ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

электронное учебное пособие

На главную
Об авторе
Содержание
Отправить сообщение

 


Краткий конспект лекций по курсу


Тема 3. Происхождение государства


1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Человечество в своем развитии прошло ряд исторических эпох, каждая из которых определялась уровнем и характером общественных отношений: социальных, экономических, культурных, религиозных и, наконец, политических.

Самой продолжительной эпохой в истории человечества является первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Родоплеменную организацию общества характеризуют два основных признака: наличие потестарной власти, не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название "мононормы".

Потестарная власть (от лат. potestas - мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету старейшин и опиралась на личный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононорм составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных регламенты - определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Следует отметить, что представители отечественного правоведения отрицают существование нрава в родоплеменном обществе. Западные антропологи, напротив, оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть как ступень к праву.

2. Причины возникновения государства и права

Сторонники классовой концепции происхождения государства (Маркс, Энгельс, их продолжатели) считают, что причиной возникновения государства и права является раскол общества на классы, который возник в результате социально-экономического развития общества.

В процессе этого развития произошли три крупных разделения труда: скотоводство отделилось от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло, и, наконец, от производства отделилась торговля; рост производительности труда привел к образованию избыточного продукта, возникла возможность регулярного обмена, что привело к появлению частной собственности, а на ее основе - к эксплуатации.

В результате общество разделилось на имущие и неимущие классы. Органы управления родового строя, которые держались на авторитете старейшин, и первобытные социальные нормы, которые выполнялись в силу привычки, оказались не способными регулировать отношения классового общества, на смену им приходит государство - публичная власть, стоящая над населением, и право - инструмент управления, опирающийся на государственное принуждение. По Ленину, государство - это орган подавления одного класса другим, а право - средство навязывания воли господствующего класса всему населению.

Сторонники экономической концепции происхождения государства и права (А.Б. Венгеров и другие) считают, что государство и право формировались в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (4-3-е тысячелетия до н. э.). Производящая экономика объединила значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. В обществе производящей экономики из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей - аппарат управления. Власть переходила по наследству либо была куплена. Аппарат управления для решения государственных задач в необходимых случаях стал использовать принуждение и насилие. Власть приобрела политический характер. Родоплеменную организацию общества сменила иная организация: государство - общество, разделенное на управляющих и управляемых.

Одновременно с образованием первичного государства происходил процесс формирования нрава. Этот процесс шел двумя путями: во-первых, государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов; во-вторых, государство создало новые правила поведения, которые выражали волю правящего класса {институциональный путь). Постепенно так называемое обычное право, основой которого становятся административные и судебные решения. Когда на смену прецедентному праву приходит статутное право (законы), первичное право получает письменные формы выражения - законы, кодексы, своды законов, ордонансы и так далее.

Эти нормативные акты, в отличие от нормативной системы первобытного общества, имеют четкую структуру и содержание. Правовые нормы содержат запреты, дозволения и обязывающие предписания. Санкции предусматривают виды и размеры наказания. Но главное отличие права от первобытных норм заключается в способе обеспечения. Таким способом становится государственное принуждение.

3. Основные теории происхождения государства и права

Проблема происхождения государства и права в науке является дискуссионной. Существует множество концепций происхождения государства и права.

Договорная (естественно-правовая) теория. Ее родоначальники (Платон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д; Локк, Ж.-Ж. Руссо) считали, что государство возникло в результате соглашения, то есть договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести "войну всех против всех". В силу договора часть своих прав люди делегировали государству в обмен на его защиту и покровительство и перешли в правовое состояние.

Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Государство создает позитивное право в форме законов. Естественное право по отношению к позитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права является целесообразность.

Слабая сторона данной теории заключается в том, что государственно-правовые явления рассматриваются как продукт человеческого разума и воли. Такая трактовка происхождения государства и права является субъективно-идеалистической, так как игнорирует объективные экономические и социально-политические факторы. Положительной стороной естественно-правовой теории является признание приоритета естественного права над позитивным.

