Чат Форум

Лекция 1

 

Учебное пособие для студентов 3 курса экономического факультета

 

ПРЕДМЕТ КУРСА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (МЭ) и МЕТОДОЛОГИЯ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Предмет курса мировой экономики (МЭ) и методология его изучения

В общем плане, экономикой называется наука по управлению производством, хозяйством или той или иной отраслью хозяйства, производства (будь то промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.).

Более конкретнее, экономика - это стратегия и тактика хозяйственной деятельности, охватывающая все звенья товарного производства, распределения товародвижения и потребления материальных благ.

МЭ уже изучает процессы и закономерности взаимодействия национальных экономик стран (MX) и механизмы функционирования управления этими процессами. То есть это уже экономико-политическая стратегия и тактика страны по оптимизации национального производства, международному разделению труда, по проведению экспортно-импортных операций, получению прибыли и ее распределению.

Объектом МЭ является мировое хозяйство (MX).

MX - это совокупность национальных хозяйств, участвующих в международном разделении труда (МPT) и связанных международными соглашениями. В структуру же международных отношений в настоящее время входит:

  1. МРТ и теории международного товарообмена.
  2. Международная торговая политика.
  3. Международное перемещение факторов производства (рабочей силы, капитала и технологий).
  4. Современное предпринимательство (транснациональные корпорации (ТНК), ассоциации).
  5. Международная валютно-финансовая система (валютный рынок, валютные курсы, кредиты, займы, задолженности, инфляции, золотовалютные резервы).
  6. Внешне экономическая деятельность стран, ее регулирование и оценка (активный, пассивный, отрицательный, положительный, торговый и платежный балансы).
  7. Мировые и глобальные проблемы и пути их решения.

Цель изучения курса МЭ

Целью изучения курса является раскрытие содержания закономерностей и тенденций развития МЭ отдельных стран и России в международной экономической интеграции и международном экономическом сообществе.

Закономерность - это внешнее проявление объективных законов развития различных наук.

Тенденция - это направление, в котором совершается развитие какого-либо явления.

Главная задача курса МЭ.

Главной задачей курса МЭ является выявление основных путей и проблем развития МЭ и поиск путей эффективного включения России в MX.

Освоение курса позволяет:

  1. Оценивать процессы, происходящие в МЭ.
  2. Составлять элементарный прогноз с учетом познанных тенденций и закономерностей развития MX.
  3. Учитывать влияние различных факторов на развитие отечественной экономики и ее ключевых отраслей.
  4. Оценивать качества экспорта, импорта.
  5. Определять эффективность конкретных внешнеэкономических операций.
  6. Применять отдельные элементы мировых достижений в организации управления производством и коммерцией
  7. Добывать необходимую информацию и применять полученные знания, выступая в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности.

Мировое хозяйство

MX включает в настоящее время 218 стран (государств) и рассматривается как целостная глобальная система.

Для удобства изучения процессов, протекающих в мире, глобальная система разбивается на ряд различных подсистем.

Для выделения подсистем из MX применяется следующие критерии:

  1. Уровень экономического развития характеризуется объемом ВВП на душу населения.
  2. Социальная структура экономики определяет характер и формы реализации собственности, а также связанные с ней отраслевые структуры населения.
  3. Тип экономического роста - отражает как количественные так и качественные изменение товаров и услуг при экстенсивном и интенсивном пути развития экономик отдельных стран.
  4. Уровень и характер внешнеэкономических связей - показывает степень участия страны в МРТ.
  5. Величина экономического потенциала зависит не только от уровня экономического развития, но и от масштаба производительных сил, численности населения, размеров территории, наделенности природными ресурсами.

Поэтому такие страны, как Россия, Индия, Китай не без основания выделяются рядом авторов в отдельные подсистемы (метосистемы).

По уровню экономического развития страны мира делятся на несколько групп:

  1. Страны с национальным доходом на душу населения свыше 9000 долларов (цены 1995года) - высокоразвитые страны, ( страны, у которых совокупный национальный ВВП составляет более 1/2 ВВП США). К этой группе относятся страны Европы ( за исключением Албании, Греции и Югославских республик), страны "семерки" с наивысшим ВВП (Италия, Франция, Германия, Англия, США, Канада, Япония), Дания, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Финляндия, Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария, Бельгия, Мексика, а также Израиль, Южная Корея, Сингапур, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты. Среди этих стран особо выделяются и в известной степени противостоят друг другу на мировом рынке три центра: США <-> ЕС <-> Япония.
  2. Страны среднего уровня развития. Страны с национальным доходом на душу населения от 750 до 8,5 тыс. долларов или 30-50% ВВП США. Это Греция, ЮАР, латиноамериканские страны - Венесуэла, Бразилия, Уругвай, Тринидад, Тобаго, Оман, Ливия и др. К ним примыкает большая группа государств в которую входят страны Центральной и Восточной Европы (Чехия, Словакия, Болгария, Румыния, Венгрия, Польша и др.).
  3. Группа слаборазвитых стран, в которых ВВП на душу населения не превышает 750 долл., а совокупный ВВП составляет менее 30% ВВП США. Эта группа включает более 60-ти государств: Индия, Китай, Пакистан, население каждой из которых превышает 100 млн. человек, и такие, как Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Сомали, Бангладеш - всего 42 страны, 26 из которых находятся в Африке.

На основании комплексной оценки разнообразных критериев в мировом хозяйстве в настоящее время выделяются , три крупные подсистемы или метасистемы:

  • Промышленно развитые капиталистические страны.
  • Страны переходного периода (бывшие соц. страны с централизованным планированием экономики).
  • Развивающиеся страны.

В результате международной специализации страны мира подразделяются также на несколько групп.

К первой группе относятся страны, производящие и поставляющие на мировой рынок продукцию обрабатывающей промышленности. К этой группе стран относятся такие промышленно развитые страны как Германия, Франция, Англия, Италия, Канада, Япония США поставляющие на мировой рынок:
- высокотехнологическое оборудование
- автомобили
- станки
- химические материалы (товары)
- бытовую технику

Кроме того, внутри этой группы также существует специализация по некоторым видам продукции:
- Авиационной - Германия, Франция, Япония, Италия, Швеция, США, Англия;
- Автомобильной - Германия, Франция, Япония. Италия, Швеция, Англия, США;
- Бытовой техники - Япония, Германия, Голландия.

Ко второй группе относятся страны, дающие продукцию добывающей промышленности. К этой группе относятся страны, обладающие мощными минеральными ресурсами и продающие их на мировом рынке.

Это, прежде всего, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки, осуществляющие продажу нефти и газа в основном промышленно развитым странам.

Кроме того, к этой группе следует отнести ряд стран Африки, Латинской Америки, а также промышленно развитые страны, такие как Швеция, Австралия, Канада, которые добывают и продают в большом количестве уголь, руды черных и цветных металлов, золото, серебро и т.д.

К третьей группе относятся страны, специализирующиеся на производстве и продаже продукции сельского хозяйства. В первую очередь это касается стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Поставщиками сельскохозяйственной продукции на мировом рынке являются также большинство промышленно развитых капиталистических стран - это практически все страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, Канада, США.

Говоря о третьей группе стран - поставщиков сельскохозяйственной продукции, следует отметить наличие среди них специализации на определенный вид продукции: Бразилия - кофе. Аргентина - мяса. Куба - сахара. Индия и Шри-Ланка - чая.

Арабские страны - фиников, цитрусовых, хлопка. Страны Африки и Латинской Америки - бананов и т.д.

В то же время существует и четвертая группа стран, которые одновременно производят продукцию обрабатывающей, добывающей промышленности и сельского хозяйства. Это ряд западных промышленно развитых стран, таких как Германия, Франция, Англия, США, Канада. Таким образом, мы выделили собственно две группы стран:

  1. Развитые капиталистические страны (страны золотого миллиарда ), которые объединяют 23 страны.
  2. Развивающиеся страны, куда вошли 26 социалистических стран, после развала Варшавского договора и Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ).

Но есть еще и третья группа стран, так называемых новых индустриальных стран (НИС ).

Новые индустриальные страны.

60-80-е годы XX века стали периодом глобальных изменений в общей структуре развивающихся стран. В этот период из их среды отпочковываются (выделяются) так называемые "новые индустриальные страны" (НИС). Эти страны своеобразными образцами развития для многих освободившихся государств как в отношении динамики внутреннего развития, так и в отношении внешнеэкономической экспансии.

Экспансия - расширение, распространение (границ влияния и прочее), стремление к захвату новых территорий, колоний, рынков в других странах.

Как правило, к НИС "первой волны" или первого поколения относят четыре "малых дракона" Азии - Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки - Аргентину, Бразилию и Мексику.

К НИС второго поколения относятся Малайзия, Таиланд, Индия, Чили.

К НИС третьего поколения - Кипр, Тунис, Турция и Индонезия.

К НИС четвертого поколения - Филиппины, южные провинции Китая и т.д.

При этом по методике ООН критерии, по которым страны относятся к категории НИС, следующие:

  1. Размер ВВП на душу населения (8-14 тыс. долл. и более);
  2. Среднегодовые темпы прироста ВВП (5-10% в год);
  3. Удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (более 20%);
  4. Объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе (87% Китай , 16,3% развивающиеся страны - 200-300 млрд.долл.);
  5. Объем прямых инвестиций за рубежом (10-20 млрд. долл.).

Особенностью этих стран являются высокие темпы их экономического роста. Подсчитано, что на протяжении 30 лет (1960-1990) темпы развития экономики азиатского региона в целом составила более 5% в год, в то время как в европейских странах - только 2%.

По прогнозам международных экспертов Восточная Азия может перегнать к 2010 году по объему валового национального продукта Западную Европу, а к 2020 году - и Северную Америку.

По прогнозам Мирового банка в течении ближайших лет средние темпы роста в
- Южной Азии должны составить - 5,7%;
- Восточной Азии - 7,7%;
- Латинской Америки - 3,5%.

В среднем ожидается прирост дохода на душу населения за 1995-2004 года в Восточной Азии- 6,6%.

Доходы на каждого жителя земли по прогнозу будут ежегодно увеличиваться на 1,9%.

Примечательностью этих стран также является и низкий уровень безработицы. В середине 90-х годов четыре "малых дракона", а также Таиланд и Малайзия относились к странам с самой низкой безработицей в мире.

Экономический взлет (скачок) стран - НИС до уровня развитых капиталистических стран был совершен по времени в четыре раза меньше, чем на это затратила Япония, и в восемь раз меньше, чем США.

Появление с конца 80-х годов большой группы стран НИС позволяет говорить о "новоиндустриальности" как об объективном и закономерном явлении в развитии международной экономики.

Современный мир характеризуется и тем, что глобальное неравенство стран и народов становится ключевой проблемой в 21 веке.

По данным организации "Программа развития ООН" и Сбигнева Бзежинского - бывшего советчика президента США по национальной безопасности, а ныне консультанта центра стратегических и международных исследований -в 60-е годы богатые страны были зажиточнее бедных в 30 раз, а в 90-х уже в 150 раз. С учетом экстраполяции уровень и качество жизни срвременных капиталистических стран более чем 200 раз превышает уровень и качество жизни развивающихся стран, и это является основным источником всех противоречий и противостояний современного мира.

Современное распределение ведущих стран мира с учетом пяти критериев, ведущим из которых является уровень экономического развития, представлено в таблице 1.

Таблица 1
Страны Место Общий объем, млрд. дол. Доля, % Душевой ВВП,
тыс. дол.
ВВП Промышленность ВВП Промышленность
Мир в целом в том числе:   26200 6500 100 100 4,8
США 1 5900 1300 22,5 20,0 23,1
Канада 2 560 130 2,1 2,0 20,5
Япония 3 2450 850 9,3 13,0 19,5
Франция 4 975 225 3,7 3,5 16,8
Германия 5 1350 570 5,2 8,8 16,8
Италия 6 940 215 3,6 3,3 16,2
Великобритания 7 910 225 3,5 3,5 15,8
Россия 8 775 275 3,0 4,2 5,00
Китай 9 2870 570 11,0 8,8 3,65
Индия 10 1100 200 4,2 3,1 1,25
Страны "Большой семерки"   13085 3515 50 54 19,8

В связи с тем, что на смену планово -предупредительной системе внедряется свободная, рыночная экономика, необходимо знать ее основные черты и особенности.

Особенности открытой экономики.

  1. Под открытой экономикой понимается такое хозяйство, направление развитие которого определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве, а внешнеэкономические связи усиливаются. При этом внешнеторговый оборот достигает такого уровня, когда он начинает стимулировать общий экономический рост. Считается, что он начинает оказывать стимулирующее и тормозящее влияние на хозяйство с того момента, когда он достигает уровня около 25% к ВВП.
  2. Другим критерием открытого характера экономики является коэффициент эластичности внешнеторгового оборота по отношению к ВВП.

  3. Коэффициент эластичности спроса на импорт по доходам свидетельствует, насколько возрастает импорт в случае увеличения ВВП на 1%.
    Коэффициент эластичности спроса на экспорт показывает зависимость между темпами роста экспортной продукции данной страны и ВВП государств, импортирующих эту продукцию.
    Коэффициент эластичности экспорта или импорта больше единицы свидетельствует об увеличении открытого характера экономики, коэффициент меньше единицы - об его уменьшении.
  4. Для открытой экономики характерно, что МРТ влияет на принятие решений, касающихся формирования внутренней структуры производства.


© Красноярский государственный аграрный университет