Карточка контрольного опроса
Карточка контрольного опроса
по теме "Философия как особое научно-теоретическое знание"

1. Какое из приведенных ниже положений наиболее полно характеризует философию?
Философия - это:

1. Система теоретических представлений, не имеющих опытного характера, но способных служить частным методом исследования действительности.
2. Наука о формах и способах обобщения имеющихся знаний о природе и обществе.
3. Наука о познании причин сущего.
4. Система знаний о наиболее общих основаниях бытия.
5. Особое научно-теоретическое знание о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, о принципах и методах их познания и практической деятельности.


2. Роль философии ярко проявляется через ее основные функции. Важнейшая функция диалектико-материалестической философии в том, что она:
1. Является духовным орудием трудящихся.
2. Выступает средоточием духовной жизни эпохи.
3. Указывает перспективы исторического развития общества.
4. Служит средством познания и преобразования общества.
5. Помогает сформировать научную картину мира.


3. Коренные различия между философскими системами могут быть установленны в связи с решением вопроса:
1. O смысле человеческого бытия.
2. О направленности общественного развития.
3. О месте человека в природе и обществе и характере их взаимодействия.
4. О соотношении материального и идеального.
5. О познаваемости и непознаваемости мира.


4.Материалистический взгляд на мир представляет основу прогрессивных философских учений. Материализмом называется:
1. Признание внешней по отношению к человеку действительности, не зависящей от него в своем существовании.
2. Признание первичности материи по отношению к сознанию.
3. Принцип взаимосвязи бытия и мышления, на основе которого создаются системы представлений о мире.
4. Положение о зависимости общественного бытия и человека от закономерностей мира в целом.
5. Признание того, что все тела состоят из "элементарных кирпичиков" (электронов, протонов и т. п.).


5. Идеализм как философское направление представляет собой:
1. Отсутствие четких знаний житейского плана, нежелание задумываться над "мелочами" повседневного быта.
2. Систему знаний, обосновывающую значение идеалов в жизни общества и человека.
3. Учение, согласно которому идеи более реальны, чем материальные вещи.
4. Признание определяющего значения для человека духовных строн общественного бытия.
5. Учение, согласно которому первичным и определяющим является сознание человека или вообще - некая духовная сила, обусловливающая развитие природы, общества и самого человека.


6. Идеализм не возникает на пустом месте, а имеет общественные причины. Важнейшая из них - это:
1. Стремление господствующих классов сознательно ввести в заблуждение народные массы.
2. Стремление господствующих классов закрепить существующую социально-классовую структуру идеологическими средствами.
3. Недостаточный уровень развития общественного производства в целом.
4. Низкий интеллектуальный уровень развития многих людей, неспособных в силу этого освоить научную картину мира и его закономерностей.


7. Идеализм имеет корни и в процессе познания. Гносеологическим (познавательным) источником идеализма является:
1. Преувеличение творческих способностей человека.
2. Абсолютизация роли ощущений и восприятий в процессе возникновения человеческого знания.
3. Отрицание объективного существования материального мира, его закономерностей.
4. Одностороннее преувеличение роли тех или иных моментов, черт, сторон познания, превращение их в нечто абсолютное.
5. Сложность, противоречивость процесса познания.


8. Дайте наиболее точную характеристику агностицизма. Агностицизм представляет собой учение, о котором:
1. Отрицается существование материального мира.
2. Высказывается сомнение в возможности познания внешнего мира.
3. Вещи, предметы, процессы объявляются тождественными рационально-логическим и эмоционально-чувственным образам субъективного мира человека.
4. Чувственные представления объявляются существующей вне человека действительностью.
5. Утверждается о невозможности знать что-либо определенное об источнике знаний.


9. Укажите точное и наиболее полное определение диалектики. Диалектика представляет собой:
1. Способ поиска и разрешения противоречий действительности.
2. Умение правильно, со знанием дела вести спор.
3. Науку о логических закономерностях мышления.
4. Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, система принципов и методов познания и преобразования мира.


10. Метафизика как метод мышления характеризуется прежде всего:
1. Представлением о том, что противоречия существуют только в сознании познающего человека.
2. Мнением, что истины имеют незыблемый характер.
3. Убеждением в независимости существования вещей и явлений друг от друга.
4. Признанием линейного или циклического характера развития.
5. Отрицанием качественного саморазвития бытия посредством противоречий, тяготением к построению однозначной, статичной, умозрительной картины мира.


11. Определение "Анализ всеобщих форм, законов и принципов мышления" соответствует понятию:
1. Аксиология.
2. Гносеология.
3. Логика.
4. Философия истории.
5. Онтология.
6. Философская антропология.


12. Определение "Философское учение о ценностях" соответствует понятию:
1. Аксиология.
2. Гносеология.
3. Логика.
4. Философия истории.
5. Онтология.
6. Философская антропология.


13. Определение "Выявление всеобщих принципов, форм и законов познавательной деятельности" соответствует понятию:
1. Аксиология.
2. Гносеология.
3. Логика.
4. Философия истории.
5. Онтология
6. Философская антропология.


14. Определение "Философское учение о человеке" соответствует понятию:
1. Аксиология.
2. Гносеология.
3. Логика.
4. Философия истории.
5. Онтология.
6. Философская антропология.


15. Определение "Исследование всеобщих форм, законов и принципов бытия" соответствует понятию:
1. Аксиология.
2. Гносеология.
3. Логика.
4. Философия истории.
5. Онтология.
6. Философская антропология.


16. Определение "Раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания" соответствует понятию:
1. Аксиология.
2. Гносеология.
3. Логика.
4. Философия истории.
5. Онтология.
6. Философская антропология.


17. Определите характер предложения: "Философия возникла уже на заре человечества".
1. Философско-теоретическое суждение.
2. Обыденное знание.
3. Утверждение религиозного характера.


18. Определите характер предложения: "Первым мыслителем, который назвал философию наукой, был Платон".
1. Философско-теоретическое суждение.
2. Обыденное знание.
3. Утверждение религиозного характера.