Основой составления отчета по преддипломной практике является дневник прохождения практики, а также информация скопированных бухгалтерских и финансовых документов.
В дневнике прохождения практики ежедневно производятся записи о том, что сделано для выполнения дипломной работы, какие изучены и скопированы бухгалтерские документы, формы бухгалтерской финансовой отчетности и др. По окончании практики дневник должен быть заверен подписью главного бухгалтера и печатью предприятия.
Дневник может оформляться в отдельной тонкой тетради или на стандартных листах.
На оформление отчета отводится 3 √ 5 последних дней пребывания на практике.
Отчет по преддипломной практике должен включать следующие разделы:
Введение.
Выводы и предложения.
Библиографический список.
Приложения.
Отчет не должен содержать общих положений, должен быть конкретным и отражать реально проделанную студентом на предприятии работу с отражением особенностей организации учета и критическими замечаниями.
В ⌠Ведении■ необходимо указать тему дипломной работы, наименование организации, на примере которой выполняется дипломная работа, сроки прохождения практики, Ф.И.О. руководителя практики (главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера).
В разделе 2 ⌠Организация бухгалтерского учета в организации■ раскрывается следующее:
Данный раздел необходимо проиллюстрировать скопированными материалами предприятия: рабочим планом счетов, приказом по учетной политике, графиком документооборота. Распределение обязанностей и подчиненность бухгалтеров можно представить в виде произвольно составленной схемы (рисунка).
В разделе 3 рассматривается состояние бухгалтерского учета имущества и обязательств в соответствии с темой дипломной работы. Этот раздел должен содержать подразделы (3.1, 3.2 и т.д.), предусмотренные планом дипломной работы и согласованные с научным руководителем работы (преподавателем кафедры ⌠Бухгалтерского учета и аудита■). Практически, данный раздел представляет собой краткое содержание дипломной работы. В ходе написания этой основной части отчета необходимы ссылки на приложенные бухгалтерские документы (первичные учетные документы, регистры синтетического и аналитического учета, справки, расчеты и т.д.).
Ссылки делаются следующим образом: например, ⌠Приказ по учетной политике (приложение 1), акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) (приложение 2), журнал-ордер ╧ 6-АПК (приложение 3) и т.д.■.
Целесообразно указать, какими нормативными документами руководствуется предприятие при ведении бухгалтерского учета изучаемых видов имущества и обязательств. Приводится порядок составления бухгалтерских документов по теме исследования, корреспонденции счетов по хозяйственным операциям. В заключении каждого подраздела рекомендуется отражать основные выводы по порядку ведения учета изучаемого объекта.
В разделе ⌠Выводы и предложения■ приводятся выводы по состоянию бухгалтерского учета имущества и обязательств, представленному в основной части отчета. Необходимо осветить недостатки в постановке бухгалтерского учета объектов, изложить выявленные отклонения от инструктивных указаний по организации учета, указать положительные стороны. Выводы приводятся конкретные и выделяются отдельными абзацами. Например:
Затем, на основании приведенных выводов, целесообразно внести предложения по устранению обнаруженных во время прохождения преддипломной практики нарушений в ведении бухгалтерского учета. Предложения также дают по пунктам.
В конце раздела ⌠Выводы и предложения■ студент ставит дату завершения отчета и личную подпись. Затем главный бухгалтер должен просмотреть отчет, указать дату, поставить личную подпись и печать предприятия.
Библиографический список должен содержать все законодательные акты, положения, инструкции, методические указания и рекомендации регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета и используемые на исследуемом предприятии. Нормативные документы указываются в хронологической последовательности их утверждения. Кроме того, в библиографический список необходимо включить 10 √ 15 наименований литературных источников, которые были использованы
при выполнении отчета и относятся к исследуемой проблеме.После библиографического списка в отчет вкладывается чистый лист, на котором пишется слово ⌠Приложения■. Затем прикладываются копия приказа по учетной политике, график документооборота, рабочий план счетов, первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерские справки, расчеты и др. На каждом приложенном документе в правом верхнем углу указывается: Приложение 1, Приложение 2и т.д. Бухгалтерские документы должны быть заполнены собственноручно, аккуратно, черной пастой. Все приложенные документы аккуратно подгибаются под формат отчета. Необходимо копировать документы и для отчета, и для дипломной работы.
Отчет может выполняться ручным или компьютерным способом.
Структура отчета:
После приложений необходимо вложить чистый лист бумаги.
Каждый раздел отчета начинается с новой страницы. Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 3-4 интервалам. Нумерация страниц в отчете начинается с ⌠Введения■. Причем, отчет страниц начинается с титульного листа: титульный лист √ 1 страница, содержание √ 2 страница, ⌠Введение■ - 3 страница. Номер страницы ставится в правом верхнем углу листа. Нумерация страниц продолжается до приложений. Текст отчета набирается с 1,5 интервалом 14 шрифтом. На каждой странице отчета должны быть оставлены поля: левое, верхнее и нижнее √ не менее 20 мм, правое √ не менее 10 мм. Общий объем отчета не должен превышать 30 √ 40 страниц.
Отчет сдается на кафедру не позднее 10 дней после окончания преддипломной практики.
После проверки отчета студент защищает его на заседании комиссии, назначенной кафедрой.