РАЗВЕДЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

методическое пособие по изучению дисциплины и задание для курсовой работы

ЗАДАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)

Вариант 0

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Для повышения уровня подготовки зооинженеров по теории зоотехнии в учебном плане введен по этой дисциплине курсовой проект (работа). Курсовой проект (работа) выполняется на основе использования литературных источников и материалов конкретных хозяйств.

Если курсовой проект (работа) будет хорошо выполнен, он (при желании студента и по рекомендации кафедры) может быть разработан наиболее глубоко и представлен в дальнейшем в качестве дипломной работы.

Студент выполняет тот вариант курсового проекта (работы), номер которого совпадает с последней цифрой его учебного шифра.

Вариант 0

Тема. Методы совершенствования пород сельскохозяйственных животных

Для выполнения задания студенту следует избрать тот вид животных и ту породу, с которыми он работает в хозяйстве, используя ту общую схему, которая предлагается ниже. Такой же схемы следует придерживаться и в том случае, если работа выполняется на примере пород других видов животных.

Курсовой проект (работа) включает в себя следующие основные разделы (на примере пород молочного скота).

1. Породообразование. Классификация пород. Структура пород

Приступая к выполнению курсового проекта (работы) по названной теме, необходимо выяснить, что такое порода, и назвать основные факторы породообразования. Многообразие пород сельскохозяйственных животных вызвало необходимость их классификации. Существует несколько классификаций пород. В практике разведения сельскохозяйственных животных чаще пользуются классификацией пород, в основу которой положен учет направления (характера) продуктивности. Эта классификация называется хозяйственной, или производственной. На какие группы делятся породы сельскохозяйственных животных в соответствии с этой классификацией (по каждому виду)?

Каждая порода имеет свою структуру. Назовите элементы, определяющие структуру породы (генеалогические, заводские и специализированные линии, семейства, заводские и зональные типы). Охарактеризуйте каждый элемент этой структуры и покажите его значение.

2. История выведения породы

В этом разделе студент должен указать время, к которому относится образование породы, местность (для иностранной породы указать страну), в которой она выведена, с характеристикой природных условий. Должны быть освещены основные социально-экономические факторы, оказавшие влияние, наряду с природными условиями, на формирование породы и определившие характерное для нее направление продуктивности, а также селекционно-генетические методы, которые использовались при ее создании. Следует отметить роль тех работников зоотехнической науки и практики, которые принимали участие в создании и дальнейшем совершенствовании породы.

Должны быть указаны зоны распространения данной породы в РФ, ее численность и удельный вес по отношению ко всему породному скоту.

3. Зоотехническая характеристика породы

В этом разделе дается характеристика породы по удою, жирномолочности, экстерьерно-конституциональному типу и живой массе. Основным источником сведений должны быть материалы хозяйства, которые сравниваются с аналогичными материалами изданных по породе племенных книг, в частности, обзоры и статьи, которые даются к каждому тому Госплемкниги и включают в себя все важнейшие показатели, характеризующие животных, записанных в соответствующий том ГПК.

Описание экстерьерно-конституционального типа, преобладающего в породе (типичная масть, выраженность молочных и мясных форм, конституциональные отличия, главнейшие особенности и недостатки, присущие экстерьеру животных данной породы), должно быть дополнено объективной характеристикой экстерьера по величине основных промеров полновозрастных коров и быков: 1) высоте холке; 2) глубине груди; 3) ширине груди за лопатками; 4) ширине в моклоках; 5) косой длине туловища (палкой); 6) обхвату пясти.

Рекомендуется воспользоваться при этом графическим методом (экстерьерный профиль), приняв за условный стандарт промеры чистопородных животных, записанных, например, в I том (или один из ранних) ГПК. По отношению к этому условному стандарту, принимаемому за 100%, определяется в процентах соответствующая величина каждого промера полновозрастных чистопородных коров, записанных в другие тома Госплемкниги и разводимых в данном хозяйстве, и результаты графически выражаются по форме, приведенной ниже.

Форма

Экстерьерный профиль чистопородных коров _________________ породы, записанных в ______________ тома ГПК (промеры коров, записанных в ________________ том, приняты за 100%)

Для характеристики типа и пропорций телосложения пользуются индексами. Предлагается вычислить индексы телосложения, указанные в табл. 1, используя абсолютные величины промеров коров, записанных в один из последних томов Госплемкниги, а также показатели промеров коров стада того хозяйства, в котором Вы работаете.
Таблица 1
Индекс Соотношение
промеров, %
Величина индекса в возрасте
по данным ГПК, т____ по данным хозяйства
первого отела второго отела трех отелов и старше первого отела второго отела трех отелов и старше
Длинно-
ногости
Растя-
нутости
Тазо-
грудной
Грудной
Сбитости

Укажите, в каком возрасте телочек данной породы пускают в первую случку. Какой экономически и биологически обоснованный возраст первой случки телок целесообразно рекомендовать, имея в виду формирование животных желательных для данной породы направления продуктивности применительно к условиям хозяйства?

Попробуйте обосновать примерный стандарт живой массы телок к указанному возрасту первой случки. Каковы при этом должны быть приросты, обеспечивающие достижение к первому отелу стандартной (1 класса) живой массы? Покажите, какая скорость роста (среднесуточный прирост) предусмотрена для коров ____________________породы бонитировочным стандартом (1 класса) в периоды между первым, вторым и третьим отелами.

Следует указать, какие принципы выращивания молодняка применялись при совершенствовании породы, какие приемы намечено внедрить в хозяйстве или спецхозе.

Для характеристики коров по молочной продуктивности берутся материалы хозяйства и сравниваются с данными Госплемкниг или монографий по изучаемой породе, которые следует привести по примерной форме таблицы 2.
Таблица 2

Удой чистопородных коров_____________________породы за 305 дней лактации

№ п.п.Название источникаК каким
годам относятся данные
Область (край)1-я лактация2-я лактация3-я и старше
головсредний удой, кгголовсредний удой, кгголовcредний удой, кг
1ГПК, т
2Моногр.
3Данные хоз-ва

По аналогичной форме следует дать характеристику породы по содержанию жира в молоке и по живой массе коров и производителей.

Если избранная студентом порода относится по своей продуктивности к группе комбинированных, то следует дать несколько более подробную оценку мясных качеств (результаты откорма, убойный выход животных разного пола и возраста).

В заключение этого раздела необходимо сделать выводы по состоянию и перспективам улучшения работы по выращиванию молодняка и совершенствованию продуктивности животных в хозяйстве.

