Тема 27. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ
СМЕНЫ КУРСА РАЗВИТИЯ (1991-2002 гг.)

Провозглашение суверенитета России и судьба СССР

На I съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России (Суверенитет - т.е. независимость государства от других государств во внешних делах и верховенство во внутренних делах). Это событие стало вехой в обновлении российской государственности и становлении ее институтов власти и правления, независимых от структур Союза ССР. В Декларации заявлялось, что РСФСР должна "создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР".

Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

Развитие основ государственности в РСФСР послужило толчком процесса суверенизации других союзных республик и развитию дезинтеграционного процесса всего СССР. День принятия Декларации (12 июня) был провозглашен в 1992 г. государственным праздником Российской Федерации. Первый съезд народных депутатов РСФСР избрал на пост председателя Верховного Совета Республик Б.Н. Ельцина, ставшего признанным лидером обновляющейся России.

Ровно через год, 12 июня 1991 г., в рамках укрепления высшей исполнительной власти и в соответствии с утвержденным IV съездом народных депутатов РСФСР Законом о Президенте, Б.Н. Ельцин был избран всенародным голосованием на этот пост.

После событий августа 1991 г., когда российское руководство своими решительными действиями предотвратило реализацию планов ГКЧП, фактически вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. С декабря 1991 г. Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Союза вступили на путь самостоятельного существования. Падение союзного центра требовало от российского руководства срочно определить цели внешней и внутренней политики России, отношение к наследию Союза, решить принципиальные вопросы социально-экономического и политического выбора, а также государственного устройства.

После августовских событий, по существу рухнула и советская система. В конце сентября-начале октября 1991 г. перестали действовать съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, а также все местные Советы. А еще раньше - с 23 августа 1991 г. - коммунистическая партия Советского Союза перестала существовать как правящая государственная структура. Таким образом, по времени совпали две сложнейшие задачи: становление новой российской государственности, социального и духовного возрождения России и переход к новой системе общественных отношений.

Располагая почти 60% населения и экономического потенциала бывшего СССР и занимая 76% его территории, Россия не имела полноценной государственности, собственной политической и управленческой структуры. Россия сократилась в своих геополитических параметрах, она оказалась в принципиально новом окружении с запада и юга и потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов. Появился анклав - Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Россия как бы удалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

В то же время, будучи самой мощной в военном, экономическом и политическом отношении среди других республик, Россия оставалась и одной из ведущих держав мира. И судьба "постсоветского пространства", судьба народов распавшегося СССР во многом определялась развитием событий в России.

В новых условиях перед Российской Федерацией открывались различные варианты развития. Однако при всем их многообразии основное направление было очевидно. Оно определялось общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на практике означало коренное технологическое переоснащение экономики с одновременной перестройкой ее структур, переориентацию хозяйства на наукоемкие отрасли, демилитаризацию жизни страны. Необходима была решительная ломка многих государственных структур, новое кадровое пополнение. Между тем, на ключевых государственных постах новой суверенной России, в органах власти и управления субъектов федерации, в экономических структурах, включая частный бизнес и банковское дело, преобладали старые номенклатурные работники, с разной степенью искренности воспринявшие принципы демократии или почти не скрывавшие своих прокоммунистических взглядов. По подсчетам социологов, доля выходцев из бывшей союзной и республиканской (РСФСР) номенклатуры, плавно переместившихся на новые руководящие должности, колебалась от 70 до 80% в зависимости от сферы приложения их труда. Вместе с тем, они в своей массе были готовы к более решительным и резким, чем раньше, действиям по реформированию общества, ибо ясно понимали, что любое промедление в сложнейшей социально-экономической и политической ситуации после августовской России грозит общественными потрясениями и утратой контроля правящей элиты над страной.

Курс на переход к рыночной экономике
и проблемы его претворения в жизнь

нЯЕМЭЧ 1991 Ц. ДКЪ ОНКХРХВЕЯЙНЦН ПСЙНБНДЯРБЮ пНЯЯХХ БНОПНЯ ЯБНДХКЯЪ Й РНЛС, ВРНАШ Б ОНКМНИ ЛЕПЕ, СВХРШБЮЪ ЙСКЭРСПМН-ХЯРНПХВЕЯЙНЕ ЯБНЕНАПЮГХЕ пНЯЯХХ, Б ЙПЮРВЮИЬХЕ ЯПНЙХ Х Я ЛХМХЛЮКЭМШЛХ ОНРЕПЪЛХ ОЕПЕИРХ Й ПШМНВМНЛС УНГЪИЯРБС. б ЛХПНБНИ ОПЮЙРХЙЕ ЯСЫЕствовало два разных пути движения от командно-административной к рыночной экономике - медленно, шаг за шагом, либо через "шоковую терапию". Первый из них - постепенный, исходил из того, что созданные тоталитарной системой институты вполне могут сосуществовать с новыми рыночными структурами, постепенно врастая в них. Второй - радикальный, предполагал максимально быстрое включение рыночных регуляторов (свободных цен, либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке), решительную ломку многих государственных структур.

Различные варианты реформирования экономики рассматривались в период 1987-1991 гг. В правительство Советского Союза было представлено 11 программ (Вопросы экономики. - 1990 - ╧ 10. - С. 3-10.). В конце 1991 г. руководству России предложено 5 программ, которые возглавляли: Скоков, Лобов, Сабуров, Явлинский, Гайдар (Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. - М., 1996. - С. 116.).

