26.6. Функции CRM

Функциональность CRM охватывает маркетинг, продажи и сервис, что соответствует стадиям привлечения клиента, самого акта совершения сделки (транзакции) и послепродажного обслуживания, то есть все точки контакта, где происходит взаимодействие предприятия с клиентом.

В начале 90 уже существовали системы, которые и были интегрированы в одно целое в рамках концепции CRM:

  1. различные системы сбора информации о клиентах

  2. маркетинговые БД, обеспечивающие анализ данных на уровне продукта (продажи)

  3. системы доставки информации до клиента ( прямая почтовая рассылка и т.д.)

  4. базовые аналитические инструменты, используемые для анализа поведения покупателя при покупке.

Входной информацией для CRM являются данные, характеризующие клиента: история контактов (покупки, запросы на обслуживание, информационные запросы, жалобы), его профиль (возраст, доход, наличие детей, профессия, место проживания), история покупок (что купил, количество, способ оплаты, наличие задолженности), и данные об организации (структура продаж, параметры текущего состояния бизнеса).

Выходной информацией являются агрегированные данные и показатели, новые знания, выводы - все то, что может быть использовано для оптимизации работы компании в целом и ее отдельных сотрудников.

Три основные цели использования CRM:

  1. оперативное - оперативный доступ к информации в ходе контакта с клиентом в процессе продаж и обслуживания.

  2. аналитическое - совместный анализ данных, характеризующий деятельность клиента, так и фирмы, получение новых знаний, выводов, рекомендаций.

  3. коллаборационное - клиент непосредственно участвует в деятельности фирмы и влияет на процессы разработка продукции, его производства, сервисного обслуживания.

Основными функциональными блоками CRM-систем являются:

  1. SFA - автоматизация деятельности торговых представителей,

  2. MA - автоматизация маркетинга,

  3. CSS - автоматизация службы поддержки и обслуживания клиентов.

SFA - взаимодеqствие продавцов с клиентами, превращение его в потребителя, создание и поддержание его лояльности - ключ к успеху бизнеса. Продавцы должны иметь средства доступа к самой вежей информации, с другой доводить такую информацию до других.

SFA включает

  1. прогнозы продаж, анализ цикла продаж, генерация отчетности,

  2. управление контактами,

  3. работа с клиентами,

  4. автоматическая подготовка коммерческих предложений,

  5. генерация клиентских баз,

  6. генерация прайс-листов,

  7. анализ прибылей и убытков.

MA - наиболее эффективным является персонализированный маркетинг (one2one), имеющий цель обеспечить клиента информацией, наиболее соответствующей его запросам.

MA включает:

  1. средства анализа и формирование целевой аудитории, генерацию списков потенциальных клиентов и их распределение между торговыми агентами,

  2. средства планирования и проведения маркетинговой кампании, анализа ее результатов для каждой целевой группы, продукта, региона,

  3. инструменты для проведения телемаркетинга,

  4. упраление потенциальными сделками,

  5. БД по продуктам компании, ценам, состоянию рынка, конкурентам.

CSS включает:

  1. БД контактов с клиентом,

  2. мониторинг прохождения заявок,

  3. средства контроля выездных сервисных служб,

  4. базу знаний о типичных возникающих проблемах и средствах их решения,

  5. сервисные соглашения,

  6. средства управления запросами клиентов.