Ельдештейн Ю.М. ЛОГИСТИКА

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 3. Управление в логистике

ТЕМА 3.1. Определение и оптимизация затрат

3.1.1. Классификация логистических затрат

Затраты, связанные с организацией материальных потоков на предприятии

Затраты, связанные с осуществлением процессов реализации продукции

3.1.2. Способы определения затрат

3.1.3. Оптимизация процессов логистики

Критерий оптимальности процессов логистики

Выбор схем и форм товародвижения

Вопросы для повторения

3.1.1. Классификация логистических затрат

Управление процессами логистики имеет своей целью повышение эффективности логистических систем. В достижении этой цели большое значение отводится планированию, учету и сокращению логистических затрат. Доля этих затрат в общих затратах на производство продукции весьма значительна и колеблется от 10-15% в машиностроении до 30-45% в легкой и пищевой промышленности.

Издержки в логистической системе делятся на две большие группы:

  1. затраты, связанные с организацией материальных потоков внутри предприятия;
  2. затраты, осуществляемые в процессе реализации продукции.

Затраты, связанные с организацией
материальных потоков на предприятии

Затраты, связанные с реализацией логистических функций, возникают при закупке материальных ресурсов, на складах всех типов при выполнении складских операций, в процессе выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ и т.д.

К группе затрат, возникающих при организации материальных потоков на предприятии, относятся затраты, связанные с выполнением следующих функций: эксплуатация заводских складов различного назначения; формирование и содержание запасов; организация внутрипроизводственных перевозок; подбор товаров для отправки и их упаковка; оформление документации.

В эту группу логистических затрат включаются также проценты за кредит, средства от которых «связаны» в товарной массе, находящейся на складе и в производственных заделах.

Затраты, связанные с осуществлением
процессов реализации продукции

В группу затрат, связанных с реализацией продукции, включаются следующие виды затрат:

  • расходы на перевозки продукции потребителю;
  • расходы на погрузо-разгрузочные работы;
  • затраты, связанные с нахождением товара в пути;
  • затраты, связанные со страхованием грузов;
  • расходы по формированию и содержанию запасов у сбытовых и торгово-закупочных организаций;
  • «издержки дефицита», представляющие собой дополнительные расходы, возникающие в связи с ограниченностью в какой-либо период тех или иных материальных ресурсов;
  • расходы, связанные с транспортно-экспедиторскими функциями;
  • административные расходы, грузовые сборы и другие виды издержек.

Ниже приведена структура затрат на товародвижение в США и Великобритании (в %).

Статьи затрат США Великобритания
Транспортировка 29,3 34,3
Содержание запасов 17,4 18,7
Складские расходы 16,9 15,6
Упаковка 11,9 12,5
Обработка заказов 5,5 5,2
Административные расходы 11,0 12,5

3.1.2. Способы определения затрат

В общих, затратах на реализацию логистических функций есть ряд затрат, порядок определения которых имеет некоторые особенности. В последующем изложении приводятся эти виды затрат и способы их определения.

Затраты на транспортировку грузов. Затраты, связанные с транспортировкой, рассматриваются как эксплуатационные расходы транспортных подразделений предприятий или транспортных компаний, занятых перевозками. Сумма этих расходов включает в себя:

  • заработную плату рабочих, занятых выполнением работ;
  • начисления на заработную плату;
  • амортизационные отчисления по зданиям, сооружениям, оборудованию;
  • расходы на ремонт зданий, сооружений и оборудование;
  • расходы на энергию и топливо;
  • расходы на вспомогательные материалы;
  • расходы, связанные с эксплуатацией оборудования;
  • накладные расходы.

Следует иметь в виду, что в случае, если предприятие привлекает для перевозки продукции внешние транспортные организации, расходы на транспортировку приобретают характер транспортных тарифов.

Затраты, связанные с созданием запасов, рассматриваются как расходы предприятия на выполнение заказов и хранение материалов. Они включают в числе прочих расходов потери от иммобилизации средств и «издержки дефицита».

Расходы по страхованию. Страхование товаров охраняет имущественные аспекты грузовладельцев и перевозчиков; обеспечивает определенную устойчивость и надежность функционирования процессов товародвижения и сокращение издержек транспортных организаций. Расходы на страхование определяются размерами ставок страхового рынка.

3.1.3. Оптимизация процессов логистики

Критерий оптимальности процессов логистики

Критерием оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия. Прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия, но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия, и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно. Поэтому в качестве критерия оптимальности возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат
Формула (3.1.1)

где СП – издержки производства;

Соб – издержки обращения.

Эффективность товародвижения, организуемого по соответствующему каналу, может быть определена по формуле
Формула (3.1.2)

где R – норма прибыли процесса товародвижения;

В – торговая выручка предприятия;

СТД – затраты на товародвижение.

Возможными направлениями деятельности для обеспечения высокой эффективности товародвижения следует считать:

  • интеграцию складирования, транспортировки и системы создания запасов в единый механизм;
  • экономическое обеспечение снабжения, производства и сбыта;
  • определение наиболее экономичных размеров отгрузок;
  • выбор способов перевозок и видов транспорта;
  • выработку оптимальных схем складирования и тактики восполнения запасов.

При оптимизации процессов товародвижения необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения, компенсируются как увеличением выручки от возросшего объема продажи, так и экономией на издержках содержания товарных запасов?
  • Допустить ли предприятию снижение уровня обслуживания при уменьшении издержек товародвижения и одновременное увеличение риска сокращения выручки или отдать предпочтение заключению максимально возможного числа сделок за счет роста издержек товародвижения и содержания больших постоянных товарных запасов?
  • Насколько целесообразно (с учетом используемого вида транспорта, маршрута перевозки и других факторов) складировать товар по месту производства, на рынке сбыта или в каком-либо другом пункте?
  • Избрать ли с целью снижения издержек товародвижения тактику производства товаров на постоянном «экономичном» уровне или складировании излишков в периоде низкой конъюнктуры или варьировать объем производства применительно к спросу даже при более высоких удельных затратах на производство продукции?

Выбор схем и форм товародвижения

При выборе схем и форм товародвижения определяется наилучшая (оптимальная) комбинация затрат, при которой их общая величина будет наименьшей даже в условиях, когда один из важнейших компонентов (транспортные расходы) будет находиться на относительно высоком уровне.

Так, в ряде случаев, несмотря на более высокую стоимость авиационных перевозок по сравнению со стоимостью перевозок другими видами транспорта, они обеспечивают более низкие затраты на товародвижение и позволяют значительно быстрее доставить груз к месту назначения.

При решении конкретных задач оптимизации устанавливаются конкретные цели – максимизация прибыли, минимизация логистических затрат, поддержание уровня обслуживания, обеспечение сроков поставок и т.д.

Выбор вида транспорта. При выборе вида транспорта может быть использован метод определения рационального радиуса перевозок грузов от изготовителя к потребителю продукции. В этом случае для альтернативных видов транспорта (например, железнодорожного и автомобильного) определяются затраты на доставку груза, которые зависят от вида груза, деятельности и схемы перевозки, величины груза и транспортных тарифов. Расчеты показывают, что предельные расстояния автомобильных перевозок, при которых они эффективнее железнодорожных, составляют: при повагонных отправках – от 25-40 до 75-120 км; при контейнерных отправках – от 20-50 до 80-130 км; при мелких отправках – от 30-110 до 80-180 км.

Выбор складской или транзитной формы снабжения. Такой выбор можно осуществить, выполнив расчеты с помощью следующего выражения:
Формула (3.1.3)

где ЗОС – потери от залеживания товаров в запасе на складе и в пути;

ЗЗС – издержки содержания запасов на складе предприятия;

ЗТС – суммарные затраты на транспортировку;

ЗСТС – расходы на погрузку и выгрузку;

ЗКС – комиссионные вознаграждения торгово-nocpeдническим, транспортным и брокерским компаниям;

ЗПЗС – потери о невыполнения заказов;

ЗДС – затраты на оформление документации;

ЗСС – затраты на страхование;

ЗПС – убытки от порчи и потерь товаров в пути;

ЗОТ – потери от залеживания товара в запасе;

ЗЗТ – издержки содержания запасов на складе предприятия и покупателей;

ЗТТ – затраты па транспортировку;

ЗСТТ – затраты на погрузку и вьгрузку;

ЗКТ – комиссионные вознаграждения посредникам;

ЗПЗТ – потери от невыполнения заказов из-за невозможности обеспечить требуемые сроки поставки;

ЗДТ – затраты на оформление документации;

ЗСТ – затраты на страхование;

ЗПТ – убытки от порчи и потерь товаров в пути.

В приведенном выражении левая часть формулы отражает общие затраты при складской форме товародвижения, а правая – при транзитной. Складская форма будет предпочтительней, если общие затраты транзитной формы будут больше или равны затратам, складывающимся при складской форме.

Вопросы для повторения

  1. Состав затрат, связанных с организацией материальных потоков.
  2. Способы определения затрат.
  3. Критерии оптимальности логистических процессов.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения