Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 3. Человек среди людей
Тема 10. Психология социальных групп
Семинарские занятия

Семинар 7

Тема: Предмет социальной психологии

Задачи:

  • создание представления о предмете социальной психологии;
  • развитие критического мышления;
  • развитие навыков самопознания, саморегуляции;
  • закрепление понятий малая группа, стиль руководства, лидерство.

Методическое обеспечение

  1. стимульный материал тестовой методики на выявление лидерских качеств личности;
  2. информационные карты;
  3. флиппчарт.

I. Вопросы для обсуждения

  1. Предмет социальной психологии (Приложение 22).

    В литературе приводятся разные определения понятия «социальная психология» и дается перечень проблем, составляющих предмет социально-психологической науки, который у разных авторов тоже различается. Рассмотрите суждения и аргументы авторов Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Р.С. Немова и др. и сделайте свои выводы: какое определение предмета социальной психологии кажется вам более верным, если исходить из прикладного значения этой науки?

  2. Классификация групп.
    • Ознакомьтесь с классификацией групп Г.М. Андреевой, дайте каждой из них характеристику и приведите примеры на каждую из разновидностей групп. Ответ оформите в виде таблицы.
    • В чем принципиальное психологическое различие между большими и малыми группами.
    • Какие существуют различия в поведении человека в группе и индивидуально в различных ситуациях жизнедеятельности.
    • Как можно охарактеризовать сплоченную и давно организовавшуюся бандитскую группу с точки зрения теории коллектива? Приведите другие примеры аналогичных групп.
  3. Лидерство и руководство.
    • В группе обычно есть стихийно выдвигающийся лидер, который может быть, а может и не быть официальным руководителем. Чем он отличается психологически от назначенного или даже избранного группой официального руководителя.
    • Сравните два суждения:
      1. руководителя надо уважать, только тогда будет нормальный психологический климат в коллективе, и будет обеспечиваться эффективная совместная деятельность членов коллектива;
      2. руководитель должен пользоваться авторитетом у подчиненных, и только тогда в коллективе будет нормальный психологический климат, и будет обеспечиваться эффективная совместная деятельность членов коллектива.

      Какое из двух суждений представляется вам психологически более верным?

    • Сравните теории лидерства. Оцените критически концепцию «личностных черт». Каковы границы ее допустимости?
    • Какими качествами должен обладать современный лидер?
  4. Стили руководства.

    Какой из стилей руководства группой более, по вашему мнению, распространенный? Приведите примеры ситуаций с указанием эффективного для данного случая стиля руководства.


II. Упражнение на развитие критического мышления

Запишите несколько характеристик или описаний, которые вы ассоциируете с каждой из следующих групп людей.

Врачи:

Спортсмены:

Художники:

Вегетарианцы:

Студенты:

Юристы:

Экономисты:

Инженеры:

С какой из этих групп вы наиболее тесно себя идентифицируете?

С какой из них меньше всего себя идентифицируете?

Группа, с которой вы себя идентифицируете, может считаться одной из групп, членом которой вы являетесь (внутренняя группа), и той, которая кажется вам наиболее непохожей, – одной из групп, членом которой вы не являетесь (внешняя группа).

  • Какие описания было легче составить: вашей внутренней или внешней группы?
  • Являются ли описания вашей внутренней и внешней группы одинаково симпатизирующими? Если нет, то почему?
  • В (Приложении 23) вы найдете описания внутренней и внешней группы, сделанные студентами. Прежде чем вы посмотрите ответы, догадайтесь, какие из ваших описаний с большей вероятностью совпадут с высказываниями других студентов: вашей внутренней группы или внешней группы? Как бы вы объяснили это явление?

III. Мозговой штурм «Качества лидера»

  1. Работа в подгруппах: Какими, на ваш взгляд, личностными, профессиональными качествами должен обладать идеальный лидер? В результате внутригруппового обсуждения выберите 15 наиболее значимых качеств, проранжируйте их.
  2. Общегрупповое обсуждение (выступление представителей подгрупп), отбор 15 наиболее значимых качеств.
  3. Составление ранговой таблицы.


п/п
Качества, характеристики, показатели Ранг Сумма Среднее
       
1              
2              
3              
4              
5              
6              
7              
8              
9              
10              
11              
12              
13              
14              
15              

  1. Обсуждение результатов:
    • Какой теории лидерства более всего близка данная модель качеств лидера?
    • Насколько вы соответствуете полученной модели?
  2. Тест на выявление лидерских качеств личности.

