История освоения и развития Сибири

электронный учебно-методический комплекс

ПРИЛОЖЕНИЕ Н

Министерство сельского хозяйства ФГОУ ВПО
Красноярский государственный аграрный университет

"ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ В 19 ВЕКЕ".

Это значит, чтобы Вы, как струна, издавали известный звук. А звучать для общей гармонии, согласитесь, есть высокое призвание.

Н.И.Пирогов.

В 1786 году был принят Устав двухступенчатых народных школ. Они должны были открываться в уездных городах, которые содержали их на собственные средства, складывающихся из различных сборов и местного обложения.

17 апреля 1790 года красноярский городской голова получил от правителя колывановского наместничества следующее предложение: " Благородный и почтенный господин красноярский городской голова Власьев! Посылаю при сем вам один экземпляр устава народного училища, из которого вы и все обусмотрите, сколько полезное учение преподаваться будет и не только для купеческих, но вообще для всех остальных людей, даже и крестьян, то уповаю, что сие матерние Ея Императорского Величества попечение город Красноярск примет с благославением и не примет приуготовить судя по числу могущих быть там учеников, дом в выгодном месте, сообразуясь одному уставу, а ровно не упустя из купечества подражать тем верным сынам отечества, которые выдают зависящее от просвещения частное и общее благополучие и доброхотно постараються взнесть деньги каждый по возможности своей. За сим ожидаю известия о доме неукоснительно, а о деньгах тогда, когда открыто будет училище. Борис Меллер".

Не прошло и месяца как были собраны в Красноярскую думу представители от купцов и мещан для сообщения предложения об открытии народного училища в г. Красноярске. Как, быть может, в редких случаях собрались городские представители на этот раз в думу и прописали рапорт, просили донесть просьбой для училищного дома приказать учинить план. Городской староста собирал сведения и составлял список детей, обучающихся в Красноярске русской грамоте, разделяя учеников на 2 класса, кои учатся читать и особо, которые могут писать.

В средних числах мая 1790 года список был составлен и староста сообщил директору народного училища, что " детей мужского пола, обучающихся русской грамоте в Красноярске 61 человек. Староста хлопотал о составлении списка детей школьного возраста, а городской голова Власьев с большим усердием убеждал красноярских граждан принять участие в пожертвованиях. И он сообщил о желании красноярских мещан и купцов принять посильное участие в расходах на содержание народного училища. Кроме того, он просил Меллера разрешить " отпуск от следующего в выгоду города питейного дохода от прибыльной суммы одного процента". Меллер указал на невозможность отдать думе на содержание училища часть питейного сбора. Красноярские обыватели решили открыть малое народное училище в наемном доме князей Пелымских в августе 1790 года. Училище состояло из 2 классов. В 1 классе ученики учили букварь, сокращенный катехизис, священную историю. Со 2 полугодия начинали писать с прописей и усваивать правила грамматики. Во 2 классе занимались чтением пространного катехизиса, книги о " должностях человека", арифметикой и рисованием. Обучение было бесплатное.

Первым учителем был Никита Звонников, получивший образование в Петербургской Главной учительской семинарии, специализировавшийся по "математическим наукам". Он очень нравился красноярцам и в полной мере проявил свои педагогические способности.

В 1791 году в Красноярск для инспекции училища приехал директор народных училищ Ломиковский, и проверив знания учеников нашел успехи, а "особливо учитель Звонников кроткими и снисходительными поступками привлек к себе любовь от учеников и уважение от родителей".

Несмотря на то что желающих дать образование своим детям красноярцев было много и часть купцов дала росписки о пожертвованиях на училище, взносы на его содержание вносились нерегулярно, денег нехватало даже на жалование учителю. "Плохо было с обеспечением школы самым необходимым- бумагой, свечами, дровами. Дети и учитель часто простывали и болели". В частности в 1793 году учитель просил смотрителя исправить окна и двери и сообщал, что имеется недостаток в потребном количестве писчей бумаге и для отопления училища дров, на что смотритель ответил, что "довольно из собственного его капитала на мел, бумагу и свечи извел". По всей вероятности именно эти обстоятельства стали причиной преждевременной кончины первого учителя школы Звонникова в 1792 году. Красноярцы искренне оплакивали его смерть и для умершего учителя, любимого всеми, соорудили в благодарных своих сердцах памятник.

Н. Звонникова заменил Василий Красин, уроженец Орловского наместничества, так же выпускник Главной учительской семинарии по "историческим наукам". Материальное положение училища не изменилось. В октябре 1795 года учитель пишет директору училищ Ломиковскому о смотрителе Пороховщикове: "Он никогда не входит в училище и не знает моих трудов, ни ученических успехов. В прошедшую зиму я сидел с учениками в неотопленном училище три раза среди зимы, а то и более. Учеников посылал просить его к себе в училище, чтобы он, пришедши, посмотрел, по крайней мере, на их дрожание и слезы и лучше постарался с дровами. Он тогда пришел, видел сам некоторых учеников, а особливо учениц, плачущих от холода, но как от нас он ушел, так и забыл про училище". Он проработал до закрытия народного училища, КОТОРОЕ ПРОИЗОШЛО В ФЕВРАЛЕ 1797 ГОДА. Училище было закрыто из-за отсутствия средств на его содержание: "На требование здешнего приказа тех городов, где алые народные училища состоят, купеческие и мещанские общества, за неимением по силе высочайшего городового положения назначенных доходов от содержания тех училищ отказались".

Красноярское училище возобновило свою деятельность в 1819 году, как уездное.

В 1790 году было так же открыто народное училище в Енисейске. Оно содержалось на средства купцов и мещан, дети которых в нем обучались. Судьба его сложилась более счастливо: оно, претерпивая множество реорганизаций, не закрывалось и благополучно дожило до наших дней уже как средняя школа №2. Обучалось детей в уездном училище достаточно много от 60 до 80. Постоянной проблемой была нехватка учителей. "Кытмановская летопись" безжалостно свидетельствует: "Учителя были или пьяницы, или очень древние. Иногда по целым месяцам прекращались уроки за неимением учителей. Учителем русского языка был Брагин, человек трезвый, аккуратный, но до страсти любивший драть учеников". По " Уставу 1804года" принятого в годы Александровских реформ, енисейское народное училище было преобразовано в уездное. К сожалению, в Минусинске как и в Канске уездные училища были открыты только во второй половине 19 века. К 1826 году в Енисейской губернии функционировало 3 уездных училища: Енисейское, Красноярское и Ачинское.

Согласно Устава 1804 года, складывалась следующая система школьного образования: приходское училище (1 год), уездное училище (2 года), гимназия (4 года). Таким образом, между этими учебными заведениями устанавливалась преемственность. Последовательное обучение в них давало право на поступление в университет. Но в период николаевской реакции, в 1828 году, был принят новый устав, установивший две системы обучения: для низших сословий давалось элементарное образование в приходском училище (1-2 года) и уездном училище (3 года), а для детей дворян учреждались гимназии (7 лет обучения) и университет. Начальная школа не служила фундаментом системы образования. Министр образования А. С. Шишков говорил следующее: " Нет сомнения, что из уездного училища разве один из сотни человек поступит в университет, а 99 кончат, при назначении постепенности учебных заведений отнюдь не должно исключительно иметь в виду приготовление учеников к переходу из одного заведение в другое, высшее, по потребности людей тех состояний, которые должны получить в них окончательное образование. Приходские училища должны у нас существовать для крестьян, мещан и промышленников низшего класса, уездные училища для купечества, обер-офицерских детей и дворян, гимназии преимущественно для дворян, не лишая впрочем, права учиться в них и людей низшего звания, особенно готовящихся в университет или ученое звание".

В 1864 году император Николай при посещении Мещанского училища сказал почетному попечителю Куманину следующие многознаменательные слова: " Старайтесь внушать воспитывающимся цель, к которой направлено их воспитание, чтобы они помнили свое звание и не имели бы мыслей выше оного".

В каждое начальное училище выбирали почетных блюстителей, должности которых учреждались Положением 1828 года. Как правило, они назначались из лиц купеческого сословия для "попечения о школах в хозяйственном и нравственном отношении". Каких либо распоряжений по школе они делать не могли, но им предоставлялось право носить установленный мундир, содействовать начальству по части нравственной и учебной, доносить по принадлежности о замеченных в училищах беспорядках и способствовать, по усердию к общественному благу, устройству хозяйственной части "единовременными и постоянными приношениями, что вменялось им в особую заслугу, за которую училищное начальство могло ходатайствовать о приличном их награждении и если пожертвования были значительные их имена заносились золотыми буквами на особую доску. В уездных училищах по положению 1828 года были учреждены должности почетных смотрителей, которых избирали из местных дворян и чиновников и назначаемых попечителем округа с утверждения министра народного просвещения. Они имели право иметь мундир чиновника 8-го класса и после посещения училища могли сообщить о замеченных беспорядках штатному смотрителю и даже директору народных училищ. Почетные смотрители могли присутствовать на ежемесячных собраниях учителей училища, где занимали "первые места", но не председательствовали. Им вменялось в обязанность присутствовать на экзаменах и изыскивать средства для приведения училища в наилучшее состояние. За успешную деятельность на просветительском поприще их могли произвести в следующие чины "по общему порядку" а в случае особых заслуг награждения. В 1872 году было принято Положение о городских училищах, в котором утверждались те же должности.

По школьной реформе 1803-1804 гг. Россия была разделена на 6 учебных округов, возглавляемых университетами. Сибирь вошла в состав Казанского учебного округа.

В. Шаховской в 1827 году в Туруханске организовал школу и обучал детей грамоте. Несмотря на то, что енисейский губернатор запретил ему этот вид деятельности, фактически декабрист продолжал эту работу, о чем свидетельствует отчет енисейского исправника в 1836 году о том, что "некоторые обучали и обучают крестьянских детей грамоте". Находясь в Енисейске, он написал "Грамматику российского языка", которая, к сожалению, не была издана.

Абсолютное большинство декабристов давало частные уроки. Декабрист Мозгалевский был в Минусинске первым учителем французского языка, учил он и грамоте, географии, арифметике. Деятельность декабристов дала толчок для формирования в губернии собственной интеллигенции. Многие из их учеников сами занимались впоследствии просветительской деятельностью.

В 1864 году в Красноярске было организовано сибирским историком С.С. Шашковым обучение на дому мальчиков и девочек по программе гимназического цикла. Сыном декабриста Т.Н. Сайлотовым-Крючковым были организованы женские классы при Минусинском уездном училище.

60-е годы 19 века характеризовались повсеместно по всей России общественной активностью, благоприятно отразившейся на ниве народного просвещения. В Европейской России происходит бурный рост школ в связи с принятием закона о местном самоуправлении в 1864 году, но Сибирь не смогла добиться распространения на нее этого закона, и лишь города Сибири наравне с российскими получили в 1870 году право на создание городского самоуправления. Естественно, что в силу этих причин основную роль в 60-70 годы в Енисейской губернии в развитии народного образования играли бюрократические органы.

К 1862 году Енисейская губерния располагала 5 начальными училищами, которые руководствовались в своей работе школьным Уставом 1828 года. Преобразования Александра 2, приведшие к школьной реформе 1864 года, слабо отразились на положении школьных дел Енисейской губернии. Несмотря на количественное увеличение учреждений образования (в1867 году в губернии было 117 приходских училищ), на них не распространялось действие введенного в центральных губерниях России "Положения о начальных народных училищах 1864 года". Да и распоряжением директора народных училищ число их было уменьшено до 61. Обучалось в них 793 ученика.

Проанализируем ситуацию в Красноярске в 1863году. В г. Красноярске проживало 8776 жителей и на весь город было четыре училища:

  1. Красноярское уездное училище - 117 учащихся
  2. Красноярский приходской класс- 105 учащихся
  3. Красноярское духовное училище
  4. Владимирский детский приют.

(Численность в двух последних заведениях установить не удалось).

В условиях Александровских реформ наиболее передовые руководители губернского уровня осознавали свою ответственность за перемены на ниве просвещения. К числу таких представителей власти нужно отнести военного губернатора г. Красноярска Павла Николаевича Замятнина, который 21 мая 1862 года обратился к городу с предложением открыть одну или две школы. Он писал "Я встретил в городе многих из обывателей, уже взрослых, не умеющих даже читать и писать по-русски, по неимению средств к обучению их. Таковое отсутствие грамотности в губернском городе поставило меня, по названию начальника губернии, в обязательное положение учредить здесь народную школу (или даже две, смотря по надобности и удобству местности) для обучения при имущественно круглых сирот и детей самобеднейших родителей из обывателей города Красноярска: Закону Бокию, русской грамоте, читать и писать, и арифметике.

О предложении этом я сообщил собравшимся ко мне в высокоторжественный день рождения Государя Императора Александра Николаевича господам чиновникам и почетнейшим гражданам, и все они, разделяя мнение мое о необходимости учреждения школы, тогда же, в ознаменование высокоторжественного дня, составили подписку добровольных, на этот предмет, пожертвований, которая продолжается и поныне.

Между тем Ардатовский 3-й гильдии купец Матвей Сажин, в видах содействия в достижении благонамеренной цели, проявил готовность построить дом для школы на собственный свой счет, и засим необходимо место для постройки.

Сообщая о сем городской думе, я остаюсь в полном убеждении, что и городское общество не откажется от содействия в этом полезном для него деле и уступит под постройку дома место под №19, назначенное для ремесленных домов".

В письме губернатора - не только душевный порыв, чего оспаривать не стоит, но и выполнение своих обязанностей: попечительство над учебными заведениями возлагалось на генерал-губернаторов и местных гражданских губернаторов.

Как видим, инициатива губернатора была поддержана общественностью города. Купец Сажин выполнил обещание, данное губернатору Замятнину. Он выстроил на углу Воскресенской улицы и Острожного переулка небольшой одноэтажный дом, состоящий из четырех комнат. Кстати, Сажин в последствии стал купцом первой гильдии.

Забегая вперед, стоит остановиться на судьбе этого здания, которое существовало до 1907 года. К тому времени условия в жизни города изменились. Мимо города в 1896 году прошла железная дорога, и Красноярск из маленького городка с 20-тысячным населением превратился в большой город с постепенно оживающей торговлей и промышленностью. Земля под постройками в город, прежде имевшая ничтожную ценность, возросла в своей стоимости.

Красноярское купеческое общество предложило вместо существующего школьного здания выстроить новое в несколько этажей с тем, чтобы в этом здании было предоставлено увеличенное помещение для школы.

Так было начато открытие начальных городских школ в городе Красноярске. Первая открытая начальная школа работала по уставу 1828 года. Курс был одноклассным. В этом единственном классе учащиеся должны были обучаться Закону Божию, чтению, чистописанию и арифметике. Содержалась школа на средства города и попечителей, как впрочем и уездные училища.

Замятнин был первым военным губернатором Красноярска. В этой должности он пробыл 7 лет. Современники характеризовали его по- разному, но именно при нем были открыты в Красноярске 2 гимназии, а в Енисейской губернии 77 народных школ. Именно при нем был замечен талант В. Сурикова и он был отправлен для получения образования в Петербургскую Академию художеств. Именно Павел Николаевич, по решению городской думы был признан почетным гражданином города Красноярска.

В европейской России в 60- е годы образование земств стимулировало активностью буржуазно- демократических слоев России, жаждавших помочь народу в области образования. Внезапно обнаруживается потребность начать практическую работу по организации просвещения народных масс, пойти навстречу их давно неудовлетворительной потребности в грамотности и в элементарных знаниях о природе и общественной жизни, в городах и деревнях самопроизвольно, т.е. без предварительного разрешения властей, открываются приходские школы, появляются частные гимназии, особой популярностью пользуются своеобразно сложившийся тип воскресных школ.

В Сибири этого не наблюдалось. Общественно- экономическое развитие не диктовало образовательных потребностей. Основная масса купцов 60-х годов, проживающая в городах Енисейской губернии, выделялась из среды мещан и крестьян только экономическим положением.

И поэтому совершенно не случайно, что инициатива в открытии второй начальной школы(1866), мужской гимназии (1867), женской гимназии (1869) принадлежит опять же губернатору Замятнину.

Вопрос об открытии мужской гимназии в Красноярске стал подниматься в 50-е годы. В 1856 году в Министерство Народного Просвещения было послано ходатайство вдовы золотопромышленника Мясникова о передачи дома для гимназии, но Сибирский комитет, узнав, что наследники Мясниковой "возбудили спор об этом пожертвовании и не имея в виду для гимназии в Красноярске другого помещения, постановил: предложение об устройстве красноярской гимназии оставить, пока главное местное начальство не найдет удобного и приличного для оной помещения".

Прошло восемь лет. Проблема с открытием в городе среднего учебного заведения оставалась нерешенной, но за это время созрело общественное мнение в пользу разрешения этого вопроса.

С разрешением генерал- губернатора Восточной Сибири М. С. Корсакова П. Н. Замятнин 17 апреля 1864 года предложил жителям енисейской губернии оказать добровольные пожертвования для приобретения под гимназию дома. Для проведения организационной работы 16 декабря этого же года был создан временный комитет по устройству гимназии. В него вошли: председатель Енисейского губернского правления Гаупт, председатель Енисейского губернского суда Ефимов, губернский архитектор Неклюдов, купец Сажин и др.

Комитет должен был позаботиться о покупке дома и приспособлении его под нужды гимназии, собрать по подписке для этого деньги. К февралю 1865 года комитетом были выработаны следующие предложения:

  1. в Красноярске открыть классическую гимназию с одним латинским языком
  2. в первый год открыть не более двух классов, прибавляя затем по одному классу ежегодно в течение последующих пяти лет
  3. устроить помещение на первый год для 68 своекоштных воспитанников и 12 казеннокоштных пансионеров
  4. ограничить в первые три года существования гимназии расходы казны 13020 рублями ежегодно
  5. открыть пансион при гимназии на 26 воспитанников

Одновременно с вопросом об открытии гимназии комитету пришлось отстаивать сохранение уездного училища, так как его предполагалось закрыть в случае открытия гимназии: " что же касается закрытия в Красноярске уездного училища, то комитет просил училище не упразднять, так как в красноярском уездном училище находится 300 учеников, из числа которых большая часть ограничивается одной лишь первоначальной грамотой для поступления потом к коммерческим занятиям"

К февралю 1865 года было собрано 36646 рублей, причем красноярский историк Бакай писал, что пожертвования стекались быстро, без затруднений, даже без неприятной и хлопотной переписке. Все сословия приняли деятельное участие в подписке и одинаково аккуратно вносили деньги. Однако это было далеко не так. Свидетельством тому является запись в летописи, составленной А. Кытмановым.

Был куплен дом и начаты работы по приспособлению его под нужды гимназии. Замятнин, пребывая в это время в Москве, и там развил деятельность по сбору средств в пользу открываемой гимназии. Книги для библиотеке собирались и в Красноярске. В пользу гимназии купцом Крутовским была подарена коллекция сибирских минералов, туруханские промышленники Сотниковы передали 15 шкур зверей. Замятнин внес свой вклад - кости мамонта, найденные в 1863 году.

Однако вопрос не был окончательно решен и губернатору пришлось неоднократно слать телеграммы губернатору Восточной Сибири и министру народного просвещения, и лишь 1 июля 1868 года гимназия была открыта.

Гимназия работала по "Уставу гимназий и прогимназий", утвержденному 19 ноября 1864 года и должна была, во-первых, предоставлять воспитывающемуся юношеству общее образование, во - вторых готовить для поступления в высшие учебные заведения. На протяжении ряда лет гимназия испытывала трудности организационного характера, среди которых самым болезненным было отсутствие учителей по ряду предметов. Директор гимназии писал, что не имея ни педагогического института, ни университета, ни духовной академии, ни даже учительской семинарии, Сибирь никаких учителей для Енисейской губернии поставлять не может. Молодые люди оканчивающие курс в высших и даже средних учебных заведениях Европейской России, предпочитают службу в последней.

Такое положение дел приводило к тому, что в гимназии постоянно не велось преподавание ряда предметов. На уровне преподавания сказывалось отрицательно отсутствие книг, пособий и даже карандашей, бумаги аспидных досок. В связи с этим проводилась корректировка учебного плана. Серьезное внимание уделялось в гимназии дисциплине. На педагогических советах отмечалось, что ученики " совершено, не приучены к необходимому порядку, к вниманию в классе, опрятности и чистоте одежды". Меры к наведению порядка предпринимались очень серьезные. Проведение ряда заседаний привело к выработке довольно суровых мер для наведения надлежащей дисциплине. Для учеников , "неисправных в поведению" , служили, кроме замечаний, следующие взыскания: стояние на коленях в классе, стояние на месте и у доски во время урока, удаление из класса, оставление в классе после уроков минимум на четверть часа и максимум на час, арест в карцере на один день, арест в карцере на три дня, строгий выговор в присутствии совета с угрозою исключения, и, наконец, исключение из гимназии.

