиты окружающей среды.

Чехословакия - возглавила группу в области культурного просветительства.

Венгрия - курирует разработку экономических и научно-технических проблем.

Италия - координирует транспортные перевозки, прежде всего транзит.

Югославия - возглавила сотрудничество в сфере телекоммуникаций и связи.

В августе того же 1990 года состоялась третья встреча пентагоналии уже на уровне глав правительств и министров иностранных дел, где была принята "политическая декларация". Таким образом, пентагоналия дополнила вопросы экономического сотрудничества политическими.

Члены пентагоналии заявили, что будут вносить существенный вклад в обеспечение безопасности и стабильности в процессе строительства новой Европы. Создание пентагоналии подтверждает ту мысль, что страны Европы могут одновременно участвовать в различных организациях.

Важным событием в этом плане является то, что две западноевропейские организации ЕС и ЕАСТ договорились наконец об образовании единого экономического пространства.

Южная Европа

Для Южной Европы в проблемах Средиземноморья главную скрипку играют Италия и Испания. В мае 1990 года делегация Испании договорилась с Италией о проведении конференции (совещания) по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье, с привлечением к проекту Франции и Португалии. Инициаторы совещания считают, что оно должно проходить с участием всех средиземноморских стран и их ближайших соседей: Болгарии, Румынии, Мавритании, Иордании и других государств, а также США, стран членов ЕЭС, республик бывшего СССР.

Предусматривается, что проблемы, рассматриваемые на совещании, могут включать вопросы безопасности, экономического сотрудничества и гуманитарные вопросы. Привлечение к проекту США и стран членов СНГ связано с рассмотрением уровня военно-морских вооружений в Средиземноморье и строительства там военно-морских баз.

Северная Европа

В Северной Европе уже давно действует Северный Совет, который объединяет Финляндию, Исландию, Швецию, Норвегию и Данию в союз с интеграционными функциями. Сотрудничество здесь в военно-политической и экономической сферах осуществляется давно, хотя не приняло "наднациональных форм".

Северная пентагоналия:

- Швеция (нейтральная)

- Финляндия (член ЕС)

- Норвегия (член НАТО)

- Исландия (член НАТО)

- ДАНИЯ (член ЕС)

Особенность северной пентагоналии заключается в том, что Норвегия и Исландия входят в НАТО, Швеция - нейтральная страна, Финляндия и Дания являются членами ЕС.

Балканы

По инициативе Румынии создается форум государств: Албании, Болгарии, Греции, Румынии, Турции, Югославии для обеспечения безопасности и сотрудничества на Балканах по схеме "корзин" СБСЕ.

Регион Балтийского моря

По инициативе Дании и Германии в 1992 году в Копенгагене 10 стран Европы подписали договор об образовании совета государств Балтийского моря. В это региональное объединение вошли: Россия, Германия, Польша, Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия, Литва, Латвия и Эстония; Исландия получила статус наблюдателя.

По замыслу создателей совета, он будет заниматься вопросами экономики, экологии, транспорта, энергетики и туризма.

Таким образом, современная Европа, поставившая перед собой цель построения Общеевропейского дома, в ходе этого строительства на промежуточных этапах использует различные интеграционные формирования для достижения поставленной цели.


© Красноярский государственный аграрный университет