Методические рекомендации для сдачи
государственного экзамена и защиты дипломной работы
по кафедре ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

Порядок проведения государственного экзамена

Государственный экзамен принимается государственной экзаменационной комиссией, сформированной приказом ректора университета из числа докторов и кандидатов юридических наук.

Государственный экзамен сдается по билетам утвержденного образца. Каждый билет содержит в себе по два вопроса, из которых один вопрос - из общей части гражданского права, а второй вопрос - из особенной части гражданского права (куда включается и наследственное право). Экзамен начинается обычно с 9:00 ч. в дни указанные в расписании. В аудитории одновременно могут готовиться к ответу не более шести экзаменуемых, каждый из которых располагается за отдельным столом. На подготовку к экзамену отводится не более часа. Студентам выдаются проштампованные чистые листы, на которых они должны изложить ответы по вопросам билета. Каждый лист подписывается экзаменующимся студентом и по окончанию ответа сдается техническому секретарю.

Главный этап проведения экзамена - это выслушивание ответов студента и беседа с ним. Цель этой беседы, т.е. цель экзамена, заключается в проверке знаний студента.

Это означает не только и даже не столько проверку его памяти. Поэтому проверка уровня знаний студента должна наряду с проверкой того, что он запомнил, включать и проверку устойчивости его знаний, способности самостоятельно и квалифицированно анализировать правовой материал, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями. Поэтому не следует упрекать студента, если он забыл, например, в какой статье ГК дается понятие убытков или понятие договора аренды. Но плохо, если студент не сумел, используя общие категории науки гражданского права, сообразить, как подойти к ответу на поставленный вопрос, или растерялся, когда ему предложили найти на него ответ в ГК. Например, студент хорошо запомнил, какие известны виды сделок, и ответил на этот вопрос, но когда члены комиссии предложили ему сравнить понятия “односторонняя сделка” и “односторонний договор”, он стал отвечать невпопад и обнаружил полное непонимание смысла этих понятий. Стало ясно, что данный студент зафиксировал в своей памяти материал учебника, но знания его не систематизированы, неглубоки, поверхностны.

При применении правильной техники опроса экзаменующихся всегда можно выявить подлинный уровень их знаний и избежать ошибок.

Студент вместо прямого ответа на вопрос не должен начинать издалека, рассказывая о чем-то, демонстрируя свою эрудицию. Например, ответ на вопрос о содержании гражданско-правового договора студент начинает с характеристики предмета гражданского права, его роли в условиях рыночной экономики, о значении принципа свободы договора и т.д. Такое начало свидетельствует либо об обширных знаниях студента, либо о том, что он не имеет представления о содержании договора, т.е. о вопросе, на который он должен отвечать. В подобных случаях студента останавливают и предлагают ему отвечать на вопрос билета - о содержании договора, не отклоняясь в сторону. При этом и обнаружится подлинный уровень его знаний.

На государственном экзамене большое значение имеют дополнительные и уточняющие вопросы.

Как правило, дополнительный вопрос небольшой, конкретный и не связанный с основными вопросами. Дополнительные вопросы необходимы для того, чтобы определить, как студент ориентируется в материале, насколько твердо усвоены им основные понятия, как он формулирует свои мысли без предварительного обдумывания. Этот прием направлен на умение студента (будущего юриста) дать ответ на возникший вопрос немедленно, способность его ориентироваться в сложной обстановке, быстро оценивать фактические обстоятельства на основе закона. Ответ на дополнительный вопрос в целом не влияет на оценку в такой степени, как ответы на основные вопросы. Однако если при оценке ответа студента у членов комиссии будут колебания - поставить “отлично” или “хорошо”, - они учтут и его ответ на дополнительный вопрос.

На государственном экзамене студенту, начавшему отвечать, дается возможность изложить подготовленный ответ в полном объеме, кроме случаев, когда он уклоняется от существа вопроса. Если ответ на первый вопрос явно свидетельствует об отличных знаниях студента, члены комиссии могут остановить его и попросить перейти к ответу на следующий вопрос.

Если студент испытывает затруднения в понимании сути вопроса, уклоняется в сторону, допускает ошибочные высказывания, неправильно употребляет понятия и т.п., его останавливают и затем в беседе выясняют, имеются ли у него знания, необходимые для получения положительной оценки.

Государственный экзамен должен представлять собой спокойную демонстрацию студентом своих знаний.

По окончании государственного экзамена члены ГЭК обсуждают и оценивают ответы в закрытом заседании. По окончании заседания результаты объявляются Председателем ГЭК.

Критерии оценки знаний студента

Оценка “отлично” может быть выставлена только тем студентам, которые обнаружили знание теории, знакомство со специальной литературой, нормативным материалом, самостоятельность мышления, практические навыки, излагали свои мысли хорошим литературным языком.

Для получения оценки “хорошо” студент должен обнаружить глубокие знания учебной литературы, умение грамотно излагать материал, ссылаясь на законодательство, уметь найти норму по нужному вопросу и дать ее толкование.

Оценка “удовлетворительно” выставляется если студент показал знание материала в объеме учебника и знаком с основными нормативными актами.

“Неудовлетворительно” ставится студенту, который отказался отвечать на оба вопроса билета.

Нередко студент, неплохо ответив на первый вопрос билета, на второй ответить не может. Представляется, что в этом случае для получения удовлетворительной оценки он должен ответить на несколько дополнительных вопросов. Если он не смог ответить на дополнительные вопросы, ему выставляется “неудовлетворительно”.


назад содержание далее


© ФГОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет", 2005

© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2005