Несмотря на подобные издержки педагогического процесса, открытие гимназии сыграло важную роль для жизни Красноярска. В гимназии обучались дети со всей губернии. До этого приходилось отправлять в Томск и Иркутск.

При гимназии был учрежден Попечительский, или как его называли раньше, Попечительный совет, членами которой были представители Городской думы, купеческого и мещанского обществ, почетные граждане города, внесшие крупные денежные вклады на ее развитие, директор учебного заведения. Председатель Попечительского совета избирался на три года. Попечительские советы заботились о привлечении денежных средств для развития гимназии, содействовали устройству квартир для беднейших иногородних гимназистов, организовали инвентарные проверки, рассматривали готовые сметы и отчеты, определяли размеры жалования директору и другим должностным лицам, регулировали размер платы за обучение.

Члены Попечительских советов гимназий и прогимназий имели право носить мундир шестого разряда Министерства Народного Просвещения.

При гимназии организовывались различные общественные мероприятия. В частности, именно в ней были организованы первые публичные чтения. Естественно, темы и содержание лекций утверждались в цензурном комитете в Иркутске. Кроме этого устраивались пробные чтения в присутствии лекторов, чтобы обсудить добросовестно все достоинства и недостатки, как самой лекции, так и лектора, чтобы обеспечить успех публичных чтений.

Принимать участие в просветительской деятельности изъявили желание 22 человека, и в начале 1881 года состоялись первые лекции, к которым местное общество отнеслось сочувственно. Однако пожар, который уничтожил значительную часть города и в том числе, от которого очень пострадало здание гимназии, надолго прервало лекционную работу. Здание отремонтировали, но всем было ясно, что требуется строительство нового помещения.

Инициативу по сбору средств на новое строительство проявил губернатор И.К. Педашенко, который начал искать жертвователей. На его призыв откликнулся почетный попечитель гимназии И. Г. Гадалов. 12 июля 1889 года было заложено новое здание, которое было завершено в 1891 году. Гадалов в последствии не раз оказывал существенную финансовую поддержку гимназии. В это время гимназия в своей работе руководствовалась новым Уставом от 30 июня 1871 года. К 1 января в гимназии обучалось 220 учащихся, из которых дворян и чиновников было 94, а детей крестьян 15.

В 1876 году в Енисейске была открыта мужская шестиклассная гимназия. Городская дума добилась открытия гимназии после того, как в 1874 году посетивший город главный инспектор училищ Маак выразил недоумение, почему Енисейск не хлопочет об устройстве гимназии. Для строительства гимназии была проведена подписка. Большой взнос внес Аверьян Матонин. Но когда все средства истощились И. Кытманов закончил постройку здания. Руководил стройкой выбранный строительный комитет.

Список литературы.

  1. Я. Абрамов "Хроника русского образования. Русская школа", 1890г.
  2. Я. Абрамов "Очерки частной инициативы в деле народного образования в России", 1891г.
  3. М.А. Азадовский "Станичники краеведческой деятельности и декабристы в Сибири" Иркутск,1925г.
  4. Н.Н. Бакай "К 25- летие Красноярской губернской гимназии", Красноярск, 1893г.
  5. Н.Н. Бакай "Страничка из истории народного образования Восточной Сибири в конце 19 века. Сибирский сборник", 1894г.
  6. И. П. Белоконский " Народное образование в Сибири. Русская школа", 1891г.
  7. Г.А. Бочанова "Внешкольное образование рабочих Сибири в конце 19 в. начале 20 в. Сб. Революционное и общественное движение в Сибири в конце 19 в. начало 20 в.", Новосибирск 1986г.
  8. Н.Н. Бакай "К 25-летие Красноярской женской гимназии", Красноярск 1893г.
  9. И.П. Белоконский "Просветительские общества и учреждения на Ярославской выставке. Русская школа", 1904г.
  10. В Енисейскую городскую думу секретаря Енисейской городской думы М. П. Миндаровского. Енисейск, 1914г.
  11. Е. Звягинцев "Попечительства при народных школах"М.,1909г.
  12. "Енисейские епархиальные ведомости",1895г.
  13. Н.А. Константинов, В. Я. Струминский "Очерки по истории начального образования в России", М.,1953г.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения