ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

электронное учебное пособие

На главную
Об авторе
Содержание
Отправить сообщение

 


Краткий конспект лекций по курсу


Тема 16. Право в системе социальных норм


1. Право в системе социальных норм

Социальные нормы - правила поведения людей в обществе. Социальные нормы представляют собой систему, в которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, традициями, политическими и иными нормами. Право и иные социальные нормы взаимосвязаны.

Чтобы правовые нормы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т. д.).

Нормы права имеют цель, сходную с остальными социальными нормами, - регулирование поведения людей в обществе. Однако они имеют и существенные отличия. Данные отличия удобнее проследить, сравнивая нормы права с наиболее распространенным в обществе видом социальных норм - нормами морали.

Нормы морали - это правила поведения людей в обществе, выработанные самим обществом на основе его представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.

Нормы права и морали отличаются друг от друга тем, что:

право и государство возникли после появления морали (то есть мораль старше права);

нормы морали вырабатываются самим обществом, а нормы права - государством (его органами);

нормы морали складываются постепенно, а правовые нормы вступают в силу с определенного дня;

нормы морали, как правило, передаются в устной форме из поколения в поколение, нормы права фиксируются письменно в

нормативно-правовых актах;

нормы морали неконкретны и расплывчаты, нормы права формально определены;

соблюдение норм морали основывается на нравственных убеждениях человека, действие правовых норм подкреплено принудительной силой государства.

2. Виды правовых норм

1. Нормы права в зависимости от их функций делятся на следующие виды:

по месту и роли в правовой системе: учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные;

по предмету правового регулирования: нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы гражданско-процессуального права, нормы уголовного права, нормы уголовно-процессуального права, нормы административного права, нормы семейного права, нормы иных отраслей права;

по методу правового регулирования:

императивные, диспозитивные, рекомендательные;

по субъектам, издавшим нормы права:

нормы, исходящие от государства; нормы, исходящие от гражданского общества;

по сфере действия:

общего действия, ограниченного действия, локальные нормы;

по времени действия:

постоянные; временные;

по кругу лиц, - нормы, регулирующие статус, поведение различных категорий граждан: военнослужащих, авиадиспетчеров, медицинских работников, иных категорий;

по степени определенности элементов правовой нормы:

абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные.

2. Наиболее распространенной является классификация правовых норм по их роли и месту в правовой системе (учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные).

Учредительные нормы выполняют функцию нормпринципов. Данные нормы:

закрепляют основы общественно-политического строя;

закрепляют права и свободы граждан;

закрепляют основы политической системы;

закрепляют основы правовой системы.

Примером указанных норм являются конституционные нормы ("Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" - ст. I Конституции РФ).

Регулятивные нормы выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть: управомочивающие - предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий; обязывающие - вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям; запрещающие - устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Примером данных норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие наказание за совершение преступления.

Обеспечительные нормы играют роль нормгарантий, которые способствуют исполнению других норм (то есть гарантируют их исполнение).

Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека").

Дефинитивные нормы выполняют функцию нормопределений и объясняют содержание тех или иных понятий (например, нормы Уголовного кодекса РФ, раскрывающие содержание составов преступлений).

Коллизионные нормы являются нормамиарбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

Оперативные нормы выполняют роль норминструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

3. По предмету правового регулирования выделяются нормы отдельных отраслей права - материальных и процессуальных.

По методу правового регулирования правовые нормы могут быть:

- императивными - применяются при отношениях власти и подчинения, носят строгий, обязательный характер;

- диспозитивными - применяются при регулировании отношений рапных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения;

- рекомендательными - указывают на желательный вариант поведения. По субъектам правотворчества выделяются:

- нормы, исходящие от государства (то есть изданные государственными органами - к ним относится подавляющее большинство правовых норм);

- нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

4. По сфере действия правовые нормы могут быть:

нормами общего действия - действуют на территории всей страны в отношении всех граждан (например, нормы Конституции);

нормами ограниченного действия - действуют в отношении, как правило, всех граждан, проживающих на какой-либо ограниченной территории (обычно подобными нормами бывают нормы законов, иных актов субъектов федерации);

локальными нормами - распространяют свое действие только на членов отдельных государственных либо негосударственных структур (например, на работников конкретного министерства, ведомства, предприятия, организации). По времени действия выделяются:

постоянные нормы - действуют неограниченный период до тех пор, пока нормативно-правовой акт не будет отменен либо изменен;

временные нормы - действуют в течение определенного, специально указанного промежутка времени (например, в течение летнего сезона и т.д.).

По кругу лиц различаются нормы, регулирующие статус и поведение отдельных категорий граждан (например, нормы воинских уставов регламентируют поведение военнослужащих; некоторые нормативно-правовые акты касаются исключительно пенсионеров и т. д.).

По степени определенности элементов правовой нормы выделяются:

- абсолютно определенные - точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы (например, нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность);

относительно определенные - устанавливают возможные варианты поведения (например, санкции статей Особенной части

Уголовного кодекса РФ, устанавливающие верхний и нижний предел уголовного наказания);

- альтернативные - закрепляют несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств (например, установление нормами Уголовного кодекса РФ различных видов наказания - лишение свободы или исправительные работы, или штраф).

3. Структура правовой нормы.

1. Нормы права, являющиеся первоосновой, "кирпичиками" правовой системы, сами имеют внутреннюю структуру - определенный порядок изложения содержания правовой нормы, взаимосвязь и соотношение ее элементов.

В настоящее время в науке преобладает точка зрения, согласно которой правовая норма имеет трехчленную структуру. Основными элементами структуры правовой нормы являются:

гипотеза;

диспозиция;

санкция.

2. Гипотеза содержит конкретные жизненные условия (обстоятельства), при наступлении которых начинает действовать правовая норма.

Гипотеза может быть:

простой - указывает, как правило, одно конкретное обстоятельство;

сложной - указывает комплекс обстоятельств, при наступлении которых реализуется норма права;

альтернативной - содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма начинает действовать.

3. Диспозиция (основная часть нормы) содержит само правило поведения (либо требование, запрет и т. д.), которым должны руководствоваться участники возникших правоотношений. Диспозиция может быть:

простой - содержит один, абсолютно определенный вариант поведения; альтернативной - указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношения;

бланкетной - отсылать субъектов правоотношения к другим нормам.

4. Санкция указывает, какие неблагоприятные последствия могут наступить при невыполнении (нарушении) предписании диспозиции правовой нормы. К отдельным видам санкции относятся:

абсолютно определенные - содержат конкретный вид наказания в случае нарушения требований правовой нормы; относительно определенные - указывают пределы размера наказания - либо минимальный и максимальный, либо максимальный (пример: лишение свободы от двух до пяти лет, лишение свободы сроком до десяти лет); большинство санкций относительно определенными являются; альтернативные - указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимое (например: лишение свободы сроком до пяти лет, ограничение свободы до трех лет или штраф); часто санкции одновременно бывают альтернативными и относительно определенными.

5. Действие правовой нормы происходит от гипотезы к диспозиции, от диспозиции к санкции - то есть наступление определенных в гипотезе обстоятельств - юридических фактов; выполнение или невыполнение предписаний, содержащихся в диспозиции; наступление неблагоприятных последствий, указанных в санкции, при нарушении требований диспозиции.

6. Трехчленная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) называется идеальной. Реальная структура правовой нормы может не содержать гипотезы или санкции (в зависимости от размещения нормы в правовом акте). Однако фактически и гипотеза, и санкция имеют место - они содержатся в других нормах.

4. Расположение норны права в правовом акте.

1. Расположение правовой нормы в статьях нормативно-правового акта (ее реальная структура) не всегда соответствует ее идеальной структуре (гипотеза - диспозиция - санкция).

2. Существуют следующие основные виды расположения правовой нормы в нормативно-правовом акте:

статья нормативно-правового акта совпадает с правовой нормой;

статья нормативно-правового акта содержит часть правовой нормы (элемент, часть элемента и т. д.);

одна норма права размешается в нескольких статьях;

в одной статье содержится несколько взаимосвязанных норм;

одна статья содержит общую диспозицию или гипотезу нескольких взаимосвязанных норм;

одна статья содержит несколько гипотез и диспозиций; гипотеза и диспозиция размещаются в одной статье, а санкция - в другой.

3. Данное расположение правовых норм определяется следующими обстоятельствами:

цели и задачи нормативно-правового акта;

логика нормативно-правового акта;

соотношение конкретных правовых норм с логикой нормативно-правового акта;

экономность и доступность расположения правового материала;

удобство того или иного способа размещения норм;

субъективная воля законодателя;

иные факторы.

Несмотря на способ расположения нормы права в статье нормативно-правового акта, она фактически имеет трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). Если в статье правового акта не изложены какие-либо элементы нормы (например, гипотеза или санкция), предполагается, что они изложены в других статьях.



Литература
  1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. - М.: Юридическая литература, 1989.
  2. Архипов С.Н. Понятие и юридическая природа локальных норм права // Правоведение. - 1987. - № 1.
  3. Баранов В.М. Корпоративные и правовые нормы: некоторые проблемы взаимодействия в современной России// Власть и общественность. Социальные аспекты взаимодействия. - Нижний Новгород, 1997.
  4. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. - Саратов, 1978.
  5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1979.
  6. Бобышева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978.
  7. Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. - Иркутск, 1984.
  8. Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания // Советское государство и право. - 1978. - № 3.
  9. Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. - 1998. - № 8
  10. Даштамиров С.А. Социальные нормы: гносеологический и социологический анализ. - Баку, 1984.
  11. Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право. Ст. 1// Гос-во и право. - 2000. - № 1.
  12. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. - М., 1981.
  13. Лапаева В.В. Социология права: в поисках новой парадигмы // Советское государство и право. - 1992. - № 7.
  14. Лейст О.Э. Понимание права // Советское государство и право. - 1991. - № 12.
  15. Лифшиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. - 1990. - № 10.
  16. Мушинский В.О. Соотношение политики и права в регулировании социальных интересов // Советское государство и право. - 1988. - № 2.
  17. Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. - М., 1986.
  18. Нормы советского права. Проблемы теории/ Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. - Саратов, 1987.
  19. Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности: некоторые вопросы методологии и теории. - М., 1972.
  20. Руднев В.А. Советские обычаи и обряды. Л., 1974.
  21. Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М.: Наука, 1982.
  22. Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм и их роль в формировании общественных отношений // Советское государство и право. - 1964. - № 7.
  23. Язык закона // Под ред. А.С.Пиголкина. - М., 1990.


<
Наверх
>
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Навальный С.В., 2006