Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Сборник дополнительных текстов
Текст 5.1

Что такое самооценка?

Бороздина Л.В.
//Психологический журнал. 1992, № 4


В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого положения оно кажется слишком общим, задающим только ракурс анализа. Необходимо найти формы соотношения самосознания и самооценки, установить место последней в его структуре. В связи с этим неизбежно встает вопрос об уточнении понятия «самооценка». Следует признать, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения данного концепта. Можно констатировать ряд интерпретаций, зависящих от частной психологической школы, ориентации, направления. Разумеется, каждый исследователь, приступающий к изучению феномена самооценки, задается вопросом: что это такое? И на первый взгляд здесь нет особых затруднений. Со словом «самооценка» привычно ассоциируется явление оценки человеком себя по какому-либо отдельному свойству или способности либо – оценки собственного потенциала в целом. Сложности возникают тогда, когда появляется необходимость в сопоставлении понятия «самооценка» с другими концептами в сфере психологии «Я», такими, например, как «образ Я», «отношение к себе» и т.п. Выполняя подобное сопоставление L. Welles и G. Marwelle (5) используют полстраницы книги среднего формата для перечисления огромного количества применяемых в данной области понятий: «доверие к себе», «осознание себя», «взгляд на себя», «образ себя», «удовлетворенность собой», «оценка себя» и т.д., объединяя, наконец, всю ту массу термином «self-esteem», что переводится на русский язык, как уважение к себе, чувство собственного достоинства. Авторы полагают, что избранный ими концепт является наиболее общим, охватывающим все оттенки приведенных и рассмотренных понятий.

При отсутствии общепринятого определения самооценки в психологии сформирован все же более или менее устоявшийся взгляд на ее онтологический статус.

В зарубежной литературе принят термин «концепция Я», обозначающий совокупность всех представлений индивида о себе (6 и др.). в концепции «Я» выделяются описательная составляющая, называемая образом «Я», как некая когнитивная подструктура, и эмоционально-ценностное отношение человека к себе, именуемое самоотношением. Поведенческие реакции, порождаемые образом «Я» и самоотношением, конструируют поведенческую составляющую концепции «Я». Самооценка в этой трехчастной схеме чаще всего прямо отождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе (3, 4, 6 и др.), реже – с образом «Я» или концепцией «Я» в целом. Нетрудно видеть, что при таком подходе, который типичен и для зарубежной, и для нашей психологии, а точнее – заимствован за рубежом и утверждается у нас, самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, и мы приходим к полной потере очень важного личностного конструкта. Правильно ли это, оправдано ли? Безусловно, нет!

Самооценка – это специальная функция самосознания, не сводимая ни к одному из названных выше элементов. Образ «Я» фиксирует знание субъекта о себе, это комплекс сведений данного человека о нем самом, отвечающий на вопрос: что Я имею, чем Я обладаю? Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает? По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия. Понятно, что знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна задать модус самоотношения. Таким образом, самооценка как таковая автономно является очень важным, если не ключевым, элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе.

Для аргументации развиваемого положения приведу два ряда наблюдений.

Первый: совершенно ясно, что, например, дошкольник, имеет определенный образ себя, у него есть уже и известное отношение к себе, которое является транслированным и усвоенным отношением к ребенку других, главным образом взрослых. Но дошкольник не способен выполнить функцию самооценки, в лучшем случае он актуализирует оценочную позицию окружающих относительно себя. Это-причина, по которой уровень притязаний ребенка 2-3 лет назывался в школе К. Левина рудиментарным: ребенок может выдвинуть цель и даже совершить действие по ее реализации, но он не в состоянии оценить достигнутый результат, т.е. не способен провести самооценку выполненной акции. Как известно, самооценка представляет собой довольно позднее образование, начало ее реального функционирования нередко датируется подростковым возрастом. В широком цикле исследований, осуществленных под руководством Л.И. Божович, был убедительно показан момент и процесс перехода ребенка в его поведении с внешней оценки на самооценку.

Второй ряд наблюдений заключается в несовпадении уровней самооценки и самоотношения. Подобные факты не столь малочисленны, и они имеются как в отечественной, так и в зарубежной экспериментальной психологии. Остановлюсь на собственном материале, касающемся возрастной динамики самооценки (1, 2). При изучении особенностей самооценки периода старости мы нередко получали у наших испытуемых сниженный профиль оценки себя (по методике Дембо-Рубинштейн) и средний или высокий балл самоотношения (по тесту Розенберга). Человек в возрасте 75-90 лет, если он психически сохранена речь идет именно о таком контингенте, который отбирался с участием психиатра, психолога и терапевта, – признает и даже подчеркивает ухудшение памяти, внимания, замедление и снижение эффективности мышления («стал медленно и плохо соображать») и т.д. Но отношение к себе при этом у него может остаться прежним или даже повыситься. Такой человек начинает жалеть себя, как это бывает при некоторых хронических заболеваниях, иногда явно обнаруживая признаки самооберегания. Феномен несовпадения уровней самооценки и самоотношения встречается и на этапе первой зрелости (20-35 лет), а также в других возрастных группах в течение всего периода взрослости. Конечно же, случаи подобной дивергенции являются особыми, но факт наличия расхождения уровней самооценки и самоотношения субъекта к себе указывает на нетождественность названных личностных конструктов.

Итак, по крайней мере три образования: образ себя, самооценку и отношение к себе. Не следует смешивать – это разные подструктуры. Несомненно. Что в онтологии представленные элементы слиты, особенно на стадии взрослости, у ставшего самосознания. Разделить их можно только в абстракции, в анализе, но это необходимо, чтобы уяснить природу и сущность самооценки, выделив ее предмет, не редуцируя его к другим.

Литература:

  1. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте //Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. № 1.С. 23-41.
  2. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой зрелости //Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. 1990 № 2. С. 24-38.
  3. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.
  4. Столин В.К. Самосознание личности. – М., 1983.
  5. Welles L., Marwelle G. Self-esteem. Its conceptualization and measurement. – L., 1976.
  6. Wylie R. The Self-Concept. – N.J., 1979.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения