Казакова Н.Т. Философия науки

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 1. Общая теория науки
Тема 1.6. Исторические типы рациональности и научная картина мира

Источники и примечания

  1. Свидетельством тому могут служить взгляды отечественных философов (Г.И. Рузавин, В.С. Швырев, В.С. Степин и другие), представленные на страницах журнала «Вопросы философии» и учебных пособиях по истории и философии науки.
  2. Достаточно сравнить «Диалоги» Цицерона и «Диалоги» Платона, чтобы убедиться в таком совпадении. (Цицерон. Диалоги. «О государстве». «О законах». – М., 1966.; Платон. Диалоги. – М., 1986.).
  3. Гайденко, П.П. Эволюция понятия наука / П.П. Гайденко. – М., 1986.
  4. Казакова, Н.Т. Философия / Н.Т. Казакова. – Красноярск, 2003.
  5. Действительно существуют слова, точно совпадающие с их смыслами: «Бог», «Идея», «Абсолют», «Благо», «Трансценденция» и т.п. Они действительно обозначают некие фундаментальные сущности. Однако другие слова: человек, индивидуальность, телесность и т.п. – несут в себе определенную полисемию, смысловые оттенки которой бывают очень важны для понимания сущности и существования объектов, обозначаемых этими словами.
  6. Софист Горгий использовал слово как носителя убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность или ложность.
  7. Койре, А. Очерки историко-философской мысли/ А. Койре. – М., 2003.
  8. Например, «Тимей», получивший широкое распространение, так как в нем представлена космологическая теория. Платон рассказывает как демиург, смешав в кубке тождественное и иное, создает мир. В этом диалоге комбинация различных представлений – космогонические, механические и теологические, – раскрывает историю мира.
  9. Когда Г. Галилей изобрел телескоп и обнаружил пятна на Солнце, то ученый-перипатетик отнес их на счет плохой шлифовки линз или погрешности зрения. «Я пять раз перечел физику Аристотеля, но нигде не нашел отражение этого факта, – следовательно его не может быть в принципе» – заявил ученый муж на предложение Галилея посмотреть в телескоп и убедиться самому в наличии пятен.
  10. Сам термин «картина мира» появился в рамках физики в конце XIX века. Одним из первых его использовал знаменитый физик Генрих Герц. Вслед за ним этим термином широко пользовался не менее знаменитый физик Макс Планк. Под физической картиной мира они понимали «образ мира», формируемый в физической науке и отражающий реальные закономерности развития природы.
  11. Лебедев, С.А. и др. Философия науки / С.А. Лебедев. – М., 2005. – С. 130.
  12. Принципиальным отличием марксизма от других философских учений является то, что его представители осуществили органичный синтез материализма и диалектики, критически переработали диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, распространили материалистическую диалектику на познание общества. Поэтому марксизм состоит из диалектического материализма (философия природы) и исторического материализма (философия общества). Фактически философия марксизма включает в себя кроме собственно философских идей экономическое и политическое учение.
  13. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Т. 3.
  14. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М., 2000.
  15. Открытие явления самопроизвольного излучения урановой соли (А. Беккерель), жесткого электромагнитного излучения (Вильгельм Конрад Рентген), явления радиоактивности (супруги Кюри), планетарной модели строения атома (Эрнст Резерфорд), квантовой модели атома (Нильс Бор): модель Резерфорда-Бора и другие открытия начала ХХ века произвели буквально революционный переворот не только в частных науках (физике, химии, биологии), но и в философии. Наиболее показательным в этом отношении являются два направления: диалектический материализм и позитивизм. В первом, прогрессивном для того времени стандарте теоретизирования, наличествовала вполне реальная тактика диалектического соотношения философии и науки. Достаточно привести в качестве примера такие работы, как: «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Развития социализма от утопии к науке» Ф. Энгельса, «Капитал» К. Маркса, «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленина, чтобы убедиться, что союз философии и науки возможен. В этих работах было дано философское обобщение революционных открытий – если говорить о XIX веке это закон сохранения энергии, открытие клеточного строения организма материи; в XX веке – открытие невещественных видов строения материи, дуальной природы света, зависимости массы от скорости движения и пространства от массы (гравитации). Обобщение этих открытий позволило философии подняться на метатеоретический уровень, что давало ей большие теоретические и методологические горизонты. Однако, превращение диалектико-материалистического стандарта в марксистко-ленинскую философию привело к идеологическому засилью.
  16. Хокинг, С. Краткая история времени / С. Хокинг. – М., 2004. – С. 47.
  17. Черникова, И.В. Философия и история науки / И.В. Черникова. – Томск, 2001.
  18. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986. – С. 241.
  19. Кохановский, В.П., Лешкевич, Т.Г. и др. Основы философии науки / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич. – Ростов н/Д., 2004.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения