ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО

электронный учебно-методический комплекс

Тема 3.2. Федеральное собрание и
межпарламентское сотрудничество

3.2.1. Межпарламентская группа российского парламента. Межпарламентская Ассамблея государств-участниц стран СНГ

3.2.2. Парламентская Ассамблея ЕС. Союз России и Белоруссии

3.2.3. Межпарламентские комиссии российского парламента

Контрольные вопросы

Практические задания (семинары)

Задачи

Тест для самоконтроля

Рекомендуемая литература



3.2.1. Межпарламентская группа российского парламента.
Межпарламентская Ассамблея государств-участниц стран СНГ

Межпарламентская группа представляет собой внутренний орган Федерального Собрания России, осуществляющий контакты с зарубежными парламентами и Межпарламентским Союзом. В регламентах палат (ч. 2 ст. 218 Регламента Совета Федерации и ч. 2 ст. 208 Регламента Государственной Думы) содержатся упоминания об участии палат Федерального Собрания в деятельности Межпарламентского Союза и отсылочные нормы к Положению о Межпарламентской группе, принимаемому общим собранием такой группы.

Формами сотрудничества Межпарламентской группы, как специфического межпалатного органа Федерального Собрания с парламентами других стран, согласно Положению, являются:

  • участие в работе Межпарламентского Союза, его органов, а также международных региональных и других парламентских организаций;
  • участие членов Межпарламентской группы в работе, создаваемых в ее рамках депутатских групп по связям с парламентами зарубежных стран;
  • обмен делегациями, информацией, обращениями, посланиями.

Высшим руководящим органом Межпарламентской группы России является общее собрание. В полномочия общего собрания входят рассмотрение и принятие решений по вопросам, связанным с деятельностью Межпарламентской группы: избрание сопредседателей, их заместителей, секретаря и Совета Межпарламентской группы. Общему собранию подотчетны все остальные органы Межпарламентской группы. Решения общего собрания принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на Собрании. Общее собрание проводится не реже одного раза в год и созывается сопредседателями либо Советом.

По установившейся традиции сопредседателями Межпарламентской группы избираются председатели палат, а их заместителями – один член Совета Федерации и один депутат Государственной Думы. Заместители сопредседателей, как правило, входят каждый в своей палате в состав комитетов, занимающихся международными отношениями.

Совет создается для ведения работы между созывами общего собрания и осуществляет следующие полномочия:

  • обеспечение выполнения решений общего собрания;
  • разработка плана работы Межпарламентской группы и представление его для утверждения на общем собрании;
  • направление делегаций Межпарламентской группы для участия в конференциях Межпарламентского Союза и других международных парламентских организаций;
  • назначение из своего состава двух представителей в Межпарламентский Совет (орган Межпарламентского Союза);
  • представление в Секретариат Межпарламентского Союза отчетов о работе Межпарламентской группы Российской Федерации, а также предоставление информации о ее деятельности в иные международные парламентские организации;
  • ведение переписки с международными парламентскими организациями;
  • информирование Совета Федерации и Государственной Думы о решениях международных парламентских организаций.

В рамках Межпарламентской группы РФ создаются депутатские группы для развития двусторонних отношений с парламентами отдельных стран или регионов. Так, действует депутатская группа по связям с французским парламентом, еще одна – с швейцарским парламентом и т.д.

Органы Межпарламентского Союза: Межпарламентская конференция, Межпарламентский Совет, Исполнительный комитет, комиссии, Секретариат.

В Межпарламентской конференции вправе принимать участие делегации, направляемые национальными парламентскими группами. Численный состав каждой делегации и количество голосов у каждой из них зависит, главным образом, от численности населения страны, которую представляет на Конференции данная делегация. Межпарламентские конференции проводятся, как правило, не реже двух раз в год, причем каждый раз Конференция созывается в новом месте. На Конференции избирается ее председатель, которым обычно становится известный парламентарий из страны, принимающей Конференцию на своей территории. Конференция рассматривает вопросы, входящие в предмет деятельности Межпарламентского Союза, и принимает по ним решения, которые носят рекомендательный для государств-участников и обязательный для самого Союза характер.

В Межпарламентский Совет входят по два представителя от каждой национальной парламентской группы. Межпарламентский Совет осуществляет общее руководство Союзом, принимает в Союз новых членов, а также восстанавливает членство в этой организации, определяет приоритетные, для данного отрезка времени направления работы Союза и программу его деятельности, принимает бюджет организации, подготавливает повестку дня ближайшей Межпарламентской конференции.

Председатель Межпарламентского Совета является председателем Исполнительного комитета. Исполнительный комитет осуществляет организационную и административную деятельность для обеспечения функционирования Межпарламентского Союза.

Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем и состоящий из международных служащих, оказывает техническую, информационную, юридическую и иную поддержку деятельности Межпарламентского Союза и его органов.

Для оказания помощи в работе Межпарламентских конференций Межпарламентский Совет оформляет создание комиссий, в состав любой их которых входит по одному представителю и одному заместителю от каждой национальной парламентской группы. Имеются, в частности, такие комиссии, как Комиссия по политическим вопросам, вопросам международной безопасности и разоружению; Комиссия по парламентским, юридическим вопросам и правам человека; Комиссия по экономическим и социальным вопросам; Комиссия по несамоуправляющимся территориям и этническим вопросам; Комиссия по вопросам образования, науке, культуре и окружающей среде.

Работа по распространению передового опыта в области парламентаризма, по сбору, обобщению и предоставлению информации, по проведению исследований осуществляется учреждением Межпарламентского Союза, которое именуется Международным центром парламентской информации. Этот Центр осуществляет издательскую, просветительскую и аналитическую деятельность.

Консультативным органом Межпарламентского Союза служит Ассоциация генеральных секретарей парламентов, в рамках которой сотрудничают руководители и работники аппаратов законодательных органов разных стран.

Местом нахождения постоянно действующих органов Межпарламентского Союза является г. Женева (Швейцария).

В 1995 году на Совете глав государств в г. Минске была подписана Конвенция «О Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств».

Межпарламентская Ассамблея состоит из парламентских делегаций государств-участников СНГ. Количественный и персональный состав делегаций определяется парламентом каждой страны самостоятельно, на основе законодательства соответствующего государства. Так, делегация Российской Федерации состоит из двух депутаций: депутации Государственной Думы и депутации Совета Федерации. Каждая депутация избирается соответствующей палатой. В то же время, парламентская делегация каждого государства-участника имеет один голос, если Межпарламентская Ассамблея не примет иное решение. Решения Межпарламентской Ассамблеи принимаются парламентскими делегациями, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. В ч. 2 ст. 5 указанной Конвенции, подчеркивается, что решения Межпарламентской Ассамблеи могут приниматься только на ее пленарных заседаниях. Очередные пленарные заседания Ассамблеи проводятся не реже двух раз в год. Место, время и предварительная повестка дня очередного пленарного заседания устанавливаются на предшествующем пленарном заседании Ассамблеи или на заседании ее Совета. Внеочередные пленарные заседания Ассамблеи могут быть созваны ее Советом.

Совет Межпарламентской Ассамблеи осуществляет организацию деятельности Ассамблеи. Он состоит из руководителей парламентских делегаций государств-участников СНГ. Совет тайным голосованием из числа своих членов избирает Председателя сроком на один год. Лицо, избранное Председателем Совета, может быть переизбрано на следующий срок, однако, одно и тоже лицо, не вправе занимать эту должность более трех сроков подряд.

Функции председательствующего на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи (если сама Ассамблея не примет иного решения) осуществляют поочередно руководители парламентских делегаций. Очередность определяется Советом Ассамблеи. В обязанности председательствующего входит открытие и закрытие пленарных заседаний, надзор за соблюдением членами парламентских делегаций и наблюдателями регламента и иных внутренних правил Межпарламентской Ассамблеи, согласование с руководителями парламентских делегаций места, времени и предварительной повестки дня следующего пленарного заседания Ассамблеи, а также осуществление других функций, возложенных на него регламентом.

Межпарламентская Ассамблея формирует постоянные и временные комиссии из представителей парламентских делегаций, а также создает иные вспомогательные органы, необходимые для реализации ее полномочий. Созданы, например, постоянные комиссии по правовым вопросам, по экономике и финансам, по вопросам культуры, науки, образования и информации, по социальной политике и правам человека, по вопросам обороны и безопасности, по внешнеполитическим вопросам и др. Иногда наименования постоянных комиссий могут изменяться. Так, в 1997 году было изменено название постоянной комиссии по проблемам окружающей среды, которая стала именоваться постоянной комиссией по вопросам экологии и природным ресурсам. Из числа временных комиссий можно, в качестве примера, назвать комиссию Межпарламентской Ассамблеи, созданную по решению Совета для рассмотрения вопросов урегулирования последствий конфликта в Приднестровье.

Постоянно действующим административным органом Совета Межпарламентской Ассамблеи является Секретариат. Он состоит из Генерального секретаря, его заместителей – полномочных представителей парламентов государств-участников Межпарламентской Ассамблеи и соответствующего персонала. Количественный состав персонала, введение или упразднение в его составе тех или иных должностей, привлечение специалистов определенных профессий, диктуется необходимостью обеспечения эффективного осуществления возложенных на Секретариат функций. Секретариат оказывает Межпарламентской Ассамблее, Совету Ассамблеи, постоянным и временным комиссиям и иным вспомогательным органам помощь в том, что касается организации их работы. Также, Секретариат подготавливает, переводит, печатает и рассылает официальные документы и материалы Ассамблеи; печатает и распространяет официальные издания Ассамблеи; хранит документы в архивах Межпарламентской Ассамблеи и несет ответственность за их сохранность; получает и обобщает информацию о мерах, принятых парламентами государств-участников Конвенции «О Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств» в целях осуществления принятых Ассамблеей решений; выполняет другую работу, которая требуется Ассамблее для исполнения ее функций. Руководство деятельностью Секретариата осуществляет Генеральный секретарь. Он назначается Советом Ассамблеи по представлению Председателя этого Совета сроком на три года. В ходе своей работы Генеральный секретарь подотчетен Совету Ассамблеи и его Председателю.

Местом пребывания Межпарламентской Ассамблеи является г. Санкт-Петербург (Российская Федерация).

3.2.2. Парламентская Ассамблея ЕС.
Союз России и Белоруссии

Совет Европы был создан в 1949 году. Как говорится в п. «а» ст. 1 Устава, «целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием и содействие их экономическому и социальному прогрессу». Далее, в п. «b» ст. 1 Устава уточняется, что «эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод». Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г.

Парламентская Ассамблея является совещательным органом Совета Европы; она обсуждает вопросы, относящиеся к ее компетенции в соответствии с Уставом, и передает свои заключения Комитету Министров в форме рекомендаций. Современное название – Парламентская Ассамблея этот орган получил в 1974 году. До этого, то есть в период с 1949 по 1974 гг. указанный орган именовался консультативной Ассамблеей. Как полагают, новое название в большей степени соответствует роли и составу этого органа.

Парламентская Ассамблея состоит из представителей от каждого государства-члена, избираемых или назначаемых из состава его парламента в соответствии с установленной им процедурой, сроком на один год. Вместе с представителем избирается или назначается его заместитель. В Парламентской Ассамблее представитель выступает не от имени своей страны, а от имени определенного направления общественного мнения, поэтому в Парламентской Ассамблее представители объединяются в политические группы в соответствии со своей партийной принадлежностью или взглядами, а не в зависимости от того, какое государство они представляют. В связи с этим необходимо, чтобы в качестве представителей избирались или назначались парламентарии от разных партий или политических групп, хотя некоторые могут быть и независимыми (беспартийными). В зале заседаний представители размещаются в алфавитном порядке, чтобы подчеркнуть, что они выступают в личном качестве, а не как представители какого-либо государства.

Назначение или избрание осуществляется в пределах квоты, установленной для каждой страны. Величина квоты зависит от численности населения соответствующей страны и колеблется от двух (Андорра, Сан-Марино, Лихтенштейн), до восемнадцати (Франция, Италия, Великобритания, Российская Федерация). Всего в Ассамблее двести восемьдесят один представитель. В России из восемнадцати представителей двенадцать избираются Государственной Думой и шесть – Советом Федерации.

Ежегодная очередная сессия Парламентской Ассамблеи проводится в три заседания, каждая продолжительностью порядка недели (январь – февраль; апрель – май; сентябрь - октябрь). Кроме того, летом проводится заседания органов Парламентской Ассамблеи. Вместе с тем, Парламентская Ассамблея может быть созвана на чрезвычайную сессию по инициативе либо Комитета Министров, либо Председателя Ассамблеи по достижении между ними согласия, в том числе относительно даты и места проведения сессии (ст. 34 Устава Совета Европы).

Ассамблея избирает своего Председателя сроком на три года. У Председателя имеются 15 заместителей, причем не может быть двух и более заместителей от одной и той же страны. Мандат заместителей Председателя Ассамблеи прекращается с открытием новой очередной сессии Ассамблеи.

Председатель и его заместители составляют Бюро Парламентской Ассамблеи, в функции которого входят подготовка повестки дня сессии Ассамблеи, организация повседневной секретарской работы, рассылка документов по комиссиям, поддержание контактов с парламентами различных стран и международными организациями.

Для реализации ряда функций Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в промежутках между сессиями и заседаниями создается Постоянный комитет, в состав которого по должности входят все члены Бюро, председатели политических групп и председатели постоянных комиссий, а также некоторые другие члены Ассамблеи, назначенные в состав Постоянного комитета на сессии.

Комиссии Парламентской Ассамблеи образуются для рассмотрения различных вопросов и подготовки докладов по ним на сессиях Ассамблеи.

В настоящее время действуют следующие постоянные комиссии:

  • по политическим вопросам;
  • по юридическим вопросам;
  • по парламентским и общественным связям;
  • по сельскому хозяйству и развитию села;
  • по социальным вопросам, здоровью и семье;
  • по бюджету и межправительственной рабочей программе;
  • по экономическим вопросам и развитию;
  • по регламенту;
  • по связям с европейскими странами, не являющимися членами Совета Европы;
  • по культуре и образованию;
  • по окружающей среде, региональному планированию и местному самоуправлению;
  • по миграции, беженцам и демографии;
  • по науке и технологии.

Список комиссий, численный состав их членов и представительство в них государств-членов определяется Ассамблеей.

Парламентская Ассамблея принимает рекомендации и резолюции, а также избирает Генерального Секретаря Совета Европы. Ассамблея была инициатором принятия более 150 международных европейских конвенций.

Штаб-квартира Парламентской Ассамблеи находится в г. Страсбурге (Франция).

В марте 1996 года между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией был подписан Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях». В ст. 17 этого Договора среди органов управления интеграцией упомянут Межпарламентский Комитет. А ч. 1 ст. 22 Договора указывает, что «Межпарламентский Комитет является органом межпарламентского сотрудничества и формируется на паритетных началах из парламентариев, делегируемых парламентами Сторон». Согласно ст. 2 Соглашения «О Межпарламентском Комитете», подписанного четырьмя государствами в мае 1996 года, «стороны могут поручить представлять свои интересы в Межпарламентском Комитете парламентским делегациям своих государств в Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств». Делегация Федерального Собрания Российской Федерации состоит из двух депутаций: одна депутация формируется Советом Федерации из числа его членов, а другая – Государственной Думой из числа ее депутатов.

К компетенции Межпарламентского Комитета относится:

  • принятие модельных актов, на основе которых разрабатываются акты национальных законодательств;
  • внесение предложений по вопросам развития правовой основы интеграции;
  • участие в иных формах законодательной деятельности, предусмотренных Положением о Межпарламентском Комитете.

Организацию деятельности Межпарламентского Комитета осуществляет его Бюро, состоящее из представителей парламентских делегаций (по два от каждой), в число которой входят Председатель Комитета и его заместители. Упомянутый Председатель и его заместители избираются на заседании Межпарламентского Комитета из числа руководителей государств – Сторон Соглашения сроком на один год на ротационной основе.

Межпарламентский Комитет собирается на очередные пленарные заседания на реже одного раза в четыре месяца. В 1996-1997 гг. Межпарламентский Комитет провел, главным образом, организационную и подготовительную работу: разрабатывалось Положение о Межпарламентском Комитете, сформировано Бюро и другие органы Комитета, на очередном пленарном заседании в июне 1997 года Комитет утвердил перечень модельных законодательных актов и иных документов Межпарламентского Комитета, предлагаемых к разработке в 1997-1998 гг.

Место нахождения Межпарламентского Комитета – г. Санкт-Петербург (Россия).

В апреле 1996 года был подписан Договор между Белоруссией и Россией «Об образовании Сообщества». Уже в данном Договоре (ст. 10) предусматривалось учреждение Парламентского Собрания, формируемого из равного числа парламентариев от каждой из стран. К полномочиям Парламентского Собрания были отнесены принятие модельных законодательных актов и внесение предложений в органы, имеющие право законодательной инициативы, в парламенты каждого из государств и в Высший Совет Сообщества по вопросам развития правовой базы Сообщества.

В мае 1997 года был подписан Устав Союза Белоруссии и России, который провозглашался неотъемлемой частью Договора «О Союзе Белоруссии и России» (ст. 1). В соответствии с ч. 1 ст. 39 Устава Парламентское Собрание Сообщества преобразовывалось в Парламентское Собрание Союза.

Однако, статус Парламентского Собрания Союза несколько отличался от статуса Парламентского Собрания Сообщества. В частности, в то время, как в Договоре «Об образовании Сообщества» Парламентское Собрание не рассматривалось в качестве представительного органа, ст. 22 Устава Союза провозглашает Парламентское Собрание представительным органом Союза. В связи с этим, уже в 1997 году развернулась дискуссия о необходимости перехода к формированию Парламентского Собрания на основе прямых выборов. Тем более, что ст. 26 Устава говорит о создании государствами-участниками Союза условий для преобразования Парламентского Собрания в представительный и законодательный орган, избираемый непосредственно гражданами Союза. Однако, гражданство Союза еще не введено. Пока же и Федеральное Собрание России и Национальное Собрание Белоруссии направляют в Парламентское Собрание свою депутацию, состоящую из 36 членов соответствующего парламента. Направление парламентария в состав депутации, его отзыв и определение сроков полномочий осуществляется парламентом каждого из двух государств самостоятельно, на основе норм внутригосударственного права.

Устав предусматривает и более широкие полномочия Парламентского Собрания по сравнению с Договором «Об образовании Сообщества».

Согласно ст. 23 Устава, Парламентское Собрание Союза:

  1. решает вопросы развития нормативной базы интеграции государств-участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях;
  2. принимает нормативные правовые акты, имеющие статус законодательной рекомендации и подлежащие первоочередному рассмотрению и принятию в установленном порядке парламентами государств - участников Союза в целях унификации их законодательства;
  3. вносит предложения по вопросам развития правовой базы Союза в Высший Совет Союза и в органы государств - участников Союза, обладающие правом законодательной инициативы;
  4. содействует унификации законодательства государств-участников Союза:
    • обеспечивает взаимодействие парламентов государств-участников Союза;
    • заслушивает информацию о деятельности Исполнительного Комитета Союза;
    • рассматривает проект бюджета Союза;
    • осуществляет контрольные функции в пределах, установленных в Уставе;
    • заслушивает послания Высшего Совета Союза об основных направлениях развития Союза;
    • рассматривает международные договоры, заключенные от имени Союза;
    • содействует обмену правовой информацией, участвует в создании единой информационно-правовой системы Союза;
    • заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями;
    • осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом.

Правом внесения проектов правовых актов в Парламентское Собрание обладают: органы Союза, главы государств, парламенты, правительства стран – участниц Союза, депутаций России и Белоруссии, а также группы депутатов, численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламентского Собрания Союза.

Уже на сессии, состоявшейся в 1997 году, Парламентское собрание приняло несколько актов, названных законами Союза России и Белоруссии. Однако, юридическая сила и природа таких актов не ясны. Ни Устав, ни иные документы Союза пока не закрепляют за Собранием законодательных полномочий. Упоминавшаяся ст. 26 Устава говорит только о создании условий государствами – участниками Союза для преобразования Парламентского Собрания в законодательный орган. Таким образом, данная норма представляет собой норму-план. И в любом случае, факт приобретения Парламентским Собранием законодательных полномочий должен найти адекватное отражение в правовых актах. Только тогда Собрание будет вправе принимать законы и иные нормативные акты. Правда, некоторые нормативные акты (например, свой Регламент) Парламентское Собрание имеет право принимать уже сейчас.

Очередные заседания Парламентского Собрания проводятся два раза в год. Кворум, необходимый для правомочности принятия решений, составляет две трети от общего состава каждой депутации. А решение Парламентского Собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего состава каждой депутации.

Председатель Парламентского Собрания и его первый заместитель избираются на ротационной основе Парламентским Собранием из своего состава сроком на один год. При этом, председатель Парламентского Собрания и его первый заместитель не могут быть гражданами одного государства – участника Союза. Председатель Собрания, его заместитель и руководители постоянных комиссий образуют Совет Парламентского Собрания Союза.

Парламентское Собрание образует из числа своих членов постоянные и временные комиссии, взаимодействующие с соответствующими комитетами и комиссиями палат парламентов государств – участников союза по вопросам своего ведения.

Парламентское Собрание в 1997 и 1998 гг. приняло решения, нацеленные на превращение этого органа в парламент, формируемый путем прямых выборов гражданами России и Белоруссии (в перспективе планируется ввести единое гражданство Союза) его членов. Однако, сроки и порядок реализации этих решений пока четко не определены.

3.2.3. Межпарламентские комиссии российского парламента

Наряду с участием в различных международных межпарламентских организациях и межпарламентских органах международных организаций, Федеральное Собрание России и каждая из его палат развивают отношения с парламентами других стран на двусторонней основе. Для поддержания более или менее постоянных контактов с парламентами отдельных стран и регионов, проведения совместных мероприятий и достаточно регулярного обмена делегациями, создаются межпарламентские комиссии. Положения о российской части таких межпарламентских комиссий утверждаются Советом Федерации и Государственной Думой. Имеются российско-французская, российско-швейцарская, российско-украинская и другие межпарламентские комиссии. Могут создаваться и специализированные межпарламентские комиссии. Такие комиссии нацелены на межпарламентское сотрудничество для решения конкретных задач. Примером служит Азовская межпарламентская комиссия, с инициативой создания которой выступила Государственная Дума в феврале 1998 года. Главной целью создания такой комиссии, согласно Постановлению Государственной Думы, является координация деятельности органов государственной власти РФ и органов государственной власти Украины по осуществлению мероприятий по охране и предотвращению деградации Азовского моря и его бассейна.

Совет Федерации и Государственная Дума вправе заключать договоры с парламентами других стран о сотрудничестве, обмениваться парламентскими делегациями. Обе палаты достаточно активно пользуются этими правами. Обмен парламентскими делегациями, как правило, осуществляется в соответствии с годовыми планами межпарламентского сотрудничества палат. В Совете Федерации такой план утверждается Председателем палаты и составляется на базе основных направлений межпарламентского сотрудничества, ежегодно принимаемых Советом Федерации. А проект основных направлений готовится Аппаратом Совета Федерации и предварительно рассматривается Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комитетом Совета Федерации по делам СНГ. Объем полномочий российских официальных парламентских делегаций Совета Федерации определяется Председателем указанной палаты. Государственная Дума ежегодно принимает программы сотрудничества с парламентами других государств. Проекты этих программ подготавливаются Комитетом Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками с учетом мнений других комитетов, депутатских объединений (фракций) и предложений Отдела межпарламентских связей Аппарата Государственной Думы. В соответствии с намеченными Государственной Думой программами, ее Совет, с учетом мнений депутатских объединений, комитетов, Председателя данной палаты определяет состав направляемых за рубеж официальных парламентских делегаций Государственной Думы по двустороннему сотрудничеству с парламентами других стран. Порядок формирования общих делегаций и российских частей межпарламентских комиссий Федерального Собрания вырабатывает Государственная Дума и согласовывает с Советом Федерации.

Официальные делегации Государственной Думы представляют отчеты в Совет Государственной Думы, в Комитет по международным делам, в Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, в Отдел межпарламентских связей Аппарата Государственной Думы, а в случае необходимости – и в другие комитеты Государственной Думы. По инициативе Совета Государственной Думы, руководителя делегации, а также соответствующего комитета Думы, такой отчет может быть вынесен на рассмотрение всей палаты.

Контрольные вопросы

  1. Понятие межпарламентской группы.
  2. Национальная парламентская группа.
  3. Формы сотрудничества межпарламентской группы.
  4. Состав межпарламентской группы.
  5. Понятие Межпарламентского союза.
  6. Органы Межпарламентского союза.
  7. Комиссии Межпарламентского союза.
  8. Парламентская Ассамблея Совета Европы.
  9. Состав и компетенция парламентской Ассамблеи Совета Европы.
  10. Черты Союза России и Белоруссии.
  11. Черты и полномочия межпарламентской комиссии российского парламента.

Практические задания (семинары)

Вопросы:

  1. Межпарламентская группа российского парламента.
  2. Межпарламентская Ассамблея государств-участниц стран СНГ.
  3. Парламентская Ассамблея ЕС.
  4. Союз России и Белоруссии.
  5. Межпарламентские комиссии российского парламента.

Задачи

Задача № 1

Дайте характеристику Межпарламентской группы.

Вопросы к задаче:

  1. Как образуется Межпарламентская группа?
  2. Каковы полномочия Межпарламентской группы?
  3. Каков состав межпарламентской группы?

Задача № 2

Сравните Межпарламентскую Ассамблею государств-участниц стран СНГ и Парламентскую Ассамблею Совета Европы.

Вопросы к задаче:

  1. В чем сходство и различие в механизме образования Ассамблеи?
  2. Каковы полномочия Ассамблеи?
  3. Какие органы управления существуют в Ассамблеях?

Задача № 3

Дайте характеристику Союзу России и Белоруссии.

Вопросы к задаче:

  1. Когда был создан Союз России и Белоруссии?
  2. Каковы органы управления Союза?
  3. Какова юридическая природа Союза?
  4. Какими полномочиями наделен Союз?

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты:

  1. Устав Совета Европы: Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. // Информационно-поисковая система Консультант плюс.
  2. Устав Межпарламентского Союза, апрель 2001 г. // Информационно-поисковая система Консультант плюс.
  3. Договор о создании союзного государства: федеральный закон от 2 января 200 г. // Информационно-поисковая система Консультант плюс.
  4. Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств-участниц Содружества Независимых Государств: Федеральный Закон от 17 июня 1996 г. // Информационно-поисковая система Консультант плюс.
  5. О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22. 01. 1998 г. (в ред. от 17. 01. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
  6. О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30. 01. 2002 (в ред. от 6. 12. 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.

Специальная литература:

  1. Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации / О.Н. Булаков. М., 2004.
  2. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика. / О.Н. Булаков, Ю.Ю. Бойко, Е.В. Коврякова. М., 2005.
  3. Клочкова Ю.А. Формирование партийной системы Европейского союза /Ю.А. Клочкова// Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С 44-47.
  4. Покровский Ф.А. Рекомендации и заключения в системе правовых актов Европейского Сообщества /Ф.А. Покровский// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Право. 2007. № 1. С 114-116.
  5. Станских С.Н. Парламентская Ассамблея Совета Европы о принципе разделения властей в XXI веке /С.Н. Станских// Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1. С. 47-49.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения