| 
 СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ 
В КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ И ИХ
 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
(Источник: Курс "Подготовка координаторов ДО" в Открытом аграрном университете)
 
 
 
 В "Международной стандартной классификации образования" под образованием 
понимается организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий 
обучение. Там же даны определения используемых понятий.
 Процесс коммуникации - взаимодействие между двумя или более лицами, включая передачу 
информации.
 Обучение - любая перемена в поведении, информации, знаниях, взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках.
 Организованный процесс - планируемый в соответствии с определенной 
последовательностью с четко обозначенными или подразумеваемыми целями.
 Устойчивый процесс - имеющий элементы продолжительности и непрерывности.
 
 В данном определении образования выделено, что оно представляет собой 
процесс коммуникации. Это основной критерий, по которому могут быть сгруппированы 
все технологии, применяемые в целях обучения. В понятие дистанционное 
образование заложен группировочный признак, дистанционные технологии должны 
обеспечивать коммуникацию на значимом расстоянии. Используемые для этого 
организационные и технические решения определяют вариант дистанционной 
технологии. Наибольшие возможности для опосредованного техническими устройствами взаимодействия дают компьютерные сети и "сеть сетей" - Интернет.
 Перейдем к рассмотрению принципов функционирования и дидактических 
возможностей средств коммуникации в компьютерных сетях.
   
 
 
 Электронная почта (E-mail)Электронная почта позволяет пользователям обмениваться 
сообщениями, причем вместе с собственно текстовым сообщением могут быть переданы 
графические или любые другие файлы данных. Для пользования электронной почтой 
достаточно базовой компьютерной подготовки и наличия на компьютере, подключенном 
к сети, почтовой программы. В стандартом пакете программ MS Office такой программой является 
MS Outlook. Эта программа позволяет отправлять и получать сообщения и предоставляет достаточно развитые возможности для обслуживания и хранения сообщений. Электронная почта наименее требовательна к качеству соединения с сетью, она может работать при небольших скоростях передачи данных 
при соединении с сетью с помощью модема.
 Электронная почта обеспечивает асинхронный режим работы и не требует 
одновременного подключения к сети отправителя и получателя сообщения (режим 
off-line). Время доставки сообщения состоит из времени 
пересылки сообщения с компьютера отправителя на почтовый сервер получателя и 
времени, через которое получатель установит соединение с почтовым сервером и 
получит сообщение на свой компьютер. Это создает удобства в организации работы, 
особенно при разнице во времени между часовыми поясами, в которых находятся 
отправитель и получатель.
 
 Дидактические возможности электронной почты:
 
передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры компьютера или заранее;
хранение в памяти компьютера полученных сообщений и присоединенных файлов;
распечатка сообщений на принтере;
редактирование текстовых сообщений как отправляемых, так и полученных;
передача для обработки присоединенных файлов соответствующим программам;
пересылка полученных сообщений другим адресатам;
использование списков рассылки.
 Остановимся на использовании списков рассылки (mailing lists). Списки рассылки или дискуссионные группы позволяют организовать виртуальную аудиторию, правда работа в ней происходит асинхронно. 
Можно организовать несколько списков рассылки по разной тематике. Каждое 
сообщение, посланное в дискуссионную группу, автоматически рассылается всем 
зарегистрированным участникам. Преподаватель может организовать дискуссионные 
группы по различным темам, но и студенты имеют возможность организовать свои 
независимые группы для неформального общения. При дистанционной технологии 
обучения списки рассылки используются для проведения "семинаров-дискуссий", 
рассылки учебно-методических материалов (электронная лекция) и организации 
совместной работы студентов над проектами в малых группах. Семинар с 
использованием списка рассылки обычно проводится в следующей последовательности: 
постановка проблемы преподавателем, сообщения-выступления студентов, обсуждение, 
подведение итогов обсуждения преподавателем. Такой семинар, конечно, 
продолжается не два академических часа, а несколько дней, что позволяет глубже 
обдумать обсуждаемые вопросы и привлечь дополнительные информационные 
источники.
 Списки рассылки удобны для отправки студентам контрольных заданий. Тесты, индивидуальные задания и результаты проверки направляются студентам с помощью электронной почты 
индивидуально.
 
 
 
 Электронные конференции (USENET- newsgroups)Электронные конференции - группы новостей, в отличие от списков рассылки,  
работают в режиме непосредственного соединения (on-line). Зарегистрированные участники читают текстовые сообщения, посланные другими участниками, и посылают в конференцию свои сообщения. В отличие от электронной почты, сообщения не рассылаются на компьютеры пользователей, а находятся на 
сервере. Один из зарегистрированных пользователей (модератор) осуществляет управление 
конференцией - моделирование, он имеет право исключать некоторые сообщения, не 
отвечающие целям конференции или не отвечающие требованиям этики. Модератором 
учебных электронных конференций является, как правило, преподаватель. Для работы 
с электронной конференцией пользователю достаточно иметь подключение к Интернет 
на время работы с ней и стандартную программу - браузер.
 Коммуникация пользователей электронной конференции 
происходит асинхронно. Они в разное время подключаются к ней, читают и посылают 
сообщения. Моделирование конференции позволяет более жестко следить за 
обсуждением, чем при использовании списков рассылки и влиять на ход обсуждения 
со стороны преподавателя.
 
 Дидактические возможности электронных конференций:
 передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры 
компьютера;
хранение в памяти сервера полученных сообщений;
получение протокола обсуждения, позволяющей наглядно оценить деятельность каждого участника обсуждения;
распечатка сообщений на принтере;
возможность доступа всех зарегистрированных участников.
 Электронные конференции дают возможность проводить 
семинары-дискуссии с явно заданной структурой обсуждения и визуализацией хода 
дискуссии. Возможна организация электронных лекций, при этом преподаватель 
помещает в конференцию учебный текст, а студенты задают вопросы и обсуждают ее. 
Ответы на вопросы преподаватель также помещает в конференцию. Использовать 
информацию в других форматах, кроме текстового, можно включив гипертекстовые 
ссылки на ресурсы сети и открывая их в новом окне 
браузера.
 
 
 Обсуждение в режиме реального времени (Чат)Чат работает в режиме on-line и служит средством для ввода сообщений с помощью 
клавиатуры и отображения их на экранах подключенных компьютеров. Программное 
обеспечение для Internet Relay Chat устанавливается на сервере учебного заведения, а 
пользователю достаточно иметь стандартный браузер. 
 
 Дидактические возможности чата:
 передача текстовых сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры 
компьютера;
отображение сообщений всех участников на экранах их компьютеров в реальном времени;
получение протокола ("стенограммы") обсуждения, позволяющей наглядно оценить деятельность каждого участника обсуждения;
возможность доступа всех зарегистрированных участников.
 Обсуждение в режиме реального времени можно 
применять, если требуется непосредственная реакция на заданный вопрос или 
полученную реплику. Оно используется для консультаций преподавателя и обсуждений 
в заранее определенные периоды времени, а также для проведения контроля знаний 
по вопросам, допускающим ответ без специальной подготовки.
 
 
 ВидеоконференцияПока видеоконференции - весьма дорогое средство коммуникации. Для 
организации видеоконференций необходимы видеокамеры и аудиооборудавание на всех 
рабочих места. На всех рабочих местах должно быть установлено специальное 
программное обеспечение. Основным ограничением при использовании 
видеоконференций является пропускная способность линий связи (скорость доступа к 
Интернет). Недостаточная пропускная способность линий связи вызывает помехи 
(длительное формирование изображения на экране, несинхронность картинки и звука) 
при передаче.
 Дидактические возможности видеоконференций расширяют 
возможности других средств коммуникации за счет показа изображения в реальном 
времени (демонстрация опытов, образцов, работы с приборами, хирургические операции) и использования 
различных видов памяти студентов. Они создают иллюзию личного контакта 
преподавателя и студентов, позволяют наблюдать за действиями студентов и давать 
рекомендации. Применяются асимметричные видеоконференции, при этом студенты 
имеют возможность видеть преподавателя, но задать ему вопросы могут только в 
чате, по электронной почте или по телефону.
 Рассмотренные средства коммуникации в дистанционном 
образовании дают возможность обмена информацией: сообщение - реакция на него - 
ответное сообщение. Важной составляющей процесса обучения является передача 
значительного объема учебной информации от преподавателя (учебного заведения) к 
студенту. Реакция студента на полученную информацию отложена на значительное 
время и связана с отдельными коммуникационными операциями. Рассмотрим 
современные информационные технологии, применяемые для передачи информации в 
сетевом дистанционном образовании.
 
 
 World Wide Web (WWW)World Wide Web - система Интернет, позволяющая получать доступ к 
гипертекстовой информации через так называемые перекрестные ссылки. Перекрестные 
ссылки позволяют получать доступ к электронным учебным ресурсам в различных 
форматах данных. Специальные форматы разработаны для представления текстовой, 
графической, звуковой и видеоинформации. Таким образом технология WWW позволяет объединять информацию в различной форме в мультимедийные электронные учебные ресурсы. Такие ресурсы размещаются на Web-сервере учебного заведения и студент с помощью стандартного браузера получает возможность работать с ними.
 Работа происходит в режиме соединения с сетью (on-line) и при использовании сложных картинок, видео и звука может потребовать большую скорость передачи, которую могут обеспечить не все 
линии связи и модемы.
 
 Дидактические возможности WWW:
 доступ к значительным объемам учебной информации в разнообразном виде;
возможность навигации по учебному материалу с помощью гипертекстовых ссылок;
возможность перехода по ссылкам к другим информационным источникам на том же и других 
серверах;
возможность перехода к другим сервисам Интернет: электронной почте, USENET, чат и т.д.;
возможность вносить изменения для актуализации учебных ресурсов и исправления ошибок, которые 
становятся сразу доступными пользователям.
 Представление электронных учебных ресурсов в виде Web-страниц становится основным способом доставки информации студентам. Такую возможность предоставляют все платформы дистанционного обучения (специально разработанные программные средства для предоставления доступа к учебным ресурсам, их разработки, сопровождения и организации электронного документооборота в учебном заведении).
 
 
 Передача файловЕсли электронный учебный ресурс не слишком 
громоздкий и сложный для использования в режиме соединения с сетью с сервера 
учебного заведения (on-line), то его можно получить с сервера и использовать 
на своем компьютере автономно. В Интернет для этого служит сервис передачи файлов (FTP). 
Он требует соединения с сетью только на время передачи файла, который для этого может быть сжат 
с помощью архивных программ. Необходимо отметить, что для передачи крупных файлов требуется хорошее качество 
соединения с сетью.
 
 Дидактические возможности FTP:
 получение значительных объемов учебной информации в различных форматах;
получение программного обеспечения для самостоятельной работы;
актуализация копий электронных учебных ресурсов.
 Альтернативой получения электронных учебных ресурсов 
из Интернет является их распространение на компакт-дисках или дискетах, способ 
вполне надежный и дешевый. Но при этом преимуществами FTP являются: возможность получить необходимый ресурс прямо на рабочем месте и оперативность обновления ресурса на сервере, а 
следовательно, доступ к актуальным версиям в каждый момент времени.
 
 
 Поисковые машиныПри изучении дистанционного курса невозможно 
ограничиться только информацией из предоставленного учебным заведением 
электронного ресурса или учебника. Для поиска дополнительной информации в 
Интернет широко используются поисковые машины, например, Яндекс или Google. Они имеют встроенные языки логического поиска по заданным словам. 
 
 Дидактические возможности поисковых машин:
 обнаружение дополнительных информационных источников в Интернет;
обдумывание запроса и стратегии поиска.
 Поиск в Интернет может быть полезным практическим или 
контрольным заданием при изучении дистанционного курса, он позволяет значительно 
расширить информационную базу обучения и обнаружить не замеченные студентом 
связи изучаемых понятий и методов и задачи, решаемые с их помощью.
 
 
 Компьютерные обучающие программыКомпьютерные обучающие программы представляют 
собой еще одно средство отложенной коммуникации. В них реализованы алгоритмы, 
которые предусматривают не только представление учебного материала, но и 
обработку событий, связанных с ошибками или другими действиями обучающихся. 
Результатом обработки являются автоматически выполняемые действия программы. 
Многие обучающие программы построены с использованием технологии баз данных. 
Дидактические возможности обучающих программ существенно зависят от реализованных в них педагогических концепций и технических решений.
 Виртуальные лаборатории, тренажеры и моделирующие 
программы. Это сравнительно новые средства обучения. Наиболее распространенным 
способом работы студентов с ними является установка и использование на домашнем 
компьютере или в компьютерном классе учебного заведения. Обучающие программы 
этого типа предназначены, прежде всего, для подготовки к реальным лабораторным 
практикумам и приобретения навыков сбора и анализа данных.
 
 
 
Интернет-порталыPазработка Интернет-порталов началась в 1998 г. Сейчас она превратилась в одно из 
наиболее перспективных направлений развития информационных технологий. Портал - 
это приложение, которое обеспечивает персонифицированный и настраиваемый 
интерфейс, дающий пользователю возможность взаимодействовать с другими 
пользователями, находить и использовать приложения и информацию в соответствии 
со своими интересами. Название "портал" позиционирует его как главные ворота в 
информационное пространство Интернет.
 Информационные порталы придуманы и строятся для того, 
чтобы облегчить работу пользователя в Интернет, настроить глобальную 
информационную сеть для своих нужд настолько, насколько это возможно. Первой 
характеристикой портала является возможность настройки интерфейса, содержания. 
Эта настройка может быть основана на отслеживании индивидуальных предпочтений 
или связана с функциональной ролью пользователя: обучающийся, преподаватель, 
администратор. Вторая характеристикой портала - это устранение информационной 
перегрузки путем исключения излишних ссылок как по причине малой информационной 
значимости, так и по условию отсутствия или низкого качества связи с ресурсом. 
Наконец, еще одной характеристикой портала является распределение возможностей 
или сервисов по уровням, проверка прав доступа. Важной характеристикой портала 
является и предоставление доступа к разнообразным источникам: базам данных, 
Web-серверам, файловым серверам, электронной почте и 
т.д. Платформы дистанционного образования являются как бы подмножеством 
образовательных порталов с ограниченным и наперед заданным списком ресурсов и 
возможностей. Полнофункциональные порталы строятся эволюционно под воздействием 
с одной стороны изменяющегося информационного наполнения и функциональных 
возможностей глобальной сети, а с другой стороны динамически изменяющихся 
потребностей и интересов различных групп пользователей. Принято различать 
вертикальные порталы, посвященные конкретной теме и предоставляющие различные 
сервисы в ее рамках, и горизонтальные порталы, предлагающие наборы сервисов для 
обслуживания различных тем.
 Особенностью портала является то, что его создание 
начинается с понимания цели, бизнес-задачи. Цель образовательных порталов 
состоит в создании коммуникационного и информационного пространства образования. 
Они могут иметь отраслевую или территориальную специфику, уникальные наборы 
учебных и информационных ресурсов.
 Значительными проблемами образовательных порталов являются:
 интеграция различных ресурсов (прежде всего учебных и научных) для создания полноценного 
информационного пространства, не уступающего печатной информации не только по удобству доступа, но и по полноте;
обеспечение авторского права и возможности обмена информацией;
привлечение к сотрудничеству организаций, близких по области деятельности, например, 
издательства, аналитические службы, рекрутинговые агентства и т.д.
 Примерами российских образовательных порталов могут служить:
www.openet.ru - Российский портал открытого образования,
 www.informika.ru - Портал Министрества образования России.
 
    |