КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие

На главную
Об авторе
Содержание
Отправить сообщение

 


Краткий конспект лекций по курсу


ЛЕКЦИЯ 6. ФОРМЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН


  1. Понятие формы государства.
  2. Формы правления в зарубежных странах.
  3. Формы территориально-политического устройства государства.

1. Понятие формы государства

В Конституционном праве зарубежных стран традиционно используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства. Это форма правления, форма государственного (территориально-политического) устройства, форма государственного (политического) режима. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о том, что форма государства как целостное явление становится предметом регулирования основных законов.

В теории государства и права используются различные классификации форм государства в зарубежных странах, в частности выделяются демократические государственные формы и формы авторитарные. Применяются так же более дробные членения: феодально-теократическая, буржуазно-авторитарная, буржуазно-демократическая, социалистическая, революционно- демократическая и другие государственные формы.

Форма государства- это совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием.

В науке конституционного права различают две основные формы государства- форму правления и форму государственного устройства, которые так же весьма разнообразны. Причины разнообразия форм государства многочисленны. Среди главнейших из них можно назвать следующие:

  1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивости монархических форм правления в таких странах , как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.
  2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятые такими странами, как США, ФРГ, Швеция, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.
  3. Национальный состав населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.
  4. Влияние метрополии на избрание государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости. Неудивительно, что во многих бывших колониях монархической Великобритании после провозглашения независемости была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками.

2. Формы правления в зарубежных странах.

Форма правления есть наиболее внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.

По традиции принято различать две основные формы правления: монархия и республика. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Число монархий в мире довольно велико: они составляют около шестой части государств мира. Среди монархий есть крупные страны - Великобритания, Япония, Тайланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот человек и даже тысяч (Тувалу в Океании). Общая тенденция развития свидетельствует о переходе от монархии к республике как более демократической форме, особенно после второй мировой войны. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко).

Хотя монарх - глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры (семейный совет, высшее духовенство). Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются констатацией факта монарха, а различают определенные ее виды: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие - конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.

Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

В зарубежных страна существуют два основных вида республиканских форм правления - президентская и парламентарная республики.

Особое распространение получила первая из этих форм. В Африке до 90-х годов совсем не было парламентарных республик, нет их и Латинской Америке.

3. Формы территориально-политического устройства государства.

Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называются: "Об организации государства".

Вопрос о государственном устройстве - это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение. В это понятие входит проблема соотношения и взаимодействия между различными рода органами (административными, муниципальными, субъектов федерации),существующими в территориальных структурах данного государства, с центральными органами государственной власти. Выделяют федеративное государство и унитарное государство.

Унитарное государство (от латинского слова "унус" - один) - государства, ни одна из частей которых не имеет статуса государственных образований.

Унитарное государство - это единое государство, состоящее не из государственных образований, хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц - областей, провинций, губерний, которые затем делятся на регионы, уезды, а последние - на общины, коммуны.

Признаки унитарных государств:

  1. Единая конституция , нормы которой применяются на всей территории страны без каких -либо изъятий или ограничений.
  2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны.
  3. Единое государство. Население имеет единую политическую принадлежность. Никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.
  4. Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, применяемые центральными органами государственной власти.
  5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.
  6. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Создаваемые в этих административно -территориальных единицах местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органом государственной власти и центральной администрации.

Федерация (от латинского слова "федераре", что означает "объединять", "укреплять союзом") сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

В настоящее время среди зарубежных стран существует 24 федеральных государства : 6 в Европе, 4 в Азии, 7 в Америке, 4 в Африке, 3 в

Австралии и Океании.

Признаки федерации:

  1. Территория в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации, не обладающих правом одностороннего выхода из союза.
  2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции.
  3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленных для них компетенции право издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству.
  4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему.
  5. Наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств.
  6. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалось двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм), которая применяется в настоящее время во всех федерациях.




<
Наверх
>
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006