    Тест позволяет определить наличие у человека организаторских способностей – умения организовывать людей на выполнение какого-либо дела. Хороший организатор обязательно должен быть лидером, обладать определенными чертами характера и особенностями поведения.

Инструкция

Вам предлагается ответить на 50 вопросов. К каждому из вопросов даны два варианта ответов А и Б. Выберете и отметьте те варианты ответов, которые больше всего вам подходят, поставив против номера ответа букву А или Б.

Текст опросника

  1. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?

    А) да; Б) нет

  2. Считаете ли вы, что многие из окружающих занимают более высокое положение – то, которое по праву должны были бы занимать вы?

    А) да; Б) нет

  3. Испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, находясь на собрании, даже когда это необходимо?

    А) да; Б) нет

  4. Нравиться ли вам руководить играми ваших сверстников и других людей?

    А) да; Б) нет

  5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается переубедить кого-нибудь, заставить его думать так, как думаете вы?

    А) да; Б) нет

  6. Называют ли вас нерешительным человеком?

    А) да; Б) нет

  7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое лучшее в мире сделало небольшое число выдающихся людей»?

    А) да; Б) нет

  8. Испытываете ли вы необходимость иметь постоянного советчика в делах, которыми приходится заниматься?

    А) да; Б) нет

  9. Приходилось ли вам терять хладнокровие в беседах с людьми?

    А) да; Б) нет

  10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие люди побаиваются вас?

    А) да; Б) нет

  11. Стараетесь ли вы занимать такое место среди людей, которое позволило бы вам контролировать ситуацию и привлекать к себе внимание?

    А) да; Б) нет

  12. Считаете ли вы, что вы своей внешностью производите на людей внушительное впечатление?

    А) да; Б) нет

  13. Являетесь ли вы мечтателем?

    А) да; Б) нет

  14. Теряетесь ли вы, когда вокруг вас оказываются люди, которые с вами решительно не согласны?

    А) да; Б) нет

  15. Случалось ли вам организовывать работу других людей по вашей личной инициативе?

    А) да; Б) нет

  16. Если дело, которым вы занимаетесь, не дает ожидаемого результата, то вы:

    А) радуетесь, если кто-то другой возьмет на себя ответственность за него

    Б) стараетесь сами довести начатое дело до конца

  17. Какое из следующих двух утверждений вы считаете более правильным?

    А) настоящий руководитель должен сам уметь делать любое дело без помощников

    Б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими людьми

  18. С кем вы предпочитаете работать?

    А) с покорными людьми, дисциплинированными исполнителями

    Б) с самостоятельными и независимыми людьми, хорошими специалистами

  19. Стремитесь ли вы избегать споров, острых дискуссий?

    А) да; Б) нет

  20. Часто ли вы сталкиваетесь с властностью, проявляемой родителями и ближайшими родственниками?

    А) да; Б) нет

  21. Удается ли вам в дискуссии привлекать на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

    А) да; Б) нет

  22. Представьте себе, что во время прогулки вы с друзьями потерялись в лесу. Приближается вечер, и необходимо принять срочное решение. Как вы поступите?

    А) предоставите возможность решить проблему кому-либо другому, кто лучше разбирается в вопросе

    Б) попытаетесь сами найти выход из создавшегося положения

  23. Есть выражение «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Что вы предпочли бы?

    А) быть первым в деревне

    Б) быть последним в городе

  24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим сильное влияние на других людей?

    А) да; Б) нет

  25. Что вы делаете, если вас постигла неудача?

    А) стараетесь больше никогда не заниматься таким делом, в котором может постичь неудача

    Б) не обращаете внимания на неудачу и стараетесь добиться намеченной цели

  26. Истинный лидер – тот, кто:

    А) имеет развитые способности и умеет делать больше других

    Б) тот, у кого самый сильный характер

  27. Всегда ли вы стараетесь понять и по-настоящему оценить людей?

    А) да; Б) нет

  28. Уважаете ли вы дисциплину?

    А) да; Б) нет

  29. Какой из двух руководителей предпочтительнее?

    А) тот, который решает сам

    Б) тот, который постоянно со всеми советуется

  30. Какой из следующих стилей руководства является наиболее благоприятным для работы?

    А) коллегиальный

    Б) авторитарный

  31. Часто ли другие люди используют вас в своих целях?

    А) да; Б) нет

  32. Какое из следующих двух описаний больше соответствует вам?

    А) за словом в карман не лезет, имеет громкий голос, привлекательные, впечатляющие жесты

    Б) негромкий голос, задумчивый взгляд, не всегда отвечает быстро

  33. Допустим, что на собрании у вас есть мнение, противоположное мнению всех остальных, и вы уверены в своей правоте. Как вы поступите?

