На первом этапе перестройки сохранялась командная модель традиционного социал-авторитарного общества. На практике реформирование в те годы свелось к попыткам ужесточения контроля, осуществления номенклатурного обновления кадров и проведения курса на "ускорение социально-экономического развития". Главным его двигателем виделся научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация "человеческого фактора", то есть повышение трудовой дисциплины и инициативы работников всех уровней. Коммунистические реформаторы надеялись преодолеть и такие опасные для них тенденции, как массовая коррупция и безответственность, падение авторитета руководства страны и КПСС. Программа социально-экономического ускорения была принята в феврале 1976 г. на XXVII съезде КПСС и она была рассчитана на 15 лет (до 2000 г.). За данный период предполагалось удвоить рост национального дохода и производительности труда, предоставить каждой семье отдельную квартиру.

Реализация этого курса потребовала значительного роста капиталовложений в экономику. Причем приоритет отдавался машиностроению во всех отраслях, включая аграрный сектор экономики. Так, выступая в сентябре 1985 г. на совещании по вопросам развития агропромышленного комплекса, Горбачев особо подчеркивал необходимость обеспечения, прежде всего определяющего развития продовольственного машиностроения. Однако в условиях затратно-директивной экономики дополнительные капиталовложения в машиностроение не дали ожидаемых результатов.

На первом этапе перестройки была предпринята попытка поднять качество производимой продукции, для чего был создан Государственный комитет по приемке качества (госприемка). Опять же административным путем при сохранении командно-плановой экономической системы намеревались обеспечить радикальное улучшение качества отечественной продукции. Вскоре стало очевидно, что эта мера не позволяет решить проблему качества.

Ситуацию в экономике усугубила известная кампания по преодолению пьянства и алкоголизма, В реальной жизни антиалкогольные меры не привели к существенному уменьшению пьянства, но положили начало утрате государством монопольного контроля над производством и реализацией винно-водочной продукции. Процветало самогоноварение, появились нелегальные кооперативы по производству этой дефицитной продукции. В ряде регионов оказались вырубленными целые виноградные плантации. Антиалкогольная кампания нанесла серьезный удар по государственному бюджету. В частности, в 1986-1988 г.г. государственный бюджет страны лишился 10 млрд. руб. ежегодных поступлений. По тому уровню цен это было практически равнозначно 30 млрд. долл. за три года.

Таким образом, политика, проводимая Горбачевым в 1985-1986 г.г. свидетельствовала о том, что усилия по <ускорению> авторитарно-мобилизационного общества обречены на неудачу. Возможности мобилизационной общественной системы были исчерпаны.

Начало второму периоду перестройки положил январский (1987г.) Пленум ЦК КПСС, на котором М.С. Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ. Главными преобразовательными лозунгами стали "гласность" и "демократизация", а в основу реформационной стратегии была положена идея соединения социализма с демократией.

Политика гласности означала относительную свободу в высказывании мнений, суждений. Теперь каждый человек мог высказать свое отношение применительно к какому-либо вопросу, не боясь, что его привлекут к ответственности или даже посадят в тюрьму за инакомыслие.

По мере развития гласности контролировать ее становилось все труднее. Участившиеся разоблачения и критика все чаще и чаще касались не только отдельных недостатков, но основ системы в целом.

Гласность служила отличным инструментом политического курса реформаторов. Главным сторонником гласности считался секретарь ЦК КПСС А. Яковлев, который был инициатором проведения в ЦК собраний с участием руководителей средств массовой информации. Яковлев считал, что "общечеловеческие" ценности важнее классовых.

С началом демократизации общества произошло переосмысление истории, возникла потребность выяснить, все ли исторические факты носят достоверный характер.

На посты главных редакторов ведущих журналов назначались люди, ратующие за обновление общества. Такие журналы печатали много смелых произведений. Многие поэты и литераторы, расстрелянные в период репрессий, были посмертно реабилитированы.

Пресса играла в этот период большую роль, поскольку в стране прочно установилась гласность, и всем без исключения предоставлялось право высказывать свои мысли не просто вслух, а используя средства массовой информации. Появилось большое количество газет, в том числе и бульварных, где можно было печатать любые статьи.

Гласность повлияла и на искусство. Писатели могли свободно публиковать свои произведения. В театрах наряду с классическими спектаклями ставились новые произведения, некоторые театры ставили спектакли специально для молодежи. Такая же ситуация была и в кино. Теперь режиссеры получили возможность снимать фильмы практически на любую тему, не боясь цензуры.

Последствия такой политики "гласности" были противоречивыми. Безусловно, люди могли теперь спокойно говорить правду, не опасаясь, что их за это потащат в суд. С другой стороны, свобода быстро превратилась в безответственность и безнаказанность. Освобожденное слово породило настоящую "революцию умов". Издержки гласности перевешивали ее достижения. В среде интеллигенции появился феномен привыкания к разоблачениям, вскоре захвативший все общество. Самый зловещий компромат уже не вызывал никакой другой реакции, кроме брезгливой усталости и желания устраниться от общественной грязи. Избыточная гласность породила равнодушие и цинизм в обществе, перекормленном <негативом>.

В июне 1987 г. на очередном пленуме КПСС была одобрена и экономическая реформа, нацеленная на внедрение элементов рыночной экономики и существенное ослабление командных механизмов хозяйствования. Оживлению экономики способствовали развитие кооперативного движения, внедрение арендных отношений в сельском хозяйстве, создание совместных с зарубежными странами предприятий и другие меры. Реализация этой концепции преобразований предполагала замену режима монопольно властвующей КПСС властью демократически избранных советов и трансформацию директивной экономики в социально-ориентированную рыночную. Такая эволюция в политической, социальной и экономической сферах вполне соответствовала социально-демократическим ценностям. О некотором экономическом росте в эти годы свидетельствует статистика. Так, если в 1986 г. произведенный национальный доход в фактически действовавших тогда в стране ценах составил 587,4 млрд. руб., то в 1989 г. - 673,7 млрд. рублей. Показатели продукции промышленности составляли соответственно 846,7 млрд. руб. и 928 млрд. руб., а продукции сельского хозяйства - 119, 8 млрд. руб. и 128,9 млрд. руб. Если в 1986г. ввод в действие общей площади жилых домов был равен 119,8 млн. кв. м, то в 1988 г. - 1 32,3 млн. кв. м.

Новый курс на демократический социализм получил закрепление и дальнейшее развитие летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции. Большая заслуга в формировании обновленной реформационной стратегии принадлежала Горбачеву. Позже в своих воспоминаниях середины 90-х г.г. он прямо назовет социал-демократическую направленность преобразований основой второго этапа перестройки. <Мы к 1988 г., - отмечал Горбачев, - осознали, что без реформирования самой системы не сможем обеспечить успешное проведение реформ. С этого момента можно говорить о втором содержательном этапе перестройки. Он базировался уже на других идеологических позициях, в основе которых лежала и идея социал-демократии>.

1 декабря 1988 г. были приняты законы об изменениях и дополнениях к Конституции СССР и выборах народных депутатов. Менялись порядки формирования органов государственной власти. В практику вводилась выборность депутатов по многомандатному принципу. Создавалась новая система власти, а вместе с ней и частичное ограничение монопольной власти, которая до сих пор фактически была сосредоточена в руках партийных органов. Начиналось реальное перераспределение власти. На I Съезде народных депутатов СССР развернулась острая дискуссия по вопросу руководящей роли КПСС. Статья 6 Конституции СССР изменена не была. Принципиальные поправки, вынесенные депутатами на обсуждение, были проиграны демократическим крылом. Партийная элита не желала поделиться властью с выборными органами.

Главные изменения во всей политической реформе проявились в создании постоянно работающего Верховного Совета страны. Была пересмотрена доктрина, согласно которой прежние депутаты выполняли свои обязанности без отрыва от производства. Теперь депутаты Верховного совета СССР становились на период их полномочий профессиональными политиками. Вслед за Верховным Советом СССР подобные органы верховной власти были образованы в республиках. Так создавались органы власти, постепенно превращавшиеся в конкурента партийному аппарату. По мере усиления центробежных тенденций, роста авторитета Советов нарастало беспокойство и недовольство партийной элиты. Началось это с XIX всесоюзной партийной конференции, на которой развернулась острая борьба мнений по поводу <перестройки>. В рядах КПСС произошел раскол, появились различные идейные платформы, внеуставные партийные клубы, альтернативными стали выборы на руководящие партийные должности. Начался процесс становления многопартийности и возрождения народовластия. Наряду с неформальными движениями (народные фронты) появились и первые оппозиционные партии: Демократический Союз (1988г.), Демократическая партия Советского Союза (1989г.), Либерально-Демократическая (1989г.) и другие.

