Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 4. Человек и педагогическая практика
Тема 15. Обучение в целостном педагогическом процессе

Тема 15. Обучение в целостном
педагогическом процессе

15.1. Сущность процесса обучения

15.1.1. Критерии эффективности обучения

15.1.2. Принципы обучения

15.1.3. Классификация методов обучения

15.1.4. Формы организации обучения

15.1.4.1. Урок как основная форма обучения и воспитания

15.1.4.2. Типы и структуры уроков

15.1.4.3. Особенности лекционно-практической системы обучения

15.2. Виды и стили обучения

15.1. Сущность процесса обучения

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Обучение – есть способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание – учение» (Табл. 15.1).

Таблица 15.1

Система «преподавание – учение»
Деятельность педагога Деятельность обучаемых
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) 2. Восприятие новых знаний, умений
3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений 3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация
4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов 4. Познание научных закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей
5. Управление процессом перехода от теории к практике 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникших проблем
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений

Преподавание – это деятельность педагога (преподавателя, учителя) по:

  • передаче информации,
  • организации учебно-познавательной деятельности учащихся,
  • оказанию помощи при затруднениях в процессе учения,
  • стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся,
  • оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения в процессе передачи информации, контроля и оценке усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение – это деятельность ученика, которая подразумевает:

  • освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков,
  • самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений,
  • осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях и навыках, системе отношений к себе, другим и к миру, в общем развитии учащегося – его образованности.

Изучением теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также поиск и разработка новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения занимается отрасль педагогики – дидактика.

Обучение, преподавание, учение – основные категории дидактики.

Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.

Обучение – особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения «учитель-ученик», результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками.

15.1.1. Критерии эффективности обучения

Эффективность обучения определяется внешними и внутренними критериями.

В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость – это степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности, которая находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения – это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость – это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения – общая способность к усвоению знаний. Показатель обучаемости – количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.

Обученность – это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности, т.е. система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии с уровнями:

  • различение или узнавание предмета (явления, события, факта),
  • запоминание или воспроизведение предмета, понимание, применение знаний на практике,
  • перенос знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям как полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

К внешним критериям эффективности процесса обучения относят:

  • степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности,
  • темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения,
  • уровень образованности или профессионального мастерства,
  • готовность повысить образование.

В процессе обучения возводится здание (сравнение К.Д. Ушинского), фундаментом которого являются знания, умения и навыки, другие из выделенных компонентов основываются на них, а венчает все развитие и воспитание личности (Рис. 15.1).


Рисунок 15.1 – Сравнение процесса обучения
со строительством здания (К.Д. Ушинский)

15.1.2. Принципы обучения

В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения.

В качестве дидактических принципов выделяют:

  • принцип наглядности (вовлечение в познание всех или разных органов чувств),
  • принцип системности (целенаправленное упорядочивание знаний и умений обучающихся),
  • принцип активности и сознательности (целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение),
  • принцип взаимосвязи теории и практики (знания должны быть связаны с жизнью, применяемы для решения практических задач),
  • принцип доступности (создание условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения; чтобы изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения),
  • принцип научности (опора на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам; соответствие знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса),
  • принцип последовательности (планирование содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него),
  • принцип соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся.

Правила обучения – это, основанные на общих принципах, описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Правила обеспечивают выполнение принципов обучения, имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.

15.1.3. Классификация методов обучения

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификации метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

  1. Традиционная классификация методов обучения:
    • Практические – опыт, упражнение, лабораторная работа.
    • Наглядные – иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
    • Словесные – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут.
    • Работы с книгой – чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование.
    • Видеометод – просмотр, упражнение под контролем «электронного учителя».
  2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов):
    • Приобретение знаний,
    • Формирование умений и навыков,
    • Применение знаний,
    • Творческая деятельность,
    • Закрепление,
    • Проверка знаний, умений, навыков.
  3. Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):
    • Объяснительно-иллюстративный,
    • Репродуктивный,
    • Проблемное изложение,
    • Частично-поисковый (эвристический),
    • Исследовательский.

