Тема 1. Философия - особое научно-теоретическое знание

         С зарождения человека и общества все знания были одним целым, хотя и относились к различным видам жизнедеятельности людей. Знаний было не так много, но они пополнялись и развивались, конкретизировались и обобщались. С возникновением письменности процесс развития знаний стал более эффективным, возникло понимание всеобщих (философских) и более конкретных, практических знаний.

         Сам термин "философия", как считают, возник в Древней Греции в конце VI-начале V века до н. э. из словосочетания "любить мудрость". Слово "мудрость" - имеет более древнее происхождение. Оно означало совокупность особо значимых и не всеми постигаемых знаний, их объем и качество, а также меру владения такими знаниями конкретным человеком. В VII-VI веках до н. э. в Средиземноморье мудрецами считали многих богов, но были известны также "7 мудрецов" из людей. К их числу относили в разных регионах различных людей. Но первым среди мудрецов неизменно считался Фалес из Милета. Он был астрономом, математиком, политиком, писателем, учителем, торговцем. Современное понимание мудрости можно определить как "способность наилучшим образом достигать наилучших целей" (В. Соловьев).

         Когда математика Пифагора спросили, мудрец ли он, то ответ прозвучал скромно: "Я не мудрец, но любитель мудрости". Два слова "phileo" - люблю и "sophia" - мудрость, объединенные вместе, и положили начало самостоятельному термину "философия". Он означал любовь к мудрости (или любомудрие, как говорили на Руси), а потом - особую область знаний. Платон назвал философию наукой.

         Философия как совокупное, а затем и особое знание определяла главное содержание и направленность мышления, формирование идеалов, позиций, убеждений людей. Иными словами, она из знания может превращаться в мировоззрение. Мировоззрение представляет такую переосмысленную человеком или социальной общностью совокупность знаний, которая формирует отношение к природе, другим людям (обществу) и к самим себе. Уже в мифологическом или обыденно-практическом мировоззрении знания и другие его элементы хорошо переосмыслены и упорядочены, систематизированы, выражают позицию людей.

         Философия как область знания и как элемент мировоззрения имеет разные признаки и формы существования. Философия как область знания - это система понятий и образов в сознании, отражающая бытие, его свойства, общие закономерности, структуру, виды и формы. Часть философских знаний можно доказать или опровергнуть экспериментально, как в любой конкретной науке. Но значительная часть философских знаний может быть обоснована логически или приниматься человеком на основе выбора. Философские знания в отличие от философского мировоззрения нейтральны по отношению к интересам субъектов, способам и формам их жизнедеятельности.

         Структуру мировоззрения составляют переосмысленные (мировоззренческие) знания, идеалы, нормы и принципы жизнедеятельности, ценностные ориентации, убеждения и верования. Мировоззрение является качественной, основной характеристикой сознания людей, но не исчерпывает всего его содержания. Структура сознания иная. Она включает все знания субъекта, отражение его эмоционально-чувственных и волевых состояний, его ценностные ориентации.

         Философия есть и знание-ценность. Содержанием и характером знаний философия формирует у человека ценностное (аксиологическое; от понятия "аксиология" - философская дисциплина о ценностях) отношение к миру. Философские знания могут существовать на обыденно-практическом и теоретическом уровнях, а также выступать элементом общественной психики и идеологии. В мировоззрении философия проявляется лишь частью того знания, которым овладел субъект (индивид, группа, социальный слой и т. п.). Это те философские знания, которые переосмыслены, отобраны как полезные, нужные, важные, интересные. В совокупности с другими видами знаний они используются в мировоззрении для формирования идеалов, выбора норм и принципов жизни, определения важных, ценностных и жизненно-практических позиций, выработки убеждений.

         В зависимости от характера тех или иных знаний, их меры развитости и совершенства, мировоззрение может по преимуществу быть обыденно-практическим (миросозерцанием) или теоретическим (миропониманием); светским (нерелигиозным) или религиозным; ориентированным преимущественно на природу, технику или на общество и человека. Теоретическое мировоззрение включает философские теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или просто принять без доказательства, "на веру", а также научно-теоретические элементы, проверяемые экспериментально, конкретной предметной деятельностью. Философия как область знаний и основа мировоззрения содержит в себе и теоретический, и научно-теоретический аспекты. Человеку и обществу необходимы не только конкретные знания, но и различной степени обобщённые знания. Используя их, люди учатся логически мыслить, проникать в глубины мироздания и собственной жизни, развивать интеллект.

         Философия содержит в себе много конкретных знаний. Философское объяснение связей содержания и формы, количественно-качественных и иных характеристик, учение о природе, человеке, обществе и другие философские теории содержат конкретные, экспериментально и самой жизнью людей проверяемые знания. Информация, которая получена философами на основе рационального познания, соответствует познаваемому объекту, проверяема современными способами и средствами, составляет научно-теоретическое истинное знание. Но философские знания, которые можно обосновать лишь логически, с помощью суждений и умозаключений, следует отнести не к научно-теоретическому, а только к теоретическому знанию.

