ЖИБИНОВА К.В. Экономические основы экологии

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 3. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Тема 3.4. Эффективность
природоохранных мероприятий

3.4.1. Территориальный подход при решении природоохранных проблем

3.4.2. Системный анализ и структуризация региональных проблем охраны окружающей среды

3.4.3. Экспертные оценки на целевой стадии разработки программы

3.4.4. Экономическая оценка предотвращаемого ущерба от реализации природоохранных мероприятий

3.4.5. Показатели экономической эффективности природоохранных мероприятий

3.4.6. Оптимизация набора краткосрочных природоохранных мероприятий

Выводы

Контрольные вопросы
 

Рассмотрев отдельные вопросы экономической оценки ущербов, причиняемых загрязнением окружающей среды, методы регулирования загрязнения окружающей среды и методы управления рациональным природопользованием, необходимо обобщить все вышесказанное в вопросе об эффективности природоохранных мероприятий.

При решении природоохранных проблем нужно:

  1. использовать территориальный подход,
  2. провести системный анализ и структуризацию региональных проблем охраны окружающей среды;
  3. осуществить экспертные оценки на нулевой стадии разработки программы и экономическую оценку предотвращаемого ущерба от реализации природоохранных мероприятий;
  4. выработать показатели экономической эффективности природоохранных мероприятий;
  5. осуществить оптимизацию набора краткосрочных природоохранных мероприятий.

Кратко остановимся на всех указанных выше моментах.

3.4.1. Территориальный подход при
решении природоохранных проблем

Нет необходимости доказывать, что в современных условиях существует необходимость территориальной ориентации и управления природопользованием.

Опыт, накопленный при решении региональных проблем природопользования, позволяет выделить три основных группы разработок:

  1. отраслевые рабочие программы природоохранных мероприятий с разбивкой по районам;
  2. схемы мероприятий по охране определенного природного ресурса или компонента природной среды;
  3. комплексные схемы охраны природы [41].

Вся система планирования и управления природопользованием должна быть сориентирована на цели и потребности социально-экономической системы, а не только на имеющиеся ресурсы. Поэтому необходим всесторонний учет социально - эколого-экономических аспектов при принятии решений, а это возможно на основе нормативно-программно-целевого подхода, суть которого, применительно к решению региональных проблем природопользования, сводится к анализу исходного состояния региона, выявлению проблем и формулированию генеральной цели программы, построению дерева целей сохранения и улучшения природной среды региона и применению корректной процедуры присвоения экспертных оценок относительной важности целей. Это позволяет определить совокупность мероприятий, реализация которых необходима для достижения заданных целей, и установить их приоритеты. После этого программа мероприятий оптимизируется по критерию минимум времени ее выполнения с учетом ограничений на выделяемые ресурсы и приоритетов, соответствующих функциональных целей [42].

3.4.2. Системный анализ
и структуризация региональных
проблем охраны окружающей среды

Чтобы воссоздать целостную картину исследуемых явлений, необходим системный анализ. В основе системного анализа лежат две фундаментальные идеи: принципы выделения подсистем и кибернетический принцип обратной связи.

Одной из разновидностей системного анализа является программно-целевой подход - метод, нацеленный на решение социально-экономических и научно-технических проблем. Программно-целевой подход объективно способствует комплексности прогнозирования и управления [43].

Насколько важно комплексное рассмотрение проблемы, показывает, например, опыт строительства ВАЗа. Сопряженные капвложения, включая затраты на непроизводственное строительство с учетом смежных и связанных затрат на строительство гаражей, заправочных станций и станций техобслуживания, дорог и дорожных сооружений, превзошли объем прямых капитальных затрат более чем в 10 раз [44]. Узкоотраслевой подход к подобным комплексным программам способен резко затормозить или сделать невозможной их реализацию.

При разработке комплексной природоохранной программы какого-либо региона (например, бассейна реки Дон или реки Енисей) нужно пройти два этапа: 1) анализ исходного состояния окружающей природной среды, выявление проблем природопользования в регионе; 2) построение дерева целей, задач и мероприятий программы.

На первом этапе необходимо получить информацию об экономике региона в настоящее время и в перспективе. Состояние природной среды оценить по таким основным компонентам, как воздушный и водный бассейны, земельный и лесной фонды.

Рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов представляет собой самостоятельную проблему.

На втором этапе последовательная структуризация конечной цели программы осуществляется путем построения коньюнктивного дерева целей. Для этого необходимо располагать конкретной информацией о региональных проблемах природопользования. Все цели построенного дерева имеют реальное содержание и отражают основные направления природоохранной деятельности в регионе [45].

3.4.3. Экспертные оценки на целевой
стадии разработки программы

На целевой стадии разработки природоохранной программы проводятся экспертные оценки.

Способы экспертной оценки бывают двоякими:

  1. групповой количественной оценки целей в виде коэффициентов относительной важности и
  2. индивидуальной экспертной оценки с последующим усреднением.

Дерево целей позволяет выявить соподчиненность целей по уровням иерархии и определить место программных мероприятий в достижении заданной цели [46].

Экспертные оценки применяются для исследования сложных проблем, которые полностью или частично не поддаются формализации.

3.4.4. Экономическая оценка
предотвращаемого ущерба от реализации
природоохранных мероприятий

При определении эффективности осуществляемых природоохранных мероприятий важна также экономическая оценка предотвращаемого ущерба от реализации природоохранных мероприятий.

