История освоения и развития Сибири

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ СИБИРИ ХVІ - НАЧАЛО ХХ В.

Семинар 1.2. Проблемы становления и развития сибирской деревни в ХVІІ - ХVІІІ вв.

  1. Источники сибирского крестьянства и его социальное положение.
  2. Быт, хозяйство, традиции и обряды сибиряков.
  3. Менталитет сибирского крестьянства

Тест самоконтроля к теме 1.2.

  1. В каком районе Сибири существовало земледелие до прихода русских?
    в Минусинской котловине;
    по Оби;
    в верховьях Енисея;
    в Приуралье.
  2. Каким образом правительство обеспечивало хлебом служилых людей на ранних этапах освоения Сибири?
    покупали в Калифорнии;
    обложили коренное население хлебной повинностью;
    завозили из Европейской России;
    разрешали пахать землю.
  3. Земля в Сибири преимущественно была:
    монастырской;
    крестьянской;
    помещичьей;
    государственной.
  4. В ХVІІ в. крестьяне получали землю в Сибири на условиях:
    выплаты ясака;
    частной собственности;
    обработки государевой десятинной пашни;
    работы на заводах.
  5. Какие виды помощи оказывала местная администрация крестьянам, переселявшимся в Сибирь ?
    денежную и транспортную;
    подмога, ссуда и льгота;
    юридическую и медицинскую;
    кредитную и продовольственную.
  6. Одна из самых распространенных зерновых культур в Сибири в ХVІІ в.:
    пшеница;
    гречиха;
    рожь;
    кукуруза
  7. Самая распространенная система земледелия в Сибири в ХVІІ в.:
    трехполье;
    перелог;
    многополье;
    подсека.
  8. Когда был прекращен завоз в Сибирь хлеба из европейской России?
    1582 г.;
    1601 г.;
    1685 г.;
    1703 г.
  9. По какому виду товара Сибирь в ХVІІ в. зависела от ввоза из Европейской России?
    соль ;
    ткани;
    хлеб;
    лодки.
  10. Основное население сибирских городов в ХVІІ в.
    купцы;
    ремесленники;
    крестьяне;
    служивые люди.

Дополнительные материалы

Документы и материалы к теме 1.2.

Бахрушин С. В. Исторический очерк заселения Сибири до пол. ХΙХ в.

Крупную роль в колонизации Сибири сыграла церковь… Примером может служить история земельных владений Тобольской архиепископской кафедры при первом сибирском архиепископе Киприане. На землях, принадлежавших архиепископии, им было поселено всего 68 крестьян; его преемник, пр. Макарий, оставил 124 крестьян, пр. Нектарий 427 человек. Такую же деятельность проявляли и монастыри: Тобольский Успенский монастырь с 1612 по 1642 год приобрел обширную Вагайскую вотчину, 10 деревень и одну заимку, всего 87 дворов с 185 крестьянами, обрабатывавшими 346 четв., у Тобольского Знаменского монастыря в 1621 г. числилось 50 крестьян, в 1642 - 260, в 1660 - 402, а через 100 лет в 1760 г. - 2140.

Пруссак А. Крестьяне в Сибири во вторую половину 17 в.

Что же представлял собою крестьянский мир? Мир являлся союзом крестьянских хозяйств, имеющих общее управление из назначенных и выборных лиц, сообща несущих повинности и связанных друг с другом круговою порукою; ни принудительной уравнительности участков со следствием их - земельными переделами, ни сословного характера поземельных крестьянских повинностей, типичных для русской общины более позднего времени мы не находим и следов. Мир имел право самоуправления, раскладки податей и разверстки повинностей, надзора за порядком и тишиною среди своих членов; неугодный миру человек выселялся из его пределов; если мир не мог справиться с кем-либо из своих членов, то просил помощи "от вора и душегубца" у воеводы. В непосредственном владении мира иногда находились воды, сенные покосы, выгоны, необработанные участки земли, равным образом и обработанные, но в силу каких-либо причин запустевшие. Все важнейшие дела решались на сходе, созываемом земскими властями…

Крестьянский мир управлялся посредством земского старосты и приказчика. В выборе земского старосты могли принимать участие все полноправные члены мира. В старосты выбирали на год крестьянина, члена данного мира, "человека добра, душею пряма, а животом прожиточна, и не вора, и не бражника, и не миропродавца, кому бы мочно в государевых делах и денежных сборах верить"…

Совместно со старостой правил приказчик, который выбирался населением и утверждался воеводою или же назначался последним, что часто вызывало протест населения…

Круг деятельности приказчика был почти тот же, что и земского старосты, но на приказчика, кроме того, обычно возлагалось начальное руководство обороной мира, на случай нападения со стороны туземцев, а потому приказчик выбирался, "буде сыщется", из казаков.

Знаменская Р. А. Хрестоматия по истории Сибири. - Иркутск, 1930. - С. 24, 35 - 37.

Община и традиции

…Старики занимали почетное место в общине в силу традиционности всего уклада жизни феодальной деревни. В таком социальном организме, где производственная основа зависела от приобретенных опытом навыков, естественно, культивировалось уважение к самому старшему поколению.

Наряду с производственным авторитетом, для социального положения стариков имела значение роль обычая в феодальной деревне. В деловых бумагах разного типа, исходивших от крестьян, постоянно встречаются ссылки на действия или права своих прадедов, дедов и отцов в обоснование собственных поступков или прав.

…Сохранение элементов культа предков и поклонения покровителям дома и рода ("Хозяину" и "Хозяйке") способствовали осознанию крестьянином преемственности, верности традициям, заветам предков и отцов, как положительного фактора, обеспечивающего благополучие его самого и его семьи. Характерен в этом отношении обычай "сговоренным невестам за день перед свадьбою… ходить на могилы выть, у которых отец или мать, хотя очень давно умер", …сохранившийся в Х1Х в.

Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIІІ - первая половина XIX в.). - Новосибирск, 1975. - С. 323 - 324.

Рекомендуемые источники и литература

  1. *Абсалямов, М.Б. Освоение Сибири Россией ХVI - ХVIII вв. - Красноярск, 2003.
  2. *Александров, В. А. Русское население Сибири XVII- начала XVIII в. Енисейский край) - Москва, 1964.
  3. Андюсев, Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии ХIХ - начала ХХ вв.: Учебное пособие для учащихся и студентов. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
  4. Быконя, Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края. - Новосибирск, 1981
  5. Быконя, Г.Ф. История Приенисейского края. - Красноярск, 1997.
  6. *Гонина Н.В. История освоения и развития Сибири (ХVІ - ХХ века). Хрестоматия. - Красноярск, 2008.
  7. *Гонина Н.В. Курс лекций по истории Сибири ХVІ - ХХ вв. - Красноярск, 2008.
  8. *Громыко, М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII - первая половина ХIХ в.). - Новосибирск, 1975.
  9. Зуев, А.С. Сибирь: вехи истории (XVI - XIX вв.). - Новосибирск, 1999.
  10. *История Сибири. С древнейших времен до наших дней: В 5 т. - Т. 2,3. - Л., 1968.
  11. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. - Красноярск, 2005.
  12. Крестьянство Сибири в эпоху феодализма ХVII - первая пол. ХIХ вв. - Новосибирск, 1982..
  13. *Миллер, Г. История Сибири. - Т. 1. - М., 1999.
  14. Никитин, Н.И. Сибирская эпопея ХVII в. Начало освоения Сибири русскими людьми. М.,1987.
  15. *Олех, Л. Г. История Сибири. - М., 2001.
  16. *Павлов, П.Н. Промысловая колонизация Сибири в ХVII - нач. ХVIII вв. - Красноярск, 1974.
  17. Перцик, Е.Н. Город в Сибири. - М., 1980
  18. Русские старожилы Сибири. - М., 1973.
  19. Словцов, П. А. Историческое обозрение Сибири. - Сибирские огни. - 1991. - № 4. - С. 119 - 164.
  20. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири (1032 - 1882 гг.) / Сост. И.В. Щеглов. - Сургут, 1993.
  21. Шунков, В. И. Очерки по истории земледелия Сибири (ХVII в.). - М., 1956.

Знаком (*) помечена литература, которая есть в библиотеке КрасГАУ.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения