13.6. Cофтверные патенты

В последнее время участились споры по поводу так называемых софтверных патентов. Например, дело компании Kodak против корпорации, разработавшей Java-программы. Суть претензии сводилась к запрету использования возможности, благодаря которой одна программа может "просить помощи" у другой программы в выполнении некоторых функций. В России пока не было споров, однако уже выданы патенты. Например, в 1999 году был выдан патент на полезную модель под названием "Система предоставления информации". По сути, патент охватывает всю баннерную рекламу в сети Интернет.

Порой дело доходит до абсурда. Например, свидетельством № 2002104831 (24580) с датой приоритета 28 февраля 2002 г. еще раз охватывается реклама в Интернете, а также функционирование Интернета как такового.

Существование таких противоречивых документов связано с упрощенной процедурой проведения экспертизы для полезных моделей. Стоит отметить и то, что многие владельцы такого рода патентов вряд ли смогут предъявить к кому-либо серьезные претензии, которые окончатся решением суда в их пользу.

В настоящее время патентование программного обеспечения на законодательном уровне получило распространение в США. Дискуссии о целесообразности такого подхода идут и в Европе.

Патентование программных продуктов защищает его разработчиков, безусловно, сильнее, чем авторское право, но возможности для произвола таковы, что классический баланс интересов автора и общества тут значительно нарушается.

Создавая какой-либо программный продукт, автор должен проводить большое, длительное и дорогостоящее исследование, чтобы выяснить, не будет ли его разработка нарушать чьи-либо права, а если это так, то заключить с владельцами патентов лицензионные соглашения об использовании запатентованных элементов и производить лицензионные отчисления, установленные правообладателем. Все это приведет к значительному сокращению разработчиков программного обеспечения, поскольку решения всех названных проблем по силам только компаниям, располагающим достаточными средствами.

Кроме того, это позволяет даже средней по размерам компании довольно легко монополизировать какую-либо область разработки и реализации программных продуктов и либо представлять на рынок только свои продукты, устанавливая для конкурентов лицензионные платежи, сопоставимые с себестоимостью программного продукта, либо обеспечить себе безбедное существование за счет лицензионных отчислений, но в этом случае рынок будет иметь программные продукты со значительно завышенной стоимостью.

Примером сказанного является ситуация на рынке графических редакторов. Компания Adobe имеет такое количество патентов в области обработки изображения, что создание конкурентом какой-либо альтернативной программы по работе с изображением, без нарушения при этом прав на технологии, защищенных патентами, нецелесообразно, поскольку такая программа будет иметь неприемлемые качество и функциональность.