далее


назад
КУДА УГОДНО

УПРАЖНЕНИЯ:

1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:
  1. предварительное заключение;
  2. адвокат
  3. безнравственность;
  4. мужество космонавта Леонова;
  5. социальная справедливость;
  6. законность;
  7. г. Красноярск;
  8. судимость;
  9. беспечность;
  10. близкий родственник обвиняемого.
2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
  1. человек, экономист, бухгалтер, депутат парламента;
  2. сотрудники милиции, оперативный дежурный, юрист, участковый инспектор;
  3. следователь, прокурор, мастер спорта, женщина, сын;
  4. погода, снег, дождь, ветер, осадки;
  5. закон, законность, уголовный кодекс, свод законов;
  6. населенный пункт, город, деревня, г. Ачинск;
  7. друг, знакомый, хороший знакомый, родственник;
  8. учебное пособие, книга, таблица, таблица логарифмов;
  9. преступление, взятка, грабеж, взятка в особо крупных размерах;
  10. хищник, травоядное, слон, млекопитающее.
3. Проверьте правильность ограничения понятий:
  1. Москва - столица России;
  2. животное - млекопитающее - птица;
  3. ель - хвойное дерево - дерево;
  4. наркотик - сильнодействующий наркотик - героин;
  5. время - час - секунда;
  6. экзамен - форма отчетности учащихся;
  7. лето - наиболее теплое время года;
  8. автомобиль - автомобильный мотор - коленчатый вал;
  9. реформирование - изменение;
  10. планета - планета Солнечной системы - планета Марс;
4. Проверьте правильность обобщения понятий:
  1. учебник экономики - учебник - книга;
  2. класс - школа - средняя школа;
  3. Москва - столица России - столица;
  4. сантиметр - дециметр - метр;
  5. сталевар - рабочий - трудящийся;
  6. отделение - взвод - рота - полк;
  7. преступник - преступная группа - банда;
  8. телефон - междугородний телефон - средство связи;
  9. Платон - древнегреческий философ - философ;
  10. страница книги - раздел книги - книга.
5. Установите правильность деления в примерах, а в случае неправильного деления назовите, какое правило нарушено:
  1. Высшие учебные заведения делятся на университеты, академии и институты.
  2. Различают хвойные, лиственные, листопадные и вечнозеленые леса.
  3. Людей можно разделить на славян, китайцев, негров, женщин и верующих.
  4. Языки делятся на естественные, искусственные и народные.
  5. Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной.
  6. Люди бывают порочными и добродетельными.
  7. Книги бывают полезными, понятными и интересными.
  8. Народы Европы делятся на мусульман, христиан, немцев, славян и др.
  9. Понятие "природа" можно разделить на животный мир, растительный мир и мир минералов.
  10. Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия - материки нашей планеты.
6. Разделите объемы данных понятий по избранному Вами основанию:
  1. самолет;
  2. музей;
  3. человек;
  4. дом;
  5. экономика;
  6. вуз;
  7. студент;
  8. климат;
  9. автомобиль;
  10. тип правления.
7. В приведенных ниже определениях укажите ошибки, если они есть:
  1. Квадрат - равносторонний четырехугольник.
  2. Философ - ученый, занимающийся философией.
  3. Домохозяйка - это не профессия.
  4. Вычитание - операция, обратная сложению.
  5. Произвол - это отсутствие свободы.
  6. Ядовитыми растениями называются растения, содержащие ядовитые вещества.
  7. Кибернетика - не искусство.
  8. Истина - дочь разума, мать мудрости.
  9. Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.
  10. Нация - устойчивая историческая общность людей.
8. Найдите предложения, выражающие суждения:
  1. Сумма чисел а и b равна 12.
  2. Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.
  3. Среди студентов, к сожалению, встречаются бездельники.
  4. Что вниз вершиной растет?
  5. Граждане, переходите улицу только на зеленый свет светофора!
  6. Кто над морем не философствовал?
  7. Все равны перед законом и имеют право на равную защиту законом.
  8. Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.С. Пушкин).
  9. Есть женщины в русских селеньях┘
  10. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека (Вольтер).
9. Определите качество и количество следующих суждений, распределенность терминов в них. Выразите отношения между терминами с помощью круговых схем:
  1. Юрий Гагарин - первый в мире космонавт.
  2. Есть книги, которые юристы читают с большим интересом.
  3. Никто не дал ему совета.
  4. Хороший кузнец и блоху подкует.
  5. Ни один человек не безупречен.
  6. Бедность не порок.
  7. В любой библиотеке есть книги, которые очень редко читают.
  8. Доброе слово и кошке приятно.
  9. Речь должна отвечать законам логики (Аристотель).
  10. Некоторые города - столицы Европы.
10. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:
  1. Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование.
  2. Если выступаешь без хорошей подготовки, значит говоришь общо, неинтересно, фразерствуешь (О.Гончар).
  3. Всякое применение власти для своей правомерности должно быть выражением народной воли и результатом действительного или молчаливого соглашения (Ж. -Ж. Руссо).
  4. Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме, он может быть подтвержден документально или нет
  5. Если бы К. был преступником, то он в указанную ночь должен был бы быть в замке или в прилегающем к нему парку. Кроме того, К. в этом случае должен был бы быть отличным стрелком.
  6. Уголовное наказание заключается в ограничении или лешении осужденного определенных прав.
  7. Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травму, либо и то и другое.
  8. Рабочие и служащие имеют право участвовать в обсуждении и решении вопросов развития производства, вносить предложения по улучшению его работы.
  9. Все граждане России, служащие делу правопорядка, должны быть кристально чистыми перед законом, перед народом, либо не должны работать в этой области.
  10. Лица, умышленно уничтожающие, разрушающие, портящие памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности.
11. Определите модальность суждений:
  1. Обвиняемый может быть оправдан.
  2. Может быть, завтра немного потеплеет.
  3. Есть основания предполагать, что Н. не был соучастником преступления.
  4. Каждый человек имеет право на гражданство.
  5. В случае пожара звоните 01.
  6. Работать с растворителем лучше в хорошо проветренном помещении.
  7. Переходя улицу на зеленый сигнал светофора, сначала следует посмотреть налево, затем направо.
  8. Для некоторой группы населения стало возможным получение второго образования.
  9. Загрязнение окружающей среды может способствовать возникновению сердечно-сосудистых и легочных заболеваний.
  10. Материя неразрывно связана с движением.
12. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату:
  1. Венера - одна из планет Солнечной системы.
  2. Ни один из тех, кто побывал в Санкт-Петербурге, не мог пройти мимо памятника Петру I.
  3. Среди философов немало женщин.
  4. Некоторые подозреваемые не имеют алиби.
  5. Некоторые преступники являются рецидивистами.
  6. Учение о силлогистике создал Аристотель.
  7. Всякое правило имеет исключения.
  8. Некоторые дети хорошо рисуют.
  9. Ни один из здравомыслящих людей не станет гулять под дождем без зонта.
  10. Все силлогизмы являются умозаключениями.
13. Установите фигуру и модус силлогизма и установите, является ли он правильным:
  1. Ни один эгоист не нравится окружающим. Все обязательные люди окружающим нравятся. Ни один обязательный человек не является эгоистом.
  2. Все солдаты умеют маршировать. Некоторые маленькие дети не умеют маршировать. Некоторые маленькие дети не являются солдатами.
  3. У каждого судьи есть честолюбие. Тот, кто честолюбив, ищет пути для самоутверждения. Каждый судья ищет пути для самоутверждения.
  4. Взятка - уголовное преступление. Всякое уголовное преступление - наказуемо. Взятка - наказуема.
  5. Всякое начало трудно. Всякое дело имеет начало. Всякое дело трудно.
  6. Все люди рождены свободными. Я - человек. Я рожден свободным.
  7. Ни один ребенок не любит насилия. Я тоже не люблю насилия. Я - ребенок.
  8. Все цветы - растения. Мох - растение. Мох - цветок.
  9. Некоторые преступники имеют высшее образование. Ни один студент не имеет высшего образования. Ни один студент не преступник.
  10. Не всякий, кто умеет читать, может написать книгу. Этот ребенок не может написать книгу. Этот ребенок не умеет читать.
14. Восстановите до полного силлогизма приведенные ниже энтимемы и установите их правильность:
  1. Все судьи хорошо знают законы, а этот человек - судья.
  2. Все граждане Российской Федерации имеют право на труд, а он не является гражданином Российской Федерации.
  3. Некоторые свидетели дают ложные показания, а он - свидетель.
  4. Судья вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса, а К. - судья.
  5. Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод, а Л. - переводчик.
  6. Все студенты сдают экзамены, а Л. - студент.
  7. Все планеты Солнечной системы вращаются по планетным орбитам. Следовательно, Плутон - планета Солнечной системы.
  8. М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.
  9. Ни одна рыба не может считаться травоядным животным, потому что ни одна рыба не питается травой.
  10. Всем юристам важно уметь применять логику в своей практической деятельности, а этот человек - юрист.

далее
наверх