         Обобщая изложенное, можно назвать особые признаки философии как области знания и типа мировоззрения:
         - знания всеобщего и общего характера;
         - универсальное знание, применяемое к огромному числу конкретных предметов, явлений и процессов;
         - знание, отражающее бытие через человека, соотношение материального и идеального, физического и психического, телесного и духовного;
         - знание о сущностях - закономерностях бытия;
         - знание-мировоззрение, знание-методология для деятельности людей и развития наук;
         - знание, которое часто обосновано логически;
         - ценностное, аксиологическое знание;
         - этическое (этика - учение о нравственности) и эстетическое (эстетика - учение о прекрасном) знание;
         - многие философские знания мало меняются кардинально, принципиально. Это "вечные истины".

         Следовательно, философия - это особое знание и тип мировоззрения, система наиболее общих теоретических взглядов на мир и место человека в этом мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

         Философия как тип мировоззрения соотносится также с картиной мира. Картина мира - любая, достаточно полная и обобщённая совокупность знаний о бытии, о природе, обществе и человеке, о связях человека с окружающим миром. Она может содержать различные истинные знания, а также заблуждения и ложные знания. Научная картина мира - постоянно развивающаяся совокупность философских, естественнонаучных, технических, общественных и других знаний, полученная науками на конкретном историческом этапе развития общества.

         Картина мира - познавательно-информационная основа любого мировоззрения. Научная же картина мира - база научного мировоззрения. "Чистым", то есть только обыденным или только теоретическим научным мировоззрение современного человека или социальной общности не бывает. В нем присутствуют всякие знания и верования. Но преобладающей является вполне конкретная совокупность знаний. В этом смысле научное мировоззрение только по главному содержанию является таковым. В нем "живут" и проявляются обыденные практические знания, а также могут быть мифы, заблуждения, верования, мистика и т.п. Например, у юриста главную роль играют правовые знания, у технического специалиста - научно-технические знания.

         Но философские знания всегда составляют ядро мировоззрения независимо от того, религиозные они или светские, материалистические или идеалистические, более полные или менее полные. Специфика философского знания проявляется всегда. Философия выступает как бы стержнем, вокруг которого формируются и систематизируются другие знания, идеалы, нормы, ценностные ориентации, убеждения. Сущность мировоззрения состоит в обобщенной и персонифицированной картине мира, связанной с ценностями субъекта-носителя этого мировоззрения.

         Философский тип мировоззрения имеет разновидности в зависимости от характера философского знания. К таким разновидностям можно отнести:
         - светское, религиозное и смешанное философское мировоззрение;
         - теоретическое и обыденное;
         - диалектико-материалистическое, метафическо-материалистическое, идеалистическое и оккультное мировоззрение.

         В перечисленных разновидностях мировоззрения философия представлена различно и роль ее неодинакова. Диалектико-материалистический тип философии формирует в мировоззрении три важнейших положения. Во-первых, знания и позиции по наиболее общим и фундаментальным проблемам: о бытии, материи, сознании, обществе и т.д. Во-вторых, целостное восприятие и понимание объективного мира, его материального единства, неразрывность бытия и субъекта, а также их относительной самостоятельности, противоречивости, взаимодействия. В-третьих, помогает осмысливать отношения между людьми, между обществом и природой в самом существенном, через человека как главной силе и ценности социально-исторического развития, как микрокосма. Данные философские положения и составляют ядро диалектико-материалистического мировоззрения.

         Таким образом, философия как особая область знаний имеет ярко выраженную специфику. Она выступает наиболее развитым типом мировоззрения наряду с мифологическим, религиозным и светским обыденном мировоззрением. Вместе с тем философия является общей методологией. Философский тип мировозрения и определенная методология обуславливают друг друга.

         Философия может существовать на обыденном и абстрактно-логическом уровнях познания и мышления. Обыденное философствование - первая форма обобщенного отражения непосредственной практической жизни людей, окружающего мира, самого человека. Осмысление символов веры, религиозной догматики, видов самого бытия, социальных чувств и традиций, быта в терминах разговорного языка, повседневной речи формируют индивидуальное и общественно-практическое обыденное философствование.

         На абстрактно-логическом уровне мышления формируются и обосновываются уже философские учения, концепции, теории. Диалектико-материалистическая философия есть результат рационального, абстрактно-логического мышления, мощного развития науки и социальной практики.

         Философия обладает признаками науки, но она - шире науки. Объектом ее изучения является все бытие в целом. Предмет философии составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Объект и предмет философии отличается от объектов и предметов других наук - прежде всего их всеобщностью, достаточно высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний. Философия - это тип научного, теоретического мышления о мироздании, материальном и духовном, конечном и бесконечном, других проявлениях бытия, самом человеке и смысле его жизни. Философия - это особое научно-теоретическое знание о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, о принципах и методах их познания и практической деятельности.

