2.5. Биржевая и финансовая информация

2.5.1. Основные положения

Информационные ресурсы в области биржевой информации вклю­чают справочники и базы данных по организациям, оказывающим со­ответствующие услуги (эмитентам, регистраторам и депозитариям, бир­жам, брокерским фирмам, инвестиционным компаниям и банкам), справочники и базы данных по выпускам ценных бумаг, финансовым услугам, печатные справочники и базы данных, характеризующие со­стояние рынка ценных бумаг и соответствующие коммерческие пред­ложения, а также специальные базы текстовой информации.

Основными потребителями биржевой информации в России явля­ются профессиональные участники биржевого, фондового и финансо­вого рынка — оптовики, профессиональные инвесторы, а также ана­литические и консультационные службы, ориентированные на их обслуживание.

Рынок финансовой информации в России часто рассматривается отдельно от рынка биржевой информации, так как эти виды информа­ции имеют определенные отличия.

Финансовая информация включает прежде всего информацию по обменным курсам валют и информацию по состоянию рынка денег и соответствующих инструментов. Как и в случае биржевой информа­ции, для пользования базами данных финансовой информации потре­бителю зачастую необходимо располагать специальным программным обеспечением, поставляемым при подписке на базы данных.

Особенности биржевой и финансовой информации заключаются в том, что она ежеминутно меняется, отражая события, происходящие на рынке, и включает информацию о ценных бумагах, фьючерсах, об­менных курсах валют, рынке недвижимости, денег, капитала и страхо­вания. Финансовый рынок как форма организации и регулирования жизни общества представляет собой прежде всего определенную ин­формационную систему. Существование разных цен на одни и те же Товары или ценные бумаги, казалось бы, ставит под сомнение роль де­нег как всеобщего эквивалента. Однако все сводится только к владе­нию информацией об этой разнице. Как только эти сведения станут известны экономическим агентам, разница исчезнет. Поэтому главное условие успеха деятельности на финансовом рынке — наличие опера­тивной и достоверной информации.

Существуют комплексные базы данных, охватывающие одновре­менно биржевую и финансовую, а также экономическую, коммерче­скую, а иногда и специальную информацию. Эти базы ориентированы преимущественно на профессиональных инвесторов и предоставляют им по возможности всю необходимую информацию для принятия решений по инвестированию.

Всех производителей информационной продукции на российском рынке биржевой и финансовой информации можно разделить на не­сколько групп.

К первой группе следует отнести:

  • поставщиков «сырой» финансовой информации — финансовые институты и службы, дающие первичную и оперативную бирже­вую и другую информацию;

  • государственные органы управления, такие как Центральный банк РФ и Министерство финансов РФ;

  • банки, биржи.

Вторую группу составляют информационные, консультационные агентства, информационные центры и отделы финансовых институтов и объединений, например Агентство экономических новостей (ЭН), Международное агентство финансовой информации (МАФИ), аген­тство «Прайм», агентство «Анализ, консультации и маркетинг» (АК&М), «Росбизнесконсалтинг» (КВС), Экономическое информационное агентство «Рейтинг» (Рейтинг ЭИА), Консультационное агентство «Скейт-Пресс», 000 «МФД-ИнфоЦентр», Федерация фондовых бирж России (ФФБР), Агентство коммерческих новостей «Коминфо», Агентство экономических новостей «Пал Информ», АО «Инсайт», АО «Нефтехим», «Сетевая служба новостей», АО «ИКС-МИР», НПФ «Мастак», «ТВ-Информ-Би», «Руссика» и др.

Третью группу образуют издательские дома, газетные объединения и информационные службы, такие как «Финансовая газета», изда­тельский дом «КоммерсантЪ», газета «Экономика и жизнь», агентство «ИТАР-ТАСС» и ряд других.