ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

электронное учебное пособие

На главную
Об авторе
Содержание
Отправить сообщение

 


Краткий конспект лекций по курсу


Тема 2. Власть и государство

1. Власть - одно из проявлений сущности государства, поскольку государственная власть имеет политический характер, выражает интересы определенных классов, социальных слоев и партий. Власть как таковая представляет собой отношение господства и подчинения, разделение на властвующих и подвластных.

Государственная власть в Отличие от других видов власти имеет ряд особенностей:

1) это - публичная власть. Она выступает от имени всего народа и имеет публичную основу для своей деятельности: узаконенное имущество, собственные доходы и налоги с населения;

2) это - аппаратная власть. Она имеет механизм осуществления власти в лице различных государственных органов: законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и так далее;

3) это власть, поддерживаемая законом. В этом смысле государство есть юридическая форма осуществления власти;

4) это - власть суверенная. Она не зависит ни от какой иной власти (внешней или внутренней, будь то другое государство, партия или церковь);

5) это - легитимированная власть. Она имеет узаконенный характер, опирается на признание народа и международного сообщества.

2. Реализация властных отношений в государстве осуществляется с помощью властных структур (органов государства) и властных институтов (политических учреждений и процедур). Основными институтами государственной власти являются институты народного представительства, позволяющие осуществлять власть посредством института всеобщих выборов, института президентства, парламентаризма и муниципального самоуправления.

Современные государства имеют развитую сеть институтов управления: правительство, правительственные учреждения, администрация на местах, "силовые" ведомства, управляющие деятельностью вооруженных сил, органов государственной безопасности и охраны общественного порядка.

В сфере законодательной власти можно выделить институт парламентаризма и институт делегированного законодательства; в сфере исполнительной власти функционируют институты президентства и президентского правления; в сфере судебной власти - институты судебной власти и судебной ответственности; в сфере контрольной власти - институты конституционного совета и предварительного контроля.

Государственные институты выполняют различные функции и в зависимости от уровня развития демократии обладают разной силой. В одних государствах преобладают институты главы государства, управление и "силовых" ведомств, в других на первые места выдвигаются институты народного представительства, муниципального самоуправления, правосудия, прав и свобод граждан.

3. В зависимости от способа организации государственная власть может быть единой либо многоструктурной. При наличии единой власти вся полнота власти принадлежит главе государства, правящей партии либо номенклатуре. Власть осуществляется авторитарными способами и приемами, вплоть до физического уничтожения инакомыслящих.

При наличии многоструктурной власти имеет место разделение власти на законодательную (парламент, местные органы самоуправления), исполнительную (правительство и учреждения исполнительной власти на местах) и судебную (конституционный суд и судебная система).

Власть осуществляется демократическими методами.

По мысли Ш. Монтескье, автора теории разделения властей, предложенная им триада ведет к рассредоточению власти, взаимному сдерживанию и тем самым - к ограничению злоупотреблений и произвола.

Русский ученый Н.М. Коркунов в курсе лекций по теории государства и права 1909 г., рассматривая принцип разделения властей, отметил, что нет ни одного государства, где законодательство, исполнение и суд были бы строго обособлены друг от друга.

Исторический опыт показывает, что взаимное сдерживание властей может осуществляться не только разделением, но и совмещенным исполнением одной и той же функции несколькими органами, но различным порядком. В современных государствах исполнительная власть издает нормативные акты и выполняет некоторые судебные функции, создавая административные суды; законодательные органы издают не только законы, но и административные распоряжения, выполняют некоторые судебные функции (при импичменте президента и обвинении в государственной измене высших должностных лиц). Верховный и Конституционный Суды действуют в сфере исполнительной и государственной власти, объявляют акты Парламента неконституционными и отменяют их действие.

Принцип разделения проведен во всех демократических государствах. Наиболее последовательно принцип "трех властей" осуществляется в США, причем разделение властей (Конгресс, Президент, Верховный Суд) сопровождается важными дополнениями о системе взаимных сдержек, противовесов и социальном единстве власти в лице народа. В России в соответствии с Конституцией 1993 года "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10).

Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), исполнительную - Правительство, судебную - органы правосудия, суды. Президент, по Конституции, "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ст. 80), иными словами, президент обеспечивает целостность государственной власти.


Литература
  1. Алексеева Л.Б. И.Л. Петрухин. Личные тайны (человек и власть) // Гос-во и право. - 2000. - № 8.
  2. Астафичев П.А. Социально-правовая природа народного представительства// Гос-во и право. - 2001. - № 11.
  3. Байтин М.Н. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
  4. Бердяев Н.А. О государстве // Философия неравенства. М., 1990.
  5. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  6. Веселовский В. Классы, слои и власть. М., 1981.
  7. Витченко А.М. Теоретические проблемы исследования государственной власти. Саратов, 1982.
  8. Власть, демократия, привилегии: материалы "круглого стола" // Вопр. Философии. - 1991. - № 7.
  9. Власть: Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
  10. Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений// Гос-во и право. - 1997. - № 11.
  11. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества// Гос-во и право. - 1994. - № 7.
  12. Зуев В.И. Власть в системе политических категорий// Гос-во и право. - 1992. - № 5.
  13. Ильин И.А. О государстве // Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 1.
  14. Каменский В.Г. Государство как объект политического анализа. М., 1997.
  15. Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. М., 1972.
  16. Кодлаев В.М. Государственная власть. Механизм государственной власти. - М., 1993.
  17. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория// Гос-во и право. - 2001. - № 3.
  18. Малько А.В. Категория "правовая жизнь": проблемы становления// Гос-во и право. - 2001. - № 5.
  19. Политические проблемы теории государства. М., 1993.
  20. Право и власть. - М.: Прогресс, 1990.
  21. Рахимов Р.А., Хайдулин А.Г. Политическая власть и право: проблемы семиотического анализа// Правоведение. - 2000. - № 3.
  22. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом// Гос-во и право. - 2000. - № 12.
  23. Тоффлер О. Проблемы власти на пороге ХХ1 в. // Свободная мысль. - 1982.- № 2.
  24. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование// Правоведение. - 1992. - № 2.
  25. Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть // Советское государство и право. - 1988. - № 1.
  26. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти// Гос-во и право. - 1995. - № 8.
  27. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург. 1999.


<
Наверх
>
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Навальный С.В., 2006