ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

электронное учебное пособие

На главную
Об авторе
Содержание
Отправить сообщение

 


Краткий конспект лекций по курсу


Тема 12. Государство, экономика, политика и культура


1. Государство и экономика

Государство и экономика тесно связаны между собой. Государство может способствовать развитию экономики либо тормозить ее развитие.

Советское государство осуществляло политику "планирования 1000 мелочей", то есть вмешивалось во все экономические процессы, пыталось ими управлять на всех уровнях, начиная от высшего и кончая конкретным заводом и совхозом.

Подобная экономическая политика лишала инициативы и самостоятельности, понижала заинтересованность исполнителей в результатах труда и тормозила предприимчивость наиболее способных людей. Эта политика была направлена на уравниловку и распределение материальных благ.

Буржуазные государства накопили богатый опыт регулирования социально-экономических процессов.

Специалисты выделяют три теории государственного регулирования экономики: 1) классическая экономическая теория (автор - английский экономист Ж. Сэй); 2) кейнсианская экономическая теория (автор - Дж. Кейнс); 3) монетаристская экономическая теория (автор - М. Фридман).

Эти теории признают, что конкурентная рыночная экономика должна функционировать под воздействием государства. Однако границы вмешательства государства в экономику разные теории определяют неодинаково.

Классическая экономическая теория отрицает необходимость какого-либо государственного вмешательства в экономику. Ее сторонники абсолютизируют способность рыночной экономики к саморегулированию. Эта теория была создана на стадии раннего капитализма и действовала до времени "великой экономической депрессии". Постулаты теории, согласно которой государство - "ночной сторож собственности", были справедливо поставлены под сомнение и отвергнуты на практике.

Эту теорию сменила концепция кейнсианства. Центральное положение этой теории заключается в том, что макроравновесие экономики может быть достигнуто только сочетанием саморегулирования и государственного регулирования. По мнению Джона Кейнса, государство должно осуществлять регулирование экономики как при уже свершившемся нарушении равновесия рынка, так и для предупреждения или блокирования неравновесия. Наиболее целесообразным использование кейнсианской теории является в экономике переходного периода.

Монетаристская экономическая теория предполагает ограниченное вмешательство государства в функционирование экономики. В соответствии с этим подходом задача государства заключается в установлении баланса денежной массы, находящейся в обращении, с суммарной стоимостью товарной массы. По мнению специалистов, монетаристская теория наиболее приемлема для стабильной экономики.

2. Государство и политика

Политика как общественный феномен появилась с возникновением государства. Исторически государство является первым инструментом политического воздействия на общество.

Традиционно (в духе Аристотеля) политика понимается как государственное управление обществом. Весьма популярен взгляд на политику как на регулирование отношений между социальными слоями, интересы которых совпадают либо не совпадают в силу идеологических либо экономических причин.

Широко распространенным является мнение, что политика - это борьба различных социальных групп за власть.

Основным объектом политики выступают проблемы, которые нарушают баланс общественных сил или интересов и могут быть решены только путем реформ, вносящих изменения в государственно-правовую сферу.

Общегосударственная политика может быть представлена как стратегическое направление развития страны, которое включает в себя разработку политического курса, выбор стратегического направления и реализацию избранного стратегического курса.

В зависимости от степени развития гражданского общества воздействие государства на политику может быть разным. Слабое развитие гражданского общества порождает безудержное администрирование государства, его стремление взять на себя все политические функции.

Тоталитарное государство господствует в сфере политики и осуществляет все виды политической деятельности: от выбора и разработки стратегического курса до его реализации.

По мере развития гражданского общества государство уступает обществу разработку политических программ и выбор политического курса, а на себя берет функцию реализации выработанного политического курса. В политической жизни стран с развитым гражданским обществом наряду с государством участвуют партии, союзы, общественные организации и движения. Вместе с государством они образуют политическую систему, воздействуют на разработку и осуществление политики в качестве равноправных партнеров.

Государство как носитель суверенной власти отвечает за реализацию политического курса по всем направлениям. Посредством конституции и конституционных законов государство закрепляет политический строй, механизм функционирования политической системы, политические права и свободы граждан. В результате государственно-правового воздействия на политику важнейшие виды политической деятельности получают правовое регулирование, обретают легитимный характер, встречают содействие государства и обеспечиваются поддержкой населения.

3. Государство и культура

В юридической литературе справедливо отмечается, что государство находится в сложном и неоднозначном взаимодействии с культурой.

Понятие "культура" охватывает все материальные и духовные достижения общества. Одним из величайших культурных достижений является государство - политическая организация общества - и его нормативная система - право.

Государство и право являются культурными ценностями высшего порядка. Возникновение государства ознаменовало собой качественный скачок в развитии культуры - переход от варварства к цивилизации. Аналогичную роль сыграло право, пришедшее на смену устаревшим и бессильным родоплеменным нормам.

Государство оказало и оказывает глубокое воздействие на культуру, ее развитие, поддержание и воспроизводство. Вместе с тем представители марксизма, анархизма и некоторые религиозные философы по существу отказываются признать государство культурной ценностью.

Ф. Энгельс рассматривал государство как социальный институт, которому уготовано место в музее рядом с прялкой и бронзовым топором (Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. Т. 3. - М., 1983. С. 366). Анархисты (М.И. Бакунин, П.А. Кропоткин) видели в государстве социальное зло, которое подлежит безусловному уничтожению (см.: Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. - П.-М, 1920).

Н.А. Бердяев считал государство дьявольским порождением, утверждая, что в жертву государству приносится человеческая личность (Бердяев Н.А. Государство // Власть и право: Из истории русской правовой мысли. - Л., 1990. С. 282).

Поскольку государство обладает принудительной силой и выполняет карательную функцию, его сравнивали с чудовищем Левиафаном и

Молохом, пожирающим людей. Однако при таком исключительно одностороннем и тенденциозном подходе в тени остаются созидательные, творческие, организующие, консолидирующие и охранительные функции государства, которые хотя и обеспечиваются мерами принуждения, но не могут быть сведены к средствам принудительного обеспечения.

В текущем столетии гражданское общество пришло к осознанию государства как явления культуры, имеющего непреходящую ценность. По справедливому утверждению отечественных правоведов М.С. Корельского и В.Д. Перевалова, государство все более и более превращается в фактор становления и защиты материальной и духовной культуры. Наибольшее влияние государство оказывает на политическую культуру.

Развитие политической культуры в свою очередь способствует цивилизованному функционированию политической системы общества.

Посредством права государство формирует особый слой культуры - правовую культуру общества в целом, государственных органов и должностных лиц. Для России, где длительное время господствовал правовой нигилизм, развитие правовой культуры - одна из самых насущных проблем, и справиться с ее решением призвано государство, в первую очередь, собственным примером.



Литература
  1. Братановский С.Н. Роль и пределы государственного регулирования организации и деятельности потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям// Гос-во и право. - 2001. - № 8.
  2. Игнатовский П.А. Экономика, человек и государство. - М., 1998.
  3. Марьяновский В.А. Российский экономический менталитет// Гос-во и право. - 1999. - № 6.
  4. Никеров Г.И. Антимонопольное регулирование США: 115-летний опыт и его итоги// Гос-во и право. - 1999. - № 6.
  5. Орехова Т.Р. Правовое воздействие на экономику: понятие и формы// вестник МГУ. Серия 11. Право. - 2000. - № 1.
  6. Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия. - М.: 1994.
  7. Пугинский Б.И., Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: проблемы становления. - М., 1991.
  8. Спектор Е.И. Роль права в регулировании экономики в условиях рыночных отношений// Журнал рос. права. - 1999. - № 12.
  9. Талапина Э.В. Вопросы правового регулирования экономической функции государства// Гос-во и право. - 1999. - № 11.
  10. Тарков В.А., Коршунов Н.М. др. Россия: экономика, гражданское право (Вопросы теории и практики) // Гос-во и право. - 2001. - № 6.
  11. Чеченова Р.И., Лаврикова Ю. Развитие экономико-правовой базы как условие структурной перестройки промышленности. - Екатеринбург, 1998.
  12. Шкредов В.П. Экономика и право. - М., 1990.
  13. Шкредов В.П. Экономика и право. Опыт экономико-юридического исследования общественного производства. Изд. 2-е. - М., 1990.
  14. Явич Л.С. Экономика, право и управление (общетеоретические вопросы) // Советское государство и право. - 1988. - № 5.


<
Наверх
>
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Навальный С.В., 2006