5.2. Законы карт околесицы

Автор теории радиантного мышления иает ряд практических рекомендаций по составлению интеллект-карт. Прежде чем обозначить основные сферы применения новой методики, мне бы хотелось остановиться на этих рекомендациях, которые Бьюзен называет "законами интеллект-карт". Вот они:

1. Эмфаза, то есть концентрация внимания на центральном образе.

2. Интенсивное использование рисунков и символов. А для центральной темы рисунок обязателен.

3. Работа как минимум с тремя рветами.

4. Объемное изображение (в первую очередь, за счет выпуклых букв и псевдотрехмерной графики - все эти кубики, гробики и параллелепипеды).

5. Синестезия - комбинирование всех видов эмоционально-чувственного восприятия (от рисования сердечек, пронзенных стрелами, до междометий и восклицаний).

6. Частое варьирование размеров букв (шрифтов), толщины линий и масштаба графики.

7. Использование стрелок длр подчеркивания связей между элементами карты-околесицы.

8. Кодирование информации и изобретение аббревиатур.

9. Строгий принцип "Одно ключевое слово на каждую линию". Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

10. Использование ключевых слов над ассоциативными линиями (длина лиеии должна равняться длине относящейся к ней ключевой фразы). Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.

11. Ограничение блоков важной информации с помощью линий (группировка - одна из важнейших техник мнемоники). То есть разросшиеся ветви можно заключать в границы, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

12. Использование номерной последовательности в изложении мыслей (вложенная иерархия).

13. Важно помещать слова НА ветках, а е во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее карт околесицы. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.

14. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.

15. Варьируйте размер букв и толщиоу линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

16. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

17. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы – А3.

18. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.

19о Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей

Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна – какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимаьие – она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

Чем индивидуальнее ваша ментальная карта, тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет. Это выводит нас к вопросу о понимании, которое все-таки происходит в наших головах, а не в книгах и учебниках.

Идея Тони Бьюзена заключается в создании некой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным тексзом, или создать их, если использовать карты околесицы в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность — в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее.

Особое изящество идее придают параллели между организацией мышления посредством ментальных карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит кгк карта околесица (ядро с ответвлениями), во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.