Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 2. Человек: индивид, субъект, личность
Тема 5. Человек как индивид, субъект, личность,
индивидуальность, универсальность

Семинарские занятия

Семинар 3

Тема: Понятие «Я-концепция». Самооценка

Задачи:

  • ознакомление с основными теоретическими, подходами к феномену «самооценка» в отечественной и зарубежной психологии;
  • получение представления о месте самооценочного механизма в развитии личности;
  • знакомство с диагностическими задачами исследования самооценочного механизма;
  • знакомство с возможностями формирования продуктивного самооценочного механизма

Актуализация: Развитие самосознания и формирование «Я-концепции».

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «Я-концепция», «самооценка»: подходы к описанию.
    Самооценка и уровень притязаний.
    Самооценка как оценочная составляющая «Я-концепции».
    Самооценка как новообразование кризиса 7 лет.

    Литература:

    1. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978.
    2. Текст 5.1 (Бороздина Л.В. Что такое самооценка? //Психологический журнал. 1992, № 4.)
    3. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии //Собр.соч.в 6тт, т.4
    4. Текст 5.2
  2. Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте.
    Особенности социальной ситуации развития.
    Новая социальная роль.
    Кризис 7 лет.
    «Я»-реальное и «Я»-идеальное.
    Самооценка и оценка учителя.

    Литература:

    1. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника. //Вопросы психологии, № 4, 1990.
    2. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1976.
    3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.: Томск, 1992, С. 76-80.
  3. «Я-концепция» и самооценка в подростковом и последующих возрастах.
    Особенности социальной ситуации развития.
    Физическое развитие и самооценка.
    Социальное развитие и самооценка.
    Ориентация на самооценку и оценку окружающими.
    Референтная группа.
    Самооценка у несовершеннолетних с девиантным поведением.

    Литература:

    1. Кле М. Психология подростка. – М., 1991.
    2. Савонько Е.М. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. //Вопросы психологии, № 4, 1969.
    3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М, 1886.
    4. Валицкая Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка несовершеннолетних правонарушителей. //Вопросы психологии, № 1, 1989.

Дополнительное задание:

  1. Подумайте и предложите способы защиты самооценки.
  2. Назовите симптомы позитивной «Я-концепции» и негативной.

Актуализация:

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Составляющие «Я-концепции»:

  1. Описательная: «Образ Я», картина Я – это комплекс сведений человека о нем самом, отвечающий на вопрос «Что я имею?, Чем я обладаю?».
  2. Оценочная: «Самооценка» или «Принятие себя» – специфическая функция самосознания. Это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, отвечающей на вопрос «Что значит это для меня?».

Я-КОНЦЕПЦИЯ в сущности определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Образ Я – убеждение, которое может быть как обоснованным так и необоснованным – это когнитивная составляющая установки.

Самооценка – эмоциональное отношение к этому убеждению – это эмоционально-оценочная составляющая, аффективная оценка, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Важно выделить и 3-ю составляющую поведенческую – это потенциальная реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Задание 1. Вам предложен набор характеристик. Какие из них вы могли бы отнести к себе? Отметьте те, из них, которые являются наиболее устойчивыми.

А теперь распределите по 3 столбцам, выражающим ваше отношение к собственным качествам:

  1. Меня это радует.
  2. Мне это безразлично.
  3. Мне это неприятно.

Я счастливый.

У меня ничего не ладится.

У меня все получается.

Я тугодум.

Я неуклюжий.

Я зануда.

Я неудачник.

Я добросовестный.

Я обманщик.

Я интроверт.

Я фантазер.

Я оптимист.

Я человек надежный.

Я раздражительный.

Я хороший друг.

Я подвержен настроению.

Я общительный.

Я религиозный.

Я умный.

Я слабовольный.

Я опрометчивый.

Вопросы:

Что же вы, в сущности, делали, работая с этой схемой?

Какие аспекты Я-концепции присутствовали в ваших действиях?

Задание 2.

Заполните таблицу: каков самооценочный механизм у людей с завышенной и заниженной самооценкой?

Завышенная самооценка Заниженная самооценка
Восприятие ситуации:
   
Выбор стратегии:
   
Отношение к компромиссам:
   
Отношение к поражению:
   

Вывод: Люди с адекватной самооценкой: …

Замечание:

Высокий уровень неадекватных притязаний в конфликте с неудачей называется эффект неадекватности – устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, являющееся следствием 2-х разнонаправленных тенденций:

  • потребность сохранить явно завышенный уровень притязаний и завышенную самооценку;
  • неуверенность в себе, которая проявляется в результате неуспеха в деятельности.

Задание 3.

Джемс (1890) рассматривал самооценку как отношение реальных достижений (РД) к уровню притязаний (УП):

Самооценка = РД /УП

Предложите способ повышения самооценки.

Какие существуют способы защиты самооценки?

Задание 4.

Отметьте на шкале, где находится ваше Я-идеальное и Я-реальное:


Рисунок 1 – Шкала положения Я-идеального и Я-реального

Замечание:

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек идет всегда по пути достижения максимальной внутренней согласованности.

Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами, идеями индивида приводят к дисгармонии личности, к ситуации дискомфорта. Фестингер (1957) назвал это когнитивным диссонансом

Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Одним из первых, кто связал эту точку зрения с Я-концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом. Либо стремиться изменить каким-то образом себя или окружающих.

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он, так или иначе, руководствуется самовосприятием.

Очень важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось внутреннее позитивное представление о себе, пока он пластичен, можно что-то изменить. Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить самооценку создавая положительные подкрепления.

Практическая работа:

Диагностика самооценочного механизма.

Тест на определение самооценки (Приложение 4).

Задание 5.

Самостоятельно проанализируйте результаты теста. Какие на ваш взгляд исследовательские и практические задачи позволяет еще решить данная методика.

Задание 6.

Какова структура Я-концепции Р. Бернса? Дайте комментарий к схеме (Приложение 5).

Рефлексия.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения