ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРЛАМЕНТА
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Тема 3.1. Законодательное Собрание Красноярского края

3.1.1. Принципы организации и деятельности Законодательного Собрания Красноярского края. Структура Законодательного Собрания

3.1.2. Законодательный процесс. Контрольные полномочия Законодательного Собрания края

Контрольные вопросы

Практические задания (семинары)

Задачи

Тест для самоконтроля

Рекомендуемая литература



3.1.1. Принципы организации и деятельности
Законодательного Собрания Красноярского края.
Структура Законодательного Собрания

Законодательное Собрание Красноярского края – однопалатный выборный коллегиальный орган, осуществляющий законодательную власть края.

Вопросы организации работы Законодательного Собрания края определяются федеральными законами, Уставом Красноярского края, Регламентами Законодательного Собрания края, иными законами края.

Деятельность Законодательного Собрания основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов, гласности, ответственности, и подотчетности перед Законодательным Собранием, создаваемых ими органов, избираемых или назначаемых должностных лиц, законности, постоянного учета общественного мнения, многопартийности.

Работу Законодательного Собрания организует его председатель, работающий на штатной, оплачиваемой основе, избираемый из числа депутатов Законодательного Собрания. По вопросам своей компетенции (например: проведение публичных слушаний, руководство работой аппарата Собрания подписание протоколов заседаний собрания и т.д.) издает распоряжения.

Заместитель председателя Законодательного Собрания работает на штатной основе, выполняет поручения председателя Законодательного Собрания, заменяет его, в случае отсутствия председателя или временной невозможности выполнения им своих обязанностей. В структуре Законодательного Собрания создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов Законодательного Собрания Совещание председателей комиссий. Совещание формирует проект плана законопроектной работы Законодательного Собрания на год; разрабатывает и формирует проект повестки дня заседания очередной сессии Законодательного Собрания.

В состав Законодательного Собрания входят также депутатские фракции, Законодательное Собрание формирует в своем составе постоянные комиссии, временные комиссии, комиссии депутатского расследования.

Законодательное Собрание края созывается председателем на очередные сессии четыре раза в год. Распоряжение о проведении очередного заседания сессии публикуется не позднее, чем за 10 дней до его открытия с указанием вопросов, которые предполагается вынести на рассмотрение.

Внеочередные заседания сессии Законодательного собрания созываются его председателем по требованию не менее трети депутатов от их общего, установленного для Собрания числа, или Губернатора края.

На заседаниях решения по рассматриваемым вопросам принимаются открытым голосованием, которое может быть поименным.

Законодательное Собрание по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает законы и постановления (п. 1 ст. 29 Устава Красноярского края): утверждение краевых целевых программ экономического, социального и иного развития края; утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов края и отчетов об их исполнении; правовое регулирование земельных отношений и т.д., а также, в иных случаях, прямо предусмотренных Уставом Красноярского края или законами Российской Федерации.

Законами края могут утверждаться программы, регламенты, положения и правила. По вопросам организации государственной власти края Законодательное Собрание принимает постановления.

Законодательное Собрание края может принимать не содержащие юридических предписаний заявления, обращения, резолюции, в которых может быть дана официальная оценка деятельности Губернатора края, Совета администрации или отдельных членов Совета администрации.

3.1.2. Законодательный процесс.
Контрольные полномочия Законодательного Собрания края

Субъектами права законодательной инициативы являются:

а) депутаты Собрания, группы депутатов Собрания;

б) Губернатор края;

в) гражданин, в порядке народной инициативы;

г) представительные органы местного самоуправления.

Председатель Законодательного Собрания направляет законопроекты на заключение во все постоянные комиссии Собрания и Губернатору края. Губернатору края не направляются законопроекты, внесенные им.

Законопроекты, затрагивающие вопросы краевого бюджета, краевых внебюджетных фондов и иных финансовых ресурсов края, а также краевой собственности, направляются на экспертизу в Счетную палату края.

Законопроекты по вопросам местного самоуправления направляются также представительным органам местного самоуправления либо публикуются в печати.

Законопроекты проходят два чтения. При этом, закон может быть принят и в первом чтении.

Законопроекты, которые вносятся в Законодательное Собрание Губернатором края или поддерживаются им в качестве срочных, подлежат первоочередному рассмотрению в первом чтении во время следующего заседания сессии Собрания, при условии их внесения в Собрание за пять рабочих дней до начала данного заседания сессии.

Текст принятого закона края направляется в срок до семи рабочих дней со дня голосования по проекту в целом, на подписание Губернатору края, который в срок до четырнадцати дней либо подписывает его и направляет его для официального опубликования, либо отклоняет его, направив в Собрание в течение срока. Возражение Губернатора может быть преодолено Законодательным Собранием путем принятия статей закона, вызвавших возражение, и последующего принятия этого закона в целом голосами не менее двух третей от установленного числа депутатов. Принятый в ходе повторного рассмотрения законопроект направляется Губернатору края, который в течение семи дней обязан его подписать и обнародовать.

Законодательное Собрание осуществляет контроль за соблюдением и исполнением краевого бюджета и соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью края, включая отчуждение.

Контрольная деятельность Законодательного Собрания осуществляется через комиссии Собрания, Счетную палату края, а также с помощью депутатского запроса интерпелляции (особый запрос о предполагаемых действиях Губернатора края или Совета администрации края в связи с проблемами, имеющими общекраевое значение), рассмотрения на заседаниях вопросов, относящихся к сфере контроля Законодательного Собрания, принятия Собранием резолюции с официальными пожеланиями относительно деятельности исполнительной власти края.

К иным органам работы Законодательного Собрания относятся публичные слушания, совещания, «круглые столы», семинары, конференции т.д. Осуществляется постоянная работа депутатов с избирателями.

Правовое, организационное, документационное, аналитическое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Законодательного Собрания осуществляет его аппарат, правовой статус которого регламентируется соответствующим постановлением Собрания.

Контрольные вопросы

  1. Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Законодательного Собрания края.
  2. Принципы деятельности краевого парламента.
  3. Организация работы краевого парламента.
  4. Заместитель председателя краевого парламента.
  5. Комиссии Законодательного Собрания края.
  6. Виды комиссий краевого парламента.
  7. Сессии Законодательного Собрания края.
  8. Субъекты права законодательной инициативы Красноярского края.
  9. Законодательный процесс.
  10. Контрольные полномочия краевого парламента.

Практические задания (семинары)

Вопросы:

  1. Принципы организации и деятельности Законодательного Собрания края.
  2. Структура краевого парламента.
  3. Законодательный процесс.
  4. Контрольные полномочия краевого парламента.

Задачи

Задача № 1

Охарактеризуйте структуру Законодательного Собрания края.

Вопросы к задаче:

  1. Какие существуют органы в структуре Законодательного Собрания края? Дайте их характеристику.
  2. В чем заключается функция совещания председателей комиссии?
  3. Какие депутатские объединения выделяются в структуре краевого парламента?
  4. В чем отличие структуры Законодательного Собрания края от структуры федерального парламента?

Задача № 2

Раскройте принципы работы краевого парламента.

Вопросы к задаче:

  1. Какие можно выделить принципы организации и деятельности краевого парламента?
  2. Какие существуют виды заседаний краевого парламента?
  3. Какие акты принимает краевой парламент?

Задача № 3

Дайте характеристику законодательному процессу краевого парламента.

Вопросы к задаче:

  1. Кто является субъектом права законодательной инициативы?
  2. Какие законопроекты направляются на экспертизу в Счетную палату Красноярского края?
  3. Сколько чтений проходят законопроекты?
  4. Каковы черты этапов рассмотрения законопроектов?

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Информационно-поисковая система Консультант плюс.
  2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. // Информационно- поисковая система Консультант плюс.
  3. Устав Красноярского края от 29 февраля 1996 г. (в ред. от 2 февраля, 2006 г.) // Информационно-поисковая система Консультант плюс.
  4. Регламент Законодательного Собрания Красноярского края: Закон Красноярского края от 30 сентября 2002 г. (в ред. от 27 июня 2006 г.) // Информационно- поисковая система Консультант плюс.

Специальная литература:

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебник. В 2 т. / С.А. Авакьян. 2 изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  2. Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации / О.Н. Булаков. М., 2004.
  3. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика. / О.Н. Булаков, Ю.Ю. Бойко, Е.В. Коврякова. М., 2005.
  4. Данилевская Е.В. Лингвистическая эскпертиза в правотворческом процессе субъекта РФ /Е.В. Данилевская// Конституционное и муниципальное право.2004. № 6. С. 31-36.
  5. Курманов М.М. Гарантии депутатской деятельности депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: Законодательство и практика /М. М. Курманов// Конституционное и муниципальное право. 2005. № 2. С. 22-25.
  6. Минюк Н.В. Законотворчество как форма выражения правовой политики /Н.В. Минюк// Гос. и право. 2007. № 6. С. 94-100.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения