1.6. Ресурсы информационных систем

Информационные системы ис­пользуют ресурсы нескольких категории – средства вычислитель­ной техники, системное и прикладное программное обеспечение, ин­формационные, лингвистические и человеческие ресурсы. Кроме того, хотя об этом не говорится в известных определениях автоматизирован­ных информационных систем, но подразумевается как само собой разу­меющееся, для функционирования системы необходимы и другие ресур­сы –помещения, их техническое оснащение, всевозможная оргтехника, электроснабжение и т.д. В этой книге они не рассматриваются, поскольку не имеют непосредственного отношения к информационным технологиям.

Информационные системы могут базироваться на различных аппа­ратных платформах – персональных компьютерах, мейнфреймах, суперкомпьютерах и других вычислительных системах. Они могут ис­пользовать отдельные компьютеры или вычислительные системы либо вычислительные сети различного масштаба – от локальной до глобаль­ной сети. В информационных системах могут использоваться наряду с универсальными также и специализированные компьютеры, например так называемые машины баз данных, аппаратным путем реализующие некоторые функции реляционной алгебры.

Коммуникационное оборудование в информационных системах обеспечивает взаимодействие компонентов распределенных систем, на­пример обмен данными между компьютерами сети, а также удаленный доступ пользователей к ресурсам системы. К числу коммуникационных ресурсов относятся выделенные или коммутируемые проводные и бес­проводные каналы связи, различное сетевое оборудование, а также устройства приема-передачи информации, например телефонные или радиомодемы, антенные устройства.

Системное программное обеспечение включает операционные сис­темы для используемых аппаратных платформ, различные операцион­ные оболочки, повышающие уровень пользовательского интерфейса, системы программирования, разнообразные системные тесты, служеб­ные программы для поддержки деятельности системного администрато­ра и для других целей, сетевое программное обеспечение.

Информационные системы используют также разнообразное при­кладное программное обеспечение, типовое и специализированное. Типовое прикладное программное обеспечение ориентировано на классы задач. Оно может настраиваться на конкретный случай использова­ния. Чаще всего в качестве таких средств используются коммерческие про­граммные продукты: СУБД общего назначения, Web-серверы, системы текс­тового поиска (их по традиции часто называют информационно-поисковыми системами), системы управления документами, текстовые процессоры, кон­верторы данных, программы распознавания текста и речи, системы элект­ронных таблиц, генераторы отчетов для систем баз данных и др.

Специализированное прикладное программное обеспечение со­здается для конкретной информационной системы или для класса сис­тем, имеющих некоторое узкое назначение. Например, в корпоративной информационной системе это могут быть программы, предназначенные для поддержки каких-либо конкретных бизнес-процессов.

Прикладное программное обеспечение информационных систем мо­жет относиться к стадии разработки или к стадии исполнения. Оно может быть общего назначения или ориентированным на конкретную предмет­ную область. Наконец, программное обеспечение может быть ориенти­рованным на конкретную аппаратную платформу или мобильным.

Лингвистические ресурсы информационных систем служат для:

В общем случае к числу лингвистических ресурсов относятся те или иные естественные или искусственные языки, а также средства их лин­гвистической поддержки – словари лексики естественных языков, те­заурусы предметной области, переводные словари и др. Следует отметить, что тезаурусы играют в информационных систе­мах двоякую роль. С одной стороны, это средство лингвистической подде­ржки используемого в системе естественного языка. Поэтому он должен быть отнесен к категориям лингвистических ресурсов. Вместе с тем тезаурус используется как контекст для интерпретации семантики поддержи­ваемых в системе документов, представленных на естественном языке. В связи с этим правомерно также считать тезаурус информационным ре­сурсом системы.

Используемый в конкретных случаях набор лингвистических ресурсов системы зависит от требований, предъявляемых к ней.

Информационные ресурсы системы составляют главный компонент модели предметной области, которую система поддерживает. Они явля­ются вместе с тем «сырьем» и «конечным продуктом» работы информационной системы. Конкретный вид информационных ресурсов зависит от характера системы.

Важно заметить, что в любой информационной системе поддержива­ется две категории информационных ресурсов. Ресурсы первой катего­рии непосредственно используются конечными пользователями систе­мы. Ресурсы второй категории можно было бы назвать метаресурсами. Описывая свойства ресурсов первой категории, они позволяют системе корректно оперировать ими. Как уже отмечалось, ресурсы первой кате­гории часто называют данными независимо от среды их представления (изображения, текстовые документы, аудиозаписи и т.д.), а метаресурсы – метаданными.

Используя эту терминологию, можно сказать, что метаданные – это данные о данных. Однако фактически метаданные могут описывать свойс­тва не только собственно данных, но и информационной системы в целом отдельных ее механизмов и их функций, других ее ресурсов, поддерживаемых технологий, пользователей и т.д. Конкретные функции метаданных и их состав в значительной мере зависят от специфики рассматриваемой сие темы и характера конкретных информационных ресурсов.

Уместно вспомнить, что данные в информационной системе представляют собой некоторую абстрактную модель реальности. Рассматривая соотношение между данными и метаданными, можно сказать, что метаданные – это данные более высокого уровня абстракции по отношению к описываемым ими данным.

В некоторых случаях метаданные сами являются предметом интереса пользователей, разработчиков системы или ее исследователей, становясь тем самым частью моделируемой реальности. Описывающие и: метаданные естественно назвать метаметаданными. Подобного род иерархия абстракций может иметь любое число уровней. В таких случая: может идти речь не только о моделях реальности, но и о метамоделях, метаметамоделях и т.д. Одним из примеров ситуации, где приходится иметь дело с метаметамоделями, могут служить спецификации стандарта CWM представления метаданных хранилищ данных, который был разработан консорциумом OMG.

Необходимая степень формализованности представления метадан­ных в информационной системе зависит от характера их использования. Метаданные, предназначенные для компьютерного использования, пред­ставляются в формализованном виде. Если же они предназначены для пользователей, то чаще всего представляются на естественном языке.

Вернемся теперь к информационным ресурсам информационных сис­тем различных классов.

В системах, основанных на технологиях баз данных, поддержива­ются структурированные данные, организованные в виде таблиц или каких-либо иных структур данных. К информационным ресурсам систем баз данных относятся также и схемы баз данных. В таких системах они относятся к категории метаданных.

В текстовых системах информационные ресурсы включают коллекции документов, представленных на естественных языках. Это информаци­онные ресурсы для конечных пользователей. Кроме того, поддерживают­ся метаданные – тезаурусы, спецификации онтологии и т.п., которые являются информационными ресурсами, используе­мыми самой системой.

Пользовательские информационные ресурсы в Web – это страницы Web-сайтов, ресурсы «скрытого» Web – базы данных, а также различ­ные доступные пользователям Web-документы, представленные в форма­тах, отличных от HTML. В Web нового поколения к инфор­мационным ресурсам, кроме того, относятся не только представленные на Web-сайтах XML-документы, но и различные метаданные. Они описыва­ют схемы XML-документов, их семантику, онтологии.