Геохимия биосферы

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 1. Предмет геохимии биосферы,
методы и место и место в системе наук

Лабораторная работа № 2

ОЦЕНКА ФОНОВЫХ И АНОМАЛЬНЫХ СОДЕРЖАНИЙ
ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЛАНДШАФТНЫХ СРЕДАХ

Задачи работы. Знакомство студентов с методами расчета фоновых и аномальных содержаний химических элементов

Учебный материал. Таблицы результатов химических анализов почвенных проб на различные химические элементы (количество элементов – по числу студентов, схемы отбора проб. Конспект лекций (тема 1.2). Методические указания к лабораторному практикуму по агрогеохимии (геохимии почв). Учебные плакаты с формулами для расчета основных статистических параметров геохимической выборки (определения средних содержаний, дисперсии, коэффициента вариации). Учебные карты геохимических полей. Листы миллиметровой бумаги и кальки формата А4.

Порядок работы. Заранее ознакомившись с теоретическими материалами, студенты, под руководством преподавателя, выносят на схемы опробования результаты определения содержаний конкретного элемента. Затем они рассчитывают основные статистические параметры (среднее содержание, дисперсию, коэффициент вариации) для данного элемента, сначала, принимая, что закон его распределения является нормальным, а затем – логнормальным. Перед расчетом основных параметров обязательно проводится предварительная чистка выборок для исключения заведомо аномальных значений. После этого определяется порог аномальности, как величина, отличающаяся от среднего содержания на три среднеквадратичных отклонения (аномалия первого порядка).

После этого определяются фоновое и аномальные содержания элемента. Затем рассчитываются аномальные значения для аномалий разного порядка и на схеме опробования, в соответствии с содержаниями химического элемента в каждой точке отбора проб, оконтуриваются (методом изолиний) поля соответствующих фоновых и аномальных значений различной интенсивности (порядка). Если величина порога аномальности оказывается промежуточной между значениями в точках отбора проб, осуществляется интерполяция.

После этого студенты знакомятся по учебным картам геохимических полей с основными методами выделения полиэлементных аномалий, такими как:

  1. Метод наложения.
  2. Аддитивный метод (суммирование значений).
  3. Мультипликативный метод (перемножение значений).

Преподаватель обращает внимание студентов на то, что методы (2) и (3) применимы только для ассоциаций элементов, то есть лишь в тех случаях, когда два элемента или более тесно связаны между собой в процессах миграции.

Оформление работы. Результат работы оформляется в рабочих тетрадях, в которых приводятся порядок расчета и значения фоновых и аномальных содержаний элемента и вклеивается схема отбора проб с нанесенными на нее результатами определения содержаний элемента и оконтуренными аномалиями различных порядков. Затем эти аномалии закрашиваются цветными карандашами разным цветом: положительные – красным, а отрицательные – синим, причем интенсивность закраски определяется интенсивностью (порядком) аномалий. Поля на схеме опробования с фоновыми содержаниями элемента не закрашиваются или закрашиваются желтым цветом. Защита работы производится в форме собеседования с преподавателем.

© ФГОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет"

© Отдел информационных образовательных технологий