Казакова Н.Т. Философия науки

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 2. Философские проблемы конкретных научных дисциплин
Тема 2.4. Философские проблемы социально-гуманитарного познания

Источники и примечания

  1. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991.
  2. Много проблем, относящихся к человеческой природе, ее пониманию и происхождению, содержится и в «Ветхом Завете», и в «Новом Завете». Разумеется, откровение о человеке и его происхождении дано не только в христианских и иудаистских, но и в мусульманских («Коран») и буддийских («Типитака») священных Книгах.
  3. Казакова, Н.Т. Феномен игры в философии: методологический анализ / Н.Т. Казакова. – Красноярск, 1998.
  4. Миллер, С. Психология игры / С. Миллер. – М., 2001.
  5. Шарден, де Т. Феномен человека / Т. де Шарден. – М., 1987.
  6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991; Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1995. Можно выстроить своеобразную историческую смысловую цепочку в попытке познания и самопознания этой проблемы: Античность. «Семь греческих мудрецов», Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, римские стоики (человек – естественное, природное существо). Средние века. Августин Аврелий, Боэций, Пьер Абеляр (человек – богоподобное, духовное существо). Возрождение. Итальянские и немецкие гуманисты в раннем Возрождении, Эразм Роттердамский и Мишель Монтень в позднем (человек – сложное смешение физического, плотского и душевного, духовного). Новое время. Французская философия в лице Ж.Ж. Руссо, Вольтера, Дени Дидро, К. Гельвеция, Д. Локка, Т. Гоббса (человек есть материальное, телесное образование, функционирующее по законам природы). Немецкая философия о человеке. И. Кант, Л.А. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс. Русская философия о человеке. Н. Бердяев, В. Розанов, Г. Сковорода. Современная западная философия. З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Берн, В. Франкл и др.
  7. Казакова, Н.Т. Философия / Н.Т. Казакова. – Красноярск, 2003.
  8. Культурология. – М., 1996; Гуревич П. Философия культуры. – М., 1996; Померанц Г. Выход из транса. – М., 1995; Лики культуры: альманах. – М., 1995.
  9. Категория «бытия» является исходной в философском осмыслении не только мира, но и человека. В этой категории отражается факт существования не только окружающего человека мира, но и самого человека и его мира – мира человека. Философское мышление, отталкиваясь от понятия бытия, выстраивает мировоззренческую картину мира, в которой у человека есть свое место. Именно в этом контексте формируются онтологические основания человеческого бытия, которые соотносятся с такими понятиями, как действительность, реальность, существование.
  10. Еще в древности философы обращали внимание на основные формы бытия человека, выделяя, прежде всего, общественную форму. Такие философы, как Платон и Аристотель, человека называли «общественным или социальным животным». Действительно, к каким бы человеческим действиям или проявлениям мы ни обратились, все они свидетельствуют, что человека без общества не было бы, впрочем, как и общества не было бы без человека.
  11. По Общественному Российскому телевидению был показан документальный фильм о ростовском маньяке А. Чикатило. Его монологи доказывают, что он обладал свободой воли, у него была свобода выбора. Даже если человек склонен винить во всем судьбу или обстоятельства, в глубине души он все же уверен, что действовал свободно. Значит, человек сам является причиной собственного выбора; выбирая между альтернативными возможностями, он опирается на свои желания, интересы, потребности, влечения, цели и идеалы.
  12. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М., 1986.
  13. Соловьев, В.С. Оправдание добра / В.С. Соловьев. – М., 1990.
  14. Толстой, Л. Сочинения. Т. 20./ Л. Толстой. – М., 1990.
  15. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.
  16. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. – М., 1992.
  17. Моуди, Р. Жизнь после смерти / Р. Моуди. – М., 1990.
  18. Лаврин, А. Энциклопедия смерти / А. Лаврин. – М., 1996.
  19. Платон излагает в диалоге «Государство» свое учение об идеальном обществе. В соответствии со своими задатками и способностями все граждане делятся на три разряда: ремесленники, воины и правители-философы. Основой общественного и государственного строя у Платона является общественное разделение труда. Высшим принципом государственного устройства выступает принцип справедливости. Под справедливостью античный философ пони мает преданность своему делу и четкое выполнение своих обязанностей каждому сословию. Главной целью идеального государства является достижение блага. См.: Платон. Государство / Соч. В 3 т. – М., 1968-1972. – Т. 3.
  20. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. Чары Платона. Т. 1. – М., 1992. – С. 67, 129-130.
  21. Конт, О. Основания позитивной философии / О. Конт. – СПб., 2002.
  22. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. / Маркс К. К критике политической экономии – Т. 13. – С. 9, 37.
  23. Казакова, Н.Т. Философия / Н.Т. Казакова. – Красноярск, 2003.
  24. Маркс К. Соч., Т. 23. С. 188-197, 520-521, 645-646.
  25. Здесь обычно обращаются к позиции французского философа Шарля Монтескьë и его знаменитого тезиса: «Власть климата сильнее всех властей», выраженного в работе «О духе законов». Не менее интересно об этом вопросе говорили многие философы – Платон, Аристотель, Гиппократ, Геродот, Тюрго, Бокль.
  26. Мечников, Л.И. Цивилизация и великие исторические реки / Л.И. Мечников. – М., 1924.
  27. Хлебопрос, Р.Г. Природа и общество: модели катастроф / Р.Г. Хлебопрос, А.И. Фет. – Новосибирск, 1999.
  28. Уледов, А.К. Духовная жизнь общества /А.К. Уледов. – М., 1980.
  29. Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. – Ростов н/Д. 2003. – С. 54-55.
  30. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М., 1991.
  31. См.: Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.; Тойнби А. Цивилизации перед судом истории. – М., 1995.
  32. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1992. – С. 52-53, 62.
  33. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных дисциплин// Под ред В.В. Миронова. – М., 2006.
  34. См.: Степин В.С. Теоретическое познание. – М., 2000; Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.
  35. Канке, В.А. Философия экономической науки / В.А. Канке. – М., 2007. – С. 7-8.
  36. Аникин, А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса / А.В. Аникин. – М., 1985.
  37. Маркс, К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 23; 24; 25.
  38. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – Т. 24. – С. 121.
  39. Ядгаров, Я.С. История экономических учений / Я.С. Ядгаров. – М., 1998.
  40. В диалоге «О справедливости» Сократ и некий Друг стараются найти ответ каким образом можно установить, что является справедливым, а что несправедливым. См.: Платон. Диалоги. – М., 1986. – С. 359-365.
  41. Софист Фрасимах в споре с Сократом говорит: «… справедливым я называю не что иное, как полезное сильнейшему… Всякая власть дает законы сообразные с ее пользою… Дав же законы полезные для себя, она объявляет их справедливыми для подданных и нарушителя этих законов карает как беззаконника и противника правды». См. Платон. Соч. В 3 т. – М., 1968-1972. Т. 1. – С. 318.
  42. Фрасимах в изображении Платона предстает в виде политического авантюриста, которому противостоит гуманист Сократ, в уста которого Платон вложил следующие слова: «Я боюсь, что будет нечестиво, присутствуя при поношении справедливости, уклоняться от помощи ей».
  43. В более раннем, чем «Государство», диалоге «Горгий» Платон вкладывает в уста Сократа именно такое понимание справедливости.
  44. К. Поппер пишет: «Здесь можно было бы упомянуть о том, что Платон на самом деле не умел удачно выбирать политических лидеров. Я имею в виду не столько разочаровывающий результат его экспериментов с Дионисием Младшим, тираном Сиракуз, сколько участие платоновской Академии в успешной экспедиции Диона против Дионисия. При этом Диона, знаменитого друга Платона, поддержали некоторые члены платоновской Академии. Одним из них был Каллип, ставший впоследствии верным товарищем Диона. Назначив себя тираном Сиракуз, Дион повелел казнить Гераклида, своего союзника (и, вероятно, соперника). Вскоре после этого он сам был казнен Клипом, узурпировавшим тиранию и потерявшим ее спустя 13 месяцев. (В свою очередь, он был казнен философом-пифагорейцем Лептином). Однако это не единственное происшествие в педагогической карьере Платона. Клеарк, один из учеников Платона (и Исократа), стал тираном Гераклеи, хотя сначала притворялся демократическим лидером. Он был казнен своим родственником Кионом, также членом платоновской Академии. (Мы не знаем, как в дальнейшем повел бы себя Кион, которого некоторые представляют идеалистом: ведь он был вскоре убит). Эти и некоторые другие события в жизни Платона – кто еще мог бы похвастаться по крайней мере девятью тиранами среди своих учеников и помощников? – проливают свет на специфические трудности, связанные с выбором людей, которые впоследствии получат абсолютную власть» См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992. – С. 177-178.
  45. Кассирер, Э. Философия Просвещения / Э. Кассирер. – М., 2004. – С. 262.
  46. Алексеев С.С. Философия права / С.С. Алексеев. – М., 1999. – С. 83, 129.
  47. Философская проблематика естественного права развивалась из противостояния кальвинистской идее о всесилии божественного права. По мнению Кальвина, не может быть никаких вопросов об обосновании справедливости божественного решения относительно спасения души. Ведь уже сам вопрос об этом означал бы недостойное допущение, возвышение человеческого разума над самим Богом.
  48. Монтескье, Ш. Избр. произведения / Ш. Монтескье. – М., 1995. – С. 163.
  49. Гегель, Г. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа / Г. Гегель. – М., 1977. – С.  333, 334.
  50. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. – С. 224.
  51. Кистяковский, Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права / Б.А. Кистяковский. – М., 1916. – С. 508.
  52. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. – М., 1990. – С. 14-15.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения