Тема 24. СССР В ПЕРИОД ХРУЩЁВСКОЙ
<ОТТЕПЕЛИ> 1953-1964 гг.

Политика либерализации и модернизации
социалистического общества.
Её последствия и результаты

Вторая половина 50-х - начало 60-х гг. были переломным этапом в развитии стран мира. Радикальные изменения внесла научно-техническая революция (НТР). Революционный скачок в развитие мира внесли открытия в области ядерной физики, квантовой механики, кибернетики, микробиологии, биохимии и других науках. На основе научных открытий стало возможным качественное преобразование производительных сил, постепенный переход от машинного к комплексно-автоматизированному производству.

В области общественно-политической жизни появляются теории, которые представляли эволюцию общества в новых условиях. Американские социологи У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт выдвигают новую модель для западных стран - <Новое индустриальное общество>, которое постепенно перерастает в <постиндустриальное>. В основе экономики данного общества будут производственная сфера, сфера услуг, управление обществом перейдёт к учёным, будет обеспечено всеобщее благосостояние.

В современном обществе западных стран эта модель общественного развития получила вариант либерально-демократического развития. Реформы и преобразования западных обществ на основе научно-технической революции значительно увеличивали возможности общественного производства, его автоматизации и компьютеризации производства и управления производственными процессами, овладение новыми источниками энергии, освоение космоса, развитии химии, биотехнологии, создание искусственных материалов. В общественно-политической жизни шел процесс дальнейшего развития представительной демократии и ее учреждений. Возросшая социальная и политическая активность масс также содействовала расширению демократических завоеваний и прав населения, в том числе трудящихся, побуждала господствующие классы к социальным уступкам.

На фоне глубоких изменений современных западных государств появилась потребность в эволюции и Советского Союза. К середине 50-х гг. политическая и экономическая система, созданная И. Сталиным в 30-е гг., исчерпала свои возможности, породила серьёзные экономические трудности, социально-политическую напряжённость в обществе. Причиной кризиса тоталитарного общества была, прежде всего, низкая эффективность работы партийно-государственного аппарата. Созданные коммунистами органы управления были далеки от совершенства, отличались неповоротливостью, громоздкостью. Огромная армия чиновников была непригодна для осуществления многих элементарных государственных функций. Тоталитаризм наделял государство несвойственными ему функциями, и государство попросту не справлялось с ними.

Особое место в государственном управлении занимал многолюдный слой партийных чиновников, получивших в годы сталинизма немало привилегий. Слой партийной номенклатуры значительно расширился после войны за счет фронтовиков. Они обрели немалый опыт и авторитет как непосредственные организаторы борьбы народа против фашистской агрессии. К тому же номенклатура успела за послевоенные годы обрасти взаимопроникающими связями, которые цементировали этот слой, поддерживали его внутреннюю устойчивость и солидарность. На первое место в нём выдвинулись секретари ЦК республиканских компартий, обкомов и крайкомов. Их удельный вес в ЦК ВКП(б) поднялся с 20% в 1939 г. до 50% в 1952 г. Они требовали большей самостоятельности в решении местных дел и, главное, личной безопасности. Партийная номенклатура не была заинтересована в очередной волне репрессий даже во имя сохранения тоталитарного режима. Сословные привилегии сделались для большинства чиновников важнее, чем абстрактные коммунистические идеалы. Среди партийной бюрократии зрело желание осуществить изменения в общественном развитии.

Стремление партийной номенклатуры к реформированию режима питали также события, которые развернулись сразу после смерти И. Сталина и грозили выйти из-под контроля: восстания в концлагерях, массовые антикоммунистические и антисоветские выступления в ГДР и Чехословакии, брожение в других странах восточной Европы.

Нарастанию кризисных явлений в тоталитарном обществе способствовали постоянные экономические трудности. Они были порождены огосударствлением хозяйства, использованием принудительного труда и энтузиазма населения. Колхозники, узники лагерей и завербованные на <стройки-пятилетки> были дармовой силой, труд их был малопроизводительным из-за отсутствия материальной заинтересованности. Скромные потребности населения позволяли избежать экономической катастрофы, но необходимость хозяйственных преобразований была очевидной.

И, наконец, следует сказать о кризисе тоталитарной идеологии, которая обрела свою популярность в годы первой мировой и гражданской войн. Тоталитаризм не в состоянии долго поддерживать в обществе слепую веру в неисторический идеал, осуществление которого всё время отодвигается отдаленное будущее. Нужны были представления о перспективах развития общества.

Став Первым секретарем ЦК КПСС в сентябре 1953г., Н.С. Хрущёв значительно обновил партийные кадры в центральном аппарате и на региональном уровне. Новыми членами высшего партийного руководства - Президиума ЦК - стали А.И. Кириченко и А.М. Суслов, а секретарями ЦК - А.Б. Аристов, Н.И. Беляев, Д.Г. Шепилов. Центр стал всё явственнее перемещаться в Секретариат ЦК КПСС во главе с Н. Хрущёвым. В новых условиях Н. Хрущёв хотел освободиться в высшем партийном эшелоне власти от тех, кто долгие годы работал с И. Сталиным. Последний акт верхушечной борьбы пришёлся на лето 1957 г., когда из партийно-государственного руководства была выведена <антипартийная> (то есть <антихрущёвская>) группа политиков - Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, В.М. Молотов и др.

Поддержанный номенклатурой, новый советский лидер обладал недюжинным умом и большой хитростью, тонким знанием законов аппаратной борьбы. Он сумел довольно быстро подмять под себя верхние эшелоны партийной бюрократии и получил простор для проявления собственной инициативы. Н. Хрущев избрал путь умеренной либерализации. Были определены пределы в либерализации общества: реформы должны были подтолкнуть развитие производства, особенно в разоренном аграрном секторе экономики; снять явное перенапряжение и усталость общества от искусственно подстегиваемой <мобилизационной готовности> и отражения происков все новых <внутренних и внешних врагов>; в корне реорганизовать изжившую себя и превратившуюся в пороховую бочку систему ГУЛАГа, наконец, несколько улучшить жизнь простых людей.

В числе первых решений новой администрации была прекращена практика массовых репрессий. 4 апреля 1953 г. прошла реабилитация по <делу врачей>. С лета 1953 г. началась массовая реабилитация коммунистов, привлеченных к ответственности в 30-е - начало 50-х гг. Были закрыты все женские лагеря. В 1954 г. реабилитированы жертвы <ленинградского дела>. Всего с начала 1954 г. до начала 1956 г. Военной коллегией Верховного Суда СССР были реабилитированы 7679 человек, многие из которых - посмертно.

В сентябре 1953 г. были ликвидированы Особое совещание при МВД СССР и другие чрезвычайные внесудебные органы (<тройки>). В марте 1954 г. на новой основе, с новыми задачами был организован Комитет Государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. Восстановлен в правах и усилен прокурорский надзор, приняты меры по укреплению судебных органов. Отдана под суд за фабрикацию фальшивых <дел> часть руководителей карательных органов.

В период деятельности Н. Хрущёва произошел ряд изменений в законодательстве. Осуждены сталинские положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, теория Вышинского о <презумпции виновности>, о том, что государство обязано доказывать вину обвиняемого, а его дело доказать свою невиновность. Наконец, из уголовного кодекса убрана пресловутая 58 статья об ответственности за политические преступления. Был сделан шаг по направлению к правовому государству.

В апреле 1956 г. правительство полностью отменило антирабочие законы предвоенной поры, частично смягченные в начале 50-х гг. В 1956-1957 гг. были сняты политические обвинения с репрессированных народов и восстановлена их государственность (кроме немцев Поволжья и крымских татар, - с них политические обвинения сняты соответственно в 1964 и 1967 гг., собственную государственность они не обрели и по сию пору). В1957 г. была восстановлена автономия балкарцев, чечен, ингушей, калмыков, карачаевцев. Проведена децентрализация управления - значительно расширены права союзных республик, активизировалась деятельность профсоюзов, комсомола, других общественных организаций.

В основе работы по реабилитации лежали не только личное мужество постсталинского руководства, сколько трезвый политический расчет - критика некоего <культа личности>, без указания самой этой личности, создавала предпосылки для компрометации не только тех лидеров, которые состояли у власти в 30-40 гг. но и самого политического режима. Критика сталинских преступлений должна была исходить от высшего партийного руководства. Кроме того, изменилась международная обстановка, требовалось улучшить имидж страны.

Именно эти причины и объясняют выступление Н.С. Хрущёва на ХХ съезде КПСС (февраль 1956 г.) с секретным докладом, разоблачающим <культ личности Сталина>. В нем приводились многочисленные примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались, в основном, лишь с деятельностью конкретных личностей. Доклад не только не ставил вопрос о существовании самой тоталитарной системы, но и создавал иллюзию о том, что достаточно лишь осудить эти извращения и искоренить их, и путь к коммунизму будет открыт.

Доклад Н. Хрущёва не был опубликован, а лишь зачитывался на партийных и комсомольских собраниях с соответствующими комментариями идеологических работников. Критика <культа личности> Сталина, по идее ее инициаторов, с самого начала должна была иметь определенные рамки, обозначенные в опубликованном постановлении ЦК <О преодолении культа личности и его последствий> от 30 июня 1956 г. В нем в качестве причин репрессий указывались негативные личные качества И. Сталина, о которых в свое время писал еще В.И. Ленин, а также сложная обстановка 30-х гг., вызвавшая неизбежные ограничения демократии, создавшая условия для проявления этих качеств. Вместе с тем правильность политического курса И. Сталина не подвергалось сомнению, подчеркивалось, что <культ личности> не изменил и не мог изменить демократической природы социалистического строя. Вся вина за ошибки прошлого возлагалась на И. Сталина.

Из заметных решений, затрагивающих политическую систему общества, наиболее радикальные шаги Н. Хрущев предпринял в перестройке самой правящей партии. На ХХII съезде КПСС (октябрь1961 г.) впервые в Устав были внесены положения: о возможности проведения внутрипартийных дискуссий; о ротации партийных кадров в центре и на местах; о предоставлении больших прав местным партийным органам; о недопустимости подмены партийными организациями государственных структур и общественных формирований. На съезде был особо подчеркнут пункт о выдвижении руководящих кадров исключительно на основе их деловых качеств. Подчеркивалась необходимость того чтобы <аппарат партийных органов сокращался, а ряды партийного актива увеличивались>. Все эти меры, в случае их реализации, во многом способствовали бы изменению облика ведущей политической силы общества, повышению ее открытости, деловитости в рамках сохраняющейся незыблемой политической системы. Тем не менее они не затрагивали самих основ и принципов существования КПСС. Н. Хрущев, оставаясь руководителем тоталитарного режима, подавлял оппозицию и внутри СССР, и в странах Восточной Европы. Плюрализма не допускалось ни в партии, ни в обществе. Требовалось абсолютная лояльность к власти. В1956г. было оказано давление на Польшу, в которой правительство пыталось пойти по пути реформ. В этом же году советские войска потопили в крови венгерскую антикоммунистическую революцию.

Стремясь преодолеть обозначившийся в массах кризис доверия к КПСС, партийные идеологи подготовили очередную <программу великих свершений>, обещавшую полное изобилие материальных духовных благ не где-то в отделенной перспективе, а уже <нынешнему поколению советских людей>. ХХI съезд КПСС (1957 г.) сделал вывод, что социализм в СССР одержал <полную и окончательную победу> и страна вступила в период <развернутого строительства коммунизма>. Развивая эту идею, ХХII съезд КПСС (1961 г.) принял третью программу партии, где детально расписывались задачи по построению в основных чертах коммунистического общества к 1980 г. Замысел программы был грандиозен. Показатели темпов развития народного хозяйства страны были впечатляющими. Но они были совершенно оторваны от реальных возможностей СССР. В программных установках отразилась классическая тенденция, порожденная сталинизмом - эксплуатировать энтузиазм масс для решения новых задач. И действительно, <светлые идеалы коммунизма> вызвали последний, в советской истории всплеск искреннего энтузиазма широких слоев народа. Это нашло отражение в многочисленных трудовых починах, молодёжных стройках по комсомольским путевкам, в массовом движении <бригад коммунистического труда>, в других идущих снизу формах соцсоревнования.

В центре практической деятельности нового руководства находились вопросы экономического развития страны. По решению сентябрьского(1953г.) пленума ЦК КПСС были проведены неотложные меры по подъему сельского хозяйства, в 3-6 раз повышены закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, в 2,5 раза снижены налоги с колхозников, усилено финансирование аграрного сектора, укреплены его материально-техническая база и кадровый потенциал. С1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель. В оборот было введено 42 млн. га пашни, где выращивалось к концу десятилетия до 40 % всех зерновых.

Наметился поворот и в промышленной политике государства. Было обращено внимание на отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с западом. Июльский (1955 г.) пленум ЦК КПСС осудил как ошибочную <теорию об отсутствии морального износа техники в условиях социализма>, получившую широкое хождение в сталинский период, и подчеркнул, что главная линия в развитии промышленности - это <всемирное повышение технического уровня производства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации>. Благодаря сверхконцентрации материальных средств и человеческих усилий на отдельных направлениях удалось добиться впечатляющих успехов. В 1954 г. была построена первая АЭС. Появилась новая отрасль - нефтехимия - шаг к созданию безотходного производства. Освоен выпуск искусственных материалов с заданными свойствами. Появились новые виды транспорта: атомный ледокол, реактивные самолеты, началась электрификация железных дорог.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному экстенсивному пути. Все принимавшиеся меры носили характер государственных мобилизационных программ и никак не затрагивали самого хозяйственного механизма. Нарастали структурные диспропорции: если в 1940 г. удельный вес выпуска средств производства (группа А) составлял 61,2%, то в 1960 г. он поднялся до 72,5% при соответствующем снижении доли производства предметов потребления (группа Б). Во многом это определялось отказом от предлагаемого Г.М. Маленковым курса на приоритетное развитие группы Б, который Н. Хрущёв в 1955 г. заклеймил как <отрыжку правого уклона>.

Характерной чертой экономической политики того периода стало активное проведение всякого рода административных реорганизаций. В них Н. Хрущёв усматривал не менее важный, чем НТР, рычаг подъема общественного производства.

В 1957 г. Н. Хрущев начал децентрализацию планирования и управления экономикой. Были упразднены отраслевые министерства и созданы территориальные органы управления-Советы народного хозяйства (совнархозы). Авторам этих решений казалось, что таким образом будет решена задача максимального использования имеющихся на местах ресурсов благодаря разрушению ведомственных границ. Однако реформа не затронула основ существовавшего хозяйственного механизма, породив массу новых проблем. Местные интересы мгновенно превысили, стали преобладать. Обнаружилась тенденция к замкнутости региональной экономики, потери межрегиональных связей. Усилилась жестокость административного регламентирования деятельности предприятий теперь уже на уровне региона. Реформа не предусмотрела идеологическую, юридическую и фактическую реабилитацию товарно-денежных отношений, которые являются основой демократизации экономики.

1957-1959 гг. были отмечены серией административных реформ и <компаний>, призванных улучшить функционирование сельского хозяйства. Первая реформа заключалась в ликвидации МТС и передаче техники в собственность колхозов, что предполагало ее лучшие использование. Вместе с тем реформа навязала всем колхозам немедленный выкуп парка МТС. Это поглотило финансовые ресурсы колхозов, сделав их должниками государства.

Вторая реформа заключалась в новом укреплении колхоза, а также в преобразовании колхозов в совхозы. Ставилась цель - начать подлинную индустриализацию сельского хозяйства, создать агрогорода. Но эти преобразования требовали крупных капиталовложений, которых не было, ни в колхозах, ни у государства. Волна новых преобразований обрушились на личные подсобные хозяйства. Крестьян заставляли продавать колхозам скот, уменьшали приусадебные участки.

В 1959 г. на ХХI съезде КПСС Н. Хрущев поставил задачу в кратчайший срок <догнать и перегнать ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения> для увеличения производства мяса. Первый секретарь Рязанского обкома А. Ларионов выступил с амбициозным заявлением, пообещав за один год утроить государственные заготовки мяса в области. <Инициатива> рязанцев широко пропагандировалась печатью. Рязанская область еще не успела приступить к реализации своей грандиозной программы, как в феврале 1959 г. уже получила орден Ленина, а сам Ларионов стал Героем Социалистического Труда. Чтобы сдержать обещание, обком партии распорядился забить весь приплод 1959 г, а также большую часть молочного стада. Но и этого количества мяса оказалось недостаточно. Организовали закупки скота в соседних областях. Хотя <мясной налог> был выполнен, но нанес неповторимый удар по области. Поголовье скота уменьшилось на 65 %, падение производства зерна составило 50%.

Подобные авантюристические кампании проводились и в 1960-1962 гг.: <кукурузная кампания>, ликвидация приусадебных участков, так называемых <неперспективных деревень>. В марте 1962 г. была перестроена система управления сельским хозяйством. В районах появились колхозно-совхозные управления, в областях и республиках - аналогичные комитеты. Скоро очередь дошла и до самой партии. В сельских районах парткомы были упразднены, а в областях разделены по производственному принципу: на промышленные и сельскохозяйственные.

<Административная лихорадка> шла по нарастающей, в то время как темпы экономического развития страны снижались. В 5-ю пятилетку (1951-1955 гг.) промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное - на 20,5%; в 1956-1960 гг. соответственно на 64,3% и 30%; в1961-1965 гг. - на 51% и 11%.Плановые задания систематически срывались.

Ситуация, складывавшаяся в экономике, напрямую проецировалась на социальную политику хрущёвской администрации. В начале, середине 50-х гг. был разработан целый пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенсиях, отменены все виды платы за обучение. Шло массовое строительство жилья. За 1956-1960 гг. новоселье справило почти 54 млн. человек, или четверть населения страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.

Но уже на рубеже 50-60-х гг. явственно обозначалась попытка правительства переложить все углубляющиеся трудности в экономике на плечи трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а розничные цены на продовольствие с мая 1962 г. примерно на столько же возросли. Резко ухудшилось снабжение городов, что вызвало взрыв народного возмущения. Так, в Новочеркасске летом 1962 г. против демонстрации рабочих была применена вооруженная сила, приведшая к человеческим жертвам. С начала 60-х гг. СССР начал покупать зерно за границей.

Итак, хрущёвская либерализация в общественной и экономической жизни не завершилась. Одна из причин - старый тип политического мышления у Н. Хрущёва и его сподвижников. Они были твёрдо убеждены в преимуществах социалистической системы и таких её основ, как монопольное положение государственной собственности в экономике и компартии в политике. Поэтому даже робкие, непоследовательные меры по реформированию государственного социализма вызывали тревогу. Против реформ активно выступал партийный аппарат, чья власть заколебалась с введением системы ротаций партийных кадров. К ним присоединился центральный государственный аппарат, влияние которого заметно ослабло с упразднением отраслевых министерств. Но самое главное заключалось в том, что реформы конца 50-х - начала 60-х гг. проводились в условиях отсутствия фактической демократии в обществе и развития процессов демократизации.

Первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. Эти годы оцениваются как начало <оттепели> (по образному выражению И. Эренбурга), наступившей после долгой сталинской зимы. Начался процесс расконсервации общества - Советский Союз становился все более открытым для мира, учащались культурные международные контакты. В 1957г. в Москве был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов.

<Оттепель> отразилась, прежде всего, на литературе. Возникли новые журналы: <Юность>, <Молодая гвардия>, <Москва>, <Наш современник>. Усилились позиции демократически настроенной интеллигенции. Особую роль сыграл журнал <Новый мир>, возглавляемый А. Твардовским. Именно здесь была опубликована повесть А. Солженицына <Один день Ивана Денисовича>, приподнявшая завесу молчания над историей ГУЛАГа. Проблема разоблачения сталинизма была поднята М. Дудинцевым в романе <Не хлебом единым>, А. Твардовским - поэмой <За далью - даль> и др. Начали публиковаться молодые поэты: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский, чьи стихи впоследствии завоевали большую известность.

Активизировалась деятельность театральных режиссеров: А. Лобанова - в Ленинградском театре комедии; О. Ефремова - в Московском театре им. Ермоловой. О. Ефремов организовал студию молодых актеров, ставшую впоследствии театром <Современник>. После XX съезда начался подъем в кинематографическом искусстве. Был создан ряд выдающихся фильмов, вошедших в сокровищницу мирового киноискусства: <Летят журавли>, <Тихий Дон>, <Сорок первый>, <Весна на Заречной улице> и др.

В мире литературе и искусства реабилитированы ряд имен: Ю. Тынянов, М. Булгаков, И. Бебель. Однако принципиальный подход к культуре не изменился. Общественные науки, литература, искусство по-прежнему должны были быть проводниками идеологического курса партии, опираться на <партийность>, классовый подход, социалистический реализм. КПСС четко обозначала допустимые границы критического осмысления прошлого и настоящего. В ответ на призывы общественности отменить позорные постановления ЦК по идеологическим вопросам (1946-1948 гг.) было категорически заявлено, что они <сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма> и в своем <основном содержании сохраняют актуальное значение>. В начале 60-х гг. <оттепель> явно пошла на убыль. Систематически разносной критике за <идеологическую сомнительность>, <недооценки руководящей роли партии>, <ревизионистские настроения и формализм> подверглись писатели и поэты (А. Солженицын, Ю. Гроссман, Д. Гранин, В. Дудинцев, А. Вознесенский), режиссеры (М. Хуциев и др.), ученые-гуманитарии. Пределы <десталинизации> ярче всего показало <дело Пастернака>. В 1955 г. Б. Пастернак написал роман <Доктор Живаго>. Советские литературные журналы сочли роман непригодным к публикации. Роман вышел за границей и был удостоен Нобелевской премии. Это вызвало недовольство властей. Б. Пастернака заставили отказаться от премии, он был исключен из Союза писателей.

Личная неуравновешенность Н. Хрущева, сочетающаяся с его слабым пониманием специфических вопросов культуры, приводила к эксцессам, сильно снижавшим его авторитет. Так случилось во время осмотра выставки московских художников (1962 г.), где Н. Хрущев резко критиковал абстракционистов и формалистов.

В конце 50-х гг. были приняты решения по проблемам развития системы народного образования. Старая образовательная система действительно нуждалась в обновлении. Нужно было учитывать перспективы развития науки и техники, новые технологии. Однако такое направление в образовании противоречило официальному курсу на экстенсивное развитие экономики. Стране необходимы были все новые и новые отряды рабочих для освоения тысяч строящихся предприятий. В 1958 г. был принят Закон <О новой структуре школьного образования>. Согласно ему вместо семилетки и полного десятилетнего образования вводилась система восьмилетнего обучения, после которого выпускники в обязательном порядке должны были отработать три года на производстве. Для желающих продолжать обучение в вузе вводился обязательный производственный стаж. <Политехнизация> школы не удалась, так как не было средств для создания материальной базы обучения. В августе 1964 г. было принято дополнительное решение об установлении в средней школе двухлетнего срока обучения на базе восьмилетки. Полная средняя общеобразовательная школа вновь стала десятилетней. Кроме того, был создан еще один новый тип школы - профессиональное техническое училище вместо <трудовых резервов>, военизированных училищ, созданных перед войной.

<Оттепель> сказалась и на развитии науки, особенно гуманитарных дисциплин. Усилился интерес к истории. На страницах научных изданий развернулись многочисленные дискуссии. Но и здесь существовал определенный предел дозволенности.

Передовые позиции в мире Советский Союз занимал в фундаментальных исследованиях, особенно в области математики, физики, освоении космоса. К середине 50-х гг. в СССР была осуществлена реакция термоядерного синтеза, что открыло громадные перспективы перед наукой. Она же была использована и для создания водородной бомбы.

4 октября 1957 г. СССР произвел запуск в космос первого искусственного спутника земли. А 12 апреля 1961 г. поднялся в космос первый гражданин Земли - Ю.А. Гагарин. Преобразования в духовной жизни общества в 1953-1964 гг. были, безусловно, значительны. Они дали толчок духовному обновлению народа, очищению его от сталинского наследия. Перемены эти далеко не всегда были зримыми. Но они готовили почву для тех, кто в последующем открыто выступил против тоталитарного режима и способствовал его падению.

Либерализация внешнеполитического курса страны

Смена высшего руководства сопровождалась зарождением на разных уровнях общества тенденции к освобождению от догматов, господствовавших в годы правления Сталина, к более объективному анализу ситуации внутри страны, а также роли и места СССР в мировом сообществе. Выступая с докладом на XX съезде, Н. Хрущев фактически подверг ревизии сталинскую теоретическую схему, согласно которой, пока существует капитализм, - новая мировая война неизбежна. Поэтому единственный путь устранения неизбежности войны лежал через уничтожение капитализма, и в этой связи борьба за всемерное продвижение дела <мировой революции> и расширение рамок социализма считалась более важной задачей, чем борьба за мир. Новый руководитель выдвинул концепцию <о длительном мирном существовании>. Её основные положения сводились к следующему.

Данная концепция основывалась на новой общей оценке ситуации в мире в 50-е гг. Ее авторы считали, что после второй мировой войны расстановка сил в мире сложилась в пользу СССР и стран социализма, на стороне которых выступали и народы колониальных стран, и рабочий класс западных держав. Исходя из этого, а также учитывая наличие термоядерного оружия в руках США и СССР, Н. Хрущев и его окружение не только признавали мирное существование, но и считали его основой межгосударственных отношений в послевоенном мире.

Оценивая новые подходы Хрущёва во внешней политике, можно говорить только об <оттепели> во внешней политике, но не более того. Мирное сосуществование рассматривалось <как специфическая форма классовой борьбы на мировой арене>. Москва по-прежнему применяла, прежде всего, методы сильного давления. Советскую внешнюю политику хрущевского периода характеризовала непоследовательность, зигзагообразность. Так, смягчение международных отношений произошло в 50-е годы:

Однако действия советского руководства на международной арене далеко не всегда проходили в русле этих идей. Зачастую его внешнеполитические акции носили явно пропагандистский характер. Многое объяснялось и взаимным недоверием лидеров СССР и западных стран, отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием. Кроме того, внешняя политика, как западных держав, так и СССР велась с позиции силы. В мае 1955 г. была создана в противовес НАТО организация Варшавского Договора. В 1957 г. СССР первым успешно испытал межконтинентальную баллистическую ракету и вывел на орбиту Земли искусственный спутник, что впервые подвергало территорию США опасности ядерного удара. СССР в одностороннем порядке провел серию сокращений численности Вооруженных Сил (с 5,8 млн. чел. в 1955 г. до 2,5 млн. в 1960 г.) и объявил мораторий на ядерные испытания. Но это не внесло принципиальных изменений в обстановку <холодной войны>, поскольку и на Западе, и у нас продолжали наращивать и совершенствовать вооружение. В частности, в СССР происходило оснащение армии и флота межконтинентальными ракетами с ядерными боеголовками, атомными подлодками и т.п.

Приверженность классовому подходу во внешней политике проявлялась в конкретных делах: в 1956 г. - подавление народного восстания в Венгрии, в 1961 г. - возведение <Берлинской стены> в Европе. Самым острым оказался Карибский кризис 1962 г., когда по решению Советского руководства на Кубе были размещены 42 ядерные ракеты средней дальности. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь благодаря своевременно достигнутому секретному компромиссу между президентом США Кеннеди и Хрущевым, по которому советские ракеты были выведены с Кубы взамен на обещания США отказаться от агрессии против этой страны и демонтировать американские ядерные ракеты в Турции.

После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в советско-американских отношениях и международных отношениях в целом. В августе 1963 г. был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса. В то же время Карибский кризис привел не только к падению авторитета Хрущева, но и к окончательному размежеванию внутри социалистического лагеря. Противниками разрядки, мирного сосуществования выступили лидеры Китая, КНДР, Албании, отчасти Румынии. С 1963 г. Китай стал постоянно выдвигать вопрос о территориальных претензиях к СССР.

В глобальном противостоянии Западу, СССР отводил особое место странам <третьего мира>. Кризис и распад колониальных империй вели к усилению борьбы США и СССР за сферы влияния в постколониальном мире. За 1957-1964 гг. высокие руководители СССР побывали с государственными визитами или приняли в Москве лидеров более чем 30 развивающихся стран. Было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве. Стремясь направить народы этих стран если не по социалистическому, то хотя бы по <некапиталистическому> пути, советские лидеры предоставляли многочисленные льготные кредиты и безвозмездную помощь правительствам развивающихся стран, вооружали их лучшими образцами военной техники. Результатом этого явилось не только усиление регионального противостояния США и СССР, но и более тесная координация усилий западных стран в борьбе против <советской экспансии>.

В целом к середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Противостоящие системы во главе с СССР и США вышли из крупных, чреватых прямой военной конфронтацией конфликтов, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков и ядерного оружия, рождения из рухнувшей колониальной системы многочисленных независимых государств. Хотя переговоры о разоружении в целом мало продвинуло мир вперед, но был сделан важный шаг в ограничении гонки ядерных вооружений, имевших также большое экологическое значение.

Итак, хрущевские реформы <сверху> в 1953-1964 гг. проводились непоследовательно и противоречиво. Однако они сумели вырвать страну из оцепенения предшествующей эпохи. Партийно-государственная номенклатура добилась укрепления своих позиций, но была недовольна беспокойным лидером. Вал административных экспромтов, кадровая чехарда угрожали едва обретенной ею стабильности. Свои основания для недовольства имелись и у других слоев населения. Недовольство реформами высказывали военные ввиду резкого сокращения вооруженных сил. Росло разочарование интеллигенции строго дозированной номенклатурной <оттепелью>. Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы за <светлое будущее> при ухудшении текущей жизни.

Все это помогло партийно-государственной номенклатуре без каких-либо общественных потрясений избавиться от Н.С. Хрущева. В октябре 1964 г. на пленуме ЦК КПСС он был обвинен в <волюнтаризме и субъективизме>, снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК (с 1966 г. генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров - А.Н. Косыгин.