Близко к этой теории примыкает теологическая концепция - официальная доктрина Ватикана, автором которой является Фома Аквинский (XII-XIII вв.). Согласно теологической теории, государство - это продукт божественной воли. Естественное право имеет божественное происхождение. Недостаток - теологическая теория имеет объективно-идеалистический характер, так как ставит государство и право в зависимость от воли Бога. Положительный момент этой теории заключается в том, что теологи рассматривают естественное право как неотчуждаемое и неизменное.

Психологическая теория (Л. Петражицкий, 3. Фрейд, Фрезер и другие) рассматривает государство и право как результат психобиологических свойств человека, его инстинктов и влечений. По Фрейду, человеку свойственны агрессивные импульсы, которые можно подавить только с помощью принуждения. Фрезер полагал, что люди испытывают потребность подчиняться силе и такой силой является государство. Русский ученый Л. Петражицкий связывал происхождение права с императивно-атрибутивными эмоциями индивида. Эти эмоции выражают его правовые притязания (атрибутивность) и представление об обязанностях (императивность), из которых складывается интуитивное право.

Данная теория имеет односторонний характер, но вместе с тем показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права.

Родоначальники исторической школы права (Г. Пухта, Ф. Савиньи) считали, что государство и право - это продукт развития народного духа.

Немецкий ученый Савиньи утверждал, что государство - это органическое проявление народа, а право - выражение его духовной общности. Исторически это социальное явление формируется примерно так же, как язык в ходе развития народного духа.

Недостатком этой теории является преувеличение роли общественного сознания. Достоинство заключается в историческом подходе к этническим факторам, под влиянием которых складывались государственно-правовые явления.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумгиювич, К. Каутский) объясняет происхождение государства и права исключительно военно-политическими причинами, завоеванием одних племен другими. По Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. С этой целью создается специальный аппарат принуждения - государство - и его инструмент - право.

Данная теория преувеличивает роль насилия в происхождении государства и ставит на первое место военно-политические факторы вместо социально-экономических.



Литература
  1. Абашидзе А.Х., И.И. Лукашук. Глобализация, государство, право, XXI век// Гос-во и право. - 2001. - № 10.
  2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М.: Высшая школа, 1990.
  3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988.
  4. Ардашкин В.Д. К современной концепции государства// Правоведение. - 1992. - № 2.
  5. Бессонов Ю.Н. Происхождение государства и права. - Хабаровск, 1994.
  6. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Гос-во и право. - № 7.
  7. Валеев Д.Ж. Обычное право и его генезис // Правоведение. 1974. № 6.
  8. Венгеров А.Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки // Советское государство и право. - 1983. - № 3.
  9. Грубарг М.Д. Основные элементы учения иудаизма о государстве и праве// Гос-во и право. - 2002. - № 5.
  10. Данукин В.П. Право: история, теория, практика// Гос-во и право. - 2000. - № 8.
  11. Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее изменений// Гос-во и право. - 1995. - № 11.
  12. Дробышевский С.А. Историческое место политической организации общества и права: спорные вопросы// Правоведение. - 1991. - № 4.
  13. Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право. Ст. 1// Гос-во и право. - 2000. - № 1.
  14. Карабанов А.Б. Фрейдистская версия происхождения и эволюции государственно-правовых институтов// Гос-во и право. - 2002. - № 6.
  15. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учеб. пособие. - М..: Юристъ, 1999. - 333 с.
  16. Куббель Л.С., Першиц А.И.. Венгеров А.Б. Этнография и науки о государстве и праве //Вестник АН СССР. - 1984. - № 10.
  17. Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 33. Гл. 1.
  18. От доклассовых обществ к раннеклассовым. - М.: Наука, 1987. С. 23-38, 73-88.
  19. Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. - М., 1979.
  20. Першиц А.Н., Алексеев В.П. История первобытного общества. - М., 1990.
  21. Погосбекян Д.Р. Проблемы права и нравственности в первом русском политическом трактате "Слово о законе и благодати" (XI в.) // Гос-во и право. - 2002. - № 6.
  22. Сергевнин С.Л. Новые тенденции в развитии американской науки права // Правоведение. - 1990. - № 5.
  23. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве// Гос-во и право. - 1992. - № 5.
  24. Шумков Д.М. Происхождение государства и права// Основы гос-ва и права. - 1999. - № 7.
  25. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. 1 - 2 изд. Т. 21.


<
Наверх
>
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Навальный С.В., 2006