    А) промолчите

    Б) выступите и будете отстаивать свою точку зрения

  34. Называют ли вас человеком, который подчиняет свои и чужие интересы интересам дела?

    А) да; Б) нет

  35. Если на вас возложена ответственность за какое-либо сложное дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?

    А) да; Б) нет

  36. Что вы предпочитаете?

    А) работать под руководством хорошего руководителя

    Б) работать независимо и самостоятельно

  37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была удачной, необходимо, чтобы наиболее важные решения принимал только один из супругов»?

    А) согласен

    Б) не согласен

  38. Случалось ли вам покупать что-то под влиянием других, хотя вы сами не испытывали особой необходимости в этой покупке?

    А) да; Б) нет

  39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности развиты выше среднего?

    А) да; Б) нет

  40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

    А) теряюсь

    Б) у вас повышается активность и вы стараетесь преодолеть трудности

  41. Часто ли вы делаете людям замечания, когда они этого заслуживают?

    А) да; Б) нет

  42. Считаете ли вы, что обладаете сильной нервной системой?

    А) да; Б) нет

  43. Как вы поступите, если вам предстоит что-то изменить в обстановке или людях?

    А) начнете это делать немедленно

    Б) будете делать все медленно, взвешенно и продуманно до мелочей

  44. Сумеете ли вы прервать болтливого собеседника, если это необходимо?

    А) да; Б) нет

  45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым человеком, надо жить незаметно для окружающих»?

    А) да; Б) нет

  46. Считаете ли вы, что у каждого человека есть способности и он благодаря им должен сделать что-то выдающееся?

    А) да; Б) нет

  47. Кем вам хотелось бы стать?

    А) известным художником, композитором, поэтом, ученым

    Б) известным политическим или религиозным деятелем

  48. Какую музыку вам приятнее слушать?

    А) громкую и торжественную

    Б) тихую и лирическую

  49. Испытываете ли вы чувство волнения при встрече с важными и влиятельными людьми, занимающими в обществе высокое положение?

    А) да; Б) нет

  50. Встречали ли вы человека с более сильной волей, чем ваша?

    А) да; Б) нет

Оценка результатов

В нижеприведенной таблице (ключ) даны базовые ответы, по которым можно судить о том, насколько у вас развиты качества, присущие лидеру. Если вы выбрали вариант ответа, отмеченный в левой колонке, то получаете 1 балл, а если в правой – то 0 баллов. Максимальная сумма баллов – 50. Если вы набрали больше 40 баллов, то делается вывод о том, что качества лидера у вас выражены очень сильно. Если вы набрали от 35 до 39 баллов, то это значит, что качества лидера у вас выражены сильно. При сумме баллов в пределах от 25 до 34 приходят к заключению о том, что лидерские качества выражены средне. Если сумма оказывается в пределах от 10 до 24 баллов, то качества лидера выражены слабо. Если вы набрали меньше 10 баллов, то есть основания считать, что лидерские качества у вас выражены очень слабо.

  1. Рефлексия, личные суждения /высказывания по желанию студентов.

IV. Упражнение «Стиль руководства»

Необходимо заполнить таблицу и сравнить элементы директивного и демократического стилей руководства (критерии сравнения указаны в среднем столбце таблицы).

Директивный стиль Элементы стиля Демократический стиль
  Целеполагание  
  Информирование  
  Принятие решения  
  Контроль  
  Обратная связь  
  Характер коммуникаций  
  Делегирование полномочий  

Вопросы:

  • Можно ли отдельные черты одного стиля совместить с другим и создать комбинированный, более эффективный – третий стиль? Если можно, то что бы вы предложили и почему? Обоснуйте.
  • Какой из представленных стилей, если их придерживаться строго и последовательно, более эффективен? Почему?

V. Подведение итогов

VI. Психологический практикум

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.
  2. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., 1995.
  3. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб., 2004.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – М., 1998.
  5. Психология. Полный энциклопедический справочник /Сост. и общ. ред. Б. Мещерикова, В. Зинченко. – СПб., прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
  6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М., 2004.
  7. Энкельман Н.Б. Харизма. – М., 2000.
  8. Щанс О.К. Основы имиджа. – М., 2002.
  9. Организационная психология. Хрестоматия. – СПб., Питер, 2000.
  10. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 2000.
  11. Хасанова И.И. Психология управления: Учебное пособие. – Екатеринбург, 2000.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения