История освоения и развития Сибири

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ СИБИРИ 1917 - 2008 гг.

Тема 2.3. Сибирь накануне и в период Великой Отечественной войны
 (1937 - 1945 гг.)

2.3.1. Характерные черты развития сибирской экономики в предвоенный период (1937 - июнь 1941 гг.)

2.3.2. Сибирь в годы Великой Отечественной войны

Контрольные вопросы по теме 2.3

2.3.1. Характерные черты развития сибирской экономики
в предвоенный период (1937 - июнь 1941 гг.)

В 1936 г. была принята Конституция СССР. Конституция закрепила следующее административное деление Сибири: Дальневосточный, Западно-Сибирский и Красноярский края; Восточно-Сибирская и Омская области; Бурят-Монгольская и Якутская АССР; Еврейская, Ойротская, Хакасская автономные области. Кроме того, Дальневосточный край подразделялся на восемь внутренних областей. 26 сентября 1937 г. Восточно-Сибирская область была разделена на Иркутскую и Читинскую; 28 сентября Западно-Сибирский край разделен на Алтайский край и Новосибирскую область; 20 октября 1938 г. Дальневосточный край разделен на Приморский и Хабаровский края.

В марте 1939г. был утвержден 3-й пятилетний план. План разрабатывался как логическое продолжение предыдущих, но учитывались условия развертывающейся мировой войны. На основании опыта предыдущих пятилеток было решено отказаться от сооружений гигантских предприятий подобно Кузнецкому и Магнитогорскому и возводить средние и мелкие предприятия. Планировалось сооружать заводы-дублеры, преимущественно в восточных районах страны, а также оборонные предприятия, сделать особый упор на развитие химической промышленности. В Западной Сибири планом предполагалось дальнейшее развитие металлообработки и машиностроения, энергетики, деревообработки. Восточная Сибирь выдвигалась как ведущий район по лесоразработке и добыче цветных металлов, в том числе золота, платины, олова, также нерудных ископаемых - слюды, графита и т.д. Предполагалось уделить особое внимание расширению производства сельскохозяйственных продуктов, а также широко развернуть строительство железных и шоссейных дорог.

В Сибири в 3-й пятилетке была создана собственная металлургическая база. Развивались машиностроение и металлообработка, лесная промышленность. Доля продукции тяжелой индустрии составляла половину от общего объема. Закладывались основы оборонной промышленности. Был построен ряд предприятий легкой и пищевой промышленности. С большими трудностями возводились промышленные объекты на севере и в других малообжитых местах. Особое внимание уделялось строительству Горно-металлургического комбината в Норильске. Здесь были найдены большие запасы никеля.

В связи с тем, что многие районы Сибири испытывали недостаток топлива, в 3-й пятилетке была намечена широкая программа по вводу новых шахт, разрезов, преимущественно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Всего за 1938 - 1940 гг. была построена 31 шахта общей мощностью 10 млн. т. При огромных масштабах строительства в Сибири стала ощущаться нехватка строительных материалов, особенно цемента. Поэтому возводилось много кирпичных, цементных, известняковых и стекольных заводов.

Важнейшее место в военно-промышленном комплексе Восточной Сибири занимал Иркутский авиазавод. Здесь выпускали скоростной бомбардировщик А.И. Туполева. С 1936 по 1941 гг. было выпущено 837 машин. В январе 1941г. был организован серийный выпуск пикирующего бомбардировщика "Пе-2" [20]. Новосибирский авиационный завод выпускал истребитель "И-16". За 1939 - 1940 гг. было выпущено 503 машины. В конце 1940 г. начался выпуск самолетов ОКБ С.А. Лавочкина "ЛАГГ-3". Всего за предвоенные годы завод произвел 900 машин.

В 3-й пятилетке усилилась работа по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров. В октябре 1940 г. были созданы государственные трудовые резервы - система двухгодичных ремесленных и железнодорожных училищ и 6-месячных школ ФЗУ.

С января 1939 г. для рабочих и служащих вводится единая трудовая книжка, что способствовало учету рабочих и служащих в борьбе с текучестью рабочей силы. Одновременно принимались меры по поощрению передовиков социалистического строительства. Была учреждена новая медаль - "За трудовое отличие", звание Героя Социалистического Труда.

К концу 3-й пятилетки значительно отставали черная металлургия и угольная промышленность. Несмотря на это, в 3-м году 3-й пятилетки был достигнут наивысший подъем в развитии промышленности, транспорта и строительства за предвоенные годы. К 1940 г. угольная и металлургическая промышленность вышли из прорыва, увеличили свои показатели.

В эти годы была построена Красноярская ТЭЦ. В целом по Сибири выработка электроэнергии увеличилась на 63%. На Дальнем Востоке была создана база для быстрого превращения Сибири в один из крупных арсеналов страны на случай войны.

Накануне Великой Отечественной войны выработка электроэнергии в Сибири и на Дальнем Востоке составила 3,2 млн. кВт/час, выплавка стали - почти 2 млн. тонн, чугуна - 1536 тыс. тонн, добыча каменного угля - 39 млн. тонн, улов рыбы - 424,4 тыс. тонн, производство хлопчатобумажных тканей - 33,3 млн.м, вывоз древесины - 1/3 общего количества по стране. Фонды пищевой промышленности также возросли. Сибирь производила мяса 21,7%, масла 36,1%, сахара 9,4% от производства РСФСР. В 1940 г. в Сибири насчитывалось 3256 тыс. человек рабочих, в том числе 150 тыс. специалистов [10,22].

Всеобщая коллективизация изменила облик сибирской деревни. Основными производителями сельскохозяйственной продукции стали крупные кооперативные хозяйства и совхозы. По оснащению техникой сельское хозяйство Сибири заняло одно из первых мест в стране. Широко распространился женский труд. В животноводстве он приобрел решающее значение.

Между тем, не была упорядочена система экономических отношений колхозов с государством. Часть металла и средств, предназначенных для выпуска сельскохозяйственной техники, была направлена на нужды обороны.

В 1930-х гг. был введен обязательный минимум выработки трудодней в году. Колхозники, не вырабатывающие его, лишались права на приусадебный участок. Началось сселение хуторских хозяйств в крупные села.

Повсеместно в Сибири, как и в других районах страны, были созданы общественные комиссии по обмеру колхозных земель и приусадебных участков. Запрещена сдача колхозных земель в аренду. В начале 3-й пятилетки Сибирь прочно занимает место важнейшего производителя сельскохозяйственной продукции в стране. В 1939 г. колхозы Сибири получили 13,2% валового сбора зерновых от сбора во всех колхозах СССР, а удельный вес в производстве ценнейших продовольственных культур - яровой пшеницы - составил 32,3%.

Для колхозов Сибири был характерен высокий выход зерновой продукции в расчете на одного трудящегося, принимающего участие в работах. Это обстоятельство явилось одной из причин более высокой, по сравнению с другими районами страны, нормы отчисления продукции государству, которая устанавливалась правительством для колхозов Сибири. Увеличение валового сбора зерновых и кормовых культур позволило создать прочную базу для развития животноводства. В 1939 г. колхозы Сибири дали 25% всего заготовленного в СССР молока.

Рост посевных площадей в предвоенные годы сопровождался глубокими изменениями в их структуре. Большое экономическое и оборонное значение имело создание собственной продовольственной базы в районах Восточной Сибири и особенно Дальнего Востока.

По всей Сибири проходило ефремовское движение (См. Словарь понятий и терминов). Также развернулось строительство оросительных систем на юге Сибири. Увеличивается парк сельскохозяйственных машин. В то же время не хватало рабочих рук, поэтому начинается переселение в Восточную Сибирь и на Дальний Восток колхозников из малоземельных районов СССР. Были и трудности иного порядка. В 1940 г. засуха поразила важнейшие зерновые районы: Алтайский край, Новосибирскую область и частично Красноярский край.

До 1940 г. размер государственных заготовок в колхозах определяли не по наличию закрепленной за ними земли, а по размеру производимых ими посевов и поголовья скота. Это ставило передовые хозяйства в невыгодное положение, подрывало их интерес в освоении новых земель, в увеличении общественного стада. В марте 1940 г. по решению Пленума ЦК ВКП (б) был установлен погектарный принцип исчисления государственных поставок. Но переход к нему осуществлялся без учета региональных особенностей. Были допущены ошибки в определении количества колхозной земли, подлежащей государственному обложению. К пригодной для пашни были отнесены большие участки непахотной земли, освоение которых требовало больших затрат. Это толкало некоторые хозяйства на непроизводственное использование техники и рабочей силы.

В особенно тяжелом положении оказались многоземельные колхозы Сибири. За колхозами Алтая было закреплено около 15 миллионов гектар земли, из которых 6,5 миллионов были отнесены к пахотным и подлежали государственному обложению. Фактически же в течение всех лет предвоенной пятилетки колхозы края обрабатывали земли в два раза меньше. Многоземельные колхозы Сибири оказались лишенными экономической перспективы.

Тем не менее, сельское хозяйство добилось определенных успехов. В 1940 г. в Сибири было произведено около 15% пшеницы, более 13% мяса и сала, свыше 11% молока. При этом весьма показательно то, что в сельском хозяйстве Сибири накануне войны было занято всего лишь 7% трудоспособных колхозников страны.

2.3.2. Сибирь в годы Великой Отечественной войны

В связи с нападением Германии был взят курс на превращение восточных районов страны в основную военно-экономическую базу СССР. Планировалось ускоренное развитие производства военной техники, вооружений, боеприпасов.

В силу чрезвычайных обстоятельств Сибирь выдвигается на первое место среди других районов Советского Союза в обеспечении фронта и тыла продовольствием. Требовалось срочно перестроить промышленность на военный лад, что было исключительно сложным делом. Не хватало квалифицированных рабочих, большинство из которых были мобилизованы на фронт. Одновременно с переориентацией промышленности приходилось принимать и запускать эвакуированные предприятия. Нормальной деятельности мешала большая территориальная разбросанность промышленных центров.

Задания по выпуску оборонной продукции в первую очередь получили предприятия союзного значения. Красноярскому паровозовагоноремонтному заводу, наряду с выпуском обычной продукции, было поручено готовить для фронта санитарные, дорожно-ремонтные и танкоремонтные поезда, а также освоить выпуск бронепоездов, снарядов, минометов. Подобная перестройка проходила и на других заводах. С производства были сняты многие виды гражданской продукции, что позволило бросить все силы и средства на увеличение выпуска военной техники, вооружения и боеприпасов. Уже к началу 1941 г. 70% всего производства составляло военную продукцию.

В условиях оккупации южного и части центральных районов страны Урал и Сибирь превращаются в основную металлургическую базу. Расширение военного производства требовало увеличения выпуска качественного металлопроката, который до войны в Сибири почти не производился. Необходимо было менять технологию производства. Уже в августе 1941 г. пошла легированная сталь. Начал работу ряд новых металлургических заводов, в т.ч. "Амурсталь" (1942). Удельный вес Сибири в производстве черной металлургии значительно возрос.

С начала 1941 г. снизилась добыча угля. Это произошло из-за сокращения производственных ресурсов, ухудшения материального снабжения, ухода квалифицированных людей. Железнодорожный транспорт не справлялся с перегрузками. Органами власти принимаются чрезвычайные меры по улучшению снабжения Кузбасса людьми и машинами. В 1942 г. проблема с углем была решена.

Зимой 1941 - 1942 гг. для переправки сахалинской нефти на материк был выстроен нефтепровод.

Сибирь стала одним из основных районов размещения эвакуированных предприятий, в том числе крупнейших оборонных заводов. Беспрецедентное по масштабам и темпам перебазирование промышленных предприятий и людей в восточные районы страны в начале войны дало много примеров организованности и неразберихи, результативности и неэффективности, инициативы и неуправляемости.

27 июня 1941 г. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли совместное Постановление "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества". В первую очередь эвакуации подлежали важнейшие промышленные ценности (оборудование, станки, механизмы); сырьевые ресурсы и продовольствие (металл, горючее, хлеб); квалифицированные рабочие, инженеры и служащие вместе со своими предприятиями; население, в первую очередь молодежь, годная для военной службы; советские и партийные работники. Ответственность за эвакуацию возлагалась на наркоматы. Фактически заводы эвакуировали сами себя, а местные партийно-советские органы власти помогали им, чем могли [24].

Одна из сложнейших проблем, с которыми столкнулась эвакуация - транспортная. Массовое перебазирование предприятий и людей в восточном и западном направлении (на фронт) вызывало серьезные перебои на Уральской железной дороге. Темпы продвижения эвакуационных поездов осенью 1941 г., в период наиболее интенсивных перевозок, не превышали 100 - 150 км. в сутки. Время в пути эвакуируемых из Подмосковья предприятий (гг. Коломна, Калуга, Люберцы и др.) в среднем составляло от 20 до 34 суток.

Эшелоны с оборудованием шли вперемешку с военно-санитарными поездами и громадными составами с гражданским населением. Люди перевозились не только в пассажирских вагонах дальнего следования, но и зачастую в приспособленных вагонах-теплушках. Санитарное состояние железнодорожных составов далеко не всегда отвечало нормам. В них, как правило, плохо было с отоплением и вентиляцией, со снабжением кипяченой водой и особенно хлебом. Организовать сколько-нибудь сносное питание на местах стоянок не всегда было возможно.

Для решения проблем, связанных с транспортными перевозками, были приняты экстренные меры по усилению ответственности и ужесточению контроля. 18 ноября 1941 г. ГКО своим постановлением обязал наркомат путей сообщения (НКПС) принять срочные меры по быстрейшей отправке эвакуируемых. За нарушение установленных норм и отказ в приеме поездов виновные привлекались к ответственности по законам военного времени. В целях ускорения продвижения эшелонов на восток к месту их назначения и обеспечения своевременной разгрузки 25 декабря 1941 г. по решению ГКО был образован Комитет по разгрузке транзитных грузов [24].

За второе полугодие 1941 г. было эвакуировано 1523 промышленных предприятия, около 10 млн. человек. Только в Новосибирскую область прибыло 6 авиазаводов [19,21]. В Красноярский край перебазировались из Запорожья и Люберцов заводы сельскохозяйственного машиностроения, из Бежицы - машиностроительный завод "Красный профинтерн", из Коломны - механический, из Воронежа, Изюма и Полтавы - оборудование паровозоремонтных заводов, с Кавказа - Тарнаусский никелевый, с Кольского полуострова - Мончетундровский завод и т.д. 20 заводов и фабрик приняла Иркутская область. Некоторая часть оборудования была направлена в Бурятскую АССР. Далее на восток эвакуация промышленных заводов не производилась. В крупных городах и на железнодорожных станциях были созданы эвакопункты.

Работа по приему прибывшего оборудования осложнялась тем, что большая часть рабочих эвакуированных предприятий приезжала обычно позже прибытия эшелонов с оборудованием. Поэтому к разгрузочным работам приходилось широко привлекать местное население. На эти работы мобилизовывались главным образом служащие различных учреждений, неработающее население, студенты и учащиеся РУ и ЖУ, ФЗО, старшеклассники общеобразовательных школ, чтобы не отрывать рабочих от производства, работающего на нужды фронта. В осеннюю непогоду, в суровые сибирские морозы сибирякам вместе с прибывавшими рабочими и служащими приходилось разгружать эшелоны с оборудованием.

Прибывшее оборудование порой приходилось размещать и в открытом поле, где предусматривалось сооружение новых крупных предприятий. "На месте будущей кузницы кузнечного цеха завода № 863 под открытым небом были смонтированы механические молоты и горны, - вспоминал ветеран завода, бывший начальник кузнечного цеха Г.И. Трофимов, - и кузница стала снабжать завод необходимыми поковками. Работали круглосуточно. В темные осенние ночи наша необычная кузница, когда смотреть с Афонтовой горы, создавала впечатляющее зрелище: люди под открытым небом трудились над раскаленным металлом, озаренные во мраке пламенем горновых печей".

Для жилья эвакуированных людей приспосабливались клубы, амбары, школы, склады и др. Проводилось уплотнение населения. Например, в г. Красноярске, в соответствии с решением городского совета, была проведена ревизия жилого фонда, взяты на учет все возможные излишки жилой площади, снижены санитарные нормы проживания до 3 м2 на одного человека. Это были вынужденные меры, так как население города за несколько месяцев почти удвоилось [24].

Пустить в ход эвакуированные предприятия в условиях сибирской осени и зимы было делом исключительно сложным. Большинство работ производилось вручную. В отдельных регионах возникали проблемы с энергоресурсами. Например, в Красноярском крае к концу 1941 г. нехватка электроэнергии стала одним из основных сдерживающих факторов в работе промышленности. Для смягчения возникшего энергетического кризиса были введены жесткие меры экономии в расходовании электроэнергии. Красноярский горисполком принял решение об отключении частного сектора потребителей энергии, в первую очередь в перегруженных районах. В подъездах домов не разрешалось вывешивать лампочки мощностью свыше 16 Вт. Рабочие поселки с наступлением сумерек погружались в темноту.

Условия работы были крайне тяжелыми. Так, на заводе №4 НКВ не хватало электроэнергии, пара для отопления цехов и приходилось работать как на открытом воздухе при температуре 40 - 50 градусов мороза. В механических цехах застывала смазка станков, мерзла эмульсия, металл обжигал руки рабочим. В механических цехах раскладывали костры и жгли уголь. Дым стелился по цеху. В этих условиях рабочие сутками не выходили из цехов.

Бывший бригадир комсомольской бригады Н.Н. Пикуза вспоминал: "Работать приходилось по 16 часов в сутки, хотя тогда нормальная смена считалась 12 часов. Работали месяцами без выходных. А выходным считался пересменок, то есть работали с 8 утра до 1 часа ночи, с 1 часа ночи до 8 утра - выходной. По месяцам не выходили с завода, были на казарменном положении: уснешь за станком на 3 - 4 часа и опять мастер будит на такое же время работать. Голодные, грязные. Суп и 700 г. пайки хлеба выкупишь в столовой, съешь это и до следующего дня" [24].

Несмотря на трудности, благодаря массовому героизму людей, основная масса эвакуированных предприятий вступила в строй через три-четыре месяца. Во 2-й половине 1942 г. они целиком включились в производственный процесс. Началось соревнование тысячников Урала и Сибири (по 10 норм в смену).


Производство тяжелых фугасных авиабомб на одном из заводов Сибири.
ноябрь 1941 г. (Докучаев Г.А. Сибирский тылв годы Великой Отечественной войны. - М., 1968)

"Повесть о том, как целые предприятия и миллионы были вывезены на восток, как эти предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях восстановлены и как им в огромной степени удалось увеличить производство, - это, прежде всего, повесть о невероятной человеческой стойкости", - писал известный английский публицист Александр Верт, находившийся в годы войны в нашей стране в качестве корреспондента [24].

Мужчины ушли на фронт  и к станкам
 встали их сестры, матери и жены.
Их руками ковалась победа в тылу.
Сентябрь 1941 года.
(Красноярсцы в годы ВОВ
 - Красноярск, 1967)

Коренная перестройка промышленности шла одновременно при строительстве новых предприятий, главным образом тяжелой индустрии. В частности, в 1942 г. завершилось строительство Кузнецкого алюминиевого завода, выпускающего дефицитный металл для авиационной промышленности. В том же году был пущен в строй Алтайский тракторный завод в Рубцовске, построенный в кратчайшие сроки из эвакуированного с разных заводов оборудования. В годы войны он единственный в стране выпускал тракторы, необходимые фронту и тылу.

Удельный вес Сибири в общем объеме капиталовложений повысился с 17,9% в 1940 г. до 23,95 в 1942 г. Были расширены существующие электростанции и пущены новые. Удельный вес Сибири в общесоюзном производстве электроэнергии поднялся с 6,6 до 13,8%, но ее все равно не хватало.

Сибирь во 2-й половине 1942 г. имела слаженное, быстро растущее военное производство и превратилась в один из крупных промышленных и военных арсеналов нашей страны. За два года войны производство военной промышленности увеличилось в Западной Сибири в 27 раз, а в Красноярске - 2 раза. Например, Кузнецкий металлургический комбинат являлся крупнейшим поставщиком стали и танковой брони. Заводы Новосибирска за годы войны изготовили 15 тыс. истребителей (13% от общесоюзного производства боевых самолетов) и 125 млн. снарядов различных калибров. Красноярская судоверфь строила катера-охотники и бронекатера [18].

Колоссальная нагрузка выпала на долю железнодорожного транспорта. Зимой 1941 - 1942 гг. его работа ухудшилась. Важнейшие дороги Урала и Сибири также не справлялись с заданными графиками. Были расширены крупные железнодорожные узлы, началось строительство новых. Несмотря на все трудности, железная дорога Сибири обеспечила главное - постоянную связь фронта и тыла и удовлетворение нужд военного производства.

Из-за блокады Балтийского и Черного морей основная тяжесть транспортных перевозок легла на порты Дальнего Востока, усилилось значение Северного морского пути. Здесь происходили столкновения с немецкими и японскими военными судами.

Исключительно сложной в годы войны была задача обеспечения промышленности и транспорта рабочими кадрами. Ушедших на фронт заменили женщины, дети, пенсионеры. Это их руками ковалась победа в нашем тылу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1941 г. были узаконены сверхурочные работы, отменены отпуска. К 1943 г. количество рабочих в Западной Сибири увеличилось на 23%. Как правило, новички получали квалификацию на рабочем месте, но были и краткие курсы. Для занятых в промышленности давали дополнительные продовольственные карточки. С каждым годом росла сеть подсобных хозяйств. Одной из самых острых была жилищная проблема.

Сельское хозяйство также перестраивалось к условиям военного времени. Был установлен обязательный минимум трудодней - 120 в год и не менее 50 трудодней для подростков от 12 до 16 лет [10]. В деревне возникли огромные трудности. К 1943 г. из деревни ушли на фронт 2/3 мужчин. В армию было призвано 90% механизаторов. Ослабла материально-техническая база. Для армии были изъяты трактора, грузовые машины. Производство запчастей уменьшилось в 10 - 15 раз. На 1/4 сократилось поголовье лошадей. В то же время хлеба требовалось больше. Объем полевых работ на человека возрос до 5 - 7 га, тогда как в других областях он не превышал 2 - 3 га. Сокращение трудовых ресурсов и резкое падение механизации в условиях короткого сибирского лета сказывались на результатах труда. Была проведена значительная реконструкция. Изменилась структура посевных площадей. В тыловых районах страны возрастали площади под зерновыми культурами. Колхозам и совхозам Сибири пришлось срочно и в больших масштабах осваивать производство новых культур. Проблему рабочих рук решали за счет спецпоселенцев (немцы Поволжья и др.) и размещения эвакуированных. Например, в Кузбасс к 1943 г. прибыло 207086 человек из них 38% было направлено в сельскую местность [23].

Перед каждой из трех зон Сибири ставились конкретные задачи. Западная Сибирь как главный производитель зерна должна была снабжать фронт и население городов хлебом. Восточная Сибирь с животноводческим уклоном в сельском хозяйстве была призвана увеличить сдачу мяса и молока. Сельское хозяйство Дальнего Востока увеличило производство овощей и картофеля.

Уборка хлеба в 1941 г. затянулась. Например, в Красноярском крае 39% зерновых в 1942 г. убиралось вручную или простыми машинами. Урожайность сократилась в 2 раза [8]. В сентябре местные партийные органы получили право привлекать на уборку хлебов все трудовое население города и деревни. Несмотря на все трудности, уборка прошла успешно. В 1942 г. хлеборобы Сибири дали более 3 млн. т. зерна, что составило 1/4 всего запаса в стране. Сибирь дала также значительное количество продуктов животноводства.


Обоз с хлебом в подарок ленинградцам (колхоз "Новая жизнь" Новосибирского района, 1943 г.)
(Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. - Новосибирск: Наука, 1985)

В 1943 г. положение ухудшилось. Большое количество машин простаивало из-за поломок. Под яровой сев 1943 г. колхозы и совхозы Сибири подготовили недостаточно земель, посевы значительно сократились: в Омской области на 850 тыс. га, в Новосибирской - на 244 тыс. га, в Красноярском крае на 358 тыс.га. В Алтайском крае посевы яровой пшеницы сократились на 1127 тыс. га. Дополнительные трудности возникли из-за тяжелых погодных условий 1943 г. Огромным напряжением сил удалось собрать почти весь выращенный хлеб.

В годы войны сильно пострадало животноводство.

Ухудшение кормовой базы привело к падежу скота, особенно в колхозах. Значительно увеличились заготовки мяса, что также вызвало сокращение поголовья. Большую роль в продовольственном снабжении колхозников в годы войны стало играть личное подсобное хозяйство, являвшееся основным источником существования. Недостаток хлеба восполняли за счет расширения посевов картофеля. Например, в Кемеровской области в 1943 г. потребление картофеля составляло до 206 кг на душу населения, этот показатель был самым высоким в стране.

Со 2-й половины 1943 г. появилась возможность перевода промышленных предприятий на изготовление сельскохозяйственных машин и запасных частей. Уже осенью было получено 500 машин. В 1944 г. начался выпуск комбайнов на Красноярском заводе.

В трудных условиях холодной зимы,
в недостроенном механосборочном цехе
день и ночь сборщики-подростки изготавливали детали

В феврале 1944 года на красноярском заводе
приступили к выпуску прицепных зерноуборочных комбайнов.
За три месяца без технической документации
 вручную были собраны первенцы красноярского комбайностроения

(Комбайностроитель. - 2000. - 19 октября)

Весной и летом 1944 г. в ряде районов Сибири от засухи погибли сотни тысяч гектаров посевов. Сбор зерна составил 2 млн. т. Недостаток кормов сдерживал развитие животноводства.

В 1945 г. в село возвращаются работники, начинается рост посевных площадей. Улучшается работа МТС.

В годы войны Сибирь стала одной из важных сельскохозяйственных и промышленных баз СССР. Однако объем продукции в гражданской отрасли значительно уменьшился (вывозка древесины в 1,6 раза, производство шерстяной ткани в 1,5 раза, льняных тканей в 5 раз). Это создавало большие трудности для населения.

В сложных условиях проходила в 1943 - 1945 гг. работа транспорта. Сеть железных дорог росла, но количество подвижного состава почти не увеличивалось. Транспорт отставал от роста промышленности. В результате на заводах залеживалась необходимая продукция. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля

1943 г. на железной дороге было введено военное положение, а с 8 мая 1943 г. оно было распространено на морской и речной транспорт. В 1944 - 1945 гг. нагрузка на дороги Урала и Сибири несколько сократилась в связи с освобождением оккупированных районов, но они сохраняли ведущую роль. На Сибирь приходилось 1/3 всего грузооборота страны. В январе 1944 г. железным дорогам Сибири и Урала было передано 25 тыс. вагонов, Дальнего Востока - 10 тыс. К июню 1945 г. железнодорожный парк увеличился до 3 тыс. паровозов. Было произведено и укрепление кадров.

Во время войны в фонд обороны сибиряки внесли 5 млрд. рублей, более 3 млн. теплых вещей. Подписывались на государственные военные займы и денежно-вещевые лотереи. Развернулось движение тимуровцев. В Сибирь было эвакуировано много детских домов и госпиталей. Например, в Красноярском крае в первые месяцы войны было развернуто 16 эвакогоспиталей. Сибиряки оказывали помощь освобожденным районам страны, отправляя уголь, запасы продовольствия, машины.

С освобождением территорий нашей страны доля восточных районов на втором этапе войны снизилась, но абсолютный рост производства, особенно ведущих отраслей тяжелой и оборонной промышленности, продолжался. Сибирь и Урал были ведущими металлургическими, топливо-энергетическими и военно-про-мышленными районами страны. Трудовые подвиги сибиряков внесли значительный вклад в дело обеспечения всенародной победы над фашистской Германией. Сибирь была одной из основных баз снабжения фронта и страны продовольствием. За 1941 - 1944 гг. Сибирь дала государству 1/6 всего зерна, заготовленного в этот период.

В годы войны были проведены изменения в административно-территориальном устройстве Сибири. В январе 1943 г. из Новосибирской области была выделена Кемеровская, а в августе 1944 г. - Томская. Из Омской области выделилась Тюменская. В октябре 1944 г. была присоединена Тува. К 1945 г. на территории Сибири проживало около 20 млн. человек.

Сибиряки сражались на всех фронтах (сибирские дивизии: 22-я, 56-я, 65-я гвардии; 87-я, 116-я стрелковые). К концу войны сибирские стрелковые соединения составляли 1/4 советской гвардии. Многие получили высокие награды.

Таким образом, решающую роль в создании слаженного военного производства СССР и в его дальнейшем развитии сыграли восточные районы страны, в том числе и Сибирь. Удельный вес Урала и Сибири в военной экономике СССР вырос чрезвычайно.


Западный фронт. Экипажи полка готовятся к вылету на самолетах СБ

В Красноярске был сформирован первый скоростной бомбардировочный авиаполк. За 1941 - 1942гг. полк дважды уничтожался почти полностью. К исходу 1942г. здесь остался один красноярец - летчик И.Горбунов. В том же году полк стал гвардейским. (Хохлов Г. Авиация Красноярска в годы первых пятилеток//Красноярский пилот. - 1970. - 1 января.)

Никифоров Я.К.

Пахотнов В.Т.

Антонов И.Ф.

Слепцова М.М.

Федоренко Г.Е.

Студенты КСХИ (КрасГАУ) - участники Великой Отечественной войны


Отрывок из письма Медведева М.И. от 2 августа 1941 г. (Из архива семьи Медведевых)


Продуктовый список бойца. Из записной книжки Медведева М.И. (Из архива семьи Медведевых)


9 мая 1945 г. Краков. На фото Медведев М.И. (1914 - 2001)
житель д. Убей Новоселовского района. Герой Великой отечественной войны.
 (Из архива семьи Медведевых)

Контрольные вопросы по теме 2.3.

  1. Укажите особенности развития Сибири накануне войны.
  2. Как проходила эвакуация промышленных предприятий в Сибирь?
  3. Расскажите о сельском хозяйстве Сибири в военные годы.
  4. Какие изменения в административно-территориальном устройстве Сибири произошли в 1936 - 1945 гг.?
  5. Определите значение Сибири для экономики страны в годы войны.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения