2.7. Выводы

Подводя итоги рассмотрения российского рынка информационных услуг, отметим следующее.

Общеизвестно, что основой управления, и в особенности управле­ния экономикой, является полная, достоверная и своевременно полу­ченная информация.

В начале перестройки страна потеряла существовавшую ранее си­стему информационного обеспечения управления плановой экономи­кой, а следовательно и предприятиями, и вошла в рыночные отно­шения при отсутствии соответствующего этим отношениям рынка информационных услуг.

Российский рынок информационных услуг, ориентированный на новые экономические условия, находится на начальной стадии фор­мирования. Он характеризуется следующими особенностями.

1. Рынок биржевой и финансовой информации в России уже в пер­вые годы перестройки получил наибольшее развитие в связи с имев­шимся высоким спросом на данный вид информации.

2. Рынок информации о фирмах, предприятиях и организациях в наи­меньшей степени удовлетворяет нуждам российских и зарубежных потребителей. Можно указать следующие недостатки в обес­печении потребителей информацией о фирмах и организациях:

  1. число фирм, по которым ведутся регистры предприятий, огра­ничено и не превышает 200 тыс.;

  2. частота обновления информации, как правило, не превышает одного раза в год;

  3. перечень признаков, по которым накапливаются сведения, крайне ограничен и не удовлетворяет в значительной степени потребностям пользователей;

  4. в интересах экономической безопасности предприятия нужда­ются в регистрационных данных предполагаемых партнеров и других участников рынков, на которых они работают (сведе­ния о выданных лицензиях, адресах, учредителях, руководите­лях, имеющих право подписи на финансовых документах, и ряд других сведений). В России практически отсутствует единый банк регистрационных данных фирм и организаций. Эти сведения в полном объеме имеются лишь в региональных регистрационных палатах, и доступ к ним рядового потребите­ля крайне затруднен;

  5. важнейшие для потребителя сведения о финансовом состоянии предприятий-партнеров, предполагаемых партнеров, конкурен­тов, заемщиков денежных средств практически отсутствуют, что существенно повышает уровень рисков в кредитной дея­тельности банков и предпринимательской деятельности пред­приятий и фирм.

3. Важнейшим элементом информационного обеспечения государ­ственного управления и предпринимательской деятельности яв­ляются отраслевые информационные ресурсы. В период реформ создававшаяся в течение многих лет отечественная система от­раслевой информации была разрушена. Предпринимаемые в по­следние годы действия государства по решению этой проблемы пока носят формальный характер.

4. Трудности финансового характера, возникшие в период реформ, нанесли тяжелый урон системе научно-технической информа­ции. Имеются серьезные проблемы и в получении государствен­ной системой статистики достоверной экономической информа­ции в сфере услуг, в первую очередь в торговле, системе малого бизнеса, фермерства и крестьянских хозяйств. Объемы товаров, ввозимых «челноками», практически невозможно проконтроли­ровать.

5. Если раньше информация для предприятий и граждан считалась бесплатной, то в настоящее время мы бросились в другую край­ность — вся информация, кроме библиотечного обслуживания, предоставляется на платной основе. Сложилась порочная си­туация с получением информации из государственных ресур­сов, например из баз данных научно-технической информации. Пользователь уже оплатил из своих налогов содержание соот­ветствующей государственной структуры, но, обратившись туда с запросом, заплатит вторично в соответствии с Положением о системе научно-технической информации, утвержденным Пра­вительством РФ. Высокая стоимость деловой информации ог­раничивает к ней доступ в первую очередь предприятий среднего и малого бизнеса.