В октябре 1991 г. Президент РСФСР Б.Н. Ельцин выступил с программным заявлением, где указал, что "период движения мелкими шагами завершен ┘".Частные меры по "вживлению" элементов рынка вплановую экономику лишь усугубляли ее кризис. Руководство России единственным выходом изкритического положения считало макроэкономическую стабилизацию - достижение баланса междуплатежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на "шоковую терапию". Идеологом иосновным проводником этой политики стал Е. Гайдар, получивший пост вице-премьера в новомправительстве. В команду Е. Гайдара входили так называемые молодые реформаторы - А. Шохин, А.Чубайс, А. Нечаев, а также Г. Бурбулис - один из лидеров партии "Демократическая Россия".

Программа Е. Гайдара включала полностью вариант реформ перехода к рынку мероприятия МВФ иМирового банка. Они заключались в следующем:

Правительство Б. Ельцина предполагало с помощью данных мер в течение 2-3 месяцев запуститьрыночный механизм экономики. Весь цикл рыночных преобразований, по замыслу МВФ, был рассчитанпримерно на 10-15 лет. В России был использован наихудший вариант активизации рыночных отношений.

Почему в России была выбрана программа "шоковой терапии"?

  1. Это была базовая стратегия рыночного реформирования Международного валютного фонда (МВФ) иМирового банка. Эти организации весьма поверхностно представляли себе особенности социалистическойэкономики.
  2. "Шоковая терапия" полностью отвечала экономическим и геостратегическим интересам стран ОЭСР(Организации экономического сотрудничества и развития) в условиях крушения мирового социализма иразвала СССР.
  3. Данный подход, основанный на форсировании рыночно-капиталистических отношений,cответствовал идеологии и целям новых политических элит, закрепившихся у власти после августа 1991 г. с их сверхзадачей разрушения коммунизма.
  4. Выбор курса "шоковой терапии" давал шанс России получить доступ к кредитам МВФ и Мировогобанка. России было обещано 25 млрд. долларов иностранных кредитов, которых она в конечном итоге неполучила.
  5. Для России шоковая реформа выступала важным политическим инструментом активногопротиводействия "центру", а в конце 1991 г. она нанесла завершающий удар по Союзу, для того чтобыподвести окончательные итоги в борьбе за власть.

Замысел "шоковой терапии" состоял в применении либеральной модели функционирования экономики и опирался на опыт реформ в Польше. Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи государствасоздаст оптимальную структуру экономического развития. В общественном сознании, в перестроечнойидеологии присутствовало ложное представление о недопустимости государственного вмешательства вэкономическую жизнь. Отечественные радикал-либералы в требовании усиления государственногорегулирования, что, несомненно, является ведущей тенденцией в мировой экономке, видели лишь реакцию"красных директоров", не умевших вписаться в контекст рыночных преобразований.

Однако серьезным специалистам в области экономики было очевидно, что в условиях системныхпреобразований общества роль государства как организатора преобразований должна была бы, напротив,неуклонно возрастать. Экономическая система была обременена структурными диспропорциями -преобладанием добывающих отраслей над перерабатывающими и высокой долей предприятий,работающих на военные нужды. Товары, необходимые для большинства населения, производились внедостаточном количестве. Факторами, осложнявшими либеральные реформы, была дезинтеграциянароднохозяйственного комплекса бывшего СССР. Многие предприятия, работавшие в СССР, былимонополистами в своей отрасли и существовали в единственном числе. Разрыв хозяйственных связей лишь усугублял экономическую ситуацию.

Для проведения рыночных реформ не было создано соответствующей политико-правовой базы:отсутствовали необходимые рыночные законы, а ведомства и министерства работали по-старому. Тем неменее, "реформаторы" считали проведение радикальных реформ насущной задачей. Около 50% населениястраны готовы были принять "временные издержки" реформ (безработицу, рост цен и т.д.) ради будущегопроцветания страны. Уверенность команде "реформаторов" придавала и позиция Запада.Правительство рассчитывало на получение крупных кредитов от международных финансовых институтов -Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Программа стабилизации экономики началось с введения свободной торговли, отпуска цен, приватизации государственной собственности. С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Чтобы сбалансировать бюджет правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ. Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне незначительного уровня упали социальные расходы, что в первую очередь ударило по малообеспеченным семьям.

Последствия проведенных мер оказались очень противоречивыми. Безудержный рост цен ипоследовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило власти весной 1992 г. пойти наповышение зарплаты, занятым в государственном секторе экономики. При дефиците бюджета и кризисномсостоянии экономики в целом начался безудержный рост инфляции.

Важным направлением в структурной политике правительства стала приватизация -разгосударствление промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. В результатеприватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленныхпредприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. Однако приватизациясама по себе без продуманной структурной и инвестиционной политики не могла привести кэффективности производства.
Во-первых, в приватизации политические цели доминировали над экономическим расчетом ицелесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который быукрепил существующий политический режим. Именно поэтому за бесценок приватизировалисьпредприятия и отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительныхсредств (поскольку зачастую их даже не имел), не был заинтересован в обновлении производства,модернизации фондов. Типичным стало явление, когда "с молотка" распродавалась оборудование редкихпроизводств, а цеха переоборудовались под складские помещения для импортного ширпотреба. Такимобразом, приватизация не привлекла необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики иэкономического роста. Исключением была лишь Москва, где под руководством мэра Ю.М. Лужковаприватизация дала несомненный экономический эффект, позволивший за счет полученных средствпрофинансировать важнейшие городские программы развития, начать модернизировать жилищный фондгорода.
Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддержки. Команда Е. Гайдара всяческиподдерживала "народный" характер приватизации: по ее плану каждый имел право на равную долюобщественного богатства, созданного в годы Советской власти. Символом равных возможностей всоздании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек - "ваучер",который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. В условиях обнищанияи экономической безграмотности многие граждане либо продавали "ваучеры", либо поместили их винвестиционные фонды, выдававшие на "ваучер" акции и обещавшие соответствующий доход. Государство практически не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, а те, в свою очередь,безнаказанно перераспределяли национальное богатство, в том числе и используя полученные от населения "ваучеры".

Приватизация привела по существу к деиндустриализации России. Спад производства итехнологическое отставание приняли опасные формы. Отечественные товаропроизводители утратиликонтроль над 50% национального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Вместо задуманной социальной модернизации общества, в результате которой было бы снятоотчуждение личности от собственности, приватизация привела к глубокому социальному расколуроссийского народа. Лишь 5% населения страны получили экономическую власть. Ведущее место срединих заняли представители аппарата управления, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценамскупили богатства страны и представители "теневой" экономики, прошедшие стадию первоначальногонакопления в условиях "развитого социализма". Приоритет в процессе приватизации имели ипредставители советской номенклатуры - "директорский корпус", "хозяйственники", которые широкоиспользовали свои служебные связи.

Снижение социальной защищенности большинства граждан России привело к серьезнымдемографическим последствиям в обществе. Убыль населения России достигает ныне более 1 млн. человеккаждый год.

Радикальная экономическая политика страны, проводимая без учета ее социально-политического идуховного своеобразия, привела к глубокому кризису ценностей и моральным потерям. Правящая элитавольно или невольно способствовала утверждению в стране принципов индивидуализма,"вседозволенности". Резко упала престижность производящих форм труда - инженера, ученого, учителя ит. д.

Итогам реформ 1991-1993 гг. историческая наука дает неоднозначную оценку. С однойстороны, свободное ценообразование и приватизация привели к формированию в обществе рыночныхотношений. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, где ведущим факторомстали спрос и предложение, а не государственный заказ. Доля частного сектора в производстве валовоговнутреннего продукта (ВВП) составила в 1992 г. 50%, в 1997г. - 80%. Частный капитал стал ведущим вэкономике современной России. С другой стороны, "шокотерапия", проводимая "большевистскими"методами, вызвала социальное напряжение в обществе, развал целых отраслей промышленности (ВПК),нанесла сокрушительный удар по внерыночным и бюджетным сферам - науке, образованию, медицине,культуре. Так, В.Г. Рязанов, петербургский экономист, считает, что введение "шокотерапии" - результатсохранения монополии на политические решения со стороны команды Б.Н. Ельцина. В стране былиотвергнуты альтернативные варианты реформирования экономики.

Исторический опыт подсказывает, что структурно-системные преобразования такого масштабадолжны проводиться при подавляющем общественном согласии, опираться на учет национальныхтрадиций, находиться под контролем общества. В.Г.Рязанов обращает внимание на одну особенностьэкономической реформы, которая характерна, кстати, до 2002 г. Идеологи реформы стремятся изменитьтип цивилизационного устройства, который "должен привести к смене экономического поведения людей, к коренным переменам в российском менталитете, якобы несовместимом с рыночной экономикой" (Рязанов В.Г. Экономическое развитие России ХIX-XX вв. - СПб, 1998. - C. 477.).

Далее автор подчеркивает, что экономическая революция сопровождается массированной атакой ссамых разных сторон на сложившееся ядро ценностных ориентации народа - культуру, традиции, попыткипереоценок прошлого и даже слома религиозных ориентаций. Эта особенность идеологическойнаправленности экономических преобразований, по мнению Рязанова В.Г., негативна, т.к. нацелена "на очередную "перековку" людей... на исполнение исторически давнего замысла - вестернизации России".Такого рода попытки не раз предпринимались в прошлом, но, в конечном счете, проваливались(Рязанов В.Г. Экономическое развитие России ХIX-XX вв. - СПб, 1998. - C. 478.).

Политолог А.Н. Яковлев отвергает и необольшевистский и либеральный пути реформирования российской экономики. По его мнению, предстоит "эволюционно поменять тысячелетнюю парадигмуроссийской государственности, когда правят люди, а не законы, и утвердить верховенство закона,реальное равновесие всех граждан перед законом. В экономике животворно только социальноепартнерство, достигаемое через диалог" (Современная политическая история России: Лица России(1988-1998 гг.). - М., 1999. - C. 25.).

Новое правительство В.С. Черномырдина приняло в августе 1994 г. новую программу реформ на1994-1996 г.г. Ее задачи: жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства исдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабилизации, выравнивание доходов поотраслям, регионам и различным социальным группам. Предполагалось создать условия длястимулирования инвестиций в экономику России путем как внутренних, так и внешних заимствований.Поддерживать предпринимательскую активность населения.

Несмотря на все усилия правительства, спад промышленного производства в 1996 г. достиг почти 55% по сравнению с 1991 г., бюджетный дефицит составил в эти годы 12-15%. Инфляция сохранилась от 250 до 80%. Внутренние цены, в особенности на товары массового потребления, сохранили стойкую тенденцию кросту и превысили мировые.

В наиболее тяжелом положении оказались предприятия машиностроительного комплекса. Их спаддостиг 70-80%. Лучше ситуация складывалась в сырьевых отраслях добывающей промышленности:нефтяной, газовой промышленности и черной металлургии, продукция которых имеет прямой выход назарубежные рынки.

В 1996-1997 г.г. правительство уделило большое внимание соблюдению жесткой финансовойдисциплины и сокращению бюджетных расходов. Положение государственной казны должно было идти засчет внутренних финансовых расходов. Осенью 1996 г. была развернута компания по проведениюзалоговых аукционов: продажа государственного пакета акций крупнейших промышленных предприятийстраны во временное управление частным компаниям, обладающим соответствующими финансовымиресурсами, на конкурсной основе. Так, осенью 1996 г. в доверительное управление промышленнойгруппе "ОНЭКСИМ" был передан государственный пакет акций РАО "Норильский никель".

По мнению ряда ведущих экономистов, экономика страны к 1997 г. миновала стадию затяжногоструктурного кризиса. Началась некоторая стабилизация промышленного производства. Объем ВВП к 1997 г. вырос на 0,4%. Началось снижение темпов инфляции - 12,5%. Стал увеличиваться объем отечественногопроизводства.

Однако весной 1998 г. из-за падения мировых цен на нефть доходы бюджета от экспортаэнергоносителей сократились вдвое. В мае 1998 г. разразился очередной экономический кризис. Егопричинами были: финансовый кризис, вызванный нестабильностью на азиатских рынках, значительноесокращение золотовалютных резервов Центробанка, массовые акции шахтеров, слухи о девальвации рубля.Кризис усугубился задержкой очередного транша кредита МВФ, представленного на покрытие дефицитабюджета. Ситуация сопровождалась падением цен на акции, паникой и обвалом рубля. К осени 1998 г.наступил конец гайдаровским реформам. Широко разрекламированные достижения "либерального курса" в одночасье растаяли как дым: твердый рубль, стабильные цены, изобилие на прилавках, устойчивые банки,надежные ценные бумаги.

В период 1991-1998 гг. Россия в рамках мирового сообщества заняла место страны с нестабильнойэкономикой. Основные причины неудач структурных экономических реформ состояли в следующем:

  1. Системная трансформация экономики осуществлялась в условиях сложившейсяпроизводственно-экономической базы бывшего СССР. Централизация и командно-административныепринципы продолжали сохраняться после официального курса реформ.
  2. "Шоковая терапия" по отношению к такой сложной модели, какой была социалистическая экономика,с ее сверхцентрализацией и плановым хозяйством, оказалась несостоятельной, и привела к полному развалу всего хозяйственного механизма.
  3. В системе реформирования страны гражданской промышленности отводилась ключевая роль, однакосущественной помощи и кредитования здесь не было, и она не справлялась с возложенной на нее задачей.Сказалась и многолетняя ориентация хозяйства страны на военно-промышленный комплекс, продукциякоторого, по разным оценкам, составляла около 70% национального продукта.
  4. Резкое сокращение государственного заказа правительством Е.Т. Гайдара - В.С. Черномырдина,нанесло тяжелый удар не только по предприятиям ВПК, но и по гражданским отраслям, так как они оказались лишены перспектив модернизации, возможной именно за сч╦т ресурсов и кадров военно-промышленного сектора.
  5. Структурная перестройка экономики игнорировала и "географический фактор": в силу рискованных природно-климатических условий, больших расстояний сельское хозяйство и транспорт нуждались в серь╦зных государственных дотациях.
  6. Реформы, схематично переносившие на российскую почву макроэкономические и монетаристскиемодели, не учитывали и специфики менталитета россиян. Ментальный характер проявился в отторжениипредпринимательской этики, свойственной протестантскому населению Западной Европы и США;основная масса населения страны сопротивлялась рыночной идеологии правительства конца 90-х гг.
  7. Внутренних ресурсов к началу реформирования экономики не было, поэтому основные ожиданиябыли связаны с западными инвестициями: надеялись получить от западных финансовых кругов от 20 до 40млрд. долларов. Но Запад не спешил помочь России и даже не снял жесткие торговые ограничения 70-х гг.
  8. Структура российского экспорта продолжала оставаться неизменной - сырьевой, что позволосделать вывод об аграрно-сырьевом характере развития страны. Активно шел процесс деиндустриализации хозяйства.

Необходима была корректировка курса экономических реформ. В период 1999-2002г.г. новоеруководство страны во главе с В. В. Путиным стремится преодолеть последствия "шоковой терапии".Новый Президент подчеркивал, что непродуманные "шоковые" реформы подорвали доверие людей квласти и теперь это доверие необходимо возвращать, и никакие эксперименты над гражданами более недопустимы. Стал меняться экономический курс страны. Правительство определило среднесрочнуюпрограмму. В рамках ее осуществления является снижение годовой инфляции до 5-8%, созданиеблагоприятных условий для инвестиционного климата в стране, реализация налоговой реформы,реорганизация деятельности так называемых "естественных" монополий. Усиливалась роль государства вразвитии экономики, повышалась ответственность власти перед населением. Особое внимание уделялосьсоциальной сфере.

В 2000-2002 годы российская экономика стала стабилизироваться. Это подтверждено динамикойбюджетного роста. В 2000 г. бюджет составлял 20 млрд. долларов, в 2001 г. - 40 млрд., а в 2002 г. - почти 70млрд. долларов. Львиная доля прироста шла на повышение зарплат и пенсий. Это итог твердой социальной политики, которая призвана повысить спрос населения, стимулируя развитие отечественной экономики.Реальные расходы граждан увеличились на 6%. Совершенствуется законодательная база: принятыЗемельный и Трудовой кодексы, документы по пенсионной и судебной реформе.

Формирование либеральной
политической системы России:
тенденции, проблемы, последствия

В начале 90-х годов важнейшей задачей российского руководства становится формирование новойгосударственности, переход к новой системе общественных отношений. Новая власть не пошла на, казалось бы,целесообразный и необходимый ей шаг - новые всеобщие выборы центральных и местных органов. Система Советов сохранялась. За новой элитой остались органы исполнительной власти (от президента до малых структур), стараяноменклатура действовала в Советах (большая часть депутатов съезда народных депутатов и Верховного Совета) ихозяйственных структурах. До весны 1992 г. серьезного противостояния между этими силами не было.

С начала экономической реформы резко меняется соотношение политических сил. Разочарование ходомрадикальных реформ значительной части общества, экономические трудности лишают реформаторские силы народнойподдержки и усиливают оппозиционный блок старой номенклатуры. В основе соперничества лежало различие вподходах к осуществлению стратегии и тактики переходного периода, реализации курса на глобальнуюсоциально-экономическую реформу в нашей стране. Какая общественно-политическая модель должна быть заложена воснову российской государственности? Эта спорная и принципиальная проблема была дискуссионной со временперестройки.

Б.Н. Ельцин и его сторонники видели выход из кризиса в радикальной экономической реформе, в созданиипрезидентской республики при сильном Президенте, формирующем правительство. Лидеры оппозиции во главе сР. Хасбулатовым (председатель Верховного Совета) считали необходимым плавный переход к рынку при доминирующей роли государственного регулирования, в создании парламентской республики, в которой большими правами пользовалась бы законодательная власть. При этом должность Президента превращалась в сугубо церемониальную фигуру. В стране возникло двоевластие.

Кризис политической власти 1992 г. был углублен межнациональными противоречиями. Встал вопрос офедеративном устройстве России. В марте 1992 г. был подписан Федеративный Договор, который определил основынационального устройства России. Однако он не устранил противоречия в государственном устройстве страны.Татарстан и Чечня вообще не подписали Договор. Местные власти требовали, чтобы Россия стала Федерациейнациональных государств с преимущественными правами титульных национальностей на территорию, ресурсы,производственные мощности, официальный статус языка. Против ущемления своих прав выступили края и области.Были предприняты попытки принять свои Конституции (Вятка, Тула), опубликован проект объединения Иркутскойобласти и Красноярского края, объявлено о создании Уральской республики.

В качестве пути выхода из кризиса Президент России Б. Ельцин предложил обсудить и принять проект новойКонституции, которая определит систему государственного устройства страны. Оппозиция данные предложенияотвергла. 20 марта 1993 г. Ельцин в обращении к народу сообщил, что подписал Указ "Об особом порядке управления до преодоления кризиса", в соответствии с которым на 25 апреля 1993 г. назначен Всероссийский референдум о доверииПрезиденту и поддержке его курса реформ. Россияне высказались за доверие Президенту - 58,7% голосов, за поддержкуего реформ - 53%. Оппозиция избрала тактику блокирования президентских инициатив, заявляя о необходимостивоссоздания СССР, свертывания экономических реформ.

Исходя из этой обстановки, 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин вновь выступил по телевидению собращением к народу, в котором объявил об упразднении Верховного Совета и Съезда народныхдепутатов, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти, а также референдума оновой Конституции страны. Противостояние двух сил переросло в период с 1-4 октября 1993 г. ввооруженную борьбу. Сторонники оппозиции были арестованы. "Черный октябрь" разрушил системуСоветов и Советской власти. 9 октября 1993 г. Б. Ельцин подписал Указ "О реформе представительныхорганов самоуправления в РФ", прекращавший деятельность всех районных, городских, поселковых исельских Советов, полномочия которых передавались главам местных администраций. Подавлениеоппозиционных сил открывало дорогу к мирному разрешению центрального политического конфликта1992-1993 гг.

12 декабря 1993 г. одновременно с референдумом по принятию новой Конституции проходиливыборы в новые органы власти. За проект новой российской Конституции проголосовала большая частьиз числа пришедших на выборы - 58,4%. В выборах нового Парламента - Государственной думы, приняло53,2% граждан России. Депутаты избирались как от каждого избирательного округа, так и попартийным спискам. Выборы на многопартийной основе в России проходили впервые после почти 80-тилетнего перерыва. На 12 декабря 1993 г. в Министерстве юстиции было зарегистрировано 42общефедеральных и межрегиональных политических партий. Но только 13 участвовали в выборах, так как сумели собрать необходимые 100 000 подписей избирателей. Выборы определили трех политическихлидеров: Либерально-демократическую партию России (В. Жириновский), набравшую 24% голосов;"Выбор России" (Е. Гайдар) - 17% и Коммунистическую партию Российской Федерации (Г. Зюганов) - 11%голосов.

Новая Конституция закрепила ликвидацию советской системы в России и определила, что РоссийскаяФедерация - демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. В основуполитического устройства страны был положен принцип разделения властей. Президент объявлен главойгосударства. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики. Исполнительнуювласть осуществляет правительство (кабинет министров), обеспечивающее проведение финансовой,кредитной и денежной политики. Оно управляет государственной собственностью, осуществляет меры пообеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществляет внешнюю политику и т.д.

Представительную власть осуществляет Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: СоветаФедерации и Государственной Думы. Дума принимает законы, которые передаются на рассмотрение вСовет Федерации, а после его одобрения - Президенту для подписания. Президент может наложить ветона законопроект. Для его преодоления требуется большинство в 2/3 голосов депутатов нижней палаты.

Конституция закрепила политические и гражданские свободы человека. Впервые было закрепленоправо граждан на свободное использование своих способностей и имущества для занятияпредпринимательской деятельностью.

1994-1999 гг. отличались относительной стабильностью новой государственной системывласти. В 1995-1997-е г.г. прошли выборы Президента Российской Федерации, а также выборыгубернаторов и президентов во всех субъектах федерации, мэров и глав администраций районов и городов, и соответственно, районных и городских собраний, дум. Эти выборы обозначили более резкую расстановку различных партий и течений. Кризисное положение российской экономики продолжалаоставаться главным предметом разногласий Думы и Правительства. В высших эшелонах власти веласьжесткая борьба, в тени которой √ влиятельные группировки крупнейших промышленников и банкиров,стремившиеся к лоббированию политических структур, контролю над средствами массовой информации.

В период с 1999 по 2002 гг. новая администрация Путина уделила особое внимание усилениюцентральной государственной власти. Была объявлена Административная реформа. Ее необходимостьдиктовалась следующими обстоятельствами. Во-первых, нерешительностью власти и слабостьюгосударства, которые свели на нет экономические и другие реформы. Во-вторых, государственная власть попала под контроль олигархов, частных корпораций. В-третьих, усилилась коррупция чиновничьего аппарата.

Все это требовало укрепить центральную вертикаль власти. Движущей силой в осуществлениигосударственной политики должны быть федеральные органы исполнительной власти. Необходимоединение и согласованность федеральных органов и лидеров регионов. Чрезмерная региональнаясамостоятельность вела к дезинтеграции государства, размывалась модель федерализма.

В. В. Путин объявил о создании федеральных округов и назначил в них представителей Президента.Четко определены функции федеральных округов и местных органов власти. Главная обязанностьполпредов президента - следить за соблюдением Конституции России и федеральных законов на местах; требовать, чтобы законы региональной власти не вступали в противоречие с законами страны.

Следующим шагом административной реформы было изменение порядка формирования СоветаФедерации. Теперь каждый регион выдвигал постоянно работающих двух представителей в СоветФедерации (раньше губернатора и председателя Законодательного собрания).

В этих условиях сенаторы полностью освобождены от выполнения других оплачиваемых функций.Тем самым они будут избавлены от обязанности работать одновременно как в центре, так и в регионах иполучают возможность сосредоточиться исключительно на парламентской и законодательнойдеятельности. В Совете Федерации 178 сенаторов. Это люди, обладающие большим жизненным опытом,высокой научной квалификацией, умудренные годами работы в государственных структурах. Совет Федерации будет активнее пользоваться имеющимся у него конституционным правом законодательной инициативы.

Кроме того, для принятия важнейших и оперативных решений созывается Государственный Совет с постоянно назначенными президентом лицами (полпреды федеральных округов, губернаторы). Эти меры направлены как на ликвидацию законодательного местного сепаратизма, так и на лоббирование законодательства высших чинов из Администрации Президента.

И, наконец, важным стало введение элементов коммерческого менеджмента в достаточно жесткую систему государственного управления. Смысл новых методов управления: во-первых, ориентироваться на обслуживание граждан отдельных слоев населения (например, бюджетников); во-вторых, на творчество профессионально подготовленных государственных служащих. Чиновники старой школы привыкли прислушиваться к указаниям сверху. Специалисты новой формации несут полную ответственность за удовлетворение запросов граждан.

Некоторые итоги и уроки
Российской внешней политики

Важнейшей задачей внешней политики российского правительства стало формирование новой модели международных отношений. После распада СССР и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившиеся принципиально новые геополитическое условия потребовали от российского руководства сформировать соответствующую концепцию внешнеполитического развития.

Условно можно выделить два основных этапа формирования внешней политики России в современных условиях:

Постепенно сформировались два важнейших направления российской внешней политики:

Отношения России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве поначалу определялись проблемами формирования политического и экономического сотрудничества в рамках СНГ, обеспечением интересов русскоязычного населения (свыше 25 млн. соотечественников) в ближнем зарубежье, "цивилизованным разделом" "наследства" некогда единого Союзного государства и, прежде всего, огромного военного потенциала советских Вооруженных Сил.

Сразу же после распада СССР резко обострились отношения России с Украиной, что было связано с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и военно-морской базы Севастополя.

Попытка создания Объединенных Вооруженных Сил СНГ, предпринятая в 1992 г., не увенчалась успехом. В связи с этим российское руководство в мае 1992 г. приняло решение о формировании ВС России. Их численность была установлена законодательством в размере 1% от общего числа населения страны. Это повлекло за собой резкое сокращение общего числа военнослужащих и разработку программы необходимой реорганизации всей структуры Вооруженных Сил - военной реформы. Одновременно происходил вывод военных группировок из стран бывшего Варшавского блока, Германии и республик Прибалтики.

В комплексе военных вопросов важное место занимала проблема сокращения ядерного потенциала,доставшегося России в наследство от СССР. После распада союзной державы ракетно-ядерноевооружение сохранилось не только на территории РФ, но и Белоруссии, Украины и Казахстана, Трибывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передатьнаходившееся на их территории ядерное оружие России. Однако в связи с осложнениемроссийско-украинских отношений Киев долго оттягивал практическое осуществление передачи ядерногоарсенала. Лишь в январе 1994 г. в Кремле было подписано совместное американо-российско-украинскоезаявление о ликвидации ядерного оружия на Украине и присоединение Украины к Договору онераспространении ядерного оружия.

Военно-политические проблемы, пожалуй, являлись наиболее значимыми при "цивилизованномразводе" (по выражению первого президента Украины Л. Кравчука) бывших советских республик, так какна начальной стадии развития СНГ преодолеть мощную волну центробежных тенденций в руководственовых независимых государств так и не удалось. Вместе с тем, несмотря на все заявления о полной"независимости и суверенитете", государства ближнего зарубежья не могли обойтись без эффективнойвоенно-политической поддержки России. Выходом из создавшейся ситуации (после распада ОВС СНГ)стало заключение 15 мая 1992 г. ташкентского Договора о коллективной безопасности (ДКБ),подписи под которым поставили лидеры Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана иТуркмении, а к концу 1993 г. к ДКБ присоединились Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в 1993г. в СНГГрузия.

Выступая под эгидой Содружества, ВС России в 1992-1993 гг. взяли на себя важные функции поурегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов, вспыхнувших на перифериипостсоветского пространства: Приднестровье, осетино-грузинский и грузино-абхазский конфликты,межтаджикский конфликт.

После того как распад союзного государства приобрел необратимый характер, а его основныематериальные и военные ресурсы были разделены, связи между странами-участниками Содружества сталиприобретать все более отчетливый межгосударственный характер. Наступил некоторый прогресс вразвитии структур СНГ.

22 января 1993 г. семь стран СНГ подписали в Минске Устав Содружества Независимых Государств.Однако эффективность межгосударственных органов Содружества, прежде всего Совета глав государств иСовета глав правительств, и принимаемых ими решений, оставалась весьма незначительной.

Основной проблемой являлось налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества странСНГ. Но из-за развала к концу 1992 г. рублевой зоны Россия была вынуждена перейти на торговлю состранами Содружества в первую очередь энергоресурсами (по мировым ценам). В результате внешний долг бывших советских республик начал стремительно расти, а товарооборот в рамках СНГ существенноснизился. Таким образом, за первые два года существования Содружества дезинтеграционные процессы напостсоветском пространстве значительно усилились. Лишь в 1994 г. между ЯРПЮМЮЛХ ямц МЮЛЕРХКХЯЭРЕМДЕМЖХХ Й АНКЭЬЕЛС ЩЙНМНЛХВЕЯЙНЛС Х ОНКХРХВЕЯЙНЛС ЯНРПСДМХВЕЯРБС.

Особую популярность приобрел тезис о "разноскоростной и разноуровневой интеграции". В связи сэтим главным направлением в сотрудничестве России со странами СНГ явилось налаживаниедвусторонних отношений. В октябре 1994 г. на очередном саммите лидеров СНГ было принято решение осоздании Межгосударственного Экономического Комитета (МЭК) и формированииТаможенного союза.

Благодаря этому, в период набиравшей в России обороты кампании по выборам президента РФ принеобычайно активной роли бессменного председателя Совета глав государств СНГ Б.Н. Ельцина, в Москве29 марта 1996 г. был подписан четырехсторонний "Договор об углублении интеграции в экономической игуманитарной областях" между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. В рамках этого договорабыло принято решение о создании исполнительных органов "четверки", а спустя три дня - 2 апреля, вМоскве состоялось подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России.Председателем Высшего совета Сообщества был утвержден президент Белоруссии А.Г. Лукашенко. Датаподписания Договора была объявлена Днем единения народов России и Белоруссии, что для большинстваграждан обеих стран зримо продемонстрировало возрождение славянского единства. А ровно через годроссийско-белорусское Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России. Послевсенародного обсуждения 23 мая 1997 г. был одобрен Устав Союза.

На фоне сближения братских славянских республик российско-украинские отношения, прежде всегоиз-за проблемы раздела Черноморского флота и статуса Севастополя, продолжали оставаться крайненапряженными. Лишь после того, как Россия пошла навстречу Украине в урегулировании этих вопросов, вконце мая 1997 г. в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота иусловиях пребывания российского Черноморского флота на территории Украины (в Крыму), а также обаренде Севастопольской военно-морской базы. В результате этого 31 мая 1997г. состоялось подписаниеДоговора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Москвой и Киевом. Вместе с темроссийско-украинские отношения и поныне являются одной из самых сложных проблем российскойвнешней политики.

Значительными усилиями была отмечена внешнеполитическая деятельность России в сфереукрепления безопасности и проведения миротворческих операций на постсоветском пространстве. Так, 21июля 1994 г. состоялось подписание российско-молдавского соглашения при участии лидеров"самопровозглашенной" Приднестровской Молдавской республики о прекращении боевых действий иразводе противоборствующих группировок в Приднестровье. А 8 мая 1997 г. при гарантии президентовРоссии и Украины лидеры Молдовы и Приднестровья П. Лучинский и И. Смирнов подписали в МосквеМеморандум об основах нормализации отношений. Также при посредничестве России летом 1997 г.состоялись прямые переговоры лидеров Грузии и Абхазии Э. Шеварнадзе и В. Ардзинбы с цельюурегулирования затянувшегося грузино-абхазского конфликта. Помимо этого в июле того же года вМоскве также состоялось подписание соглашения о прекращении боевых действий и формированиикомиссии по национальному примирению в Таджикистане.

По-прежнему велика роль российских пограничников в охране внешних границ стран Содружества. Всвязи с угрозой военной опасности южных рубежей Содружества (незатухающая гражданская война вАфганистане) в ходе состоявшегося в конце апреля 1998 г. официального визита Президента УзбекистанаИ. Каримова в Москву была достигнута договоренность о создании так называемойроссийско-узбекско-таджикской "стратегической тройки".

Необходимо отметить, что, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые Москвой,эффективность межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ остается весьма невысокой. Хотя внастоящее время подписано около 800 принципиальных международно-правовых актов в рамкахСодружества, абсолютное большинство из них носит либо рекомендательный, либо откровеннодекларативный характер.

Внешняя политика России по отношению к странам дальнего зарубежья в 1992-1993 гг. находилась всостоянии "переходного периода". Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальной политики РФ в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитическойдоктрины России в этот период оказывало тяжелое социально-экономическое положение страны,пережившей этап вхождения в рыночные отношения. Платой за поддержку развитыми странами Западарадикальных рыночных реформ стало следование России в фарватере глобальной политики США и НАТО,резкое падение ее международного престижа как великой державы и как следствие ослабление влияния вразвивающихся странах, снижение миротворческой роли в урегулировании арабо-израильского конфликта,пассивная позиция в арабском мире и кризисе на Балканах.

В ходе визита Б.Н. Ельцина в США, в загородной резиденции в Кэмп-Дэвиде 1 февраля 1992 г.состоялось подписание российско-американской Декларации об окончании "холодной войны", где былозаявлено, что обе державы более "не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников".

Вслед за этим в апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирныйбанк, которые обязались предоставить России финансовую помощь в размере 24 млрд. долларов дляпроведения рыночных преобразований. Однако эта помощь предоставлялась не единовременно и прижестком контроле этих международных финансовых организаций, находящихся под надзором Вашингтона.

Апогеем российско-американских отношений явилось подписание в Москве 3 января 1993 г. новогоДоговора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которымобе стороны согласились на значительное сокращение (на 2/3) своих ядерных арсеналов к 2003 г. При этомРоссия обязывалась пойти на сокращение 3000 ракет СС-20, что серьезно ослабляло оборонный потенциалстраны. В связи с этим договор СНВ-2 до настоящего времени не ратифицирован Федеральным собраниемРФ.

Значительное место в российской внешней политике в 1992-1993 гг. отводилось укреплениюотношений с ведущими странами Азиатско-тихоокеанского региона: были установлены дипломатическиеотношения с Южной Кореей, наладились постоянные контакты со странами АСЕАН, а Китай стал главнымторговым партнером России.

Одной из самых сложных проблем оставались российско-японские отношения. Прежде всего, этосвязано с нерешенностью территориальной проблемы так называемых "северных территорий" четырехроссийских островов Курильской гряды, на которые претендует Токио.

Одновременно резко ослабли связи России с ее традиционными союзниками в Азии - Монголией,Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и другими странами. В то же время на фоне ослабления реальноговлияния и роли России на международной арене формально ее статус великой державы и постоянногочлена Совета безопасности ООН даже возрос.

Происходили регулярные встречи на высшем уровне с лидерами ведущих стран Запада и прежде всегоСША, Франции, Германии, Великобритании, а в июле 1992г. Президент России был впервые приглашен наполитическую часть ежегодного совещания "большой семерки" развитых стран мира в Мюнхене. Впоследующем участие российского Президента в саммитах "Клуба великих держав" стало регулярным. Насостоявшейся в июне 1997 г. в Денвере (США) очередной встрече лидеров стран "большой семерки" былопринято решение о преобразовании ее в "большую восьмерку" с участием России.

По мере укрепления основ российской государственности, отношения нашей страны с государствамидальнего зарубежья постепенно выравнивались, освобождаясь от "перекосов", характерных дляпереходной стадии. С конца 1993 г. политическое руководство РФ все чаще заявляло о России как овеликой державе, имеющей самостоятельные национальные и геополитические интересы намеждународной арене.

Проявлением этой тенденции стало усиление внешнеполитической активности России в Азии, где онане только укрепляла отношения с Китаем, Южной Кореей и Индией, но и восстановила полноценныеотношения с Вьетнамом. Россия приступила к расширению контактов со странами Ближнего и СреднегоВостока и даже Латинской Америкой.

Усилились позиции России в решении вопросов арабо-израильского конфликта, а также вурегулировании балканского кризиса. Россия направила на Балканы свой миротворческий контингент всоставе сил ЕВРОФОРа.

Важным шагом в укреплении позиций нашей страны на международной арене стали решительныезаявления российского руководства о необходимости формирования новой системы европейскойбезопасности вместо расширения прежних структур периода "холодной войны", сделанные в связи спланами расширения НАТО на Восток. Поначалу, в 1994 г., руководство НАТО (по инициативе президентаСША Б. Клинтона) предложило России, как и другим бывшим республикам СССР и странам Восточной иЦентральной Европы, присоединиться к программе "Партнерство во имя мира", ставшей компромиссоммежду позициями США и России. В июне 1994 г. Россия, как и другие страны СНГ, присоединились кнатовской программе "Партнерство".

В течение 1999-2002 годов четко выявилась новая тенденция в современной геополитическойситуации: США стремятся к однополярному миру, объявляют всю планету Земля и ближайший космосзоной своих интересов. Новая администрация США (Дж. Буш - президент США) заявила о созданииглобальной информационно-ударной сети (программа "звездные войны"), которая будет контролироватьвсе мировое пространство, наблюдать за каждым объектом на земле, за любыми передвижениями войска,техники с целью контроля за нераспространением ядерного оружия. На основе этой информации онимогут наносить удары обычными военными средствами. Этот прием был использован в Югославии. В1999-2000 гг. США осуществили ракетно-бомбовую атаку на Югославию, объявив миру о борьбе смеждународным терроризмом. Югославия обвинялась в "геноциде албанского народа". В период военнойакции над Белградом "висел" американский спутник и наводил ракеты НАТО на сербские объекты.

После событий 11 сентября 2001 г. (взрыва исламскими террористами в Нью-Йорке Всемирноготоргового центра) американская администрация пытается сформировать новый образ мира, которыйупрощен до противостояния "мирового сообщества" и "мирового терроризма". В конце 2001 г. водностороннем порядке США объявили о выходе из Договора 1972 г. по ПРО. Этот фактор может бытьприметой новой гонки вооружений в начале XXI века, нарушением стратегического равновесия США -России.

В этих условиях американская администрация пытается осуществлять борьбу с терроризмомбеспрепятственно в любом регионе мира. В период 2001-2002 гг. войска НАТО провелиантитеррористическую операцию против талибов в Афганистане, создали авиабазы в Средней Азии(Киргизия, Узбекистан), выполняют функции военных советников в Грузии, странах Балтии. СШАукрепляет свое влияние по всему периметру границ России.

Новые стратегические принципы военной политики США вызывают негативную реакцию у многихстран мира, в том числе России, Германии, Франции. Новое политическое руководство России стремится в своей внешней политике стать ведущей евроазиатской державой, которая бы могла быть ключевым звеномв развитии новых отношений индустриальных государств Европы и Азии.