Рассказ – словесный метод устного изложения. Это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

Беседа – вопросно-ответный метод устного изложения, побуждающий учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и позволяющий достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Лекция – отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний.

Дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме, позволяющий приобретать новые знания, укрепляться в собственном мнении и отстаивать его.

Работа с книгой – метод, позволяющий многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для ученика темпе и в удобное время.

Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

Иллюстрация – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем, репродукций, моделей и т.п.

Видеометод – наглядное восприятие информации с использованием кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров.

Упражнение – планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.

Лабораторный метод – самостоятельное проведение экспериментов, исследований учащимися. Применяется, прежде всего, при изучении естественно-научных дисциплин.

Игра познавательная (дидактическая) – специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой учащимся предлагается найти выход.

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во второй половине 19 в. в США.

15.1.4. Формы организации обучения

Форма организации педагогического процесса – внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.

Форма обучения означает коллективную (со всеми учащимися), групповую (с частью учащихся) и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога.

Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия – урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую и др.

В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.

15.1.4.1. Урок как основная форма обучения и воспитания

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

  • постоянный состав учащихся одного возраста;
  • каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
  • каждый урок посвящается только одному предмету;
  • постоянное чередование уроков (расписание);
  • педагогическое управление;
  • вариативность деятельности.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени.

И.П. Подласый выделяет следующие общие требования к современному уроку.

  1. Использование последних достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
  2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
  3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
  4. Установление сознаваемых учащимися межпредметных связей.
  5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
  6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
  7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  8. Эффективное использование педагогических средств.
  9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
  10. Формирование практических необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
  12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:

  • четкое определение образовательных задач каждого урока;
  • рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  • внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  • рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  • творческий подход к формированию структуры урока;
  • сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  • обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  • научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

  • определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  • постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  • воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;
  • внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

  • формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;
  • изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
  • проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
  • прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.

15.1.4.2. Типы и структуры уроков

Различают следующие типы уроков:

  • комбинированные (смешанные);
  • уроки изучения новых знаний;
  • уроки закрепления знаний и совершенствования умений и навыков;
  • уроки обобщения и систематизации изученного;
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений;
  • уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.)

Этапы комбинированного урока (наиболее распространенный тип урока в массовой практике), разложенные на отрезки времени, выглядят так:

  1. Организационная часть (1-2 мин)
  2. Повторение изученного, проверка домашнего задания (10-12 мин);
  3. Изучение новых знаний, формирование новых умений (15-20 мин);
  4. Закрепление, систематизация, применение знаний – выполнение практических заданий (10-15 мин);
  5. Подведение итогов урока (5 мин);
  6. Задание на дом (2-3 мин).

Наиболее распространенными нестандартными уроками являются:

  1. Уроки – «Погружения»
  2. Уроки – деловые игры
  3. Уроки – пресс-конференции
  4. Уроки – соревнования, уроки – конкурсы
  5. Уроки типа КВН
  6. Театрализованные уроки
  7. Уроки – консультации, уроки – зачеты
  8. Компьютерные уроки
  9. Уроки с групповыми формами работы
  10. Уроки взаимообучения
  11. Уроки творчества
  12. Уроки – аукционы
  13. Уроки, которые ведут учащиеся
  14. Уроки – сомнения
  15. Уроки – творческие отчеты
  16. Уроки – формулы
  17. Бинарные уроки
  18. Уроки – общения
  19. Уроки – фантазии
  20. Уроки – игры
  21. Уроки – «суды»
  22. Уроки поиска истины
  23. Уроки – лекции «Парадоксы»
  24. Уроки – концерты
  25. Уроки – диалоги
  26. Уроки «Следствия ведут знатоки»
  27. Уроки – ролевые игры
  28. Уроки – конференции
  29. Уроки – семинары
  30. Интегральные (интегрированные) уроки, межпредметные уроки
  31. Уроки – «круговая тренировка»
  32. Уроки – экскурсии
  33. Уроки – исследования и др.
15.1.4.3. Особенности лекционно-практической системы обучения

Лекция – основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов.

Практическое занятие /семинар – это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации на лекции и в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя вуза.

В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студентов.

Учебная группа – это центральная форма организации студентов, как правило, на весь период обучения.

Совокупность учебных групп – курс, работает по единому учебному плану и программам согласно расписанию учебных занятий.

Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы.

15.2. Виды и стили обучения

Первым видом систематического обучения считают метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины. Он связан с именем древнегреческого философа Сократа и называется сократическим.

Догматическое обучение – сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, запоминание и дословное воспроизведение текста.

Развивающее обучение – вид обучения, главная цель которого состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиск истины, а также независимости в повседневной жизни – воспитание субъектности.

Основой является продуктивная деятельность учащихся в «зоне ближайшего развития».

Зона ближайшего развития вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения. Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления.

Объяснительно-иллюстративное обучение (репродуктивное) – вид обучения, цель которого – передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Учитель стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, чтобы обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Репродуктивное обучение включает в себя (Рис. 15.2) восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию (В.И. Загвязинский).


Рисунок 15.2 – Структура репродуктивного обучения

Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы – альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем и другим источником учебной информации. Применение этого метода не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

В репродуктивных технологиях обучения выделяют следующие признаки (Рис. 15.3).


Рисунок 15.3 – Признаки репродуктивных технологий (РТ)

Главное преимущество данного метода – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть прочной.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке.

Проблемное обучение (продуктивное) – вид обучения, в основе которого лежит идея С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем, самими учащимися) и разрешение (учащимися) проблемного вопроса, задачи, ситуации (Рис. 15.4).


Рисунок 15.4 – Сущность продуктивного метода обучения

Проблемная задача – это учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения.

Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (ученик или студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он сам должен их искать.

Продуктивный вариант учебной деятельности содержит ряд элементов:

  • логическое и интуитивное предвосхищение;
  • выдвижение и проверка гипотез;
  • перебор и оценка вариантов и др.

Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности.

Продуктивный вариант обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапов. И добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок носит поисковый, творческий характер.

В тактике творческого стиля обучения просматриваются следующие линии поведения:

  • Ориентировочный этап – восприятие или самостоятельное формулирование задачи, анализ условия задачи, прогнозирование процесса поиска и его результатов, формулирование гипотезы, составление плана (проекта, программы) решения;
  • Исполнительный этап – попытки решения задачи на основе известных способов, переконструирование плана решения, нахождение нового способа, решение задачи новыми способами, проверка, оценка рациональности и эффективности выбранного варианта решения;
  • Контрольно-систематизирующий – введение полученного знания (способа) в имеющуюся у обучаемого систему знаний, представлений, отношений; выход на новые проблемы.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии преподавателей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Программированное обучение – вид обучения, в основе которого лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, управление которой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера) ученику и получение обратной связи (оценка учителем или самооценка).

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.

Б. Скиннер сформулировал принципы программированного обучения:

  • подача информации небольшими дозами;
  • установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции предлагаемой информации;
  • предъявление ответа для самоконтроля;
  • дача указаний в зависимости от правильности ответа.

Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

  • учебный материал разделяется на отдельные порции;
  • учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
  • каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
  • при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
  • при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
  • каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
  • результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируется, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
  • педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
  • в учебном процессе широкое применение находят специфические средства программированного обучения.

Модульное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учитель и ученик работают с учебой информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях, событиях. Информационный модуль представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации. Модуль для проверки результатов усвоения знаний может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.

Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу учащихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы в блоки.

Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Они выступают как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению. Различают:

  • репродуктивный стиль обучения предполагает передачу ученикам ряда знаний в виде простого изложения содержания материала и проверки уровня его усвоения. Обучение осуществляется преимущественно в монологической форме: «повторите», «воспроизведите», «запомните», «действуйте по образцу».
  • творческий стиль обучения предполагает стимулирование учащихся к творчеству, поддержку инициатив. Обучение осуществляется преимущественно в диалогической форме: «выдели главное», «докажи», «сделай выбор и аргументируй его», «объясни и сделай вывод».
  • эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает личностное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно-смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого учителя.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения