5.9. Классификация ЭИС

В качестве классификационных признаков для ЭИС выступают:

  1. характеристики объекта управления (масштаб, профиль деятельности, функции управления);

  2. информационно-технологическая архитектура построения ЭИС;

  3. особенности выполнения отдельных технологических операций обработки данных;

  4. методы и средства проектирования, используемые при создании ЭИС и др.

Рассмотрим некоторые классификации ЭИС, которые относятся к категории фасетной классификации (одна и та же ЭИС может соответствовать нескольким классификационным признакам).

1. Сфера деятельности объекта управления:

2. Функциональная направленность ЭИС:

3. Организационная структура ЭИС:

4 Информационная интеграция ЭИС:

5. Информационно-технологическая архитектура ЭИС:

6. Специализация ЭИС:

АСУ – наиболее распространенный термин для ЭИС, используемых для управления организационно-техническими объектами (коллективами людей, техническими комплексами). В рамках АСУ выделяют:

ПОС являются специализированными ЭИС, используются для информационной поддержки особых методов управления и технологий обработки данных. Отличительной особенностью систем данного класса является применение методо-ориентированных программных средств – системы имитационного моделирования, системы управления проектами, технология DataMining (извлечение знаний), статистическое прогнозирование и др.

В последнее время в связи с развитием систем дистанционного образования, реализации программы "открытого" образования возрастает интерес к АОС, имеющих модификации:

ИСС обеспечивает пользователей справочной информации различного вида:

ИПС предназначены для реализации сложных поисковых запросов, формулируемых на языке запросов высокого уровня. Существует две разновидности ИПС:

В Интернет используются различные классы ИПС (поисковые машины, поисковые роботы, поисковые порталы и т.п.).

В развитии ЭИС наблюдается следующие тенденции:

Типизация состава и структуры ЭИС позволяет сократить затраты на создание и внедрение ЭИС за счет использования типовых разработок. Это так называемый "коробочный" вариант создания ЭИС, связанный с применением ППП (пакетов прикладных программ) функционального назначения, CASE-технологий для разработки программного и информационного обеспечения ЭИС, БД типовой структуры, унифицированных форм документов, переходом к единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации.

Другое направление – выработка требований к составу и содержанию операций обработки данных, программным и техническим средствам поддержки информационных технологий в ЭИС, стандартизация информационных технологий. Применение стандартов в сфере информационных технологий направлено на обеспечение гарантированного уровня качества информации и получение экономического эффекта от внедрения ЭИС.

Повышение качества ЭИС достигается за счет применения эффективных информационных технологий, включения в ЭИС интеллектуальных подсистем, например: системы поддержки принятия решений для определенного уровня (функции управления); системы, основанных на знании и др.

Системы поддержки принятия решений (СППР) приближаются к интеллектуальным ЭИС, отличительными особенностями этих систем являются:

СППР реализуют поиск аналитических зависимостей, при использовании которых правила принятия решений становятся более простыми. Правила строятся как зависимости между наблюдаемыми фактами и выдвинутыми гипотезами. Информационные технологии на начальных этапах основаны на искусственном интеллекте, включая использование:

Интеллектуальные ЭИС

Интеллектуальные ЭИС (ИЭИС), часто называемые системами, основанными на знаниях, обеспечивают:

На начальном этапе развития ИЭИС получили наибольшее распространение получили экспертные системы (ЭС), основные составляющие ЭС:

  1. база знаний – представляет эвристическую и фактологическую информацию в виде фактов, утверждений и правил вывода;

  2. машина вывода – применяет знания для вывода нового результата;

  3. система естественно-языкового интерфейса (СЕЯИ) – преобразование запросов и формирование ответов для взаимодействия ЭС с человеком.

Для хранения и управления знаниями в ИЭИС применяется система управления базами знаний – СУБЗ.