Однако во второй половине 1989 г. в государстве стала нарастать социальная напряженность. Руководство страны, возглавляемое Горбачевым, столкнулось с кризисом доверия, который вскоре перерос в кризис реформационного процесса. Проявлением его стали шахтерские забастовки летом 1989 г., поддержанные рабочими и служащими ряда промышленных предприятий.

Почему же перестройка на своем втором, социал-демократическом этапе, имея некоторые положительные тенденции и результаты, оказалась в кризисе? Почему социал-демократическая эволюция страны не получила своего, дальнейшего развития? Многие исследователи и политики на эти сложные вопросы отвечают приблизительно так: <В реальной жизни демократического социализма не может быть, а значит, существовавшую тогда общественную систему нельзя было реформировать, ее следовало разрушить>. В частности, известный политик А. Собчак прямо говорил в то время, что попытка реформировать нереформируемое как раз и есть главная ошибка. Однако такой подход несколько упрощен. Свертывание перестройки как эволюционного реформирования объясняется рядом причин, среди которых следует выделить две основные:

  1. узость и недостаточная организованность общественного слоя, поддерживавшего социал-демократический характер реформирования;
  2. ошибки руководства страны и ее лидера Горбачева в социально-экономическом и политическом реформировании.

Во второй половине 1989 - начале 1990 г.г. в стране объективно складывался влиятельный социальный слой, сориентированный не на социал-демократический путь развития страны, а на либеральный характер преобразований. Этот слой включал в себя, прежде всего, массового обывателя, поверившего в скорое утверждение у нас западных жизненных стандартов, С социал-демократическим реформированием, ведущим к социально-экономической стабилизации и укреплению союзной государственности, было не по пути многим представителям правящей элиты, взявшим курс на западную ориентацию России: "свободную от оков союзной государственности". Против социал-демократической модели общественного развития страны, включавшей в себя систему регулирующих государством рыночных экономических отношений, была значительная часть хозяйственной и партийной бюрократии. Либеральному развитию отдавал предпочтение и растущий класс российских предпринимателей.

Социал-демократическое реформирование было свернуто в 1990г. и из-за серьезных просчетов руководства страны во главе с Горбачевым. Так, в экономической сфере правительство в 1987-1988г.г. продолжало неоправданную политику форсированного роста капиталовложений в производственное строительство, заявляя на словах об обратном. Например, в 1988 г. правительство "заморозило" производственное строительство на 24 млрд. руб., но в том же году на строительство новых производственных объектов было направлено 59 млрд. руб. Такая политика на фоне бюджетных потерь из-за антиалкогольной кампании и падения мировых цен на топливно-энергетические ресурсы привела к резкому росту дефицита госбюджета. К началу 1989 г. этот дефицит по сравнению с 1985 г. возрос в 5 раз: с 20 до 100 млрд. рублей,

Дискредитирующее воздействие на социал-демократическую, перспективу экономического реформирования оказали неудачи в запуске рыночного механизма хозяйствования. В соответствии с "Законом о государственном предприятии (объединении)", вступившим в силу I января 1988 г., планово-директивный сектор экономики ограничивался госзаказом, а продукция, полученная сверх заказа, могла быть реализована по свободным рыночным ценам. Причем из года в год предполагалось снижать долю госзаказа, расширяя рыночный сектор экономики. Однако на практике этот замысел остался не реализован, так как в стране сохранялась прежняя нерыночная система ценообразования, отсутствовала рыночная инфраструктура (разветвленная система товарно-сырьевых бирж, центров оптовой торговли, коммерческих банков и др.). А без этого производить и реализовывать по свободным ценам продукцию, изготовленную сверх заказа, было крайне затруднительно. Как справедливо заметил профессор В.В.Согрин, в таких условиях большинство руководителей предпочло не рисковать, а получать госзаказ по максимуму, который служил гарантией централизованного снабжения и сбыта готовой продукции. Главный замысел экономической реформы ее рыночная направленность, оказался нереализованным. Ответственность за это в значительной мере ложится на руководство страны и, прежде всего, на Горбачева, которому не хватило ни мудрости, ни воли в обеспечении экономического реформирования. Будучи недостаточно компетентным в экономических вопросах, он часто испытывал колебания, высказывал противоречивые суждения. С одной стороны, Горбачев был за экономическую реформу, нацеленную на поэтапное вхождение в рынок, с другой √ не поддерживал реальные меры по формированию рыночной инфраструктуры, опасался отпуска цен, не допускал возможности появления частной собственности (в 1989 г. он предостерегал, что нам ╚исподволь подбрасывают мысль... даже о частной собственности╩).

Достаточной воли и последовательности Горбачевым не было проявлено и в политическом реформировании общества. Многие его действия и высказывания отличались противоречивостью. С одной стороны, он инициировал процесс возрождения полновластия Советов, но с другой - пытался сохранить реальный контроль КПСС над этим процессом. В частности, даже весной 1989 г. Горбачев продолжал резко осуждать саму идею политического плюрализма и многопартийности, относя ее к "политическим спекуляциям". Тогда он говорил, что нам "кое-кто стал подбрасывать через прессу всякого рода абстрактные построения, в том числе о многопартийности". Этот подход, противоречивший самой логике эволюционного реформирования, насаждался и на региональном уровне, формируя негативное общественное мнение по отношению к социал-демократической реформационной стратегии. Такая позиция не только расходилась с широким общественным мнением, но и дискредитировала социал-демократическую модель перестроечного реформирования, провоцировала взрыв прозападных настроений в обществе, который вскоре стал реальностью. Согласно опросам Всесоюзного центра исследования общественного мнения в 1990 г. 96% опрошенных граждан СССР одобряли именно западную модель общественного развития.

Колебания и просчеты были допущены Горбачевым и в национально-государственном строительстве. Ему не хватало политической воли в решении острых национальных конфликтов (карабахский и др.). Многие виновные в погромах и преступлениях оставались безнаказанными, не проводилась активная работа по разоружению тогда еще малочисленных незаконных вооруженных формирований, в результате такие формирования вскоре появились в различных регионах бывшего СССР.

Однако главный просчет в национально-государственной политике заключался в нежелании центральной власти своевременно решать вопросы по обновлению советской федерации; по обретению республиками хозяйственной самостоятельности в рамках общего экономического пространства. Следует напомнить, что лидеры Прибалтийских республик в 1989 г. не ставили вопрос об отделении от СССР, а добивались наполнения суверенитета реальным, прежде всего экономическим, содержанием. Именно тогда, в середине 1989 г. они предлагали начать переговоры о новом Союзном договоре. Однако центр проигнорировал предложения, которые вносили республики, и время было упущено. Руководство страны, Горбачев не осознавали серьезности и глубины процессов, развернувшихся в автономиях и союзных республиках.

В 1990 г. начинается новый этап перестройки, означавший ее крах как эволюционного реформирования и свидетельствовавший о ее перерождении в либеральный радикализм. Это принципиальным образом меняло характер преобразовательных процессов и выдвигало на первый план иных лидеров, делавших ставку на радикально-революционный слом существовавшего строя и союзной государственности. К началу 1990 г. оформилась оппозиция, получившая наименование "демократической", по сути, была скорее антикоммунистической. Ее представляли новые партии "Демократическая Россия" (1990 г.), "Социал-демократическая" (1990 г.), "Конституционно-демократическая" (1990 г.) и другие. Новую оппозицию возглавили интеллигенты-демократы и та часть наиболее радикальных представителей партийной номенклатуры, которые вышли из КПСС, Лидером либеральной оппозиции стал Б.Н. Ельцин Председатель Верховного Совета России. Платформа оппозиции включала: требования отмены 6-й статьи Конституции, ликвидации партийных организаций на производстве и в государственных учреждениях, превращение Верховного Совета в постоянно действующий орган, немедленного введения рынка, приватизации государственной собственности и т.д.

Противоположную позицию занимала КПСС, которая выдвинула свою программу "Платформа человека труда в КПСС", осуждала оппонентов в "буржуазном перерождении", предлагала реформирование общества и защиту общественной собственности.

Центристскую платформу совместно с М. Горбачевым занимала созданная в июне 1990 г. РКП, которую позднее возглавит Г. Зюганов. Центристы утверждали модель гуманного демократического социализма, признававшую плюрализм, частную собственность и разделение властей.

При всем многообразии возникших организаций, движений и партий в центре политической борьбы оказались "коммунисты" и "демократы", последние выступали за решительные реформы. Горбачев и "коммунисты" ратовали за "обновление социализма". В отличие от коммунистов Китая, в СССР партаппарат не смог выработать продуманной концепции реформ. В этом была главная причина разочарования масс в Горбачеве. Ощущался глубокий разрыв между обещаниями лидера и отсутствием позитивных сдвигов в реальной жизни.

В первую очередь это проявилось в экономике. В апреле 1990 года в Правительстве СССР была разработана программа экономических реформ, предполагавшая быстрое включение рыночных механизмов, свободу предприятий, начало разгосударствления собственности. Но М. Горбачев посчитал, что в условиях падения доверия к союзным ведомствам со стороны республик и населения эта программа не пройдет. В ноябре 1990 г. он предложил меры из восьми пунктов по выводу СССР из кризиса. Предлагались административные пути по укреплению дисциплины и порядка на производстве. Радикалы предложили альтернативную программу "500 дней", составленную Г. Явлинским и С. Шаталиным. Программа была отвергнута депутатами Верховного Совета. В течение 1990 и 1991 г.г. началось абсолютное снижение объемов промышленного производства. Каждое четвертое предприятие не выполняло договорные обязательства. В марте 1991 г. бастовало 542 предприятия. Из магазинов исчезли товары, росли очереди.

На этом фоне радикальная оппозиция в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов добилась отмены 6-й статьи Конституции СССР. КПСС была отстранена от власти. В стране окончательно утвердилась многопартийность. Чтобы компенсировать падение авторитета власти, на III съезде народных депутатов было решено ввести пост президента СССР. Первым и, как оказалось, последним президентом СССР был избран М. Горбачев. Введение поста президента не предотвратило дальнейшего обострения ситуации в стране.

Таким образам, существовавшие в 1987-1990 г.г. относительно благоприятные возможности для постепенного разгосударствления, восстановления рыночных отношений собственности в формах и способах, стимулирующих экономический рост, были упущены.

Распад СССР

За 1990 год Советский Союз изменился до неузнаваемости. Набрал силу процесс суверенизации республик, получивший название "парад суверенитетов". Но обострение кризиса государственной власти на местах началось в середине 80-х годов. Местная администрация начала борьбу за самостоятельность своих республик. Центральная власть выбрала курс на умиротворение сепаратистов. В 1987 г. М.С.Горбачев подчеркнул, что поскольку в стране развивается демократия и растет национальное сознание, нужно быстро и своевременно решить определенные вопросы и удовлетворить интересы всего общества, в том числе с национальной точки зрения. Борьба за национальную независимость приобрела разные формы. С 1986-1990 г.г. по всем союзным республикам прошли межнациональные вооруженные конфликты. С самого начала перестройки у М. Горбачева не было сколько-нибудь продуманной национальной политики. Ни в одной "горячей точке" не было продемонстрировано умение выбирать оптимальное решение, не был создан демократический механизм разрешения этнических конфликтов. Новые органы власти в республиках, сформированные в итоге выборов весной и осенью 1990 г, взяли более решительный курс на обеспечение суверенитета. Стало заметно явное перемещение политической власти из центра в республики.

В основе движения за национальную независимость лежали требования приоритета для коренного населения, введения государственных языков, вытеснения русскоязычного населения. Интеллигенция прибалтов открыто стала заявлять о том, что империя, которой являлся СССР, должна быть разрушена. Однако неконституционное, стихийное освобождение республик от диктата центра не стало подлинной победой идей демократии и национального возрождения. Нестабильность в республиках усилилась; участились попытки решать спорные проблемы насильственным путем, росла недоброжелательность к национальным меньшинствам, нарушались права человека. Союзные республики, объявив о своем суверенитете, стали проводить в отношении национальных меньшинств ту же политику, которую прежде проводил центр по отношению к ним: интересы малых народов и этнических групп в расчет не принимались. Угроза распада союзного государства приобрела осязаемые черты. Становилось очевидным, что инициаторы перестройки не учли такой мощный энергетический фактор, как национальный вопрос.