Определение величин предотвращаемого ущерба от реализации мероприятий можно проводить разными методами: воспользоваться формулами, структурно-целевой моделью. Последнюю можно представить в виде дерева целей и мероприятий. В результате получаем суммарную экономическую оценку предотвращаемого ущерба (например, 53,5 млн руб., что составляет 53,5% от полного причиненного ущерба).

3.4.5. Показатели экономической эффективности
природоохранных мероприятий

При решении природоохранных проблем важно определить экономическую эффективность. Она измеряется соотношением результатов от реализации проекта или мероприятия и затратами на его осуществление. Основным результатом реализации природоохранного мероприятия является предотвращение загрязнения окружающей среды, дополнительно может быть получен прирост прибыли за счет реализации полученной продукции из отходов основного производства или непосредственно реализации отходов стороннему предприятию для последующей переработки.

В качестве показателя экономической эффективности предприятия можно использовать рентабельность природоохранного мероприятия.

Результаты реализации природоохранного мероприятия можно выразить в показателях снижения себестоимости продукции или снижения выплат из прибыли. (Вспомните экономические методы снижения загрязнения окружающей среды предприятием-загрязнителем).

Наряду с рентабельностью для оценки экономической эффективности природоохранных мероприятий используют показатель срока окупаемости, который рассчитывается как обратное отношение к рентабельности.

Если использовать фактор времени при расчете экономической эффективности, то получим показатель чистого дисконтированного дохода (ЧДД). Если для данного периода времени ЧДД > 0, то мероприятие экономически оправдано.

Еще один показатель, который строится из тех же элементов - индекс доходности (ИД). Если ИД < 1, то программа в пределах Т (времени) не окупается, а если ИД > 1, то программа окупется в пределах установленного срока.

3.4.6. Оптимизация набора краткосрочных
природоохранных мероприятий

Если на природоохранные мероприятия у предприятия ограничены финансовые средства, то можно воспользоваться возможностью выбора вариантов из набора альтернативных вариантов. Для осуществления выбора оптимального набора мероприятий по каждому из мероприятий i (i =1, n) необходимо знать величину предотвращаемого ущерба (снижения платы за загрязнение окружающей среды) Уi и требуемые затраты Зi на осуществление этого мероприятия [47]. Задача состоит в выборе таких мероприятий, которые в совокупности позволили бы максимально снизить величину ущерба окружующей среде (или получить максимальную суммарную величину снижения платы за загрязнение окружающей среды), в рамках ограничения по выделенным финансовым средствам.

Выбор оптимального набора природоохранных мероприятий базируется на экономико-математической модели с булевыми переменными. Для решения данной задачи весьма эффективным является применение метода Фора и Мальгранжа [48].

Выводы

  1. Для того чтобы обеспечить эффективность природоохранных мероприятий, необходимо, во-первых, использовать территориальный подход при решении экологических проблем; во-вторых, применить системный подход и структурировать региональные проблемы охраны окружающей среды; в-третьих, провести экспертные оценки на целевой стадии разработки той или иной экологической программы; в-четвертых, осуществить экономическую оценку предотвращаемого ущерба от реализации природоохранных мероприятий; в-пятых, экономическую эффективность мероприятий по охране окружающей среды отразить в системе показателей; в-шестых, осуществить оптимизацию набора краткосрочных природоохранных мероприятий.
  2. При решении территориальных проблем охраны окружающей природной среды целесообразно выделить три основные группы разработок: 1) отраслевые рабочие программы природоохранных мероприятий с разбивкой по районам; 2) схемы мероприятий по охране определенного природного ресурса или компонента природной среды; 3) комплексные схемы охраны природы. Все это вместе взятое позволяет осуществить всесторонний учет социально-эколого-экономических аспектов при принятии решений.
  3. Чтобы воссоздать целостную картину исследуемых явлений необходим системный анализ, в основе которого лежат две фундаментальные идеи: принципы выделения подсистем и кибернетический принцип обратной связи. Опыт строительства ВАЗа показывает, насколько важно комплексное решение природоохранной проблемы.
  4. Построение дерева целей и мероприятий, приоритетность целей и мероприятий необходимо оценивать с помощью экспертных оценок.
  5. Структурно-целевые модели позволяют распределять экономическую оценку причиненного ущерба по дереву целей и мероприятий с учетом приоритетности целей и мероприятий.
  6. При оценке экономической эффективности природоохранных мероприятий экономисты предлагают использовать такие показатели, как рентабельность инвестиций, срок окупаемости природоохранного мероприятия, чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД).
  7. Выбор оптимального набора природоохранных мероприятий базируется на экономико-математической модели с булевыми переменными. Для решения данной задачи весьма эффективным является применение метода Фора и Мальгранжа.

Контрольные вопросы

  1. Какие подходы применить и какие оценки провести, чтобы обеспечить эффективность природоохранных мероприятий?
  2. Назовите три основные группы разработок, которые следует применять при решении территориальных проблем охраны окружающей природной среды.
  3. Для чего необходим системный анализ и какие фундаментальные идеи лежат в его основе?
  4. Какие показатели можно использовать при оценке экономической эффективности природоохранных мероприятий?
  5. В суть метода Фора и Мальгранжа и для решения какой задачи он применяется?

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2005

© Центр дистанционного обучения, 2005