4. Методы племенной работы

В этом разделе должны быть освещены следующие вопросы: в каком направлении на разных этапах формирования породы велся племенной отбор и подбор? Почему не следует применять односторонний отбор? Какие признаки (например, величина надоя, процент жира в молоке, живая масса, конституция) требуют наибольшего внимания при дальнейшей работе с породой? Лучшие хозяйства, в которых ведется племенная работа с породой. Рекордистки в породе, их роль в улучшении отдельных стад и породы в целом.

Применялся ли инбридинг и каких степеней при получении лучших производителей и родоначальников линий?

Ведущие заводские линии и семейства в породе по данным ГПК. Приведите родословные лучших производителей данной породы, используемых в данном хозяйстве.

Опишите, как организована проверка быков по качеству потомства; результаты оценки быков по потомству; как улучшить работу по проверке быков по потомству. Назовите лучших производителей в породе, оцененных по продуктивности дочерей. Применяется ли скрещивание для улучшения изучаемой породы? С какими породами?

Изложите кратко основное содержание плана племенной работы по улучшению стада совхоза или колхоза, где вы работаете.

Сравните по основным показателям (надой, процент жира в молоке, живая масса) стадо характеризуемого вами хозяйства со стандартом породы и отдельными лучшими стадами животных данной породы. Рекомендуется иллюстрировать курсовой проект (работу) рисунками (графиками) и имеющимися в вашем распоряжении фотографиями животных.

В заключение необходимо сделать выводы по улучшению племенной работы в хозяйстве.

Литература

Государственные племенные книги изучаемой породы.

Монографии по отдельным породам и статьи в периодической печати.

Инструкции по бонитировке животных разных видов.

Вариант 1

Тема. Рост и развитие сельскохозяйственных животных

Предлагаемая тема курсового проекта (работы) включает в себя значительный круг вопросов, составляющих теоретическую основу тех приемов направленного выращивания молодняка, которые применяет практическая зоотехния с целью формирования у животных желательных качеств.

Знание закономерностей индивидуального развития необходимо как для правильной оценки молодняка при его отборе, так и умения обнаружить и объяснить появление тех или иных признаков недоразвития, так и для организации рациональной системы выращивания.

При выполнении курсового проекта (работы) освещаются следующие разделы.

1. Основные закономерности роста и развития

сельскохозяйственных животных и факторы, влияющие на этот процесс

Вначале дается определение понятий "рост" и "развитие" как двух сторон единого процесса онтогенеза; указывается, в чем они проявляются, каковы примерные размеры увеличения массы тела за весь период роста (от зиготы до взрослого состояния) у разных видов сельскохозяйственных животных, какие при этом происходят качественные изменения. Какими факторами контролируется путь развития и воспроизведение в итоге всех видовых, основных породных и многих признаков родителей и под влиянием каких причин возникают в то же время индивидуальные различия между особями одного и того же вида, одной и той же породы?

2. Продолжительность и периодизация роста и развития

В индивидуальном развитии организма различают основные периоды - эмбриональный и постэмбриональный. Опишите, чем они различаются по условиям развития, характеру питания и обмена, какие факторы определяют качественные преобразования и интенсивность роста. Укажите, какие стадии (периоды) различают в эмбриональном и постэмбриональном развитии, каково их значение в формировании конституциональных и продуктивных качеств животного.

По литературным источникам следует составить таблицу для основных видов сельскохозяйственных животных (лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, сельскохозяйственная птица, пушные звери, кролики) и поместить в ней данные о продолжительности эмбрионального и постэмбрионального развития и продолжительности жизни. Анализ этих данных должен дать ответ на вопросы о том, есть ли связь между крупностью животных как видовой их особенностью и продолжительностью развития, какой из этих периодов контролируется преимущественно наследственными факторами и когда возрастает роль ненаследственных факторов.

3. Неравномерность роста и развития

Приведите основные результаты исследований Н.П. Чирвинского и А.А. Малигонова, касающиеся неравномерности роста различных тканей. Различная скорость роста отдельных частей скелета и других тканей в разные периоды развития служит причиной изменений пропорций телосложения растущего животного. Укажите наиболее характерные различия в пропорциях телосложения взрослой коровы и новорожденного теленка. Каким другим видам сельскохозяйственных животных также свойственны отмеченные закономерности? К каким последствиям приведет нарушение нормального хода развития и почему задержка роста в разные периоды развития вызовет совершенно разные изменения пропорций телосложения?

Эти закономерности вскрыты и объяснены в исследованиях наших отечественных ученых Н.П. Чирвинского и А.А. Малигонова. Напишите, как сформулирован ими закон недоразвития; какие различают формы недоразвития (эмбрионализм, инфантилизм и неотения), какие им свойственны характерные особенности телосложения; какие при этом внутренние органы и системы пострадают в наибольшей степени; возможна ли последующая компенсация недоразвития и каково, наконец, значение указанных закономерностей для зоотехнической практики.

4. Учет интенсивного роста и анализ материалов по росту и развитию молодняка в хозяйстве

В зоотехнической практике учитывают абсолютную скорость роста. Она выражается в весовом приросте за единицу времени - обычно в граммах за сутки. В научных исследованиях определяют также относительную интенсивность роста, выражая ее в процентах прироста, полученного за определенный период к начальной живой массе.

Формулы для вычисления:

а) абсолютной скорости роста
(1)

где А - среднесуточный прирост живой массы (г) или промеров (см); W0 - начальная масса (кг) животного или начальная величина промера (см); W1 - живая масса животного в конце периода; t - продолжительность периода в днях.

б) относительной скорости роста
(2)

что представляетсобой прирост (W2 - W1) за изучаемый период, выраженный в процентах к начальной массе.

Пользуясь данными хозяйства, в котором вы работаете, составьте таблицу абсолютной и относительной скорости роста группы (20 - 25 голов) ремонтных телок в возрасте: при рождении в 3, 6, 12 и 18 месяцев. Проанализируйте полученные данные, сравните фактическую живую массу телок со стандартом породы, дайте зоотехническую оценку условиям кормления и содержания телочек, укажите меры, необходимые для обеспечения направленного выращивания в хозяйстве ремонтных телок (или молодняка других видов при выращивании и откорме).

5. Проблема направленного выращивания молодняка

Объясните, что понимают под направленным выращиванием молодняка. Какие факторы внешнего воздействия на организм используют с целью управления процессом роста и развития? Какова роль уровня и типа кормления в формировании конституциональных и продуктивных качеств животного? Какие методы применяют при выращивании телочек разного направления продуктивности? Каково влияние температуры, света и других условий на организм животного? Какова роль тренировки (функциональных упражнений) на развитие отдельных признаков? Попробуйте проиллюстрировать роль перечисленных факторов известными вам примерами из зоотехнической практики и литературных источников.

Большое значение для упорядочения организации выращивания молодняка имеют специализированные хозяйства, выполняющие эти функции. Опишите кратко технологию и результаты выращивания ремонтных телок в спецхозе вашего района или другого известного вам спецхоза.

Литература

  1. Красота В. Ф., Лобанов В.Т., Джапаридзе Т.Г. Разведение сельскохозяйственных животных. - М.: Колос, 1999.
  2. Свечин К.Б. Индивидуальное развитие сельскохозяйственных животных. - Киев: 1976.
  3. Берг Р.Т., Батерфилт Р.М. Мясной скот (концепция роста). - М.: Колос, 1979.
  4. Баранов В.С., Божков В.П., Граевский Э.Я. Внешняя среда и развивающийся организм. - М.: Наука, 1977.
  5. Гамарник Н.Г. и др. Биотехнологические основы создания и развития мясного скотоводства северного Зауралья. - Новосибирск: 2000.

Вариант 2

Тема. Отбор сельскохозяйственных животных

1. Теоретические основы отбора

Под отбором в животноводстве понимают выделение из общей массы лучших животных и выбраковку худших.

Формы отбора могут быть разными. Прежде всего, существует отбор естественный и искусственный. Выясните сначала сущность естественного отбора и его роль в эволюции живой природы и создании пород сельскохозяйственных животных.

Искусственный отбор рассматривается как один из основных приемов селекции сельскохозяйственных животных. Искусственный отбор всегда преследует определенную цель и осуществляется после оценки животных, которая ведется по комплексу признаков. Эффективность отбора зависит от ряда факторов: масштабы отбора, число признаков, по которым он ведется, их наследуемость и повторяемость, регрессия, соподчиненность, строгость оценки, интенсивность отбора. Выясните значение каждого из факторов при проведении отбора и объясните почему сельскохозяйственных животных нужно оценивать только по комплексу признаков.

Отбор в животноводстве может быть направленным, стабилизирующим и дисруптивным. В свою очередь, направленный отбор может быть умеренным и интенсивным. Охарактеризуйте каждый из названных типов отбора и увяжите целесообразность их применения со специализацией племенных и товарных хозяйств (племенные заводы, их дочерние хозяйства, опытные хозяйства, племрепродукторы, спецхозы, промышленные комплексы, товарные фермы). Расскажите о возможностях отбора маток и производителей, сославшись на практику отбора маток и производителей любого вида сельскохозяйственных животных.

2. Признаки, учитываемые при отборе, и стандарты отбора

В этом разделе сначала определите комплекс признаков, по которым ведется отбор сельскохозяйственных животных, а затем на примере того вида, с которым вы работаете, покажите специфику этих признаков. Обратившись к практике животноводства, расскажите о неблагоприятных последствиях одностороннего отбора, а основываясь на корреляциях между признаками, объясните возможность получения косвенного эффекта при отборе по ведущим признакам. Определите главные и корректирующие признаки.

Осуществляя отбор, селекционер всегда преследует конкретную цель и предвидит конечный результат. Решая задачи отбора, специалист должен предъявлять к отбираемым животных определенные требования, для чего разрабатывается целевой стандарт. Целевые стандарты могут быть определены и для каждого этапа работы по совершенствованию породы или стада.

Постарайтесь выяснить, каким образом, применяя разные типы отбора, можно определить целевые стандарты.

Назовите типы отбора, которыми вы пользуетесь в работе по совершенствованию стада вашего хозяйства и на его примере рассчитайте целевые стандарты для каждого признака, учитываемого при отборе.

Расскажите об особенностях отбора по качественным и количественным признакам. При этом обратите внимание на характер наследования признаков (полное и неполное доминирование, сверхдоминирование, кодоминирование, промежуточное наследование, взаимодействие генов, сцепленное наследование) и возможность в связи с этим оценки генотипа по фенотипу при отборе по качественным признакам.

Литература

  1. Красота В.Ф., Джапаридзе Т.Г. Разведение сельскохозяйственных животных. - М.: Колос, 1999.
  2. Болгов А.Е., Карманова Е.Т., Дубровский А.О. Отбор скота по технологическим признакам. - Петрозаводск, Россельхозиздат, 1980.
  3. Горин В.Т. Основные принципы отбора сельскохозяйственных животных. Лекция для студентов-заочников по специальности 1506 - "Зоотехния". - М.: 1983.

Вариант 3

Тема. Оценка сельскохозяйственных животных по фенотипу

Оценка сельскохозяйственных животных по фенотипу осуществляется путем оценки их по развитию, экстерьеру и конституции и продуктивности.

1. Оценка сельскохозяйственных животных по развитию

Недоразвитое животное не может быть высокопродуктивным, поэтому оценка по развитию чрезвычайно важна. Основными показателями, по которым в хозяйственных условиях возможно суждение о развитии животных, являются их живая масса и показатели промеров в разные возрастные периоды. В связи с этим для животных разных видов пород, половых и возрастных групп разработаны стандарты живой массы, сравнивая с которыми показатели животных стада, представляется возможным судить об их развитии. Периодичность наблюдений за живой массой животных в разном их возрасте различна.

На примере того вида животных, с которым вы работаете, расскажите, как часто проводится взвешивание животных в хозяйстве, когда и какие берутся промеры. Существуют ли (и какие конкретно) стандарты живой массы животных разных половых и возрастных групп? В какой мере в вашем хозяйстве показатели живой массы животных соответствуют стандарту?

По данным первичного зоотехнического учета выясните связь живой массы животных разного возраста с последующей воспроизводительной способностью и продуктивностью и корреляцию между живой массой и показателями продуктивности взрослых животных. На основании полученных данных попытайтесь определить желательный для вашего хозяйства тип животных.

Обратите внимание на последствия временных задержек роста. Выясните наличие в стаде вашего хозяйства животных с ярко выраженными признаками недоразвития (эмбрионализм, инфантилизм, неотения) и сравните показатели их живой массы, основных промеров, воспроизводительной способности и продуктивности с аналогичными по происхождению, но нормально развитыми животными.

2. Оценка сельскохозяйственных животных по экстерьеру и конституции

Начните с определения понятий "экстерьер" и "конституция". При оценке животных по экстерьеру прежде всего обращается внимание на наличие недостатков и пороков телосложения, которые препятствуют формированию продуктивных качеств, а также на соответствие развития отдельных статей характеру и уровню продуктивности. При оценке животных по экстерьеру пользуются разными методами: глазомерная (общая и пунктирная) оценка и измерение животных. В результате обработки показателей промеров строятся экстерьерные профили и вычисляются индексы телосложения.

Пользуясь литературными источниками, расскажите о каждом методе оценки животных по экстерьеру. Какими методами пользуются специалисты вашего хозяйства при оценке животных по экстерьеру? Покажите принцип построения шкалы оценки по экстерьеру животных того вида, который разводится в вашем хозяйстве. Есть ли принципиальные отличия шкал оценки по экстерьеру маток и производителей? На основании данных последней бонитировки покажите, как оценены по экстерьеру животные вашего хозяйства.

Для того, чтобы оценить животных по конституции, необходимо знать существующие классификации типов конституции. В практике разведения сельскохозяйственных животных чаще всего пользуются классификациями, разработанными У. Дюрстом и П.Н. Кулешовым. Изложите суть этих классификаций. Не забудьте о том дополнении, которое внесено М.Ф. Ивановым в классификацию, предложенную П.Н. Кулешовым. Покажите взаимосвязь типов конституции и направления продуктивности животных. К каким типам конституции, в соответствии с названными классификациями, относятся животные вашего типа?

3. Оценка сельскохозяйственных животных по продуктивности

Все сельскохозяйственные животные разводятся для получения от них того или другого вида продукции, поэтому оценка их по продуктивности является самой важной. Животные узкоспециализированных пород оцениваются только по той продуктивности, ради которой они разводятся. Так коровы ярославской породы молочного направления оцениваются только по молочной продуктивности, несмотря на то, что после их убоя получают мясо, шкуру и другие второстепенные виды продукции.

Животные разных видов и направленной продуктивности оцениваются по продуктивности в разном возрасте. Например, в смушково-молочном направлении овцеводства по продуктивности животные оцениваются на вторые (как правило) сутки жизни, а коровы молочного направления первый раз оцениваются лишь по окончании первой лактации, то есть в возрасте трех лет.

Специфичность оценки животных по продуктивности заключается в том, что одни животные оцениваются по продуктивности только один раз в течение жизни, а оценка других повторяется неоднократно. Выясните причины этого и покажите периодичность оценок по продуктивности животных разных видов и направлений продуктивности. Что такое повторяемость? Каково значение повторяемости как показателя надежности оценки?

Продуктивность сельскохозяйственных животных зависит от ряда факторов (наследственных и ненаследственных). Выясните эти факторы, определяющие уровень продуктивности животных разных видов и направлений продуктивности.

Для того чтобы оценить животных по продуктивности, необходимо вести учет этой продуктивности. Расскажите об особенностях учета продуктивности животных разных видов и направлений. Более подробно покажите особенности учета и оценки по продуктивности тех животных, которые разводятся в вашем хозяйстве.

Продуктивность сельскохозяйственных животных является главным селекционируемым признаком. Расскажите, как можно, используя показатели продуктивности животных стада, определить эффект селекции. Рассчитайте эффект селекции на поколение для стада вашего хозяйства.

Литература

  1. Красота В.Ф., Лобанов В.Т., Джапаридзе Т.Г. Разведение сельскохозяйственных животных. - М.: Колос, 1983, 1999.
  2. Лискун Е.Ф.Экстерьер сельскохозяйственных животных. - М.: Сельхозгиз, 1949.
  3. Придорогин М.Н. Экстерьер. Оценка сельскохозяйственных животных по наружному осмотру. - М.: Сельхозгиз, 1949.
  4. Чижик И.А. Конституция и экстерьер сельскохозяйственных животных. - Л.: Колос: 1979.

Вариант 4

Тема. Оценка сельскохозяйственных животных по их наследственных качествам

1. Значение оценки сельскохозяйственных животных по наследственным качествам

Важнейшими методами повышения продуктивных и племенных качеств сельскохозяйственных животных являются искусственный отбор и подбор. Их эффективность во многом зависит от того, насколько правильно будет оценено животное, особенно по наследственным качествам. Известно, что по абсолютным показателям количественных селекционируемых признаков (величине удоя, живой массы, содержанию жира и белка в молоке, уровню прироста и т. д.) можно судить лишь о фенотипической ценности особи. Селекционная же ценность каждой особи определяется лишь по степени влияния их на следующее поколение. Степень соответствия между фенотипическим и селекционным значениями признака определяется через коэффициент наследуемости (h2).

Объясните, почему при отборе только по продуктивности всегда наблюдается регрессия (возврат) к среднему уровню продуктивности стада, породы; почему фенотипическая оценка, на которой мы основываемся, не всегда соответствует действительным наследственным качествам животного (его генотипу); как это сказывается на величине наблюдаемой регрессии и почему именно выявление генотипа животных является основным условием повышения эффективности искусственного отбора. Перечислите приемы оценки животных по генотипу, применяемые в зоотехнической практике.

2. Оценка сельскохозяйственных животных по родословной

Дайте определение понятия "родословная". Разъясните, на чем мы основываемся, оценивая животных по их происхождению. Как составляются родословные? Кого при этом принято называть пробандом? До какого ряда предков и почему учитывают происхождение животных. Какие сведения включают в родословные разных видов сельскохозяйственных животных и что определяет ценность родословной?

Остановитесь на вопросе о значении рекордисток среди женских предков и выдающихся производителей. Предки какого ряда родословной имеют наибольшее значение при оценке животного? О чем, кроме вероятной продуктивности пробанда, дает возможность судить родословная (о породности, применении инбридинга и др.) и как эти качества по родословной выявляют? Какое значение имеют родословные при оценке наследственных качеств разных возрастных и половых групп животных? Какое место занимает родословная среди других приемов оценки сельскохозяйственных животных по генотипу и почему, в особенности для племенных производителей, оценка по происхождению является предварительной и должна быть проверена и подтверждена другими методами?

В заключение приведите примеры из истории зоотехнии и своего хозяйства, свидетельствующие о большом практическом значении систематического использования родословных в племенной работе.

3. Оценка по сибсам и полусибсам

Вначале следует разъяснить эти термины и выяснить, в каких случаях и при работе с какими видами сельскохозяйственных животных практикуется или возможна оценка по полным братьям и сестрам или по полусибсам и при каком направлении продуктивности могут быть использованы данные либо о полусестрах, либо о полубратьях, либо о тех и других одновременно.

Надо ясно представить себе, что оценка сельскохозяйственных животных по полусибсам становится возможной только после того, как мужской предок (отец) будет оценен по качеству потомства. Составьте сами родословную, в которой помещены сведения о продуктивности дочерей, например быка молочной породы, и покажите, в каком родстве дочери отца пробанда будут состоять с самим пробандом.

Эту оценку, как и оценку по родословной, считают лишь предварительной, потому что таким путем выявляется не конкретный генотип пробанда, а лишь вероятность того, что пробанд может обладать примерно таким же генотипом, как и его полусестры. Разберитесь в этом положении, основываясь на том, что все полусестры между собой различаются и всегда по любому признаку образуют вариационный ряд. Напишите, почему в таком случае оценка пробанда условна, какое значение имеет средняя величина продуктивности полусестер и почему окончательное суждение о генотипе любого полусибса может быть сделано только после его оценки по качеству потомства.

4. Оценка сельскохозяйственных животных по качеству потомства

Этот раздел курсовой работы наиболее важен, поскольку он касается основного метода оценки животных по генотипу. Начните с истории вопроса. С какого времени в племенном деле начали проявлять интерес к этому методу? В чем это находило выражение? Когда и где впервые было начато организованное испытание производителей по качеству потомства? Почему особое внимание обращают на оценку по потомству именно производителей и каково значение этого метода в настоящее время в связи с широким внедрением искусственного осеменения и переводом животноводства на промышленную основу? Каково значение оценки по потомству женских особей, в частности родоначальниц семейства?

Разберитесь, в чем суть оценки животных по качеству потомства и каковы главные требования, соблюдение которых необходимо для повышения точности оценки (количество потомков, относительная равноценность матерей, уровень и сравнимость хозяйственных условий и т. д.).

Назовите основные методы оценки производителей по качеству потомства, основанные на сравнении дочерей с их матерями, сверстницами, со средним по стаду за тот же год, и другие. Напишите кратко, в чем достоинства и недостатки разных методов. Как организуется испытание производителей на специальных станциях, контрольных дворах, станциях контрольного откорма?

В заключение опишите, как проводится оценка производителей по качеству потомства на примере того вида сельскохозяйственных животных, с которым вы непосредственно работаете в хозяйстве.

Литература

  1. Красота В.Ф., Лобанов В.Т., Джапаридзе Т.Г. Разведение сельскохозяйственных животных. - М.: Колос, 1983, 1999.
  2. Рузский С.А. Племенное дело в скотоводстве - М.: Колос, 1977.
  3. Инструкции по оценке производителей разных видов сельскохозяйственных животных по качеству потомства.

Вариант 5

Тема. Оценка сельскохозяйственных животных по комплексу признаков

1. Теоретические основы оценки сельскохозяйственных животных по комплексу признаков

Известно, что с увеличением числа признаков, по которым ведут оценку и отбор, снижается его результативность.

Между тем во многих странах и в нашей стране оценку и отбор сельскохозяйственных животных производят по комплексу признаков, количество которых значительно. Следует разобрать вопрос о том, чем вызвана необходимость привлечения большого числа признаков при оценке.

Чтобы ответить на него правильно, надо исходить из представления о целостности организма. Достижение устойчивой высокой продуктивности (в этом конечная цель отбора), как показал опыт, невозможно путем одностороннего отбора, без учета значения физиологической и морфологической основы, обеспечивающей желательный уровень продуктивности. Освещая эту проблему, учтите наличие корреляций между признаками. От степени и характера этих взаимосвязей зависят результаты селекции. Приведите примеры положительных и отрицательных корреляций между важными хозяйственно полезными признаками. Покажите, почему при отборе по одному признаку и получении прямого эффекта в улучшении этого признака всегда будет иметь место и косвенный эффект по другим признакам, если они взаимосвязаны с первым. Проиллюстрируйте сказанное примерами из зоотехнической практики, укажите, каким путем и каким образом нужно вести селекцию, если главные селекционируемые признаки отрицательно коррелируют между собой. Какое значение при этом имеет создание специализированных линий и кроссов?

Перевод животноводства на индустриальные методы производства ставит перед работниками животноводства и новые задачи. Какие это задачи? Назовите признаки, определяющие пригодность животных к промышленной технологии, которые учитываются при оценке основных видов сельскохозяйственных животных. Сделайте из изложенного соответствующие выводы и укажите, по какому принципу должна быть построена комплексная оценка животных, чтобы одновременно с учетом необходимого числа признаков была сохранена целенаправленность отбора - одного из важнейших условий эффективности племенной работы.

2. Признаки, по которым ведут оценку, и их селекционное значение

Оценивая животное по его личным качествам (фенотипу), учитывают:

Продуктивность. Это всегда основной элемент комплекса. Укажите для двух-трех видов сельскохозяйственных животных основные показатели, характеризующие количество получаемой продукции и важнейшие факторы, влияющие на уровень продуктивности.

Экстерьер и конституция. Дайте определение понятий. В чем значение этой оценки, как ее производят? Какова ее связь с продуктивностью?

Развитие. Что в хозяйственных условиях служит показателем развития, в чем его значение для разных видов сельскохозяйственных животных, разных половых и возрастных групп, различного направления продуктивности?

Перечисленные фенотипические показатели используются для оценки всех видов сельскохозяйственных животных, хотя в зависимости от вида, возраста, пола они могут иметь несколько различную значимость (приведите примеры).

Напишите, почему фенотипическая оценка по перечисленным признакам недостаточна при определении племенной ценности животных. Что понимают под племенной ценностью? Какими методами выявляют наследственные качества (генотип) животного?

а) Оценка по родословной;

б) Оценка по сибсам (сестрам или братьям) и полусибсам (полусестрам и полубратьям;

в) Оценка по качеству потомства. Назовите методы этой оценки.

Напишите кратко, в чем значение указанных приемов выявления генотипа, какие из них предварительные и какой прием заключительный, при оценке каких возрастных и половых групп их применяют.

3. Итоговая оценка по комплексу признаков

В заключительной части первого раздела следовало ответить на вопрос: на каком принципе должна быть построена система итоговой комплексной оценки, чтобы при значительном числе признаков сохранить главное условие эффективности отбора - его целенаправленность?

В производственных условиях ежегодная оценка сельскохозяйственных животных проводится в форме бонитировки. Главное в проведении оценки заключается в том, чтобы обеспечить решающее влияние на итоговую оценку ведущих признаков, которыми всегда являются продуктивные качества.

На примере крупного рогатого скота молочных и молочно-мясных пород, пользуясь инструкцией по бонитировке, расскажите, как построены шкалы оценки по комплексу признаков коров, производителей и молодняка. Какие признаки в каждом случае являются главными и как это отражено в оценочных шкалах?

Покажите, какие отличия имеются в технике оценки других видов сельскохозяйственных животных. Проведите оценку по комплексу признаков того вида животных, с которым вы работаете (по материалам хозяйства).

Литература

  1. Красота В.Ф., Лобанов В.Т., Джапаридзе Т.Г. Разведение сельскохозяйственных животных. - М.: Колос, 1983, 1999.
  2. Рузский С.А. Племенное дело в скотоводстве. - М.: Колос: 1977.
  3. Инструкции по бонитировке разных видов сельскохозяйственных животных.
  4. Инструкции по оценке производителей по качеству потомства.

Вариант 6

Тема. Племенной подбор в животноводстве

1. Теоретические основы подбора

Наряду с отбором, племенной подбор также является одним из основных приемов племенной работы в животноводстве. Племенной подбор - это научно обоснованное закрепление самцов за самками в целях закрепления результатов отбора и получения в последующих поколениях потомства желательных качеств.

Подбор всегда должен быть целеустремленным. Результаты его служат материалом для последующего отбора.

Выясните, почему при подборе должны учитываться следующие принципы: целенаправленность, превосходство производителей над матками, сочетаемость пар, регулирование родственных спариваний, преемственность подбора в ряде поколений.

Результативность подбора зависит от качества подбираемых животных, уровня племенной работы, знания закономерностей наследования признаков, для закрепления которых осуществляется подбор, генотипа животных, условий кормления и содержания животных.

Выясните, что можно ожидать при подборе при разном характере наследования признаков (полное и неполное доминирование, сверхдоминирование, промежуточное наследование, кодоминирование, взаимодействие генов, сцепленное наследование). Сделайте схемы подбора и на конкретных примерах выясните долю потомков желательного типа при разном характере наследования признаков у сельскохозяйственных животных.

2. Принципы и формы подбора

Результаты подбора во многом зависят от того, один или оба родителя обладают тем интересующим селекционера признаком, ради которого осуществлялся подбор. Если интересующий признак имеется у одного родителя, то рассчитывать на обязательное появление его у потомка приходится далеко не всегда. Надежнее такой подбор, при котором нужный признак присущ и матери и отцу. В связи с этим различают две основные формы подбора: гетерогенный (разнородный) и гомогенный (однородный). Расскажите об этих формах подбора и выясните их место в племенной работе со стадом. Назовите крайние варианты гомогенного и гетерогенного подбора.

Возрастной подбор. Объясните, почему при подборе необходимо учитывать возраст животных. Проиллюстрируйте свое объяснение примерами из практики животноводства, свидетельствующими о результатах подбора животных с учетом их возраста.

Проведение подбора тесно связано со способами размножения животных. Расскажите о тех преимуществах, которые даны подбору в связи с искусственным осеменением сельскохозяйственных животных.

В зависимости от поставленных задач, племенных и хозяйственных качеств животных, специализации и категорий хозяйств, применяют разные формы подбора: индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой. Выясните, в каких случаях и с какой целью применяется та или иная форма подбора. Охарактеризуйте каждую форму подбора. Обратите внимание на заказные спаривания и объясните, с какой целью и где они применяются.

Расскажите, как осуществляется подбор животных в вашем хозяйстве и сделайте схемы подбора.

Литература

  1. Красота В.Ф., Лобанов В.Т., Джапаридзе Т.Г. Разведение сельскохозяйственных животных. - М.: Колос, 1983, 1999.
  2. Кравченко Н.А. Племенной подбор. - М.: Сельхозгиз, 1957.
  3. Горин В.Т. Организация и управление племенной работой в животноводстве. Лекция для студентов-заочников по специальности 1506 - "Зоотехния" - М.: 1983.
  4. Лущенко А.Е., Черногорцева Т.Г., Бабкова Н.М., Бодрова С.В. Практикум по разведению сельскохозяйственных животных. Учебное пособие. - Красноярск: 2003.

Вариант 7

Тема. Инбридинг и его использование в животноводстве

1. Биологическая сущность инбридинга

Выполнение этой темы следует начать с определения понятия и рассмотрения биологических особенностей, связанных с разведением животных в родстве. При длительном применении инбридинга, особенно при спаривании близких родственников, у полученного потомства может проявиться инбредная депрессия в самых различных степенях: от малозаметного снижения жизнеспособности до тяжелых расстройств функциональной деятельности, появления в отдельных случаях разных уродств и вырождения.

Наряду с этим, у инбредного потомства может наблюдаться накопление и наследственное закрепление ценных признаков и повышенная способность передавать их потомству - качество, представляющее исключительный интерес в племенном деле. Объясните, в чем заключается генетическая сущность этих явлений. Что считал Ч. Дарвин причиной возникновения инбредной депрессии? Почему инбридинг рассматривается как крайняя форма однородного подбора?

Осветите вопрос о родственной близости спариваемых животных и напишите, какие различают степени инбридинга (очень тесный, тесный, умеренный, отдаленный); какие приемы используются для обозначения различных степеней инбридинга (по Шапоружу), что понимают под возрастанием коэффициента гомозиготности (по Райту и Кисловскому) и генетического сходства (по Райту); как вычисляют указанные коэффициенты и каковы биологические следствия инбридинга, применяемого в разных степенях.

Приведите родословные инбредных животных, определите степень родства по Пушу-Шапоружу, коэффициент инбридинга по Райту и Кисловскому и коэффициент генетического сходства по Райту.

2. Инбридинг как зоотехнический прием и его использование

при разведении сельскохозяйственных животных

Начните этот раздел с краткого изложения истории применения инбридинга в мировой зоотехнической практике (в коннозаводстве, при выведении английских мясных пород крупного рогатого скота и других видов животных). Какие главные задачи решаются с помощью инбридинга и какова оценка инбридинга как зоотехнического приема Ч. Дарвином, П.Н. Кулешовым, М.М. Щепкиным, М.Ф. Ивановым? Опишите методику применения инбридинга М.Ф. Ивановым при выведении им новых пород сельскохозяйственных животных. На каком этапе работы, с какой целью он использовал инбридинг? Какой тип инбридинга (на кого?) М.Ф. Иванов считал предпочтительным с точки зрения накопления в потомстве качеств выдающегося родоначальника? Как можно схематически показать усиление наследственного влияния такого предка на потомков при последовательном проведении инбридинга на него?

Значение инбридинга при разведении по линиям. Какие в этом случае конкретные задачи решаются с помощью инбридинга? Приведите известные вам примеры удачного использования инбридинга при выведении родоначальников и продолжателей линий.

Напишите, в каких хозяйствах инбридинга не применяют и к каким мерам прибегают при подборе к товарным стадам производителей, чтобы предотвратить стихийные родственные спаривания.

В каких хозяйствах инбридинг может оказаться полезным и необходимым и какие тогда должны соблюдаться условия, чтобы эффективно использовать достоинства метода и снизить вероятность проявления нежелательных его последствий? Как следует понимать главное правило применения инбридинга только на выдающегося предка и через выдающихся его родственников? Какие требования, помимо высокой продуктивности, предъявляют к животным, назначаемым на инбредные спаривания? Можно ли длительное время вести непрерывное разведение в родстве? Какова роль условий кормления и содержания при выращивании инбредных животных? Разъясните, что означает прием, называемый "освежение крови". Как можно объяснить его полезное действие при предупреждении инбредной депрессии и выращивании с той же целью родственных животных, предназначаемых для спаривания, в разных экологических условиях?

Реакция разных видов животных на инбридинг неодинакова. Это служит причиной того, что те или иные приемы инбридинга, успешно применяемые при разведении одних видов животных, неприемлемы или должны применяться с крайней осторожностью при разведении других видов животных. Напишите, с какой целью применяют многократный тесный инбридинг. Почему в современных условиях развития животноводства и перевода его на промышленную основу возрастает роль инбредных производителей, проверенных по качеству потомства?

Выясните долю инбредных животных в стаде вашего хозяйства. С какой степенью инбридинга получены производители, которые используются в вашем хозяйстве?

Литература

  1. Кулешов П.Н. Теоретические работы по племенному животноводству. - М.: Сельхозгиз, 1047.
  2. Иванов М.Ф. Избранные сочинения. - М.: т. 2, Сельхозгиз, 1949.
  3. Щепкин М.М. Из наблюдений и дум заводчика. - М.: Сельхозгиз, 1947.
  4. Использование инбридинга в животноводстве. Под. ред. Я.Л. Глембоцкого. - М.: Наука, 1977.

Вариант 8

Тема. Чистопородное разведение - основной метод азведения сельскохозяйственных животных

1. Биологические особенности метода

Дайте определение понятия "чистопородное разведение", выясните, при каких условиях решается вопрос о разведении животных в чистоте и какие задачи ставятся при чистопородном разведении. Затем выясните биологические особенности метода.

Чистопородное разведение приводит к закреплению признаков, характерных для породы, и устойчивой передаче их от одного поколения к другому.

Как правило, животные с рекордной продуктивностью получаются при чистопородном разведении. Назовите рекордистов разных пород и видов сельскохозяйственных животных. Каковы показатели их продуктивности?

С помощью чистопородного разведения создаются целые стада животных высокой племенной ценности. Назовите эти стада и их показатели продуктивности.

Для успешного ведения племенной работы при чистопородном разведении необходимо соблюдение чистопородности. Какие документы необходимы для того, чтобы признать животных чистопородными?

Чистопородное разведение является основным методом разведения сельскохозяйственных животных. Возможно ли скрещивание при отсутствии пород, разводящихся в чистоте?

Племенная работа при чистопородном разведении опирается на точность оценки животных, целеустремленный отбор лучших из них и тщательно продуманный подбор. При этом может использоваться как гетерогенный, так и гомогенный подбор. Каково место гетерогенного и гомогенного подбора в работе с породой, стадом? В чем заключается их сущность? Какие задачи решаются с помощью гетерогенного и гомогенного подбора при чистопородном разведении?

Выясните значение структуры породы при чистопородном разведении и роль каждой структурной единицы (заводские, генеалогические и специализированные линии, семейства, внутрипородные и зональные типы) при совершенствовании породы. О чем свидетельствует увеличение числа генеалогических и уменьшение количества заводских линий в породе?

Высшей формой племенной работы при чистопородном разведении является разведение по заводским линиям и семействам.

2. Разведение по линиям

В этом разделе курсового проекта (работы) сначала дайте определение понятия "линия" и определите цель разведения по линиям. В течение скольких поколений ведется линия? В практике племенной работы различают родственные группы: генеалогические, заводские и специализированные линии. Какое содержание вложено в каждое их этих понятий? Значение специализированных линий и типов и использование их гетерозисного и аддитивного эффектов в системе кроссов. Приведите характеристику линий (или типов) кросса, используемого в вашем хозяйстве и дайте схему этого кросса. Как решается вопрос о числе линий в породе?

Разведение по линиям осуществляется в несколько этапов: закладка линии, ее ведение и проведение межлинейных кроссов. Расскажите о сути каждого этапа. Какие формы подбора применяются на каждом этапе? Связь между поколениями в линии осуществляется через производителей, но в линии обязательно должны быть и женские особи. Какие задачи решаются при кроссах заводских, генеалогических и специализированных линий?

Для четкого ведения линии необходимо составление генеалогической схемы линии. Как составляются схемы линий? Расскажите о разных приемах составления схем линий? Какова специфика работы с линиями при искусственном осеменении сельскохозяйственных животных в зоне госплемстанций, в условиях промышленной технологии?

Как осуществляется разведение по линиям в вашем хозяйстве? Назовите эти линии, дайте им характеристику и составьте схемы линии.

3. Семейства и их роль в совершенствовании пород

Что такое семейство? Через каких животных осуществляется связь между поколениями в семействе? В течение скольких поколений ведется семейство? При каких условиях родственная группа оформляется в семейство? Расскажите, как осуществляется работа по закладке и ведению семейства и какие формы подбора при этом применяются. В какой мере используется инбридинг при работе с семействами? Назовите и дайте характеристику наиболее известных семейств в той породе, с которой Вы работаете. Есть ли семейства в стаде вашего хозяйства, какова их характеристика и как ведется работа с ними? Какова связь семейств с разведением по линиям?

Расскажите, как составляются генеалогические схемы семейств. Составьте генеалогические схемы семейств стада хозяйства, в котором Вы работаете.

Литература

  1. Красота В.Ф., Лобанов В.Т., Джапаридзе Т.Г. Разведение сельскохозяйственных животных. - М.: Колос, 1983, 1999.
  2. Кравченко Н.А. Племенной подбор. - М.: Сельхозгиз, 19547.
  3. Новиков Е.А. Чистопородное разведение молочного скота. - М.: Сельхозгиз, 1962.
  4. Щепкин М.М. Из наблюдений и дум заводчика. - М.: Сельхозгиз, 1947.
  5. Киселев Л.Ю., Фатеев В.Н. Породы, линии и кроссы сельскохозяйственной птицы. - М.: Колос, 1983.
  6. Лущенко А.Е., Черногорцева Т.Г., Бабкова Н.М., Бодрова С.В. Практикум по разведению сельскохозяйственных животных. Учебное пособие. - Красноярск: 2003.

Вариант 9

Тема. Скрещивание в животноводстве

1. Сущность метода, биологические особенности помесей

Если ставятся задачи существенного и быстрого преобразования породы или на основе существующих создания новых пород, а также получения пользовательных высокопродуктивных животных, применяется уже не чистопородное разведение, а скрещивание. Какой метод разведения животных называется скрещиванием? Животные, получаемые в результате скрещивания, называются помесями. Помеси характеризуются рядом биологических особенностей. Перечислите биологические особенности помесей. Особое внимание обратите на гетерозис. В настоящее время имеется ряд гипотез, с помощью которых делается попытка объяснить возникновение гетерозиса. Это гипотеза доминирования, основоположниками которой были Давенпорт (1908 г.) и Брюс (1910 г.). Выясните суть этой гипотезы.

Гипотеза сверхдоминирования была сформулирована в работах Иста (1908 г.), Шелла (1911 г.) и Хейса (1912 г.). Выясните основные положения этой гипотезы.

Гипотеза генетического баланса разработана Матером (1942 г.) и Лернером (1954 г.). Выясните основные положения этой гипотезы.

В чем заключается хозяйственная ценность помесей?

Так как при скрещивании решаются разные задачи, различают следующие приемы скрещивания: промышленное, переменное, вводное, поглотительное, воспроизводительное.

2. Приемы скрещивания, применяемые при совершенствовании существующих и создании новых пород

Поглотительное (преобразовательное) скрещивание. Выясните задачи, которые решаются с помощью поглотительного скрещивания. До получения какого поколения оно обычно ведется? В чем заключается сущность этого приема? На конкретном примере из практики животноводства покажите схему проведения поглотительного скрещивания. Подсчитайте (в долях крови) степень участия исходных пород при получении каждого поколения, включая и разведение "в себе". Расскажите, какую роль сыграло поглотительное скрещивание в становлении отечественного животноводства.

Вводное скрещивание (прилитие крови).

Сначала расскажите о тех задачах, которые решаются с помощью вводного скрещивания, а затем выясните сущность этого приема. Как осуществляется выбор пород для вводного скрещивания? Составьте на конкретном примере схему, по которой оно осуществляется. Как изменяется доля улучшающей породы в ходе скрещивания? Выясните, в каких отраслях животноводства вводное скрещивание применялось чаще, в каких - реже. Приведите примеры вводного скрещивания из практики животноводства.

Воспроизводительное (заводское) скрещивание. Прежде всего выясните, с какой целью применяется воспроизводительное скрещивание. Различают простое и сложное воспроизводительное скрещивание. Какое скрещивание называется простым, а какое сложным? Классическая схема простого воспроизводительного скрещивания разработана академиком М.Ф. Ивановым. Расскажите о его работе по созданию белой украинской степной породы свиней путем простого воспроизводительного скрещивания. Обратите внимание на то, что эта работа осуществлялась в два этапа:

1) собственно скрещивание для получения животных желательного типа;

2) закрепление желательного типа. Выясните особенности работы М.Ф. Иванова на каждом этапе, начиная с выбора исходных пород.

На примере выведения одной из пород (по вашему выбору) расскажите о сложном воспроизводительном скрещивании с построением схемы выведения породы.

В заключение этого раздела перечислите породы, выведенные с помощью простого и сложного воспроизводительного скрещивания. При этом не забудьте назвать те породы, при использовании которых выведены новые породы сельскохозяйственных животных.

3. Приемы скрещивания, применяемые в пользовательном животноводстве

В тех случаях, когда не ставится задача совершенствования породы или создания новой, а предстоит получение высокопродуктивных пользовательных животных, применяются промышленное и переменное скрещивания.

Промышленное скрещивание по схеме его проведения считается самым простым, так как оно ограничивается получением помесей первого поколения, которые в дальнейшем воспроизводстве стада не участвуют. Применение промышленного скрещивания основано на использовании явления гетерозиса. Выясните, в каких отраслях животноводства и почему наиболее эффективно промышленное скрещивание.

Результативность промышленного скрещивания зависит от ряда условий и, прежде всего, от выбора исходных пород. Какие комбинации пород наиболее эффективны при промышленном скрещивании?

Расскажите об эффективности промышленного скрещивания при производстве продуктов животноводства на промышленной основе.

Переменное скрещивание.

В тех случаях, когда помеси первого поколения участвуют в воспроизводстве стада и ставится задача использования гетерозиса в ряде поколений, применяется переменное скрещивание. Выясните биологические (генетические) особенности переменного скрещивания. Составьте схему, с помощью которой можно показать методику проведения переменного скрещивания. Расскажите о биологических особенностях животных, полученных при переменном скрещивании. Составьте схему, с помощью которой можно было бы показать методику проведения переменного скрещивания. Определите "долю крови" взятых для скрещивания пород при получении каждого поколения помесей. Как используется переменное скрещивание в различных отраслях животноводства?

Расскажите о тех приемах скрещивания, которые применяются при разведении животных в вашем хозяйстве или районе. По каким схемам они ведутся и какова их эффективность?

Литература

  1. Голубков А.И. Создание и разведение красно-пестрой породы молочного скота в Красноярском крае. Красноярск, 2003
  2. Иванов М.Ф. Избранные сочинения. - М.: Сельхозгиз, 1949.
  3. Ростовцев Н.Ф., Черкащенко И.И. Промышленное скрещивание в скотоводстве. - М.: Колос, 1971.
  4. Лебедев М.М., Дмитриев Н.Г., Прохоренко П.Н. Межпородное скрещивание в молочном скотоводстве. - Л.: Колос, 1976.
  5. Лущенко А.Е., Черногорцева Т.Г., Бабкова Н.М., Бодрова С.В. Практикум по разведению сельскохозяйственных животных. Учебное пособие. - Красноярск: 2003.

© ФГОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет"

© Центр дистанционного обучения