         Предмет философии исторически конкретизируется и уточняется различными философскими школами и направлениями. Так, предметом натурфилософских школ выступает природа, космос, их организация, закономерность, способы и формы существования. Предмет философских школ антропологического направления - человек, его существование, свобода, смысл жизни.

         Философия чрезвычайно многообразна. В этом состоит одна из трудностей дифференциации ее содержания, выяснения элементов структуры, установления связей между ними. На основании тех больших сфер и видов бытия, к изучению которых обращается философия, ее структуру составляют основные элементы: история философии, учение о бытии (онтология), учение о познании человеком бытия и самого себя (гносеология), а также философские учения об основных видах бытия: о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия и философия истории), о человеке (философская антропология). Данные элементы структуры философии охватывают или все бытие, или основные его проявления.

         Каждое направление в философии определяет структуру философии в зависимости от своих приоритетов, предмета исследования, изучаемой проблематики. Поэтому структура философии в той или иной конкретной интерпретации может быть различной.

         Философия обладает рядом существенных признаков, проявление которых образует ее функции. К основным функциям философии относятся мировоззренческая и методологическая.

         Мировоззренческая функция означает способность философии формировать мировоззрение человека, составлять его ядро и определять тип.

         Диалектико-материалистическая философия в научной картине мира и мировоззрении занимает центральное место. Оно обусловлено спецификой философского знания. Философия образует "ствол" мировоззрения, где "крона" - все другие переосмысленные и переоцененные знания, идеалы, принципы. Философия формирует в мировоззрении: а) знания и отношения по наиболее общим и фундаментальным проблемам (о бытии, человеке, сознании, познании, обществе и т.д.); б) целостное восприятие и понимание объективного мира, материальное единство мира, соотнесенность его с духовностью человека; в) осмысленное в самом существенном взаимоотношение человека с природой - через диалектику материального и идеального, физического и духовного, постоянного и изменчивого, абсолютного и относительного, конечного и бесконечного, познанного и непознанного. Как правило, именно эти знания и ценностные ориентации составляют ядро, главное содержание мировоззрения.

         Использование субъектами своего или общественного мировоззрения в интересах оптимизации мыслительной и практической деятельности означает проявление методологической функции. Методологическая функция философии состоит в том, что она вооружает человека совокупностью своих принципов и методов, наиболее важными требованиями, необходимыми для мыслительной и практической деятельности. В общем плане, методология - это совокупность принципов и других общих требований познавательной и практической деятельности, система методов этой деятельности, а также учение о самих принципах и методах.

         В структуре всеобщей, общенаучной и конкретных разновидностей методологии, философия - всеобщая часть общенаучной методологии. Методологическую функцию она выполняет своими принципами, законами и категориями. Так, исходное значение для повышения эффективности мыслительной деятельности человека имеют принципы бытия: материальности, связи, развития, идеальности, структурности, функциональности, детерминизма. Не менее значимы принципы познания: единства чувственного и рационального, единства отражения и познания, конкретного и абстрактного; вариативности познания, единства объективного и субъективного в познании, абсолютного и относительного и др.

         Философия выполняет и другие функции: познавательную, аксиологическую, критическую, коммуникативную, логическую, эвристическую, этическую, практически-деятельную.

         Принципиально важные различия между философскими направлениями связаны с тем или иным решением трех основных вопросов философии:
         - что принять за первичное, а что за вторичное;
         - познаваем или непознаваем этот мир;
         - какую систему методов познания и преобразования мира избрать.

         По первому вопросу. Под первичным в философии понимается вечное, несотворимое и неуничтожимое, а под вторичным - то, что является результатом развития первичного. По этому вопросу есть материалистическое, идеалистическое и дуалистическое решения, или материализм, идеализм и дуализм. Материализм - это признание первичности материи по отношению к сознанию. В истории философии выделяются стихийный, метафизический (механистический), вульгарный, научный, диалектический материализм. Идеализм - это утверждение в качестве первичного "идеи", "мирового разума", бога или сознания человека, а в качестве вторичного - материи, бытия. В идеализме различаются объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм полагает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало ("идея", "мировой разум" и т.п.). Субъективный идеализм отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью. Дуализм - это признание в качестве первичного и материи и бога, идеи или сознания. Дуалисты, как правило, склоняются к идеализму, к религии.

         По второму вопросу. Признают познаваемость мира материалисты и объективные идеалисты. Не признают познаваемость мира субъективные идеалисты, в связи с чем их называют агностиками (по греч. а - приставка "не", gnosis - познание, знание).

         По третьему вопросу. Традиционно рассматривают две основные системы методов познания и преобразования действительности, связанные с наукой и теоретическим знанием. Это - метафизика и диалектика. Метафизика - это противоположная диалектике система методов, отрицающая качественное саморазвитие бытия посредством противоречий, тяготеющая к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. Диалектика - это учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия и познания и основанная на этом учении система принципов и методов познания и преобразования действительности.


Перейти к тесту