Чат Форум

Лекция 1(продолжение)

 

Учебное пособие для студентов 3 курса экономического факультета

 

Структура и функции
основных международных и международно-региональных организаций
и служб мировой экономики

II. Международно-региональные организации. Европа.

9. Европейский Союз (ЕС). С 1993 го да это крупнейшее экономическое и политическое интеграционное (Интеграционный - объединительный направленный на развитие обобществл╦нных сил.) объединение 15 стран: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Англии, Дании, Ирландии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии, Швеции. В 2004году предполагается вступление стран - Мальта, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Болгария, Кипр. Интеграционный механизм ЕС включает:

  • Межгосударственное регулирование национальных экономик;
  • Формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, направленными на потребности экономик некоторых более слабых стран;
  • Устранение национальных барьеров в отношении движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы;
  • Создание единого регионального рынка;

Обеспечение общего роста производительности труда и уровня жизни в странах объедин╦нной группировки. В настоящее время ЕС объединяет страны с населением более 400 млн, человек. По совокупному валовому продукту и объему внешней торговли ЕС превосходит сейчас отдельно взятые США и Японию, величина этого показателя в ЕС составляет более 20% от мировой. ЕС создан на основе:

  1. Европейского объединения угля и стали (с него началось создание ЕС в 1951г.).
  2. Европейского сообщества, основанного в 1957г. на основе Римского договора или "Общего рынка".
  3. Европейского сообщества по атомной энергии, основанного в1957году.

История создания ЕС.

1) Строительство (создание) ЕС страны объедин╦нной группировки (Италия, Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) начали с создания Общего рынка - для чего отменили таможенные пошлины между собой и ввели общий таможенный тариф по отношению к другим странам;

2) Наибольшее внимание было уделено аграрному рынку и отраслям добывающей промышленности;

3) Члены ЕС создали свой бюджет и начали унифицировать налоговую структуру (к 1973 году налог с оборота был заменен налогом на добавленную стоимость во всех странах);

4) Интеграция постепенно распространялась на денежную кредитную и валютную сферы - (вначале возник Европейский инвестиционный банк, затем Европейский фонд экономического сотрудничества, и после длительных дискуссий в 1970 году был принят план "Вернера", который ставил целью создать Европейский валютный фонд и Европейскую денежную единицу);.

5) Центральные банки стран - членов ЕЭС наладили между собой постоянные встречи для согласования денежно - кредитной и валютной политики. Наряду с этим члены ЕС создали и структуру управления сообществом, которая хотя и напоминала национальные формы, но имела и особенности. Первым возник Европейский парламент. В Европейский парламент вначале делегировались представители национальных парламентов, а с 1979 года выборы стали прямыми.

Роль правительства как исполнительной власти, взяла на себя комиссия Европейского сообщества (КЕС).

Поскольку Европейский парламент по существу не имел законодательных функций, он был дополнен Советом министров.

В 1975г. возник Европейский совет, или Совещание в верхах. Был образован Европейский суд, который следил за исполнением принятых решений.

Структура органов ЕЭС копировала национальные, но лишь формально, ибо по существу ни парламент, ни суд не играли заметной роли.

Длительное время главные функции Европейского совета осуществлялись через КЕС. Постепенно возрастала роль Совета министров, но его решения принимались на условиях консенсуса, то есть единогласия.

В Римском договоре предусматривался переход через 8 лет, то есть к 1965г., к принципу абсолютного большинства.

Этого требовали федералисты, выступавшие за экономический и политический союз на наднациональной основе. Федерация - объединения государств, при котором объединяющиеся государства - члены, сохраняя юридически определ╦нную государственную самостоятельность, создают новые государственные образования. В Федерации создаются:

  • единое союзное гражданство;
  • единая союзная армия;
  • единые союзные государственные органы (комсомол, профсоюз и т.д.).

В 1965 году в рамках ЕЭС разгорелась борьба вокруг функций его руководящих органов. Сторонники федерализма считали, что необходимо усиливать наднациональные полномочия институтов Сообщества и отходить от консенсуса в пользу принятия решений большинством голосов. Таким образом, они стремились форсировать и политическую интеграцию.

Однако Де Голь, представлявший интересы конфедералистов, решил не уступать национальных прерогатив в экономике, политике и военных сферах.

Франция объявила бойкот работе органов Сообщества, и в течение 7-и месяцев их деятельность была парализована.

Конфедерация - Союз государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование, но объедин╦нных одним или несколькими органами.

Прерогатива - исключительное право, преимущество, связанное с занимаемым положением.

Лишь в 1966 году был, достигнут "Люксембургский компромисс", согласно которому принцип единогласия сохранялся, позиции КЕС были ослаблены, права Европейского парламента не расширены.

С этого времени федералисты уступили свои позиции сторонникам конфедерализма в западноевропейской группировке и с тех пор ЕЭС строит свои отношения с учетом национальных традиций и особенностей стран, да ещ╦ и на основе консенсуса. И это, наверное, очень важно, так как только при полном обоюдном согласии можно достичь наивысших результатов, что и доказывает ЕС своей работой и практическими результатами.

Основными направлениями деятельности ЕС в настоящее время являются:

  1. Движение от общего рынка к экономическому и валютному союзу.
  2. Реализация стратегии расширения.
  3. Формирование основ единой внешней политики и политики в сфере безопасности.
  4. Активизация региональной политики в Средиземноморье, Азии, Латинской Америки, Африке.
  5. Дальнейшая гармонизация социальной сферы, взаимодействия в области юстиции и внутренних дел.

С 1.1.2002 года на первом этапе одиннадцатью государствами ЕС (кроме Англии, Дании, Швеции, Греции) введена единая валюта "Евро" с курсом 1,16 доллара.

Начаты переговоры о вступлении с ассоциированными членами: Кипром, Венгрией, Польшей, Чехией, Словенией, Эстонией, Словакией, Болгарией, Румынией, Латвией и Литвой, исходя из перспектив принятия первых членов в первой декаде 2000г.

Ассоциированный -1. Объедин╦нный для достижения общей хозяйственной, политической, научной, культурной или какой-либо другой цели. 2.Имеющий общие интересы.

Все государства ЕС кроме Англии и Ирландии присоединились к Шенгенским соглашениям (от 1995, 1997гг.) об интеграции в правовую систему ЕС с целью создания "общего пространства свободы, безопасности и правосудия", определяющим свободу передвижения граждан Евросоюза и общие визовые правила в отношении иностранцев.

Амстердамским договором (1997г.) подтверждено единое гражданство дополняющее, но не отменяющее, как в России, принадлежность к национальному гражданству.

Структура ЕС.

К системе общих органов и институтов ЕС относятся следующие:

1. Европейский совет. Проводится в форме заседаний не менее 2-х раз в году на уровне глав государств и правительств и председателя КЕС.
Совет дает необходимые импульсы развитию интеграционных процессов, определяет генеральную политическую линию ЕС.

2. Европейский парламент (ЕП).

Представительный орган ЕС. Избирается прямым всеобщим голосованием во всех государствах-членах ЕС исходя из согласованной, пропорциональной численности их населения, квоты. (На последних выборах 1999г. избрано 626 депутатов сроком на 5 лет.) Назначение ЕП:

  • Участвует в процессах подготовки и принятия юридических актов ЕС, подключается к формированию его внешней политики;
  • Имеет прерогативы в области утверждения бюджета ЕС, межгосударственных согласований, ратификации международных договоров.
  • Сессии ЕП проходят ежемесячно в Страсбурге (Франция) или Брюсселе (Бельгия).

3. Совет ЕС.
Совет министров иностранных дел или, при решении отраслевых вопросов, соответствующих министров государств- членов.

Совет ЕС уполномочен принимать обязывающие решения практически по всем аспектам деятельности ЕС.

Обеспечивает представительство и защиту интересов государств в процессе согласования и реализации решений.

Порядок заседаний определяется Председателем Совета - соответствующим министром, председательствующего (переменно по согласованному графику сроком на полгода) в ЕС государства.

Рабочим органом Совета ЕС, функционирующим в рамках Генерального секретариата Совета и готовящим вопросы на его рассмотрение, является Комитет постоянных представителей государств - членов.

4) Комиссия Европейских сообществ (КЕС, неофициально- Европейская комиссия). Это наднациональный исполнительный орган, своего рода правительство, занимающееся повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС. Следит за соблюдением, как государствами, так и частными компаниями общих правил конкурентного поведения и стандартов, узаконенных учредительными договорами актами.

Готовит проекты нормативных документов для утверждения Советом. Возглавляется Председателем под началом, которого находится 20 членов (комиссаров) получающих, с общего согласия государств - членов, мандат сроком на 5 лет.

Имеет представительство в различных государствах фактически со статусом посольств. (Глава Представительства КЕС в Москве - Оттокар - Хан).

5) Европейский Суд. Состоит из 15 судей, избираемых на 6 лет. Обеспечивает единообразное толкование законодательства в пределах юрисдикции, установленной основополагающими договорами ЕС.

Заседает когда государства-члены или какой-либо из институтов ЕС просят об этом по ходу разбирательства коллизионных вопросов. (Коллизии - столкновение противоположных сил, стремлений или интересов).

Выносит решения также по искам физических и юридических лиц.

6) Палата аудиторов (12 членов назначаются Советом на 6 лет). Проверяет финансовые отчеты по всем договорам и расходам ЕС, всех учреждаемых им органов, составляет доклады и обобщает результаты ревизий по завершении каждого финансового года.

10. Европейский Инвестиционный Банк (ЕИБ).

Финансово-кредитная организация стран-членов ЕС созданная в 1958г. для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

Осуществляет на неприбыльной основе средне и долгосрочное кредитование развития менее развитых регионов, модернизации транспорта, энергетики, телекоммуникаций, охраны окружающей среды, поддержку малого и среднего бизнеса в интересах поощрения занятости.

Руководят деятельностью ЕИБ Совет Управляющих (состоит из министров, назначаемых странами-членами), Совет Директоров (по согласованным квотам) и Руководящий комитет. ЕИБ участвует в капитале Европейского банка реконструкции и развития (3% капитала ЕБРР), сотрудничает с основными международными финансовыми организациями.

Банк не получает финансовых дотаций из бюджета ЕС, а кредитные ресурсы на мировом рынке капитала аккумулирует посредством займов от своего имени и под свою ответственность, но при этом действуя строго в русле экономической и финансовой политики ЕС, на основе принципов наибольшей рациональности.

Местопребывание ЕИБ - Люксембург.

11. Организация североатлантического договора (НАТО).

Военно-политический союз 16 государств ЗЕ и Северной Америки: Бенилюкс, Англия, Дания, Исландия, Канада, Италия, Норвегия, Португалия, США, Франция - с момента основания, Греция и Турция - с февраля 1952г., Германия - с мая 1955г., Испания - с мая 1982г.. Франция с 1966г. вышла из НАТО. В2002г. в НАТО вступили Польша, Венгрия, Чехия. В этом же году подписан указ о медленном поэтапном вступлении в НАТО Украины, Грузии, Молдавии и Азербайджан.

Договор о создании НАТО был подписан в Вашингтоне 1949г.

Высшим политическим и военным органом союза является Совет НАТО. Он состоит из представителей всех 16 стран - членов. Совет созывается на сессии дважды в год. В случае необходимости проводятся чрезвычайные сессии на уровне министерств иностранных дел или на уровне глав государств и правительств.

В период между сессиями общее руководство делами НАТО осуществляет Постоянный совет. В него входят постоянные представители стран - членов в ранге послов. При Постоянном совете существует система постоянных рабочих органов, центральное место среди которых занимают:

  1. Политический комитет.
  2. Консультативная группа по вопросам атлантической политики.
  3. Экономический комитет.
  4. Комитет по рассмотрению вопросов обороны.
  5. Комитет по военному бюджету.
  6. Комитет по вопросам инфраструктуры. (Инфраструктура - совокупность отраслей, обеспечивающих бесперебойное функционирование народного хозяйства и жизнедеятельности населения, но не создающую материальную продукцию. Например, транспорт, энергообеспечение, телекоммуникации, связь, культура и т.д.)
  7. Комитет по науке.
  8. Комитет по информации и отношениям в области культуры,
  9. Комитет по координации в европейском воздушном пространстве и др.

Высшим органом военной структуры НАТО является Комитет военного планирования, который работает на уровне министров обороны стран - участниц. Заседания проводятся два раза в год (есть постоянный комитет военного планирования). В системе военных органов действуют также Группа ядерного планирования, Военный комитет, Международный военный штаб, Военный колледж.

Географическая зона, на которую распространяется ответственность союза НАТО, распределена между двумя Верховными Командованиями (в Европе и Атлантике) и региональной группой стратегического планирования США - Канада.

Вооруж╦нные силы НАТО подразделяются на две категории:

1) непосредственно приданные альянсу

2) силы, которые страны - участницы заранее выделили и готовы поставить под оперативное командование НАТО в случае боевых действий.

Исполнительным органом НАТО является Международный секретариат, отвечающий за общую организацию работы Совета НАТО, основных комитетов и др. рабочих органов альянса (Альянс - союз между государствами.) (Во главе международного секретариата - генеральный секретарь НАТО, с декабря 1995 г. - X. Салана).

Он подотчетен сессии Совета НАТО. Сроки пребывания на посту генерального секретаря не устанавливаются. Штаб-квартира - Брюссель (Бельгия).

Отношения России с НАТО строятся на Основополагающем Акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и Организациями Североатлантического договора, подписанном в Париже 27.5.1997г.

В июле 1997г. в Мадриде президент Украины Л. Кучма и представители НАТО подписали Хартию (Хартия - важный, особенно в историческом плане, документ.) об особых отношениях между Украиной и НАТО, предусматривающую создание механизма консультаций, диалога и сотрудничества в вопросах европейской безопасности.

12. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Создана на базе возникшего в 70-х годах совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Решение о переименовании СБСЕ в ОБСЕ принято в 1994г. на Будапештской встрече глав государств и правительств.

Это основывающаяся на консенсусе (единогласии) многосторонняя структура для переговоров, консультаций и принятия политических решений 55-ю государствами Европы, Азии Северной Америки (в том числе в ОБСЕ входит Россия).

На встречах (саммитах) глав государств и правительств государств участников определяются важнейшие приоритеты деятельности организаций, принимаются основные документы. Проводятся, как правило, один раз в два года.

Структура ОБСЕ.

Совет Министров ОБСЕ (СМОБСЕ) Является вторым по значению руководящим органом. Проводит свои заседания не реже одного раза в год в период между саммитами (встречами глав).

Постоянный совет - основной рабочий орган, принимающий текущие политические решения. Состоит из постоянных представителей государств-участников. Его еженедельные заседания проходят в Вене.

Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ) - является органом ОБСЕ, в рамках которого ведутся переговоры по контролю над вооружениями, разоружению, мерам по укреплению доверия и безопасности.

Экономический форум ОБСЕ - созывается один раз в год в Праге доля обсуждения вопросов экономического измерения деятельности организации.

Действующий председатель - министр иностранных дел председательствующей в ОБСЕ страны. Лично и через своих представителей осуществляет общее руководство оперативной деятельностью организации. Срок его полномочий - один календарный год. В своей работе опирается на помощь предшествующего и последующего представителей, составляющих вместе с ним "тройку ОБСЕ".

Генеральный секретарь - главное административное действующее лицо организации. Назначается Советом министров на срок в три года. Руководит работой Секретариата, находящегося в Вене.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) - в его компетенцию (Компетенция - круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.) входят вопросы раннего предупреждения кризисных и конфликтных ситуаций, связанных с проблемами национальных меньшинств. Сообщает и обобщает соответствующую информацию, готовит рекомендации, не носящие, однако, обязательного характера. Бюро ВКНМ находится в ГААГЕ.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) - занимается вопросами обеспечения прав человека, развитие демократии и верховенства закона, наблюдения за выборами в государствах-членах ОБСЕ. БДИПЧ базируется в Варшаве.

Парламентская ассамблея ОБСЕ - создана парламентариями государств-участниц ОБСЕ, ее секретариат находится в Копенгагене. Россия принимает активное участие в мероприятиях, проводимых в ОБСЕ. Представлена в органах и институтах организаций.

13. Совет Европы (СЕ).

Одна из наиболее представительных международных консультативных организаций европейского континента. Основан в 1949г. 10-ю западноевропейскими государствами с целью содействия более тесному "европейскому" сплочению. Штаб-квартира в городе Страсбурге (Франция). Официальные языки английский и французский. В настоящее время СЕ объединяет 40 государств. Кандидаты на вступление - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия и Монако. Парламенты этих стран, за исключением Белоруссии, пользуются статусом "специально приглаш╦нного" Парламентской ассамблеей СЕ. Статус наблюдателя, предоставлен США, Канаде, Японии.

Деятельность СЕ сконцентрирована:

  • на реализации принципов плюралистической демократии;
  • на проблематике прав человека;
  • гуманитарного, правового и социально-экономического сотрудничества;
  • на взаимодействии в сфере культуры, экологии и информации.

Значительное внимание уделяется общеевропейским делам, региональным конфликтам, другим актуальным аспектам международной политики.

Работа вед╦тся на межправительственном, межпарламентском уровнях, через местные органы власти и неправительственные организации.

Согласно уставу, вопросы национальной обороны не входят в компетенцию СЕ. Текущую деятельность СЕ обеспечивает международный секретариат, генеральный секретарь СЕ.

Основные органы СЕ.

1) Комитет министров (КМ) - уполномочен выступать и принимать решения от имени организации. Заседания проводят дважды в год, в Страсбурге на уровне министров иностранных дел государств-членов. В остальное время работает в постоянном режиме на уровне аккредитованных (Аккредитовать - уполномочить на представительство, например, при иностранной державе.) при СЕ постоянных представителей.

Повседневной работой КМ руководит бюро в составе председателя и двух его заместителей.

Функции председателя в течение полугодия поочер╦дно (согласно английскому алфавиту) выполняют министры иностранных дел государств-членов.

Задачи КМ:

  • Принятие решений, связанных с реализацией целей СЕ;
  • Мониторинг (Мониторинг - осуществление постоянных наблюдений за какими-либо процессами, делами, обязательствами.) за выполнением членами ЕС взятых на себя обязательств;
  • Утверждение ежегодной программы деятельности и бюджета организации;
  • Способствование политическому диалогу между правительствами стран-членов по различным аспектам внутренней жизни, а так же по узловым международным проблемам;
  • Оказание содействия странам ЦВЕ проведение политических законодательных и конституционных реформ.

В своей деятельности КМ опирается на разветвл╦нную сеть вспомогательных органов межправительственного сотрудничества (комитеты, рабочие группы и т. д.). Решение КМ не носят, как правило, обязательного характера. Однако КМ вправе запросить у правительств информацию о ходе их выполнения.

После 2-го саммита СЕ (октябрь 1997г.) приоритетом КМ стало реализация его решений касающихся:

  • укрепление демократической стабильности на континенте;
  • повсеместного укрепления прав человека; разработки новой социальной стратегии;
  • стратегии безопасности граждан (борьба с коррупцией и организованной преступностью);
  • структурной реформы СЕ;
  • учреждение единого суда по правам человека (начал функционировать с ноября 1998г.) и т. д.

2) Парламентская ассамблея (ПАСЕ). Наделена совещательными функциями (до 1974г. это консультативная ассамблея). Состоит из 286 представителей и 286 их заместителей из числа депутатов национальных парламентов. Квота мест для каждой страны в основном определяется численностью ее населения.

Полномочия депутатов в ПАСЕ действуют в течение ежегодной сессии, которая разбивается на четыре пленарных заседания. Они проводятся, как правило, в Страсбурге в последнюю неделю января, апреля, июня, сентября. Организуются так же так называемые "выездные мини-сессии". Считается, что депутаты ПАСЕ представляют не страны, а своих избирателей, и поэтому при голосовании руководствуются не национальными, а партийными интересами. Наиболее влиятельными являются партии (фракции) социалистов, крестьянских демократов, консерваторов, независимых демократов и т. д.

Резолюции и рекомендации ПАСЕ, адресованные КМ и правительствам, принимаются абсолютным большинством, а в случае поименного голосования - большинством в 2/3 голосов. ПАСЕ избирает председателя Ассамблеи и его заместителей, секретаря ПАСЕ, генерального секретаря СЕ и его заместителя, судей Европейского суда по правам человека. ПАСЕ формирует 14 отраслевых комитетов, в том числе политический, юридический и по правам человека, культуре и образованию, экономический, по вопросам равенства между мужчинами и женщинами и др.

Комитет ПАСЕ по мониторингу отслеживает на основе докладов стран-участниц выполнение членами СЕ своих обязательств. В случае их грубейших нарушений ПАСЕ вправе приостановить полномочия национальной парламентской делегации и ходатайствовать перед КМ об исключении страны из СЕ.

3) Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ). Включает 286 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такого же количества их заместителей. Как и ПАСЕ, надел╦н консультативными функциями. Заседает один раз в год.

Состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей.

Главные цели:

  • развитие демократии на местах;
  • укрепление трансграничного (заграничного) и межрегионального сотрудничества в Европе.

4) В систему специализированных учреждений СЕ с самостоятельным бюджетом, функционирующих на основе частных открытых соглашений (ЧОС) входят в частности:

  1. Венецианская комиссия, специализирующаяся в области конституционного права;
  2. группа Пампиду по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
  3. центр современных языков в городе Граце;
  4. ЧОС по предотвращению природных и техногенных катастроф, фонд социального развития (частные льготные кредиты на социально-значимые проекты).

Под эгидой СЕ регулярно проводятся европейские конференции отраслевых министров (по делам семьи, молод╦жи, юстиции, СМИ и т. д.).

В рамках СЕ принято более 170 многосторонних договоров конвенций (Конвенция - договор, условие, соглашение по какому-либо специальному вопросу.), соглашений и дополнительных протоколов). К большинству из них могут присоединиться все европейские государства (к некоторым - также и неевропейские).

Основополагающее значение имеет Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) от соблюдения которой зависит членство в СЕ.

Контрольным органом соблюдения ЕКПЧ является Европейский суд по правам человека г. Страсбург.

Россия стала полноправным членом СЕ 28.2.1996г. Является участницей около 30 европейских договоров, в том числе ЕКПЧ, конвенции, касающихся защиты национальных меньшинств, предотвращения пыток, местного самоуправления, сотрудничества в области культуры, образования, спорта, кинопроизводства и т. д.

Европейские символы: Флаг Европы утвержден в 1955г. - круг из 12 золотых зв╦зд на ярко-синем фоне, символизирует союз народов Европы. Количество звезд неизменно, так как число 12 - символ совершенства. С 1986г. этот флаг стал также официальной эмблемой ЕС.

День Европы - отмечается 5 мая - в годовщину создания СЕ.


© Красноярский государственный аграрный университет