Зревшие в обществе сепаратистские настроения не могли миновать и Россию. Русских начинали вытеснять из национальных республик, обвиняя их в имперских амбициях, неэквивалентном обмене. На самом деле ни одна республика не зависела так от центральных органов СССР, как Российская. На ее территории располагалось 72% предприятий союзного подчинения и 27% республиканского. Россия в обмене с другими республиками недополучала ежегодно национального дохода на 10 млрд. рублей. Сумма доходов, направляемых Россией в союзный бюджет, намного превышала расходы на экономические и социальные нужды республики. 37 городов России из-за экологической обстановки были определены как критические для жизни населения.

Реальная опасность неуправляемого распада СССР, грозящая непредсказуемыми последствиями, заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям. М.С.Горбачев предложил подготовить новый союзный договор представителями всех республик. 24 мая 1991г. в поселке Ново-Огарево под Москвой проект договора был готов. Согласно этому документу, входящие в новый союз, получали значительно больше прав, Центр из управляющего превращался в координирующий. Реально в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, частично налоговой и социальной политики. Часть вопросов принадлежала к совместной союзно-республиканской компетенции, прежде всего принятие новых законодательных акций, определение налоговых отчислений в пользу центра и основных направлений их расходования. Все остальные стороны жизни общества были в пределах компетенции республик. Подчеркивалось, что каждая республика является членом международного сообщества и может существовать самостоятельно.

По существу Ново-Огаревский проект договора закладывал принцип конфедерации в основу создания нового союзного государства. Подписание проекта, принятого в Ново-Огареве, было назначено на 20 августа 1991года. Президент Горбачев, объявив об этом, отправился отдыхать на дачу в Форосе (Крым). 19 августа 1991г. сторонники сохранения СССР создали ГКЧП (Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению), своими постановлениями объявили о приостановлении деятельности политических и общественных организаций, о расформировании новых структур власти, запрете митингов и демонстраций, установлении контроля над средствами массовой информации. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т.е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.

Основным политическим соперником центрального руководства СССР было руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР ("Белый дом") были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.

Но переворот не удался. Президент РСФСР Б.Н.Ельцин издал указ, в котором квалифицировал действия ГКЧП как государственный переворот, а его решения объявлялись незаконными. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Вскоре лидеры ГКЧП были арестованы, а деятельность компартии приостановлена.

Августовские события привели к ускорению распада СССР. В сентябре 1991г. все союзные республики заявили о своем полном суверенитете и независимости. Высшими органами власти в суверенных республиках стали республиканские Верховные Советы, реальная власть все больше концентрировалась в руках республиканских президентов.

Все попытки Горбачева возобновить работу по подписанию нового Союзного договора потерпели неудачу: время было упущено, влияние центральных органов власти оказалось утраченным. Последним актом политической драмы распада СССР стали события конца 1991 года. 8 декабря 1991г. руководители трех славянских республик России, Украины и Белоруссии, являвшихся государствами-учредителями СССР, констатировали, что Союз ССР как "субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". Одновременно было объявлено об образование Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991г. представители 11 независимых государств (без Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии) собрались в Алма-Ате и приняли декларацию, в которой было заявлено, что с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. М.Горбачев сложил полномочия президента СССР.

Каковы причины распада СССР? Эта проблема в исторической науке остается дискуссионной. В отличие от Западной Европы, где нарастали интеграционные процессы, восточноевропейские государства оказались подвержены влиянию центробежных сил. Крушение коммунистической системы вызвало взрыв сепаратистских тенденций в агонизировавшем Советском Союзе. В 1991г. для распада коммунистической "империи" оказались благоприятные условия, объективно подготовленные самими большевиками еще при создании СССР: в советской идеологии была заложена идея о праве наций на самоопределение вплоть до отделения; государственное устройство основывалось на формально добровольном, но зафиксированном в Конституции договорном объединении "союзных" государств, созданных на базе крупных наций; территориально-государственное размежевание хотя проводилось волевыми решениями и не следовало строго национальному принципу, но имело в своей основе именно его; республиканские органы управления, мало отличавшиеся по своим реальным полномочиям от органов управления крупными областями РСФСР, имели, тем не менее, все атрибуты государственных органов власти, включая выборные органы Советы, исполнительную власть в лице министерских структур и т.д. С крушением КПСС, запретом ее структур, бывших в СССР реальными носителями государственной власти, которым подчинялись все остальные структуры государства, исчез политический институт, объединявший властные структуры СССР. Съезд народных депутатов СССР, формировавшийся преимущественно на базе того же номенклатурно-партийного механизма, не мог выполнить той цементирующей роли для Советского Союза, которую выполняла Коммунистическая партия: в отличие от нее съезд был лишь надстройкой, у которой не было рычагов власти на местах. Не мог выполнить этой роли и Президент СССР, избранный все тем же съездом. К тому же оба властных института оказались полностью дискредитированными как ходом перестройки и бесконечными провалами во всех сферах жизни, так и конкретной политической ситуацией, связанной с путчем ГКЧП, продемонстрировав свою беспомощность либо сочувствие путчистам.

Мина замедленного- на десятилетия - действия, заложенная под российскую государственность при создании СССР, должна была взорваться. И она взорвалась, как только исчезли скрепляющие каркас 1) безраздельная власть коммунистической идеологии с ее "пролетарским", "советским" интернационализмом, и несущая конструкция этой идеологии 2) властные структуры в лице Коммунистической партии. Вакуум, образовавшийся с ослаблением влияния коммунистических идей в последние годы перестройки, был уже существенно заполнен националистическими идеями, облекавшимися сначала в форму экономического суверенитета и перераставшими в лозунги государственной независимости.

Центростремительные силы, объективно основанные на многовековой общности большинства территорий бывшей Российской империи, закрепленные мощными интеграционными процессами в советское время, в конкретной общественно-политической и экономической ситуации рубежа 80 ≈ 90-х годов оказались крайне ослаблены. Распад в условиях кризиса экономических связей, крушение властных структур, единой государственной идеологии, утрата общегосударственных ценностей, утрата общественным сознанием четких ориентиров, растерянность широких слоев населения в критической ситуации все это стало благодатной почвой для действий политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого государства.

В обществе не оказалось влиятельных сил, заинтересованных и способных сохранить Союз ССР. К тому же эти силы и сама идея были дискредитированы провалившимся выступлением ГКЧП. После его поражения распад СССР, начавшийся еще в конце 80-х г.г., принял лавинообразный характер. Республиканские органы власти были заинтересованы в кардинальном перераспределении властных полномочий в свою пользу еще задолго до осени 1991 г. За ними стояли интересы местных политических элит √ как новых, поднявшихся на волне перестройки, так и старых, партийно-номенклатурных. После подавления путча и те, и другие использовали лозунг национальной независимости, одни - чтобы получить власть, другие - чтобы сохранить ее. Ни тех, ни других не интересовали объективные интересы народов своих республик, опасность резкого обострения экономического кризиса с распадом СССР, падение уровня жизни населения, неизбежность обострения национальных конфликтов вплоть до гражданской войны и региональных войн из-за взаимных территориальных претензий в связи с искусственно проведенными границами. В устранении центральных политических институтов, в том числе съезда народных депутатов СССР (и Верховного Совета), Президента СССР, были заинтересованы и соответствующие республиканские структуры.

Таким образом, мощное противоборство на рубеже 80-90-х годов между радикалами-реформаторами и консерваторами, стоявшими за сохранение прежних порядков в обществе, завершилось победой первых. Попытки М. Горбачева создать политический центр путем лавирования между этими политическими течениями привели в конечном итоге к параличу власти и распаду многонационального государства. Огромный конгломерат народов распался. С 1992г. в истории нашего отечества наступил новый этап развития.

Концепция нового политического мышления. Результаты и последствия ее реализации

Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987-1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе провозглашенного к тому времени М.С. Горбачевым <нового политического мышления>. Необходимость этого поворота диктовалось рядом факторов. Они сводятся и следующему:

Необходимость учета всех этих обстоятельства и, соответственно, кардинальной корректировки подходов к внешней политике государства, способствовало появлению новой концепции "нового политического мышления". Эта концепция подразумевала поиски новых, а главное, реалистических путей гармоничного включения страны в мировое сообщество, на базе учета подлинных национально-государственных интересов народов СССР, а также интересов их партнеров по международным связям, и признания многовариантности путей развития разных стран и народов.

Основные принципы "нового политического мышления" сводились к следующему:

Реализация этого курса по одним направлениям имела положительные последствия, по другим - обернулась внешнеполитическими провалами СССР.

Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М.С. Горбачева с президентами США - Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991г. - соглашение об ОСНВ-1) положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в мире, правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.

Одновременно продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Вооруженных Сил на 500 тыс. человек.

Успешное развитие отношений с капиталистическими странами затронуло и Японию, чему в немалой степени способствовал визит М.С. Горбачева в апреле 1991г. в Токио. Советская делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и впервые с хрущевских времен официально признала существование территориального вопроса - о государственной принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.

Новые внешнеполитические подходы СССР позитивно проявили себя в деле ликвидации ряда очагов международной напряженности, локальных вооруженных конфликтов. За май 1988 - февраль 1989г.г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана, после чего II съезд народных депутатов СССР признал "необъявленную войну" против соседней, прежде дружественной страны, грубой политической ошибкой. За нее заплатили жизнями свыше 15 тысяч солдат и офицеров Советской Армии. Горбачевская дипломатия приложила много усилий к прекращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, поиску справедливого решения палестинской проблемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и арабских государств.

Закрепляется поворот в лучшую сторону в советско-китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских воинских контингентов из Афганистана и Монголии, а вьетнамских - из Камбоджи. После их выполнения Москвой и визита М.С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Этот же год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по <социалистическому содружеству>. Начался форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения многих лидеров соцстран, что некоторые конкретные решения, диктуемые <новым мышлением>, могут повлечь за собой дестабилизацию там общественно-политической обстановки, горбачевская администрация ответила экономическим давлением, пригрозив, в частности, перевести хозяйственные взаиморасчеты с союзниками на свободно конвертируемую валюту (что и было вскоре сделано). Это обострило отношения между странами-членами СЭВ и подтолкнуло к быстрому развалу не только и экономического, но и военно-политического союза. Официально роспуск СЭВ и ОВД был оформлен весной 1991 г.

С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистических странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. В Югославии падение коммунистического режима привело к развалу страны. Входившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками. Сербия и Черногория остались в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись затяжные военные действия между сербской, хорватской и мусульманской общинами на почве национально-территориального размежевания.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, на глазах кардинально менявшие политический и социально-экономический облик бывших союзных государств. Наиболее наглядно его самоустранение проявилось по самому жгучему в послевоенной истории Европы вопросу - германскому. И это при том, что СССР имел и исторические, и моральные, и международно-правовые основания сказать свое весомое слово относительно путей объединения двух немецких государств и военно-политического статуса единой Германии.

В марте 1990г. в ГДР были проведены многопартийные выборы. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая республика влилась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе. Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы, Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок. Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики стран НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза, заметно обострившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990-1991г.г. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой "семерке" (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

Во внешнеполитической деятельности М.Горбачева политики и историки находят просчеты и достижения. Так, бывший советский посол в ФРГ В.М. Фалин утверждает, что М.Горбачев "сдал" на переговорах по германскому вопросу с Бонном и другими западными державами почти все, что касалось законных интересов и престижа СССР (Сегодня. - 1993. - 12 декабря). Покойный маршал С.Ф. Ахромеев и бывший первый заместитель министра иностранных дел СССР Г.М. Корниенко, отмечают, что некоторые решение по важным вопросам внешней политики, М. Горбачев принимал с помощью до крайности узкого круга своих ближайших советников(Ахромеев С., Корниенко Г. Глазами маршала и дипломата. - М., 1994.).

Российские историки О. В. Волобуев, В. В. Журавлев и др. отмечают кардинальные изменения концептуальных основ внешней политики СССР в 1985-1991г.г.: изменились взаимоотношения нашей страны с Западом и Востоком, в конце 80-х - начале 90-х годов закончилась "холодная война", лихорадившая мир несколько десятилетий. Это позволило России вступить в новый исторический этап своего развития (Россия : государственные приоритеты и национальные интересы. - М., 2000. // Под ред. О.В. Волубеева и др.).