Чат Форум

Лекция 4

 

Учебное пособие для студентов 3 курса экономического факультета

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ


Первый этап 1945-1957гг. характеризовался восстановлением разрушенного войной хозяйства.

Западноевропейские страны оказались в экономической, валютной и политической зависимости от США, доля которых в промышленном хозяйстве достигла в 1948г. 54% и экспорта товаров - 33%. Золотые запасы стран ЗЕ снизились с 9 млрд. долл. в 1938 г. до 4-х млрд. долл. в 1948г. и были в 6 раз меньше, чем резервы США.

Соединенные Штаты Америки, занявшие почти монопольное положение в капиталистическом мире, не опасались конкуренции своих бывших соперников, а поэтому помогали западноевропейским странам налаживать механизмы функционирования их национальных экономик.

В то время США проявили интерес к интегрированной ЗЕ, для чего на базе "плана Маршалла" был создан Европейский платежный союз. За время функционирования этого союза с апреля 1948г., до конца 1951г. общая сумма ассигнований составила 12,3 млрд. долл., из которых более половины получили Великобритания, Франция и Западная Германия.

Кроме того, пошел поток частного капитала из США в форме прямых инвестиций и кредитов. Связанная и зависимая ЗЕ больше устраивала Соединенные Штаты. В этом же ключе была разработана в Бреттон-Вудсе в 1944г. Международная валютная система. План англичанина Д. Кейнса был отклонен, а принят план американца Г. Уйта, в основе которого лежал доллар. Завышенный курс доллара создал благоприятные условия для экспорта американского капитала.

В это время Америкой закладывались основы для транснациональных корпораций (ТНК) и создавались военные базы вокруг СССР.

Почти каждый государственный заем США сопровождался навязыванием западноевропейским ранам военно-политических условий.

В 1949г, европейские страны были втянуты в НАТО, СШA превращались в мирового кредитора, а ЗЕ - в должника.

Ослабление ЗЕ активизировало борьбу ее колоний за национальную независимость. США не препятствовали развалу колониальной системы бывших соперников, рассчитывая распространить свое влияние на освободившиеся страны.

И только к концу 50-х. годов ЗЕ удалось восстановить экономику до довоенного уровня, добиться обратимости своих национальных валют, наладить экспорт товаров и капиталов.

Однако, быстрый рост экономической и военно-политической мощи США вывел эту страну на ведущие позиции в капиталистическом мире, а ЗЕ предстоял длительный путь к сокращению отставания и уменьшению зависимости от своего соперника в экономической и военно-политической сферах.

Второй этап 1957-1974гг. начался заключением шестью западноевропейскими государствами: Италией, Францией, Германией и странами "Бенилюкс" в 1957 |году Римского договора.

Этот период характеризовался преобладанием центростремительной тенденции в западноевропейской группировке. Возрастала экономическая и политическая самостоятельность, а также сила сцепления и взаимозависимости стран-членов ЕС.

В условиях экстенсивного пути экономического развития они добились более высоких темпов роста, чем США, особенно в традиционных отраслях:

- промышленности;

- сельском хозяйстве;

- внешней торговле.

Это привело к усилению центробежной тенденции в отношениях стран ЕС с США и возникновению западноевропейского центра (наряду с США и Японией) межгосударственного соперничества.

Экстенсивный путь экономического развития отличался быстрыми темпами роста, которые достигались:

- высокой нормой накопления;

- увеличением инвестиций в основной капитал;

- возрастанием капиталовооруженности и производительности труда.

По всем этим показателям ЗЕ опережали США. Среднегодовые темпы роста ВВП за 1960-1973гг. превышали темпы роста ВВП США.

В этот период страны ЗЕ ориентировались на дешевое импортное сырье и иностранную рабочую силу.

Экстенсивное расширение производства вело к созданию дополнительных рабочих мест. Результатом этого явилось то, что к началу 70-х годов ЗЕ достигла уровня США по количественным, материальным и стоимостным показателям, но не смогла сократить технологический разрыв. По качественным показателям эффективности общественного производства ЗЕ значительно уступала США.

Об этом свидетельствовали и затраты на научные и опытно-конструкторские работы (НИОКР), которые не только по абсолютным размерам, но и по доле в ВВП не смогли достичь уровня США. Доля затрат на НИОКР в ВВП в странах ЕС приблизилась за период с 1960 по 1973 год к двум процентам, тогда как в США ее среднегодовой уровень в это же время составлял 2,71%. Следовательно, НТП не охватил еще основательно экономику региона.

В ЗЕ в условиях экстенсивного развития преобладала кейнсианская модель роста, основу которой составляло форсирование спроса и подтягивание к нему производства. Второй этап в развитии экономики ЗЕ был связан с интеграционными процессами, которые привнесли ряд новых моментов, способствовавших темпам роста и усилению "шестерки", образовавшей ядро хозяйственного потенциала региона.

В группировку вошли страны примерно равного экономического уровня, что позволило им добиться важных результатов по углублению интеграционного процесса. Они начали с создания "Общего рынка", для чего отменили таможенные пошлины между собой и ввели общий таможенный тариф по отношению к другим странам.

Наибольшее внимание было уделено аграрному рынку и отраслям добывающей промышленности.

Члены ЕС создали свой бюджет и начали унифицировать налоговую структуру (к 1973 г. налог с оборота был заменен налогом на добавленную стоимость во всех странах). Интеграция постепенно распространялась на денежную, кредитную и валютную сферы. Вначале возник Европейский инвестиционный банк, затем - Европейский фонд экономического сотрудничества.

После длительных дискуссий в 1970 г, был принят "план Вернера", который ставил целью создать Европейский валютный фонд и европейскую денежную единицу. Центральные банки стран-членов ЕЭС наладили постоянные встречи для согласования денежно-кредитной и валютной политики.

Членам ЕЭС удалось создать структуру управления сообществом, которая, хотя и напоминала национальные формы, но имела и особенности. В Европейский парламент вначале делегировались представители национальных парламентов, а с 1979 г. выборы стали прямыми.

Длительное время главные функции ЕС осуществлялись через Комиссию европейских сообществ (КЕС).

Постепенно возрастала роль Совета Министров, но его решения принимались на условиях консенсуса (единогласия). Однако федералисты, выступавшие за экономический и политический союз на наднациональной основе, требовали скорейшего перехода от принципа консенсуса к принятию решений по большинству голосов, стараясь форсировать и политическую интеграцию. Однако этому воспротивился Де Голль, который решил не уступать конфедеративных позиций, и в рамках ЕС разгорелся конфликт, длившийся 7 месяцев, и только в 1955 году был достигнут

Люксембургский компромисс, согласно которому:

- принцип единогласия был сохранен;

- позиции КЕС были ослаблены;

-права европейского парламента не расширены.

Третий этап развития ЗЕ проходил с середины 70-х до середины 80-х годов в условиях мирных экономических кризисов 1974-1975 и 1980-1982гг.

В этот период замедлились интеграционные процессы внутрь при развитии их вширь. В 1973 году в ЕЭС вступили Англия, Ирландия и Дания, а в 1981 году Греция, что привело к увеличению разрыва в экономических уровнях внутри группировки и обострило протекционистскую борьбу между ее членами. Однако замедление интеграционного процесса в экономике происходило на фоне усиления координации внешней политики и все-таки ЕЭС стало уступать по темпам роста другим центрам капитализма - США и Японии.

Два мировых экономических кризиса 1974-1975 и 1980-1982гг. и переход с экстенсивного на интенсивный путь экономического развития увеличили центробежные силы внутри западноевропейской интеграции, что привело к ухудшению условий воспроизводства капитала серьезным изменениям в его структуре и кругообороте.

Переход на интенсивный путь развития сопровождался существенным падением темпов роста. С 1973 по 1984гг. в среднегодовом исчислении они сократились в ЕС до 1,7%, в США они составили 2,3% и в Японии - 4,2%; а промышленному производству: ЕС - до 0,8%, США -1,3%, Япония - 2,1 %.

Ухудшились условия воспроизводства капитала, прежде всего из-за падения нормы прибыли (в среднем на 1,3%).

Вздорожание сырья и рабочей силы сделало невыгодным их импорт, и напротив, начался вынос производства за рубеж, особенно в направлении США.

В течение этого времени внешнеторговый оборот ЗЕ значительно опережал ВНП. Важные изменения происходят в кругообороте капитала и его структуре. Нарушение кругооборота капитала и заминка в смене его форм были связаны с восстановлением синхронности мировых экономических циклов.

Мировые экономические кризисы 1974-1975 и 1980-1982 гг. наиболее тяжело отразились на ЗЕ, поскольку она более чем США и Япония втянута в международное разделение труда и более зависит от него.

Асинхронность циклического развития после 2-й мировой войны длительное время позволяла странам ЗЕ амортизировать удары экономических кризисов путем внешней экспансии. С середины 70-х годов эта возможность ослабла ввиду совпадения фаз цикла. К тому же задержавшийся по сравнению с США переход на интенсивный путь развития сопровождался структурной ломкой сложившихся пропорций народного хозяйства, особенно с середины 70-х годов.

Таким образом, характерной чертой мировых кризисов явилось сочетание в них одновременно циклических и структурных факторов. Стремясь разрешить возникшие противоречия и приспособиться к новой ситуации, страны ЗЕ встали на путь изменений в производственной, технологической, отраслевой и территориальной структур капитала.

Ряд производств ЗЕ традиционных отраслей переместился за рубеж, а "у себя" стало стимулироваться развитие наукоемкой продукции.

При сокращении общего и транспортного машиностроения возросло значение электротехнической промышленности, электронно-вычислительного машиностроения.

Капиталовложения переориентировались в пользу добывающей промышленности, особенно ее нефте- и газодобывающих отраслей, обновился производственный аппарат энергетики.

Приоритетными становятся отрасли, производящие новые материалы и биотехнологию. В 70-е годы отраслевая структура экономики западно-европейского региона характеризовалась расширением сферы услуг, мало связанных с ресурсами и экологией.

Особенно активно устремился капитал в инфраструктуру и обращение. Инфраструктура - совокупность отраслей, обеспечивающих бесперебойное функционирование народного хозяйства и жизнедеятельность населения, но не создающих материальной продукции (транспорт, энергоснабжение, телекоммуникации, связь, социальный быт, культура и т.д.).

В результате выросла производительность труда в сфере услуг и упала в производственной сфере.

Важной чертой третьего этапа экономического развития ЗЕ был всплеск инфляции, вызванный развалом Бреттон-Вудской валютной системы в 1971-1973 гг.

При этом инфляция в ЗЕ развивалась в течение всех 70-х годов более быстрыми темпами, чем в США и Японии. Инфляция - (вздутие) обесценивание бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота. Сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы.

Среднегодовой рост цен за период 1974-1983гг. в ЗЕ составил 11,7%, тогда как в США - 7,5% и Японии - 5,5%.

В их основе были:

- рост издержек производства;

- монопольное ценообразование;

- дефициты государственных бюджетов;

- кредитная экспансия, подогреваемая разросшимся международным рынком ссудных капиталов.

Впервые в истории капитализма рост цен не прекращался даже во время мировых экономических кризисов 1974-1975 и 1980-1982гг, в результате чего возникло такое явление как "стагфляция", или инфляция в условиях стагнации (кризиса). Стагнация - (стоячая вода) в экономике обозначает застой и неподвижность в производстве, торговле и т.д.

Глубина экономических кризисов в рамках инфляционных процессов нанесли удар по кейнсианству и дали толчок к распространению неоконсерватизма, в частности монетаризма в теории и на практике.

В начале 80-х годов неоконсерватизм взял верх в Великобритании, ФРГ, Норвегии, Швейцарии и Бенилюксе.

Однако по сравнению с США и Японией в ЗЕ более прочными остались позиции социал-реформизма, которые характерны для Австрии, Испании, Португалии, Швеции, Греции, Финляндии, а также Франции.

К числу положительных факторов можно отнести лишь создание Европейской валютной системы (ЕВС) в 1979г. и региональной денежной единицы - ЭКЮ. Вместе с тем, рост безработицы и инфляции был значительно больше, чем в США и Японии (около 10%).

Переход хозяйства на интенсивный путь развития замедлил темпы роста материального производства.

В результате третий этап развития ЗЕ характеризовался ее отставанием от США и Японии по важнейшим параметрам экономического потенциала.

Трудности экономического положения ЗЕ были использованы США для восстановления ряда утраченных позиций в капиталистическом мире.

Период разрядки международной международных отношениях. Это особенно проявилось в принятии в 1975г. Хельсинского Заключительного Акта, положившего начало многостороннему сотрудничеству между государствами различных общественных систем, прежде всего в Европе.

Что касается экономических отношений ЗЕ с бывшими социалистическими странами, то они укреплялись и расширялись на взаимовыгодной основе вплоть до начала 80-х годов. Однако в области разоружения и по гуманитарным вопросам успеха достичь не удалось, чем и воспользовались США.

Утрачивая свое экономическое господство в капиталистическом мире, и наблюдая возрастающую самостоятельность ЗЕ во внешней политике, США сделали ставку на свою военную мощь.

Для этого необходимо было отойти от разрядки, обострять международную обстановку, убедить ЗЕ, что перед ней в лице СССР не партнер, а "империя зла", гарантией против которой может быть лишь опора на американский "ядерный зонтик". Гонка вооружений решила одновременно и задачу подрыва экономических и социальных устоев внутри СССР. Однако, самым тяжелым результатом гонки вооружений для советской экономики было изменение структуры ВНП.

Военно-промышленный комплекс все в большем объеме перетягивал на себя сырье, материалы, капитал и рабочую силу.

Доля производства продуктов потребления в ВНП упала до ? , чего нет ни в одной другой стране современного мира.

Это обострило социальные проблемы и межнациональные отношения в Советском Союзе. Новая американская внешнеполитическая стратегия, начатая еще при президенте Д. Картере, но принявшая особенно наступательный характер при Р. Рейгане, имела как раз своей целью подорвать экономическую основу материализации разрядки, взвинтить гонку вооружений и перейти к психологической войне против СССР, объявив даже "крестовый поход", имея в виду, что все это вызовет обострение внутриполитической борьбы в СССР.

Одновременно оказывалось воздействие на настроение в странах ЗЕ. Убедившись, что требование установить эмбарго на экономические связи с социалистическими странами не имело успеха в ЗЕ, США начали подогревать региональные конфликты и с лозунгом "борьбы за права человека" форсировать процессы в гуманитарной сфере. Эмбарго - наложение ареста, запрещение.

Отсутствие гласности и демократизации, ущемление прав человека при административно-командной системе нe способствовали доверию к нашей стране. Расчет США был на традиционное мышление, и, нужно признать, что в известной мере оно сработало.

В 1978г. США навязали странам НАТО решение о росте реальных военных расходов на 3% ежегодно.

В 1979г. НАТО приняло двойное решение, предусматривающее, с одной стороны, переговоры между СССР и США о ракетах среднего радиуса действия, а с другой - размещение Першингов и крылатых ракет на территории ряда стран ЗЕ.

В этой ситуации необходимо было новое политическое мышление, которое позволило бы странам ЗЕ объективно оценить сложившуюся международную обстановку и намерения СССР и США.

Однако к этому времени ЗЕ подошла не сразу, а в то время сработали старые стереотипы. Стереотип - отпечаток.

Четвертый этап, проходивший с 1985 по 1990гг. начался довольно быстрым экономическим ростом ЗЕ и укреплением ее позиций в МЭ. К этому времени завершился переход к интенсивному типу экономического развития, ЗЕ укрепила свои позиции в области НИОКР, приступила к широкомасштабному выпуску собственной наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Значительно расширились и укрепились интеграционные процессы в Европе и мире.

Практически было завершено создание Европейского внутреннего рынка (ЕВР) и стало форсироваться создание ЕВС.

Особенностью экономического подъема четвертого этапа является его гармоничность и сбалансированность. Положительные изменения произошли по таким, например, макроэкономическим параметрам как:

- быстрый рост ВВП и промышленного производства;

- уменьшение безработицы;

- падение темпов инфляции;

- стабилизации курсов национальных валют;

- форсирование экспорта;

- рост прибылей предпринимателей и реальных доходов населения;

- облегчение налогового бремени;

- снижение бюджетных дефицитов.

В результате этого:

- совокупный ВВП ЗЕ возрос на 22%;

- фонд личного потребления на 23%;

- капиталовложения возросли на 34%;

- промышленное производство на 23%;

- занятость возросла на 8,5%, а норма безработицы снизилась с 9 до 7,1%.

Помимо количественных показателей произошло ускорение роста эффективности производства на базе углубления его интенсификации. В частности, ускорилось снижение материало - и фондоёмкости производства. Снизились темпы роста денежных масс, а также стабилизировался процесс выравнивания темпов роста цен по странам, что явилось важным фактором на пути к общеевропейскому пространству. Существенным фактором в экономическом развитии ЗЕ в конце рассматриваемого периода (октябрь 1990 г.) стало объединение Германии.

Объединение Германии вызвало необходимость переориентации значительной части финансовых ресурсов Западной Германии, в целях поддержки рыночной трансформации (преобразований) на территории бывшей ГДР. На эти цели было направлено около 125 млрд. марок или 4,5% ВНП Западной Германии.

Объединение Германии дорого обошлось не только Западной Германии (возрос ее бюджетный дефицит, сократился экспорт товаров), но и всей ЗЕ, где выросли безработица и инфляция, ухудшилось состояние платежного баланса и бюджетного дефицита. Но это и существенно усилило Новую Германию, ЕС и всю ЗЕ (дало новые рынки сбыта и дополнительные ресурсы).

В этот же период во весь рост встал вопрос о создании Европейской валютной системы (ЕВС). В декабре 1991г. главы государств ЕЭС договорились на встрече в Маастрихте (Нидерланды) о том, что ЕВС станет реальностью до конца текущего столетия. А это значит, что на огромном пространстве, включающем 15 европейских стран, будет функционировать единая денежная единица.

Маастрихтский договор предусматривает постепенный переход к ЕВС. Вначале его образуют страны, которые уже готовы выполнить установленные параметры:

- по темпам инфляции;

- размерам бюджетного дефицита;

- государственного долга.

Затем к ним присоединятся и другие государства. Окончательно ЕВС вступила в силу 1 января 1999г., а затем 1.01.2002г.

Пятый этап послевоенного развития ЗЕ начался в 1999г. с экономического кризиса, который выразился в снижении промышленного производства, объемов капитальных вложений и их доли в ВВП. В целом за период экономического кризиса 1991-1993 гг. падение капвложений в Западноевропейском регионе составило 6,4%, что привело к падению темпов роста ВВП.

Абсолютное падение совокупного ВВП ЗЕ произошло в 1993г. и составило 0,1%. Однако с 1994г. экономика ЗЕ вступила в фазы оживления и подъема. Вновь начался здоровый экономический рост, дополняемый важными позитивными сдвигами в развитии интеграционных процессов.

ВВП ЗЕ в 1994г. вырос на 2,5%, что перекрыло его падение в период экономического кризиса. После стагнации и некоторого снижения вновь стала расти численность занятых. Однако уровень безработицы также заметно вырос и превысил 10 % общей численности рабочей силы. В этом отношении ЗЕ заметно опередила (и опережает) США и Японию.

Важным фактором экономического роста ЗЕ, начиная с 1994г., явилось расширение ее внешней торговли. Темпы роста экспорта по-прежнему заметно опережали темпы роста ВВП. Тем не менее, как и в прошлые периоды экономического подъема, главным фактором экономического роста являлся внутренний спрос, прежде всего на товары народного потребления, доля которых, в структуре ВНП превышает, как правило, 70%.

В рассматриваемый период успешно развивались интеграционные процессы, улучшались отношения со странами Центральной, Восточной Европы (ЦВЕ). В 1991г. по инициативе ЕС был создан Европейский банк реконструкции и развития с уставным капиталом в 10 млрд. ЭКЮ, главной задачей которого стало финансовое содействие реформам в странах ЦВЕ, а также в СССР. Восточноевропейским государствам было оказано содействие в восстановлении активизации участия или в приеме в такие международные финансовые организации, как МВФ, Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Им начали выделять кредиты из Европейского инвестиционного банка. Парижские и Лондонские клубы - объединения западных официальных (государственных) и частных кредиторов, среди которых главную роль играют страны ЕС, - списали Польше и Болгарии половину их внешних долгов, доставшихся от прежних режимов. На страны ЦВЕ распространялись таможенные преференции по довольно большому кругу товаров, предоставлявшихся ранее только развивающимся странам.

В этот период стали заметно меняться отношения нашей страны со странами ЗЕ. Развал СССР, начавшаяся системная трансформация в новой России вызвали поддержку и участие со стороны всех стран ЗЕ. Стала расширяться финансовая поддержка перемен, происходящих в нашей стране, несмотря на все трудности и проблемы в экономике ЗЕ.

В феврале 2000г. Лондонский клуб списал с России 46,4% долгов, оставшихся после СССР, а оставшаяся часть реструктуризирована на период в 30 лет.

Современный этап экономического развития стран ЗЕ характеризуется вполне приемлемыми, хотя и не очень высокими темпами роста ВНП, оздоровлением их экономики.

Таким образом, экономика ЗЕ в этот период после мирового экономического кризиса 1980-1982гг., 1991-1993гг. прошла фазы депрессии и оживления и с 1994г. вступила в фазу подъема, что усиливает ее позиции в капиталистическом мире и мировой экономике.

В настоящее время ЕС представляет собой самое мощное интеграционное объединение мира, объединяет страны с населением более 400 млн. человек и занимает по совокупному ВВП и объему внешнеторгового оборота первое место в мире.


© Красноярский государственный аграрный университет