МОДУЛЬ 2.
Тема 2.2. (2.2.4.)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ



Подготовка исходных материалов - первая стадия технологии создания электронного варианта обучающего комплекса. На этой стадии важнейшая задача - учесть те специфические требования, которые предъявляет к учебному материалу дистанционная технология обучения.

Отправной точкой в подготовке исходных материалов является регламентация их объема. Здесь возможны два основных подхода.

Первый подход предполагает, что электронный учебный ресурс (ЭУР) является дополнением к фундаментальным печатным учебникам и учебным пособиям. В таком случае считается целесообразным, чтобы такие материалы не превышали пяти условных учетно-издательских листов по каждой дисциплине в пределах одного года обучения.

При втором подходе подразумевается, что электронный вариант учебного материала создается как самостоятельное комплексное учебное средство. В этом случае создаваемый электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) должен включать в себя полный набор учебно-методических материалов: от программы курса до вопросов, которые будут вынесены на зачет или экзамен. Объем материала при этом может превышать объем печатного аналога за счет введения тестов для самоконтроля, поясняющих примеров, разбора решения типовых задач, наличия необходимой нормативно-справочной базы и др.

Следующим важным вопросом, который следует рассмотреть, является организация работы авторов. Предпочтительнее, если над созданием учебных материалов работает один автор. Однако в реальных условиях, учитывая большую загрузку преподавателей, в подготовке исходных материалов для ЭУМК обычно принимают участие несколько авторов. В данном случае требуется общее редактирование материалов. Редактор должен добиться не только строгого соответствия подготавливаемых материалов рабочей программе, но и обеспечить единую форму их представления, соотнести объемы отдельных тем дисциплины, исключить повторения материала или разночтения одних и тех же положений. Такая задача по силам только опытному преподавателю.

Должна быть выдержана определенная структура ЭУМК. Главное требование, предъявляемое к ней - модульность. Необходимость четкого структурирования материала (более жесткого, чем в традиционном учебнике) диктуется по крайней мере двумя причинами:

организационной - разбивка учебного материала на блоки не только облегчает студенту его изучение в отсутствие преподавателя, но и позволяет регламентировать порядок взаимодействия студента и преподавателя;

функциональной - реализация гипертекстовых переходов при разработке ЭУМК должна предполагать обособленность смысловых фрагментов тем.

Если ЭУР используется как дополнение к традиционному печатному учебнику (учебному пособию), то при создании структуры обучающей программы должно быть сохранено соответствие между ними. Например, у студента не должно возникать затруднения, связанного со смещением нумерации тем в ЭУР по отношению к учебнику.

"Эталонной", пригодной для любой дисциплины структуры ЭУМК не существует, но набор возможных ее функциональных компонентов можно представить следующим образом:

  • введение;
  • блоки учебного материала;
  • необходимый дополнительный материал и нормативно-справочная база;
  • задания для самоконтроля и контроля;
  • заключение.

Отдельные функциональные компоненты, например, блоки тестирования знаний, целесообразно оформить в виде самостоятельных программных модулей. Пример рекомендуемой структуры учебного материала приведен на рисунке.

Рисунок

Введение к дисциплине в целом должно кратко описывать предмет, цели и задачи изучения дисциплины, ее место в учебном процессе и место ЭУМК в комплекте учебных материалов по данной дисциплине.

Введения к модулям и темам и их резюме "включают" механизмы восприятия и запоминания. Так, перечисление во введении к теме основных ее тезисов с точки зрения психологии характеризуется как установка. Что касается повторения ключевых моментов во введении, материале темы и заключении, то известно, что информация, поступившая несколько раз, имеет больше шансов для запоминания (повторение - мать учения). Здесь действуют выработанные эволюцией подсознательные механизмы фильтрации огромного количества перерабатываемой информации, которые заставляют человека обращать внимание именно на повторяющиеся события, ситуации и т.п.

Введение и заключение должны быть предельно краткими (обычно несколько фраз, и уж никак не больше экранной страницы). В то же время не должны быть упущены ключевые моменты материала. С учетом этого можно порекомендовать написать введение к теме или модулю уже после завершения работы над ними.

Основной учебный материал каждого модуля структурируется по темам, и начинать, как правило, следует с изложения теоретического материала и определений, а затем переходить к авторским пояснениям и примерам. Основной материал должен излагаться кратко и понятно. Материал для углубленного изучения, а также второстепенные детали и вспомогательные сведения должны быть вынесены в дополнительный материал, с которым студент сможет при желании ознакомиться.

Основной материал должен быть представлен в максимально наглядной форме. Это относится и к оформлению текста, и к иллюстрациям. Можно выделить такие фрагменты текстового материала, которые было бы выигрышно представить в виде таблицы, рисунка, блок-схемы и т.п. (см., например, приведенный в тексте рисунок).

В представленном тексте должны быть однотипно выделены ключевые фрагменты теории, термины для расшифровки, содержащиеся в глоссарии и т.п. Это поможет выдержать ЭУМК в едином стиле.

 

©Центр Информационных технологий Проект 2003